Использование аутентичных текстов на уроке английского языка на начальном этапе обучения




На начальном этапе обучения чтению на уроке иностранного языка закладывается основа универсальных метапредметных учебных действий. Учащимися впервые осознаются суть, смысл и ценность учебной деятельности. Младшие школьники учатся овладевать знаниями, самостоятельно работать над языком, что является основой для последующего саморазвития и самосовершенствования, положительно влияет на результативность всего процесса школьного иноязычного образования. Аутентичные тексты играют особую роль в повышении мотивации школьников к изучению иностранного языка.

Рассмотрим лингвометодический потенциал аутентичных текстов на начальном этапе обучения английскому языку на примере нескольких учебно-методических комплексов.

Одним из основных УМК, рекомендованных Министерством Образования РФ для начального обучения английскому языку является УМК O.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой, К.М. Барановой «Rainbow English» для 5 класса.

В большинстве своем, УМК для 5 класса содержит тексты, подвергшиеся необходимой адаптации и сокращению. Это фабульные тексты фольклорных жанров (сказки, стихи, песни), странички из путеводителей, а также тексты из всемирной сети интернет. Так, раздел учебника «Путешествия» (Unit 5. From Place to Place) включает следующее темы: путешествия, Шотландия, города мира и их достопримечательности, рынки Лондона, мосты Лондона, русский и британский образ жизни. Изучая данные темы, учащиеся не только расширяют свой словарный запас, но и получают дополнительную информацию о тех или иных темах, а также выполняют задания на основе прочитанного. Но адаптированные тексты нельзя назвать в полной мере аутентичными, они не погружают учащихся полностью в языковую среду и не показывают иноязычную культуру в полной степени.

В данном учебнике содержатся также стихи английских и американских поэтов, например стихотворение Лэнгстона Хьюза Dreams [1, c. 88], которое способствует приобщению к культуре стран изучаемого языка. Стихи являются примером аутентичного текста. К данному стихотворению предлагается задание на усвоение прочитанного на послетекстовом этапе, где нужно ответить на вопрос о том, что могут нам дать мечты: say, what dreams can give us.

Обратимся к упражнениям данного учебника в разделе «Hobby». На предтекстовом этапе учебник включает упражнения в виде наводящих вопросов, т.е. до чтения текста учащиеся уже немного познакомятся с темой и, соответственно, будут знать, о чем текст. Например:

Why do people have hobbies? Why is it good to spend some time outdoors every day [1, c. 20]?

На этом этапе также предлагается упражнение на введение новых слов. Здесь даются предложения с выделенными словами, о значении которых нужно догадаться по контексту. Данное упражнение облегчает задачу понимания текста учащимися, т.к. новые слова уже будут отработаны. Например:

The day was unpleasant – wet and cold.

Why are you unhappy today?

Рассмотрим упражнения текстового этапа. На данном этапе учебник включает упражнение, где необходимо озаглавить каждый из 3 абзацев. Затем следует задание, в котором учащимся предложено подумать и высказать свое мнение об увлечении главного героя Вэла.

На послетекстовом этапе предлагаются упражнения, в которых нужно определить, обращаясь к содержанию текста, верны ли данные утверждения. Например:

Jack has a lot of problems.

Val is a pupil.

Следующее упражнение предполагает письменный ответ на вопрос, основываясь на содержании текста:

What things are interesting or useful to correct?

Анализируя учебник O.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой, К.М. Барановой «Rainbow English» для 5 класса можно заключить, что в учебнике много адаптированных текстов, но недостаточно аутентичных. А адаптированные тексты не могут показать все реалии англоязычных стран, сведения об интересных людях, традиционных формах общения, особенностях быта и привычках. Что касается упражнений, то на каждом этапе их достаточно много, и они довольно разнообразные, следовательно, можно не сомневаться в том, что учащиеся тщательно проработают и осмыслят текст.

Рассмотрим учебник Кэрола Скиннера «In touch 2» издательства Лонгман. В данном учебнике большое количество адаптированных аутентичных текстов, брошюр, диалогов на различные темы, например о хобби или выходных, а также сопровождающих упражнений на понимание прочитанного. В ходе обучения чтению при помощи таких текстов у обучающихся будут сформированы первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся приобретут начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл овладения иностранным языком.

Обратимся к упражнениям данного учебника, разработанным к тексту «24th August, AD 79».

Рассмотрим упражнения предтекстового этапа. Здесь предлагается прочитать заглавие рассказа, посмотреть на картинку и подумать, о чем будет идти речь в тексте.

На послетекстовом этапе автор учебника предлагает упражнение на понимание прочитанного, в котором требуется соотнести части предложений по смыслу:

1. Livia and Claudius felt very hungry because …

2. It became dark because …

3. Livia dropped the bread because …

4. There was the terrible noise because …

5. Claudius didn’t speak because …

 

a) she heard a terrible noise.

b) a black cloud of smoke covered the sky.

c) Mount Vesuvius erupted.

d) he was terrified.

e) they smelt the bread in the baker’s shop [25, c. 18].

Далее приведем упражнения к рассказу «My Favourite Town».

На предтекстовом этапе предложено упражнение, где нужно посмотреть на картинку и на заглавие текста, и предположить, о чем будет текст. Также на данном этапе дается задание на аудирование, где необходимо установить соответствие между темами высказывания и именами говорящих. Это упражнение также подготавливает учащихся к теме, о которой будет говориться в тексте.

a) A big city

b) A mountain village

1) Speaker 1

2) Speaker 2

На текстовом этапе автор учебника предлагает упражнение, где необходимо каждый абзац текста соотнести с вопросом, ответом на который он является.

В качестве послетекстовых заданий даны устные и письменные упражнения с опорными вопросами или фразами, в которых предлагается рассказать о своем любимом городе [25, c. 42-43].

Анализируя учебник Кэрола Скиннера «In touch 2» можно выявить, что в нем содержится много разнообразных аутентичных текстов, которые делают процесс обучения интереснее, погружают учащихся в языковую культуру и мотивируют их на обучение. Это является большим преимуществом данного издания, т.к. в русскоязычных изданиях обычно даются адаптированные тексты. Что касается упражнений к текстам, то за прочтением следует работа по развитию навыков аудирования, чтения и письма, это очень значимый и последовательный подход.

Таким образом, сравнивания учебники O.В. Афанасьевой «Rainbow English» 5 класса и Кэрола Скиннера «In touch 2» можно выявить, что задачи учебника иноязычного издательства намного шире, чем русского и обеспечивают процесс обучения чтению интереснее, погружая учащихся в иноязычную среду, в чем помогают именно аутентичные тексты. Что касается упражнений, в учебнике русскоязычного издания упражнения имеют место на всех трех этапах чтения в отличие от учебника иноязычного издательства, но комплекс заданий в иноязычном издании позволяет также работать над развитием навыков аудирования и письма.

Выводы по 2 главе

В данной главе мы проанализировали приемы работы с аутентичным текстом на раннем этапе на уроке английского языка. Основными выводами проведенного исследования становятся следующие выводы.

Необходимо пользоваться различными методами работы с аутентичным текстом на уроке английского языка, т.к. это делает процесс обучения легче и увлекательнее.

Исследуя УМК иноязычного и русского изданий, можно выявить, что не только аутентичные тексты важны для обучения, но и упражнения к ним, т.к. необходимо прорабатывать текст. А это возможно только используя различные упражнения и приемы, направленные на развитие читательских навыков и компетенций, и только при этом условии можно утверждать, что чтение аутентичных текстов на начальном этапе обучения иностранному языку в огромной мере способствует расширению лексического запаса, умению понимать значения незнакомых слов из контекста, закреплению различных разделов грамматики, совершенствованию речевых навыков.

Таким образом, каждый учитель должен понимать всю важность аутентичных текстов и использовать упражнения на всех трех этапах обучения чтению, что позволит сделать этот процесс успешнее.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе предпринята попытка обобщения теоретических основ обучения чтению на начальном этапе изучения иностранного языка в школе, а также рассмотреть различные методы работы с аутентичными текстами и упражнения к ним в соответствии с разными УМК по английскому языку.

Чтение аутентичных текстов при обучении иностранному языку на начальном этапе в общеобразовательной школе играет первостепенную роль. В основе мотивации чтения лежит осознание его полезности и необходимости для расширения границ познания за счёт освоения чтения на иностранном языке.

Именно поэтому необходим подбор таких аутентичных материалов, которые знакомят с реалиями страны изучаемого языка, приобщают к культурным ценностям других народов и расширяют тем самым область лингвосоциокультурной компетенции учащихся. Работа над аутентичными текстами не только положительно воздействует на эмоциональную сферу личности школьника, но и решает сугубо прагматические задачи: ведёт к активизации и обогащению словарного запаса учащихся, расширяет социокультурный компонент их иноязычной речевой компетентности, интенсифицирует процесс освоения иностранного языка за счёт подключения дополнительной мотивации.

Немаловажно также подобрать такую систему упражнений, которая поможет не только проверить новые знания, но и лучше их усвоить. А для этого необходимо подбирать учебник, где есть необходимые задания к каждому этапу обучения чтения.

Таким образом, правильное построение урока, использование аутентичных текстов и систематическое использование определенных упражнений позволяет учителю сделать процесс обучения чтению более эффективным.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: