Дайте определение понятию износ и изнашивание. Перечислите виды изнашивания. Охарактеризуйте этапы изнашивания. Перечислите виды трения.




Изнашивание - это процесс разрушения и удаления материала с поверхности твердого тела и (или) накопления остаточной деформации при трении, проявляющийся в постепенном изменении размеров и (или) формы тела.

Износ -это результат изнашивания, проявляющийся в виде изменения размеров и свойств материала деталей.

 

Классификация видов изнашивания:

1. Механическое изнашивание

2. Абразивное изнашивание

3. Гидроабразивное (газоабразивное) изнашивание

4. Гидроэрозионное (газоэрозионное) изнашивание

5. Усталостное изнашивание

6. Кавитационное изнашивание

7. Изнашивание при заедании

8. Изнашивание при фреттинге

9. Изнашивание при действии электрического тока

10. Коррозионно-механическое изнашивание

Процесс изна­шивания деталей подвижных сопряжений за период работы машины до ее ремонта можно условно разделить на три ха­рактерных этапа (рис. 1). В первый период работы (этап I) сопрягаемые детали изнашиваются быстро, так как происхо­дит приработка трущихся поверхностей. В этот период нагруз­ка воспринимается преимущественно выступами, имеющими­ся на поверхностях деталей после механической обработки. Поэтому удельные давления значительно превышают расчет­ные значения и условия смазки нарушаются. По мере изна­шивания выступов зазор в сопряжении быстро увеличивает­ся. Чтобы избежать образования задиров трущихся поверхно­стей и выхода деталей из строя, в начальный период эксплуа­тации новой или отремонтированной машины работу начина­ют с минимальной нагрузки, постепенно увеличивая ее до но­минальной. На первом этапе tп происходит приработка дета­лей, т.е. сопряжение как бы приспосабливается к условиям нагружения. Интенсивность изнашивания постепенно снижает­ся. Этап приработки деталей называют обкаткой машин.

После приработки деталей скорость изнашивания их ста­билизируется или возрастает медленно вследствие сглаживания неровностей на трущихся поверхностях. Наступает период нор­мальной работы tн(этап II) с установившейся скоростью изнашивания. Этот период составляет наибольшую часть времени работы сопряжении, и окончание его должно определить конец нормальной эксплуатации.

В случае чрезмерного увеличения зазоров в сопряжени­ях динамические нагрузки возрастают настолько, что возни­кают удары, вызывающие дополнительные деформации де­талей и резко повышающие скорость изнашивания (этап III). Наступает период аварийного (предельного) износа. Увели­чение зазоров может привести к поломкам деталей.

 

 

Трение — это явление сопротивления относительному перемещению, возникающее между двумя телами в зонах соприкосновения по­верхностей по касательным к ним. Трение сопровождается переходом части кинетической энергии в теплоту.

Изнашивание деталей, образующих неподвижные соединения, зависит от силы трения покоя.

Трение покоя — трение двух тел при микросмещениях без макросмещения (до перехода к относительному движению).

Для деталей, входящих в подвижное соединение, изнашивание будет зависеть от силы трения движения.

Трение движения - трение двух тел, находящихся в движении относительно друг друга.

По характеру относительного движения трение движения разделяют на трение скольжения и трение качения.

Трение скольжения - кинематическое трение, при котором одна и та же точка одного тела соприкасается со следующими одна за другой точками другого тела.

Трение качения - кинематическое трение, в котором каждая из точек одного тела приходит в соприкосновение только с одной из точек другого тела, а точка их касания является мгновенным центром вращении (подшипники качения, зацепление шестерен и др.). По характеру протекания процесса различают трение без смазочного материала и со смазочным материалом.

Трение без смазочного материала трение двух тел при отсутствии на поверхности трения введенного смазочного материала любого вида. Такое трение сопровождается повышением температуры, прочным сцеплением отдельных точек контакта, что вызывает интенсивное разрушение трущихся поверхностей. В условиях такого трения работают диски сцепления, тормозной барабан — колодки, гнездо клапана — клапан, звенья гусениц — пальцы и др.

Трение со смазочным материалом — трение двух тел при наличии на поверхности трения введенного смазочного материала любого вида.

 

12. Охарактеризуйте планово-предупредительную систему ТО и ремонта машин. Перечислите мероприятия системы ППР. Приведите основные виде периодических ТО тракторов.

Система планово-предупредительная ТО и ремонта представляет собой комплекс организационно-технических мероприятий профилактического характера, выполняемых для поддержания машины в работоспособном и справном состояние. Система называется плановой потому, что все её мероприятия выполняют по заранее разработанному плану, а предупредительная потому, что входящие в неё мероприятия носят профилактический характер, т.е предназначены для восстановления работоспособности машины или её деталей до их выхода из строя.

Основные мероприятия планово-предупредительной системы ТО и ремонта – обкатка, ТО, ремонт и хранение машин (узлов и агрегатов).

Обкатка машин проводится в условиях хозяйства в период выполнения различных строительных и транспортных работ при переменной возрастающей нагрузке. Основное её назначение – создать надёжные условия работы машин в начале эксплуатации и довести трущиеся поверхности до такого состояния, при котором возможна нормальная работа.

Техническое обслуживание (ТО) представляет собой комплекс обязательных к выполнению работ, направленных на поддержание машин в работоспособном и исправном состояние. Оно включает контрольно-диагностические, регулировочные, крепёжные, смазочные, заправочные и др работы. В зависимости от назначения,периодичности, перечня и трудоёмкости ТО разделяют на ежесменное, периодическое и сезонное.

Ежесменное ТО (ЕТО) – выполняют перед началом,во время перерывов и после окончания работы. Основное назначение – общий контроль работы машин и их подготовка для очередной смены.

Периодическое ТО выполняют после определённой наработки машин. Основное назначение – снижение интенсивности изнашивания деталей, а также выявление и предупреждение неисправностей, повреждений и отказов машин. Периодическое ТО разделяют на несколько видов: ТО-1, ТО-2, ТО-3.

Сезонное ТО проводят 2а раза в год (осеннее и весеннее) при понижении или повышении температуры до +5С. Основное назначение сезонного ТО – подготовка машин для эксплуатации в холодное или теплое время года.

Ремонт машин представляет собой комплекс работ, направленных на поддрежание и восстановление их исправноси и работоспособности. Ремонт включает в себя контрольно-диагностические, разборочные, сборочные, регулировочные, слесарные, механические и др. работы. В зависимости от назначения и характера выполнения работ ремон подразделяют на текущий (Т) и капитальный (К).

Текущий ремонт выполняют для обеспечения или восстановления работоспособности машин при эксплуатации. Он состоит в замене и (или) восстановлении отдельных составных частей машины.

Содержание и организация проведения текущего ремонта зависят от вида машины, периода ее использования и технического состояния. Отдельные составные части машины, достигшие предельного состояния, при текущем ремонте можно заменять новыми или отремонтированными при условии, что другие основные составные части машины имеют запас ресурса до следующего ремонта.

Капитальный ремонт проводят для восстановления исправности и полного (или близкого к полному) ресурса машины. Он характеризуется полной разборкой и сборкой машины, заменой всех изношенных деталей (в том числе и базовых) и любых составных частей новыми или отремонтированными, а также обкаткой и испытанием составных частей и машины в целом. Капитальному ремонту подвергают не только машины, но и их составные части. Капитальный ремонт, как правило, выполняют на специализированных предприятиях

Хранение машин представляет собой комплекс работ, направленных на улучшение сохранности машин в нерабочее время. В зависимости от продолжительности хранение машин разделяют на кратковременное и длительное.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: