Государство – совокупность политических институтов, главной целью которых является защита и поддержание целостности общества.
основные признаки государства, отличающие его от других организаций современного общества:
- наличие особой публичной (политической) власти
- государственный суверенитет;
- взимание налогов.
В сущности любого государства присутствуют и классовый, и общесоциальный аспекты. На определенном этапе исторического развития доминирующим становится либо классовое, либо общесоциальное проявление сущности государства.
Сущностные характеристики государства:
1. Государственная власть.
2. Суверенитет.
3. Политический режим государства.
Смысл любого государства сводится к тому, чтобы осуществлять власть в обществе.
Признаки государства:
1) Наличие территории с четко определенными внешними границами.
2) Наличие населения.
3) Наличие особой публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны.
4) Наличие обязательных налогов, необходимых на управление делами общества, в том числе на содержание самой государственной власти.
5) Наличие суверенитета. Государственный суверенитет означает самостоятельность, независимость государства в осуществлении им своей политики как в пределах собственной территории, так и в международных отношениях, при условии ненарушения суверенитета других государств.
6) Наличие правовых норм, под которыми понимаются общеобязательные правила поведения людей, санкционированные государством в виде законов, других актов государства.
Вопрос о возникновении государства имеет несколько аспектов. Во-первых, это первоначальное возникновение государства, т.е. постепенное, на протяжении многих веков вызревание в человеческом сообществе этого политического института. Во-вторых, это производное возникновение государства, когда новое государство создается в государственно-организованном обществе на базе ликвидации прежнего. В-третьих, это возникновение государства в безгосударственном колониальном обществе, в зависимой стране, находившейся под управлением государства-метрополии.
Существует множество доктрин, объясняющих первоначальное возникновение государства. Мы рассмотрим основные из них.
В религиозных концепциях государство рассматривалось как явление, дарованное людям свыше. В их основе лежат представления о небесном, божественном первоисточнике происхождения как самого человека, так и надлежащего порядка в совместной жизни людей (т.е. общества и государства).
Согласно органическим концепциям сущности государства оно является живым организмом, совокупностью взаимосвязанных органов. Место, значение и власть каждого сословия и института в иерархической системе организации общественной и государственной жизни определяются функцией и ролью соответствующего органа в жизни организма. В этом смысле более важному органу соответствует более высокий статус и более значительная власть в системе государства.
Концепции общественного договора встречаются уже в древности. Древнекитайский мыслитель Мо-цзы (V в. до н.э.) писал, что между людьми царила вражда, не было управления и старшинства, люди выбрали самого добродетельного и мудрого человека, сделали его правителем и предоставили ему право управлять собой. Только он может создавать единый образец справедливости, поэтому в государстве воцарился порядок.
Идеи договорного происхождения государства получили широкое распространение в Новое время. Ж.Ж. Руссо (1712-1778гг.) в своей работе «Об общественном договоре» характеризует догосударственное состояние как строй всеобщей свободы и равенства. Однако с появлением частной собственности и социального неравенства начинается борьба между бедными и богатыми.
На идеи общественного договора опирались американские мыслители при обосновании суверенных прав народа США на независимость от Великобритании и на формирование своего самостоятельного государства. Эти идеи нашли свое выражение в Декларации независимости США (1776г.
Концепции насилия. Представители данного направления трактуют возникновение государства как результат насилия (внутреннего или внешнего).
Взгляды о внутреннем насилии в качестве причины возникновения государства развивал Дюринг. Насилие одной части первобытного общества над другой – это тот первичный фактор, который порождает политический строй (государство). В результате такого насильного порабощения одних другими возникают собственность и классы.
Марксистская концепция опирается на историко-материалистическое учение об обществе, на классовую трактовку государства. Государство, согласно марксизму, возникает в результате естественно-исторического процесса развития первобытно-общинного строя как аппарат принудительной власти экономически господствующего, эксплуататорского класса над неимущим, эксплуатируемым классом. Исторически государство возникает как рабовладельческое, на смену которому – в результате общественного развития – идет феодальное, а затем – буржуазное. Уничтожение путем революции частной собственности как основы классов, государства ведет к бесклассовому, безгосударственному коммунистическому обществу. Коммунистическое общество (без государства) – это определенное повторение на более высокой ступени исторического развития первобытного коммунизма и догосударственного общественного самоуправления первобытного строя.