Количество баллов
Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление тактики поведения
Контрольная работа 3
Выполните задания:
1. Директор библиотеки добивается увеличения ассигнований из городских фондов для покупки книг. С этой целью он решил заручиться поддержкой жителей города и провел обследование, спрашивая читателей библиотеки: «Хотите ли вы, чтобы в библиотеке было больше книг?». Этот вопрос он задал десяти читателям, девять из которых ответили утвердительно. Десятый не имел определенного мнения. На этом основании директор библиотеки сделал следующий вывод: «Девяносто процентов жителей нашего города высказались в пользу того, чтобы на покупку книг выделялось больше средств. Против выделения дополнительных средств не высказался ни один человек». Напишите ваше мнение по поводу примененного этим библиотекарем метода обследования с точки зрения: отбора реципиентов; объема выборки; формулировки вопроса; заключения.
2. Какой социально-психологический механизм описан в знаменитой сказке Х. Андерсена о голом короле? Этот тот случай, когда человек делает вид, что согласен с группой, но на самом деле он просто не хочет «выделяться», чтобы не нарушить единодушия группы.
3. Лектор произносит монолог, а аудитория не задает ни вопроса, не подает ни одной реплики, не записывает, но слушает, а слышит ли, понимает ли – сказать трудно. Можно ли это считать общением между лектором и аудиторией?
Решите тест:
1. Вид общения, который происходит с целью достижения договорённости между людьми, не состоящими в близких межличностных отношениях, называют:
а) референтным;
б) деловым;
в) опосредованным;
г) ролевым.
2. Положение человека в обществе, установленное в терминах прав и обязанностей, называют:
а) социальная установка;
б) общественная позиция;
в) общественный престиж;
г) социальный статус;
3. Структурными компонентами общения выступают:
а) коммуникативный;
б) когнитивный;
в) восприятия партнёра;
г) нормативный.
4. Некоторый устойчивый образ какого-либо явления (или человека), которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением, называется:
а) предикат;
б) установка;
в) ключ доступа;
г) стереотип.
5. Процесс группового развития результатом, которого является дифференциация групповой структуры, её совершенствование, за счёт личной инициативы участников, называется:
а) социализация
б) лидерство;
в) групповая динамика;
г) конформизм.
6. Повышение скорости и продуктивности деятельности вследствие актуализации в сознании образа другого человека, выступающего или соперником или наблюдателем,
а) фантазия;
б) каузальная интеграция;
в) фасилитация;
г) идеализация.
7. К ведущим стратегиям поведения в процессе взаимодействия относят:
а) избегание;
б) внушение;
в) убеждение;
г) сотрудничество.
8. Набор ожидаемых образцов поведения для мужчин и женщин, называют ролью:
а) половой;
б) перцептивной;
в) социальной;
г) гендерной.
9. Группа, объединенная только внутренними целями, не выходящая за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп, называется:
а) корпорацией;
б) ассоциацией;
в) кооперацией;
г) диффузной группой.
10. Особое качество группы, высший уровень ее развития обозначается термином:
а) кооперация;
б) коллектив;
в) корпорация;
г) ассоциация.
11. Процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу, называется:
а) руководством;
б) доминированием;
в) управлением;
г) лидерством.
12. Композиция группы раскрывается посредством характеристик, отражающих:
а) профессиональную, социальную принадлежность членов группы;
б) взаимоотношения членов микрогрупп;
в) иерархию статусов;
г) направленность коммуникаций.
13. Осуществляемый групповой выбор из ряда альтернатив в условиях взаимного обмена информацией при решении общей для всех членов группы задачи называется:
а) групповой идентификацией;
б) групповой дискуссией;
в) групповым самоопределением;
г) групповым принятием решения.
14. Увеличение сплоченности группы приводит, как правило, к:
а) стремлению членов группы уменьшить свой личный вклад в совместную деятельность;
б) желание ослабить влияние группы и перейти в другую;
в) уменьшению влияния группы на ее членов;
г) усилению влияния группы на ее членов;
15 Референтный тип социальной власти в группе:
а) основан на отношениях симпатии и эмоционального предпочтения лидера;
б) базируется на превосходстве лидера;
в) реализуется через принуждение;
г) основан на вознаграждении лидером других членов группы.
16. Императивное общение предполагает:
а) равноправное субъект-субъектное общение
б) скрытное воздействие на партнера с целью достижения свои намерений
в) официальное распространение информации
г) авторитарную форму воздействия с партнером.
17. Добровольное подчинение суждения или действия индивида мнению группы, которое противоречит его собственному мнению, называется:
а) конформность;
б) влияние;
в) манипуляция;
г) внушение.
18. Осознание расхождения в мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении, это:
а) внушение;
б) подражание;
в) фасилитация;
г) конформность.
19. Бесструктурное скопление на короткий период людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания, называется:
а) толпой;
б) массой;
в) аудиторией;
г) группой.
20. Основателем «теории инстинктов социального поведения» является:
а) Г.Фестингер;
б) У.МакДауголл;
в) З.Фрейд;
г) Э.Росс.
3. Выполните тест Томаса. Проанализируйте результаты с точки зрения их совпадения с интуитивными представлениями о специфике своего поведения во внешних конфликтах. Результаты исследования оформите графически.
Инструкция: С помощью этого теста предлагаем Вам определить собственный стиль поведения в конфликтной ситуации. Всего таких стилей пять:
сотрудничество – оптимально почти всегда;
компромисс – вполне приемлемо в ряде случаев;
избегание (уход) – возможно в случаях, неспровоцированных партнёром «пожаров»;
приспособление – возможно в тех случаях, когда партнёр действительно прав;
соперничество – наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах.
Для того чтобы определить, к какому способу Вы склонны, нужно, внимательно прочитав каждое из двойных высказываний а) и б), выбрать из них то, которое в большей степени соответствует тому, как Вы обычно поступаете и действуете.
1. а) Иногда я предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
б) Чем обсуждать то, в чём мы расходимся, я стараюсь обратить особое внимание на то, с чем мы оба согласны.
2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Я пытаюсь уладить дело с учётом всех интересов и другого человека, и моих собственных.
3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.
5. а) Улаживая спорную ситуацию, я всё время пытаюсь найти поддержку у другого.
б) Я стараюсь делать всё, чтобы избежать бесполезной напряжённости.
6. а) Я пытаюсь избежать неприятности для себя.
б) Я стараюсь добиться своего.
7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно.
б) Я считаю возможным в чём-то уступить, чтобы добиться другого.
8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я первым делом стараюсь определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
9. а) Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.
б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. а) Я твердо стремлюсь добиться своего.
б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
б) Я даю возможность другому в чём-то остаться при своём мнении, если он также идёт навстречу.
13. а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Я настаиваю, чтобы всё было сделано по-моему.
14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.
15. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
б) Я стараюсь сделать всё необходимое, чтобы избежать напряжения.
16. а) Я старюсь не задеть чувств другого.
б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я стараюсь сделать всё, чтобы избежать бесполезной напряжённости.
18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своём.
б) Я дам другому возможность остаться при своём мнении, если он идёт мне навстречу.
19. а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
б) Я стараюсь отложить все спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.
20. а) Я пытаюсь медленно преодолеть наши разногласия.
б) Я стараюсь найти лучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому.
б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей и позицией другого человека.
б) Я отстаиваю свою позицию.
23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
б) Иногда я предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.
б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.
25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.
б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.
26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.
б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров.
б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своём.
28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.
29. а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.
30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.
Обработка результатов
№ п/п | Стили поведения | Номера утверждений |
Соперничество | 3а, 6б, 8а, 9б, 10а, 13б, 14б, 16б, 17а, 22б, 25а, 28а | |
Сотрудничество | 2б, 5а, 8б, 11а, 14а, 19а, 20а, 21б, 23а, 26б, 28б, 30б | |
Компромисс | 2а, 4а, 7б, 10б, 12б, 13а, 18б, 20б, 22а, 24б, 26а, 29а | |
Избегание | 1а, 5б, 6а, 7а, 9а, 12а, 15б, 17б, 19б, 23б, 27а, 29б | |
Приспособление | 1б, 3б, 4б, 11б, 15а, 16а, 18а, 21а, 24а, 25б, 27б, 30а |
Максимально возможное число баллов по каждому из пяти тактик – 12. Диапазон значений от 9 до 12 соответствует частому использованию тактики поведения в ситуации внешнего конфликта. Диапазон балльного выражения от 5 до 8 – зона умеренной выраженности тактики.