Индивидуальный график стратегий поведения во внешнем конфликте




Количество баллов

Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление тактики поведения

 

Контрольная работа 4

Выполните задания:

1. О каком именно наблюдении идет речь?

В известном исследовании Курта Левина испытуемые находились 10-15 минут в пустой комнате, ожидая, что за ними вот-вот зайдут, и не подозревали о проводившемся наблюдении. Каждый из них, оказавшись в такой ситуации, начинал рассматривать окружающие вещи; его действия определялись тем, что он видит. Вещи как бы притягивали к себе, обуславливая поведение, которое К. Левин назвал полевым.

2. Человек спешит на деловую встречу, время встречи выбрано обоюдно. По дороге его перехватили приятели и он сильно опоздал. Его отношение к этому событию показывает, какими нормами он руководствуется.

1. если он говорит себе: «Не беда, позвоню завтра» - не выражены … нормы;

2. «Как я мог так поступить? Я подвел человека, что теперь подумает о нашей организации» - сильное чувство …, действуют … нормы.

3. «Эх, что теперь скажет весь мой отдел?» - выражены … нормы.

4. «Как я мог не рассчитать время и так опоздать. Порядочные люди так не поступают! Я должен извиниться и исправить положение» - выражены … нормы.

5. «Назначил мне нелепое время, а я должен жертвовать своим временем» - не сформированы … нормы.

3. Какой социально-психологический механизм взаимовлияния людей друг на друга характерен для персонажа Майский жук из сказки Г.Х.Андерсена «Дюймовочка». Сначала Майский жук искренне думал, что Дюймовочка очень красива, но перестал в это верить под влиянием своих собратьев, которые уверяли его, что она некрасива, так как не похожа на жука.

Решите тест:

1. К функциям лидера относится (выбрать два правильных ответа):

а) распределение ролей, контроль и психологическая поддержка членов группы

б) выдвижение идей и претворение их в жизнь группы

в) заражение группы, быть примером для членов группы анализировать результаты совместной деятельности

г) организация деятельности группы по постановке целей, распределение обязанностей, контроль, анализ результатов деятельности.

2. Осуществляемый групповой выбор из ряда альтернатив в условиях взаимного обмена информацией при решении общей для всех членов группы задачи называется:

а) групповой идентификацией

б) групповой дискуссией

в) групповым самоопределением

г) групповым принятием решения

3. Особое качество группы, высший уровень ее развития обозначается термином:

а) кооперацией

б) коллектив

в) корпорацией

г) ассоциацией

4. Конформность поведения в группе не зависит от…

а) возраста участников группы

б) социального статуса участников группы

в) гендерных особенностей участников группы

г) количества человек в группе

5. Основные характеристики социальной роли не включают в себя…

а) масштаб

б) задатки

в) мотивацию

г) эмоциональность

6. Тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами, называется

а) компромиссом

б) манипуляцией

в) приспособлением

г) избеганием

7. Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности, называется

а) самоактуализацией

б) социальной ситуацией развития

в) социализацией

г) мировоззрением

8. Развитие социальных качеств индивида в ходе социализации и воспитания лежит в основе:

а) развития личности

б) психокоррекции

в) психодиагностики

г) обучения

9. Некоторый устойчивый образ какого-либо явления (человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлениям, называется

а) предикат

б) установка

в) ключ доступа

г) стереотип

10. Тенденция к сохранению однажды созданного представления о другом человеке составляет суть эффекта

а) первичности

б) стереотипизации

в) интерционности

г) последовательноси

10. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения рассматриваются в подходе к общению

а) патопсихологическому

б) психофизиологическому

в) социально – психологическому

г) нейролингвистическому

11. Коммуникативный аспект общения связан с

а) эмоциональным взаимодействием

б) манипуляцией

в) межличностным взаимодействием

г) передачей приемом информации

12. Механизм самопознания в процессе межличностного восприятия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается его партнером, называется

а) рефлексией

б) идентификацией

в) стереотипизацией

г) каузальной атрибуцией

13. Общение, при котором воздействия на партнера с целью достижения своих намерений скрыто, называется

а) диалогическим

б) опосредованным

в) императивным

г) манипулятивным

г) коррективность

14. Перцептивная сторона общения выражается

а) во взаимодействии людей

б) в восприятии людьми друг друга

в) в организации совместной деятельности

г) в передаче информации от одного человека к другому

15. Перцепцией в общении называют

а) передачу информации

б) восприятие другого человека

в) обобщение информации

г) взаимодействие

16.Суть эффекта заражения в процессе общения людей составляет

а) чувство вины

б) непосредственная передача партнеру информации в виде

эмоционального заряда

в) чувства стыда

г) подражание партнеру

17. Тенденция к сохранению однажды созданного представления о другом человеке составляет суть эффекта

а) первичности

б) стереотипизации

в) интерционности

г) последовательноси

18. Инцидент между людьми, носящий, как правило, непримиримый, эмоционально окрашенный, устойчивый характер, это конфликт

а) межличностный

б) деловой

в) внутриличностный

г) межгрупповой

19. Методологическим принципом социально – психологического исследования называется

а) путь научного исследования

б) правило, прием, которым руководствуются в ходе исследования

в) научный подход

г) научная парадигма

20. Часть индивидов, объединенных каким-то общим признаком и отобранных с целью изучения, называется

а) выборочной совокупностью

б) коллективом

в) первичной группой

г) формальной группой

3. Выполните тест Томаса. Проанализируйте результаты с точки зрения их совпадения с интуитивными представлениями о специфике своего поведения во внешних конфликтах. Результаты исследования оформите графически.

Инструкция: С помощью этого теста предлагаем Вам определить собственный стиль поведения в конфликтной ситуации. Всего таких стилей пять:

сотрудничество – оптимально почти всегда;

компромисс – вполне приемлемо в ряде случаев;

избегание (уход) – возможно в случаях, неспровоцированных партнёром «пожаров»;

приспособление – возможно в тех случаях, когда партнёр действительно прав;

соперничество – наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах.

Для того чтобы определить, к какому способу Вы склонны, нужно, внимательно прочитав каждое из двойных высказываний а) и б), выбрать из них то, которое в большей степени соответствует тому, как Вы обычно поступаете и действуете.

 

1. а) Иногда я предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

б) Чем обсуждать то, в чём мы расходимся, я стараюсь обратить особое внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Я пытаюсь уладить дело с учётом всех интересов и другого человека, и моих собственных.

3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

5. а) Улаживая спорную ситуацию, я всё время пытаюсь найти поддержку у другого.

б) Я стараюсь делать всё, чтобы избежать бесполезной напряжённости.

6. а) Я пытаюсь избежать неприятности для себя.

б) Я стараюсь добиться своего.

7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно.

б) Я считаю возможным в чём-то уступить, чтобы добиться другого.

8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я первым делом стараюсь определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9. а) Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.

б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. а) Я твердо стремлюсь добиться своего.

б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

б) Я даю возможность другому в чём-то остаться при своём мнении, если он также идёт навстречу.

13. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Я настаиваю, чтобы всё было сделано по-моему.

14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

15. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

б) Я стараюсь сделать всё необходимое, чтобы избежать напряжения.

16. а) Я старюсь не задеть чувств другого.

б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я стараюсь сделать всё, чтобы избежать бесполезной напряжённости.

18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своём.

б) Я дам другому возможность остаться при своём мнении, если он идёт мне навстречу.

19. а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь отложить все спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.

20. а) Я пытаюсь медленно преодолеть наши разногласия.

б) Я стараюсь найти лучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому.

б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей и позицией другого человека.

б) Я отстаиваю свою позицию.

23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

б) Иногда я предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.

б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.

б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.

б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров.

б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своём.

28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

Обработка результатов

№ п/п Стили поведения Номера утверждений
  Соперничество 3а, 6б, 8а, 9б, 10а, 13б, 14б, 16б, 17а, 22б, 25а, 28а
  Сотрудничество 2б, 5а, 8б, 11а, 14а, 19а, 20а, 21б, 23а, 26б, 28б, 30б
  Компромисс 2а, 4а, 7б, 10б, 12б, 13а, 18б, 20б, 22а, 24б, 26а, 29а
  Избегание 1а, 5б, 6а, 7а, 9а, 12а, 15б, 17б, 19б, 23б, 27а, 29б
  Приспособление 1б, 3б, 4б, 11б, 15а, 16а, 18а, 21а, 24а, 25б, 27б, 30а

Максимально возможное число баллов по каждому из пяти тактик – 12. Диапазон значений от 9 до 12 соответствует частому использованию тактики поведения в ситуации внешнего конфликта. Диапазон балльного выражения от 5 до 8 – зона умеренной выраженности тактики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: