Индивидуальный график стратегий поведения во внешнем конфликте




Количество баллов

Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление тактики поведения

 

 

Контрольная работа 5

Выполните задания:

1. Дайте характеристику следующему эксперименту?

В экспериментах С. Милграма один человек или компании в размере 2,3,4,5,10 и 15 человек останавливались посреди оживленного нью-йоркского тротуара и смотрели вверх. Естественно, что при этом вокруг них собирались прохожие и также задирали головы. Выяснилось, что процент присоединившихся возрастал при увеличении размера группы до пяти человек….

2. О какой психологической школе, внесшей вклад в развитие социальной психологии, идет речь: альтруистические потребности человека определяют его поведение, а не животные инстинкты. Главенствующая роль в поведении человека отводиться его стремлению к самосовершенствованию и самовыражению.

3. Известно, что в группе, которая характеризуется как малая, реальная, контактная, неформальная, сплоченная есть два человека, которые обладают следующими качествами:

первый – умный, веселый, выдумщик, терпеливый, аккуратный; второй – умный, остроумный, фантазер, невыдержанный, небрежный. Кто из них, по вашему мнению, скорее всего, будет лидером в этой группе? Докажите свой ответ.

Решите тест:

1. Группа, с которой ребенок соотносит себя и чьи нормы, ценности являются эталонными для его поведения и самооценки, называется

а) антиреферентность

б) статической

в) референтной

г) неформальной

2. К малой группе относится

а) формальная группа

б) толпа

в) масса

г) публика

3. К признакам малой группы не относится

а) наличие двух или более людей

б) восприятие и понимание людьми друг друга

в) осуществление непрерывных контактов

г) наличие общей цели

4. К стихийным группам не относится

а) референтная группа

б) толпа

в) публика

г) масса

5. Нормативная функция референтной группы заключается в том, чтобы

а) устанавливать определенные стандарты поведения и заставлять

индивидов следовать им

б) ранжировать групповые санкции

в) распределять социальные роли

г) стать эталоном, с помощью которого индивид может оценивать

себя и других

6. Определенные правила, выработанные и принятые группой, которым должно подчиняться поведение членов, чтобы ее деятельность была возможна, называется

а) системой санкций

б) групповыми нормами

в) групповыми процессами

г) групповыми ценностями

7. Отношение значимости, связывающее человека с другим человеком или группой лиц, называется

а) фасилитацией

б) ригидностью

в) конформизмом

г) референтностью

8. Педагогический коллектив является группой

а) большой

б) формальной

в) референтной

г) условной

9. Понятие первичной группы было впервые введено

а) Г. Олпортом

б) Ч. Кули

в) Дж. Морено

г) Ч. Осгутом

10. Группа, к которой индивид относит себя психологически, ориентируясь при этом на её ценности и нормы, определяется как…

а) формальная

б) контактная

в) референтная

д) малая

11. Основные характеристики социальной роли не включают в себя..

а) масштаб

б) задатки

в) мотивацию

д) эмоциональность

12. Авторитарный, демократический и попустительский стили лидерства выделил

а) К. Левин

б) Д. Майерс

в) А.В. Петровский

г) Т. Шибутани

13. Изменение поведения или убеждений индивида в результате реального или воображаемого давления группы характеризуется как феномен

а) одобрения

б) конформизма

в) уступчивости

г) конфликтности

14. Податливость человека реальному или воображаемому давлению группы называется

а) компромиссом

б) константностью

в) конформностью

г) толерантностью

15.Феномен группового влияния, представляющий собой усиление доминантных реакций индивида в присутствии других лиц, называется

а) деперсонализацией

б) аффилиацией

в) социальной фасилитацией

г) деиндивидуализацией

16. Внешний конформизм проявляется:

а) во внешнем согласии, при отсутствии требуемых норм поведения

б) внешнее согласие при внутреннем несогласии

в) в отказе от своей позиции в пользу группового решения

17. Конформизм не проявляется в том случае, если у личности (выбрать три правильных ответа):

а) высокий социальный статус

б) высокая заработная плата

в) высшее образование

г) непререкаемый авторитет

д) твердые убеждения

е) высокая популярность в обществе

18. Увеличение сплоченности группы приводит, как правило, к:

а) стремлению членов группы уменьшить свой личный вклад в совместную деятельность

б) желание ослабить влияние группы и перейти в другую

в) уменьшению влияния группы на ее членов

г) усилению влияния группы на ее членов

19. Лидер – это тот, кто лучше других

а) относится к остальным членам группы

б) осознает критерии общности группы

в) знает историю группы

г) выполняет общегрупповые нормы

20. Процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу, называется:

а) руководством

б) доминированием

в) управлением

г) лидерством

 

3. Выполните тест Томаса. Проанализируйте результаты с точки зрения их совпадения с интуитивными представлениями о специфике своего поведения во внешних конфликтах. Результаты исследования оформите графически.

Инструкция: С помощью этого теста предлагаем Вам определить собственный стиль поведения в конфликтной ситуации. Всего таких стилей пять:

сотрудничество – оптимально почти всегда;

компромисс – вполне приемлемо в ряде случаев;

избегание (уход) – возможно в случаях, неспровоцированных партнёром «пожаров»;

приспособление – возможно в тех случаях, когда партнёр действительно прав;

соперничество – наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах.

Для того чтобы определить, к какому способу Вы склонны, нужно, внимательно прочитав каждое из двойных высказываний а) и б), выбрать из них то, которое в большей степени соответствует тому, как Вы обычно поступаете и действуете.

 

1. а) Иногда я предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

б) Чем обсуждать то, в чём мы расходимся, я стараюсь обратить особое внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Я пытаюсь уладить дело с учётом всех интересов и другого человека, и моих собственных.

3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

5. а) Улаживая спорную ситуацию, я всё время пытаюсь найти поддержку у другого.

б) Я стараюсь делать всё, чтобы избежать бесполезной напряжённости.

6. а) Я пытаюсь избежать неприятности для себя.

б) Я стараюсь добиться своего.

7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно.

б) Я считаю возможным в чём-то уступить, чтобы добиться другого.

8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я первым делом стараюсь определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9. а) Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.

б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. а) Я твердо стремлюсь добиться своего.

б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

б) Я даю возможность другому в чём-то остаться при своём мнении, если он также идёт навстречу.

13. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Я настаиваю, чтобы всё было сделано по-моему.

14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

15. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

б) Я стараюсь сделать всё необходимое, чтобы избежать напряжения.

16. а) Я старюсь не задеть чувств другого.

б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я стараюсь сделать всё, чтобы избежать бесполезной напряжённости.

18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своём.

б) Я дам другому возможность остаться при своём мнении, если он идёт мне навстречу.

19. а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь отложить все спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.

20. а) Я пытаюсь медленно преодолеть наши разногласия.

б) Я стараюсь найти лучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому.

б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей и позицией другого человека.

б) Я отстаиваю свою позицию.

23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

б) Иногда я предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.

б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.

б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.

б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров.

б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своём.

28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

Обработка результатов

№ п/п Стили поведения Номера утверждений
  Соперничество 3а, 6б, 8а, 9б, 10а, 13б, 14б, 16б, 17а, 22б, 25а, 28а
  Сотрудничество 2б, 5а, 8б, 11а, 14а, 19а, 20а, 21б, 23а, 26б, 28б, 30б
  Компромисс 2а, 4а, 7б, 10б, 12б, 13а, 18б, 20б, 22а, 24б, 26а, 29а
  Избегание 1а, 5б, 6а, 7а, 9а, 12а, 15б, 17б, 19б, 23б, 27а, 29б
  Приспособление 1б, 3б, 4б, 11б, 15а, 16а, 18а, 21а, 24а, 25б, 27б, 30а

Максимально возможное число баллов по каждому из пяти тактик – 12. Диапазон значений от 9 до 12 соответствует частому использованию тактики поведения в ситуации внешнего конфликта. Диапазон балльного выражения от 5 до 8 – зона умеренной выраженности тактики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: