Основными неисправностями могут быть: двигатель не запускается, не развивает полной мощности и дымит, работает неравномерно или стучит.
Двигатель может не запускаться по следующим причинам: нет топлива в баках, наличие воздуха в топливной системе, засорение трубопроводов или заборника в баке, замерзание воды в трубопроводах или на сетке заборника, загустение топлива при низких температурах, засорение фильтрующих элементов топливных фильтров, не работает топливный насос низкого давления, затрудненное перемещение рейки топливного насоса высокого давления из-за загустения смазки.
Если двигатель не развивает полной мощности и дымит, то причинами могут быть: засорение воздушного фильтра, наличие воздуха в топливной системе, нарушена регулировка угла подачи топлива, засорены или нарушилась регулировка форсунок, неисправен насос низкого давления, неисправен насос высокого давления.
Неравномерная работа двигателя может быть из-за потери работоспособности отдельными форсунками (отключение такой форсунки путем ослабления накидной гайки топливопровода не отражается на работе двигателя), неисправности топливного насоса высокого давления или регулятора. Неисправные форсунки следует заменить, а неисправный насос отправить на проверку и регулировку на специальном стенде или в ремонт.
Стуки в двигателе могут быть из-за ранней подачи топлива или повышенной его подачи, из-за выхода из зацепления фиксатора рейки. Следует отрегулировать угол начала подачи топлива или заменить рейку топливного насоса высокого давления.
Приспособление КИ-4801 предназначено для проверки состояния подкачивающего насоса, перепускного клапана и фильтра очистки топлива.
Приспособление КИ-4802 предназначено для проверки технического состояния прецизионных пар топливного насоса.
Приспособление КИ-16301А предназначено для проверки форсунок и прецизионных пар топливного насоса.
Перечислите параметры технического состояния цилиндропоршневой группы дизеля. Укажите с помощью каких приборов они определяются. Приведите порядок определения количества газов прорвавшихся в картер с помощью прибора КИ-13671
Признаками неудовлетворительной работы цилиндропоршневой группы являются усиленный угар картерного масла и прорыв в картер большого количества рабочих газов. О чрезмерном угаре масла судят по его расходу в процентах к расходу топлива, а также по наличию в отработавших газах синего дыма и частиц несгоревшего масла, выбрасываемого в выпускную трубу. В результате прорыва газов из отверстия сапуна выходит большое количество дыма.
Таким образом, основные показатели технического состояния цилиндро-поршневой группы — расход картерного масла на угар в процентах к расходу топлива и количество газов, прорывающихся в картер в единицу времени.
Диагностирование ЦПГ с помощью расходомера газов КИ-4887; диагностирование ЦПГ индикатором расхода газов КИ- 13671; определение состояния отдельных цилиндров по величине разрежения с помощью вакуум-анализатора КИ-5315; диагностирование ЦПГ по компрессии при помощи компрессиметра КИ-861; определение суммарных зазоров в сопряжениях КШМ с помощью прибора КИ-11140;
Порядок определения количества газов прорвавшихся в картер с помощью прибора КИ-13671: замер расхода газов производится следующим образом. Индикатор при помощи переходника присоединяется к заливной горловине картера двигателя и устанавливается в вертикальном положении. Прорывающиеся в картер газы проходят через индикатор и поднимают поршень сигнализатора в верхнее положение (поршень всплывает). Поворачивая плавно крышку и следя за положением поршня в сигнализаторе, добиваются такого положения поршня, чтобы он, колеблясь, занимал среднее положение относительно риски на цилиндре. Совпадение рисок на поршне и цилиндре показывает, что давление газов в картере и индикаторе уравнялось. В этот момент определяют расход газов по основной шкале на крышке.
Действительный расход газов определяют делением показания индикатора на поправочный коэффициент.
Перечислите параметры технического состояния цилиндропоршневой группы дизеля. Укажите с помощью каких приборов они определяются. Опишите порядок определения компрессии в цилиндрах дизельных двигателей.
Признаками неудовлетворительной работы цилиндропоршневой группы являются усиленный угар картерного масла и прорыв в картер большого количества рабочих газов. О чрезмерном угаре масла судят по его расходу в процентах к расходу топлива, а также по наличию в отработавших газах синего дыма и частиц несгоревшего масла, выбрасываемого в выпускную трубу. В результате прорыва газов из отверстия сапуна выходит большое количество дыма.
Таким образом, основные показатели технического состояния цилиндро-поршневой группы — расход картерного масла на угар в процентах к расходу топлива и количество газов, прорывающихся в картер в единицу времени.
Диагностирование ЦПГ с помощью расходомера газов КИ-4887; диагностирование ЦПГ индикатором расхода газов КИ- 13671; определение состояния отдельных цилиндров по величине разрежения с помощью вакуум-анализатора КИ-5315; диагностирование ЦПГ по компрессии при помощи компрессиметра КИ-861; определение суммарных зазоров в сопряжениях КШМ с помощью прибора КИ-11140;
Порядок определения компрессии в цилиндрах дизельных двигателей:
Способы контроля компрессии сводят к измерению давления воздуха в конце такта сжатия в каждом цилиндре при помощи компрессиметра КИ-861. Измерение максимального давления в цилиндре двигателя производят в такой последовательности. Двигатель прогревают до нормальной температуры. Механизм декомпрессии ставят в рабочее положение, выключают подачу топлива и снимают форсунки. Подключая к каждому цилиндру компрессиметр и прокручивая каждый раз коленчатый вал двигателя с помощью пускового устройства определяют компрессию сравнивают со значениями.
Разница между компрессией отдельного цилиндра и средним значением компрессии остальных цилиндров более 0,2 Па свидетельствует о неисправности данного цилиндра.
Перечислите параметры технического состояния кривошипно-шатунного механизма дизеля. Укажите с помощью каких приборов они определяются. Опишите порядок определения суммарного зазора в кривошипно-шатунном механизме с помощью прибора КИ-11140.
Кривошипно-шатунный механизм включает: цилиндропоршневую группу (гильзы цилиндров, поршни и поршневые кольца), коленчатый вал с шатунными и коренными подшипниками, шатуны с втулками, поршневые пальцы и маховик.
Основными параметрами состояния цилиндропоршневой группы считаются: расход картерного масла на угар, компрессия в цилиндрах и суммарные зазоры в сопряжениях КШМ.
Определение суммарных зазоров в сопряжениях КШМ выполняют с помощью приборов КИ-11140 и КИ-13933М;
Порядок диагностирования КШМ устройством КИ-11140:
Чтобы измерить зазоры, нужно с дизеля снять форсунки. Установить поршень проверяемого цилиндра в верхнюю мёртвую точку (ВМТ) на такте сжатия и застопорить коленчатый вал. Закрепить устройство в головке в место форсунки, предварительно ослабив стопорный винт и приподняв индикаторный штатив с индикатором, оправкой и струной вверх. Затем опустить оправку до упора струны в днище поршня (с натягом) и зафиксировать её стопорным винтом.
Присоединить распределительный трубопровод компрессорно-вакуумной установки к штуцеру пневматического приемника устройства КИ-11140. Включить компрессорно-вакуумную установку и при её режимах работы, обеспечивающих одновременное создание в одном ресивере давление, а в другом- разрежение воздуха, установить поворотом рукоятки редуктора давление на выходе из ресивера 0,06…0,1 МПа и разрешение не менее 0,06 МПа. Давление контролируется по манометру а разрежение по вакуумметру компрессорно-вакуумной установки ОР-13907.
Переключая распределительный кран, осуществить 2-3 цикла подачи давления и разрежения в надпоршневое пространство до получения стабильных показаний индикатора.
С помощью крана соединить ресивер сжатого воздуха с надпоршневым пространством и настроить индикатор на нуль. Затем, соединив ресивер разряжённого воздуха с надпоршневым пространством, зафиксировать показание индикатора. Если суммарный зазор хотя бы у одного шатуна превышает допустимое значение, дизель подлежит ремонту.
Перечислите основные неисправности системы охлаждения дизеля Укажите их признаки. Опишите порядок определения натяжения ремня привода вентилятора с помощью прибора КИ-13918.
Основные неисправности системы охлаждения: течь охлаждающей жидкости, переохлаждение и перегрев двигателя, а также попадание охлаждающей жидкости в систему смазки.
Признаками течи могут быть подтеки жидкости па двигателе, радиаторе, патрубках, шлангах и приборах, а также частая потребность долива жидкости в систему.
Признаком переохлаждения двигателя являются: понижение температуры охлаждающей жидкости менее 70°С, перерасход топлива, снижение мощности. Наиболее вероятные причины переохлаждения: не прикрыты жалюзи или шторка радиатора, не утеплен капот, неисправен термостат. Чтобы устранить переохлаждение, необходимо прикрыть жалюзи или шторку радиатора, неисправный термостат заменить.
Признаки перегрева двигателя: высокая температура охлаждающей жидкости (выше 100 °С), горит лампочка аварийной сигнализации, падение мощности, прорыв пара через пароотводную трубку.
Порядок определения натяжения ремня привода вентилятора с помощью прибора КИ-13918:
1. Прикладывают приспособление к ветви ремня перпендикулярно её плоскости так, чтобы упоры секторов 3 и 4 плотно прижались к боковой поверхности ремня, а основания секторов прилегали к его наружной поверхности;
2. Нажимают на рукоятку штока 1 до совмещения риски А на штоке с торцом кольца 2 (Усилие сжатия пружины равно 40 Н). При этом секторы раздвигаются на угол, соответствующей величине прогиба ремня;
3. Снимают приспособление с ремня и по шкале сектора 4 определяют необходимость натяжения или ослабления ремня.
При нормальном натяжении ремня контрольная грань сектора 3 не выходит за пределы линий шкалы правого сектора в точке с условными обозначениями типа ремня привода узла (агрегата) диагностируемого дизеля.
Перечислите основные неисправности силовой передачи трактора. Укажите их признаки.. Опишите порядок определения суммарного зазора в механизмах силовой передачи с помощью прибора КИ-13909.
Основные неисправности силовой передачи трактора:
1. Поломка зубьев шестерён – признаком является то, что у вилок переключения шестерен изнашиваются поверхности щек, в результате шестерни плохо включаются;
2. Неравномерный износ подшипников и перекос зубчатых колёс – признаком является то, что механизмы силовой передачи работают в условиях переменных нагрузок, поэтому создается неодинаковая нагрузка на опоры валов;
3. Разрушение рабочей поверхности фрикционных накладок – признаком является пробуксовывание дисков сцепления;
4. Увеличение бокового зазора между зубьями – признаком является возникновение ударных нагрузок на зубья, обусловленных неравномерным изнашиванием зубьев и шлицевых соединений, а также значительными колебаниями тягового усилия;
Суммарный зазор определяют:
Суммарный угловой зазор в кинематической цепи силовой передачи измеряют угломером КИ-13909, который состоит из корпуса с магнитами для крепления угломера на ведущем колесе трактора, жидкостной ампулы с пузырьком воздуха и шкалы, расположенной на корпусе. Угловой зазор определяют в следующей последовательности:
1.Освобождают ведущие колеса гусеничного трактора, разъединив гусеничные цепи, или приподнимают с помощью подъемного устройства (или домкрата) кожух одной из полуосей колесного трактора до отрыва колеса от опоры.
2.Закрепляют угломер на ведущем колесе гусеничного трактора или на освобожденной полуоси колесного трактора.