Физическое воспитание детей дошкольного возраста




(3 – 6 (7) лет)

План

 

Введение

1. Формы занятий физическими упражнениями в дошкольных учреждениях.

а) физические занятия;

б) утренняя гимнастика;

в) подвижные игры и физические упражнения на прогулке;

г) физкультурные минутки;

д) спортивное развитие;

е) физические праздники;

ё) самостоятельная двигательная активность детей;

2. Врачебно-педагогический контроль на занятиях с дошкольниками.

а) тестовые упражнения для определения физической подготовки;

б) физическое развитие;

в) функциональное состояние.

3. Особенности методики занятий физическими упражнениями с дошкольниками.

 

Литература:

1. Вильчковский Э.С., Круцевич Т.Ю. Физическое воспитание детей дошкольного возраста // ТМФВ / под ред. Т.Ю. Круцевич. – Т. 2. – К.: Олимпийская литература, 2003 – С. 21 – 22, 38 – 39, 54 – 76.

 

Введение

а) Возрастная периодизация детей до поступления в школу:

1 – новорожденный – от 1 до 10 дней;

2 – грудной возраст – от 10 дней до 1 года;

3 – раннее детство – от 1 до 3 года;

4 – первое детство – от 4 до 7 лет.

Такая периодизация чаще всего применяется в педиатрии. Возрастная периодизация детей до поступления в школу с учетом анатомо-физических особенностей организма, условий жизни, воспитания и обучения:

1 – преддошкольный возраст (от рождения до 3 лет);

2 – дошкольный возраст (3 – 6 (7) лет).

 

1. Физико-оздоровительные занятия.

Структура физических занятий. Каждое из физических занятий состоит из трех частей вводно-подготовительной, основной и заключительной. Задачи каждой из частей занятия те же, что и для детей школьного возраста. Однако разнообразные игры могут составлять основное содержание любой из частей физического занятия. Продолжительность занятий для детей 3 – 7 лет должна составлять от 20 до 35 минут соответственно. Количество физических занятий в неделю – 2 – 4.

В содержание основной части входят упражнения обучающего и развивающего характера (формирование знаний, двигательных умений и навыков и развитие двигательных качеств).

Схема проведения занятий физической культуры:

1. Упражнение на внимание (можно игры) или ходьба с разнообразными заданиями. Упражнения на осанку в движении. ОРУ.

2. Формирование двух основных движений (решение задач ознакомить, учить, закрепить, совершенствовать, закрепить). Подвижная игра на развитие, закаливание или совершенствование двигательных качеств или ранее изученных основных движений.

3. Бег в медленном темпе, ходьба с замедлением темпа, дыхательные упражнения на расслабление.

 

Введение.

Число дошкольных учреждений с каждым годом все меньше и меньше сокращается. В настоящее время более 50% дошкольного возраста воспитываются дома, что имеет свои плюсы и минусы. Воспитателями дошкольников чаще всего являются бабушка, няня, реже мать. Это, как правило, приводит к снижению двигательной активности детей, что негативно сказывается на физическом развитии, лимитирует развитие их двигательных качеств, отражается на избыточной или недостаточной массе тела.

Необходимо отметить, что биологическая потребность детей дошкольного возраста в наибольшей степени проявляется и удваивается при условии правильной организации режима дня и широкого использования средств физического воспитания.

 

1. Формы организации физического воспитания детей в детских учреждениях можно подразделить на два вида урочные и неурочные.

Урочные формы – это физкультурные занятия в детских учреждениях. Неурочные – физическо-оздоровительные мероприятия в режиме дня, организационные групповые, индивидуальные и самостоятельные занятия.

 

Формы физкультурно-оздоровительной работы в детских садах.

 

Основной формой работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста являются физкультурные занятия. Именно на них дети овладевают новыми знаниями, двигательными умениями и навыками. Освоенные детьми на физкультурных занятиях основные движения служат основой содержания других занятий физическими упражнениями.

Содержание физкультурно-оздоровительной работы в детских учреждениях определяет «Программа воспитания в детских садах».

Дети трех лет должны совершенствовать навыки ходьбы, бега, лазания, бросков, прыжков. Широкое применение в работе по физическому воспитанию с детьми этого возраста находят сложные подвижные игры, хороводы.

Утренняя гимнастика проводиться ежедневно в 8:00. Значение утренней гимнастики для дошкольников:

- способствует расширению их двигательного режима;

- формируется привычка к систематичным занятиям физическими упражнениями;

- оказывает оздоровительное значение (закаливание, воздушные и солнечные ванны);

- способствует закреплению и совершенствованию ранее изученных упражнений;

- формирование правильной осанки;

- профилактика плоскостопия;

- укрепляет сердечно-сосудистую и дыхательную систему;

- подготавливает организм к будущей работе в течение дня (активизирует все процессы);

- развивает двигательные качества.

Основное содержание утренней гимнастики для детей дошкольного возраста составляет ОРУ. Для детей первой младенческой группы (2 – 3 года) комплекс ОРУ должен состоять из 3 -4 упражнений продолжительностью до 5 минут, для детей подходящих к школьной группе (6 – 7 лет) – 7 – 8 упражнений до 10 – 12 минут, количество прыжков до 35 минут, увеличивается и продолжительность бега (2 – 5 минут).

 

Подвижные игры и физические упражнения проводятся ежедневно в период до обеда (с 9:30 до 12:00) и после полдника (с 16:00 до 17:30).

Чаще всего с детьми дошкольного возраста применяют игры задания, хороводные игры (для детей 2 – 3 лет), сюжетные развлекательные игры, бессюжетные подвижные игры, эстафеты, (для детей 3 – 7 лет), а также игры с предметами (для детей с 2 до 7 лет).

Именно в играх, в основу которых положено движения, создаются благоприятные условия совершенствования двигательных навыков и умений, изученных на физкультурных занятиях.

Как правило подвижные игры проводятся на прогулках, которые составляют от 50 минут до 2 часов в день и зависят от времени года и погоды.

Основное назначение прогулок – закаливающий эффект сил природы, повышение двигательной активности детей путем применений организационных и самостоятельных подвижных игр, спортивных развлечений.

Кроме того, пешеходные прогулки – являются самостоятельной формой физического оздоровления работы в детских учреждениях. Для их проведение необходимо два взрослых человека (спереди и сзади группы), продуманный заранее маршрут передвижения и места отдыха, проведение подвижных игр и снабжения спортивным инвентарем.

Физкультурные минутки применяются, начиная с 5 лет. Основная их цель – удержать или повысить зависимость умственную способность на занятиях (по счету, развитию речи), активировать функции, подавляемые статическими положениями тела.

Физкультурные минутки следует рассматривать как вид активного отдыха. Они позволяют активизировать организм детей, повысить обмен веществ, снять утомление с мышц, находящихся в динамическом или статическом положении.

Длительность физкультурных минуток должна составлять от одной до двух минут, количество упражнений от трех до пяти. Они проводятся за рабочими столами или рядом с ними. Упражнения должны быть простыми, носить имитационный характер и охватывать крупные группы мышц. Основным критерием к проведению физкультурных минуток для детей дошкольного возраста являются невнимательность детей, их утомление.

 

Спортивные развлечения применяются, начиная с четырех летнего возраста. К ним относятся:

- катание на санках;

- катание на лыжах;

- катание на коньках;

- катание на трех и двух колесном велосипеде (с 5 лет);

- плавание;

- элементы спортивных упражнений (бадминтон, настольный теннис, баскетбол, футбол);

Особенность спортивного развития в том, что нет установки на спортивный результат. От этого вида предполагается получение максимального удовольствия от игрового процесса.

Спортивные развлечения должны рассматривается как вид качественной спортивной подготовки, не имеющий строгой регламентации, где изучаются простейшие элементы техники вышеуказанных видов знаний физических упражнений.

 

Физические праздники проводятся два раза в год в старшей и подготовительной к школе группах (5 – 6 лет и 6 – 7 лет). Цель физических праздников – продемонстрировать результаты в овладении физическими упражнениями, достигнутые детьми за определенный промежуток времени (полугодие, год), а также привить детям интерес к физической культуре. Они могут проводиться как для первой группы, так и для двух параллельных групп. Спортивные праздники проводятся на спортивной площадке или в спортивном зале.

При организации праздника должна быть создана праздничная атмосфера, приглашены зрители (дети меньших групп, родители, руководители, персонал детского сада).

 

Самостоятельная двигательная активность детей предполагает занятия физическими упражнениями по инициативе самими детьми. Этому способствует оборудование детских и спортивных площадок, разнообразный спортивный инвентарь, например, подвижные игры в классики, резиночки, с мячом и т.д.

Воспитатели должны побуждать детей к самостоятельности занятиями физическими упражнениями, поощрять их инициативность, творческий подход, иногда принимать участие в играх совместно с детьми. Эта форма физкультурно-оздоровительной работы с детьми способствует значительному обогащению двигательного опыта детей, повышает их двигательную активность.

 

2. Врачебно-педагогический контроль на занятиях с дошкольниками.

Виды:

- предварительный;

- периодический;

- срочный;

- итоговый;

Основная цель врачебно-педагогического контроля определить исходный уровень и изменения, происходящие в физическом развитии, физической подготовленности, фактическом состоянии детей дошкольного возраста под воздействием целенаправленных физичеко-оздоровительных мероприятий.

Полученные результаты позволяют оценить эффективность проведенных физичеко-оздоровительных мероприятий a детских учреждениях.

а) Тестовые упражнения для определения физической подготовленности детей дошкольного возраста:

Быстрота – бег 10 и 30 метров (5 – 6 лет);

Ловкость – челночный бег 3x10 метров с двумя поворотами или переносом кубика;

Выносливость – ходьба и бег 300 метров или челночный бег на 20 метров с постепенно увеличивающейся скоростью (с перенесением кубиков, флажков, вешание колечек).

Ск.-силовые способности – прыжок в длину с места или метание теннисного мячика на дальность.

Рекомендуемая систематичность проведения тестирования – каждые 2 – 3 месяца.

б) Физическое развитие детей определяется два раза в год (январь, июль).

в) О функциональном состоянии детей судят по ЧСС во время занятий физическими упражнениями, подвижные игры, а также по внешним признакам утомлении, также по внешним признакам утомления (покраснению кожных покровов, потливость, частота дыхания, количество выполняемых движений, вниманию, жалобам).

 

3. Особенности методики занятий физическими упражнениями с дошкольниками.

Средства и методы, применяемые в работе с детьми до школьного возраста должны соответствовать возрастным особенностям развития.

В работе с детьми до 1 года основное место отводится методам упражнения, с детьми 2 – 3 лет – словесным и наглядным способами.

Начиная с 4 лет и до 7 лет, содержание физического воспитания существенно расширяется и усложняется. Содержание занятий физической культуры составляет более сложные виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, лазания, равновесия и т.д.).

Постепенно возрастает роль словесных методов обучения (см. методическую разработку И.М. Ляховой «Оздоровчі заходи в дитячих установах»).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: