Римское право и императорская власть




Из всего богатейшего наследия, оставленного Древним Римом новой Европе, самая счастливая судьба выпала римскому праву, ставшему основой для всей последующей европейской науки и практики гражданского права. История римского права не без основания считается одной из интереснейших страниц всей истории античного мира. Она охватывает промежуток времени ни много ни мало в двенадцать столетий, и позволяет проследить становление права, начиная с первых ростков социальной жизни вплоть до самого заката «одряхлевшей цивилизации». История эта тем более интересна, что творил ее народ, наиболее одаренный с, так сказать, юридической точки зрения. Из всех старых и новых народов, пожалуй, только римляне все величие своего национального гения проявили не в искусстве или науке, а в тончайшей разработке существенных норм правоотношений, в строжайшем разделении того, что считать «хорошим и правильным», а что «дурным и кривым».Римское право занимает уникальное место в правовой истории человечества. Оно представляет собой наивысшую ступень в развитии права в античном обществе и древнем мире в целом.

Оно отличается, прежде всего, необыкновенно широким охватом самых разнообразных жизненных отношений и ситуаций. Особенно тщательно были разработаны в римском праве различные способы защиты интересов частных собственников, а также многообразных участников имущественного оборота. Именно римляне, опираясь на весь предшествующий мировой опыт, в том числе и стран Востока, впервые сделали индивидуальную частную собственность, а также другие имущественные права и интересы предметом искусного и весьма совершенного юридического регулирования. На базе римского права, отличавшегося большой разработанностью своих форм, сложилась богатейшая правовая культура, ставшая общим достоянием человечества на последующих этапах развития цивилизации. Одним из элементов этой правовой культуры была римская юриспруденция, которая положила начало как самостоятельной науке о праве, так и профессиональному юридическому образованию.

За более чем тысячелетний период истории Римского государства право претерпело в нем глубокие изменения. История римского права, естественно, отразила перемены в государственном строе Рима. Но, будучи связанным и с более глубинными пластами римского общества, оно в своей эволюции испытало на себе влияние все усложняющихся экономических и иных общественных отношений, в том числе связанных и с рабством.

У каждого римлянина было несколько имён, а имя Цезарь было одним из имён у каждого из первых двенадцати императоров Рима, более того, если это имя не давалось ему при рождении, глава государства после вступления в должность прибавлял к своему имени дополнительное имя Цезарь, так что слово "цезарь" стало синонимом главы государства. Именно от слова "цезарь" происходят русское "царь" и немецкое "кайзер". И ещё одно важное замечание. Сейчас руководителей Римской империи в литературе почти всегда называют "императорами", однако это в корне неверно!

"Император" - это почётный титул, дававшийся римским полководцам после триумфа, но это всего лишь титул, а не должность. Глава государства со времён Юлия Цезаря всегда получал этот титул, однако кроме него такой же титул присваивался и многим другим людям, императоры были даже во времена Республики. Юлий Цезарь, например, был диктатором. Так у него должность и называлась - "диктатор", и на этот пост он был избран пожизненно, то есть фактически стал монархом.

В истории в своем первоначальном смысле слово "император" не было связано с понятием власти. Император - почетный военные титул, который присваивался полководцу, одержавшему крупную победу и отпраздновавшему триумф. Впоследствии, император - глава государства, а само Римское государство - империя.

Первым Римским императором, получившим свой трон по усыновлению, был Гай Октавий (внучатый племянник Гая Юлия Цезаря), поэтому его стали именовать: Гай Юлий Цезарь Октавиан. Титул «Август» (в переводе с лат. «возвеличенный богами», «податель благ», «священный»), который раньше присваивался только богам, а впоследствии его стали носить Римские императоры. Титул «Август» стал вторым именем Октавиана и потомки, отбросив все его прежние имена стали звать его Октавиан Август или просто Август.

Принцепс – почетный глава сената, первый в списке сенаторов во времена Римской республики, имеющий право первым высказывать свое мнение на заседаниях сената. Во времена Римской империи, принцепс – титул императора. Как правило, все принцепсы были императорами. Императоров почитали наравне с богами. Во время правления императоров Рим достиг вершин своего военного и территориального могущества, приобретя контроль над большинством земель Европы, Северной Африки и Ближнего Востока. Жизнеописания римских императоров показывают, что всех их нельзя однозначно оценить: многие из них были мудрыми правителями, другие же слыли жестокими тиранами, а некоторые из них вели себя просто как безумцы. Претенденты на императорский престол часто между собой ссорились и решали свои конфликты на поле боя. Некоторые при этом достигали своей заветной цели, но далеко ни все из них в дальнейшем смогли удержаться на вершине славы. Так, если одни из них успешно правили более 30 лет, то другие пребывали на троне менее 2 месяцев.

Четкой системы передачи власти римляне так и не смогли придумать. Поэтому одни императоры назначали преемниками своих сыновей, т.е. власть переходила по наследству, от отца к сыну, а другие императоры, не имевшие прямых наследников, выбирали кандидатов на трон из своего ближайшего окружения, что налагало серьезную ответственность на претендентов.

С конца I века преторианская гвардия стала иметь огромную силу, что позволяло ей по своему усмотрению провозглашать, свергать и даже убивать неугодных ей императоров. Ко II веку в империи было несколько римских армий, которые стояли в Британии, на берегах Рейна, на Дунае, в Сирии и т.д., и каждая из них выбирала своего императора.

В течение 400 лет Римской империей правили несколько династий императоров. Из них лишь две династии внесли наиболее значимый вклад в становление и развитие Римской империи в эпоху завоеваний: Цезари и Антонины.

5. Гладиаторские бои. Известно ли вам, что идея гладиаторских боев принадлежит не римлянам. И то, что наряду с мужчинами успехом в Римской Империи пользовались состязания прекрасных «амазонок». Кто и почему выставлял свою смерть на потеху зрителям. И почему во время боев иногда погибало гораздо больше зрителей, чем воинов.

«Человека - предмет для другого человека священный - убивают ради потехи и забавы; тот, кого преступно было бы учить наносить раны, выходит на арену обнаженный и безоружный, дабы развлечь зрителей; от него требуется только умереть».
(Сенека Младший)

Кровавые забавы римлян - гладиаторские бои - не имеют аналогов в истории человечества. Однако, эти мероприятия не являются исконно италийскими, идею публичных боев римляне, как и многое другое, почерпнули из сокровищницы этрусской культуры. Загадочные глубоко религиозные этруски верили, что смерть - это не окончание человеческого существования, а лишь переход в иную форму бытия. Чтобы усопший мог беззаботно продолжать свою жизнь под присмотром, богов, родственники сооружали ему отдельный склеп и экипировали покойника всем необходимым. Погребальные мероприятия сопровождались человеческими жертвоприношениями. Но не жрецы закладывали беззащитное существо, а сами жертвы вступали в смертельную схватку между собой с мечом в руках. Этих ритуальных бойцов римляне называли гладиаторами, т.к. по-латыни «gladius» означает «меч».

В самом Риме подобные битвы у смертного одра появились лишь пять веков спустя от основания города. Первое упоминание о римских гладиаторских боях относится к 264 году до н.э., их устроили сыновья усопшего Брута Перы на Бычьем рынке по всем правилам этрусских погребальных церемоний. В этих поединках приняло участие только три пары, а 48 лет спустя на смертную битву вышло уже 22 пары. Кровавый ритуал быстро завоевывал популярность, в 183 году до н.э. потомки Публия Лициния Красса побили все рекорды, отправив на смерть не менее двухсот гладиаторов. Одним словом, человеческое жертвоприношение в честь усопшего в Римском государстве постепенно превратилось в народное увеселение.

В 105 году до н.э. произошло событие, раз и навсегда изменившее идеологический смысл гладиаторских боев. В том далеком году римские легионы в войне с германскими племенами кимвров и тевтонов терпели сокрушительные поражения. До Рима дошли слухи, что варвары перешли Альпы и двинулись на столицу, город охватила паника. Чтобы поднять моральный дух войска и успокоить обывателей, правящие консулы решили устроить показательные бои. Бесстрашные войны из гладиаторской школы Гая Аврелия Сквара должны были наглядно продемонстрировать испуганным горожанам, как подобает вести себя истинным сынам Рима перед лицом страшной опасности. Удалось ли подобным образом вернуть мужество паникующим горожанам не известно, так как племена варваров разбрелись по Европе, так и не дойдя до стен Вечного города.

Отныне дальнейшая история гладиаторских игр была предопределена. Поначалу их устраивали только в честь основных праздников или значительных событий, но вскоре дело дошло до того, что редкая неделя не была отмечена проведением кровавых состязаний.

К концу республиканского периода в Римском государстве, благодаря успешным военным походам, количество пленных рабов значительно выросло. Бесплатная рабочая сила постепенно вытеснила свободных плебеев с привычных рабочих мест. Толпы праздных людей бесцельно бродили по улицам городов в поисках «хлеба и зрелищ». Верховные власти вынуждены были устраивать бесплатную раздачу продуктов малоимущим членам общества и организовывать различного рода развлечения для толпы, чтобы избежать ненужных всплесков народного гнева.

Изначально аренами для схваток гладиаторов служили городские площади, но по мере роста их популярности приходилось возводить небольшие помосты для зрителей в дальних рядах. На рубеже тысячелетий многие римские города уже обзавелись собственными деревянными амфитеатрами («amphi» - по-гречески «вокруг»). Подобные временные сооружения порой не выдерживали огромного скопления любителей бесплатных развлечений. В 27 году н.э. в городе Фидене произошла страшная катастрофа: переполненные трибуны рухнули, по-гребя под обломками не менее 50 тыс. человек. После этого трагического события власти всячески пытались обеспечить безопасность при проведении массовых зрелищ, так, например, устроитель игр должен был предоставить гарантии, что он располагает суммой в 400 тыс. сестерциев (около $ 300 000) на тот случай, если придется выплачивать компенсацию пострадавшим, но трагедии не прекращались.

Первый из известных каменных амфитеатров был построен в Помпеях около 80 года до н.э., он мог вместить 20 тыс. зрителей. Далее по всей Италии одна за другой стали появляться огромные каменные чаши, окружающие песчаные арены, и только Рим до конца I века н.э. довольствовался устаревшими деревянными конструкциями. Лишь к 80 году н.э. императоры из династии Флавиев подарили городу огромный амфитеатр, более известный под именем Колизей. Размеры его по тем времена были огромны: длина -189 м, ширина - 156 м, высота - 57 м, гигантское сооружение могло принять одновременно до 50 тыс. желающих.

Самой грандиозной ареной смерти был амфитеатр Циркус Максимус. Римский народ проявлял свой воинственный дух не только на полях сражений, но также и в развлечениях. Не удовольствовавшись греческим театром, комедиями и трагедиями, римляне придумали себе более реалистичное и кровожадное зрелище. Мнение, что древнеримские зрители на боях гладиаторов решали судьбу побеждённого, поднимая или опуская большой палец, неверно. На самом деле отогнутый палец всегда символизировал обнажённый меч - смерть. Чтобы даровать жизнь, зрители показывали сжатый кулак – «меч, спрятанный в ножны Сцены войны, иногда даже морские сражения, бои гладиаторов, бои быков и хищных животных, состязания колесниц - все это служило для развлечения римлян, особенно в период упадка империи. Где-то с эпохи Тарквиниев сохранилось предание о грандиозном амфитеатре, служившем для состязаний на колесницах.

Если верить преданию, Циркус Максимус (Circo Massimo) был сооружен Тарквинием Приско на месте похищения сабинянок. Циркус занимал пространство свыше 600 метров в длину и 140 метров в ширину, в ложбине между холмами Авентин и Палатин. На арене Большого Цирка могли одновременно соревноваться двенадцать колесниц. На территории Циркус Максимус произошло знаменитое «Похищение сабинянок», когда римляне обманом заманили сабинян в гости и захватили их женщин себе в жены.

Циркус являясь вариантом амфитеатра, представлял собой овальной формы «стадион» с длинными прямыми трибунами для зрителей, которые, закругляясь, образовывали амфитеатр, а центре которого была трехсводчатая арка.

Рекламная кампания

Задолго до открытия очередной серии игр специальные рисовальщики выписывали на стенах домов объявления о том, где, когда и по какому поводу состоится очередное мероприятие. При раскопках Помпеи было обнаружено более 80 подобных надписей, одна из которых гласит: «31 мая в Помпеях выступят гладиаторы эдила Авла Светтия Церта. Под навесом амфитеатра состоится травля диких зверей. Удачи всем бойцам из школы императора Нерона!». Но большинство жителей римского государства не владело грамотой, поэтому специально ради них по улицам городов рассылали глашатаев.

Завершающим мероприятием рекламной кампании была предсмертная трапеза, устраиваемая организаторами игр специально для гладиаторов, отобранных для предстоящих состязаний, причем присутствовать там в качестве зрителей могли все желающие. Жутковатое это было зрелище. Людям, идущим на смерть, предлагались самые изысканные явства и напитки, их слух ублажали лучшие музыканты, а тело -самые дорогие жрицы любви, но над всем этим веселым разгулом уже витал дух смерти.

Участники пира хорошо знали, что на другой день большинство из них окажется во власти этрусского бога Харуна. Здесь необходимо дать небольшую историческую справку: во время гладиаторских боев смерть поверженного бойца должен был констатировать служитель, облаченный в одежды этого бога мертвых. В его обязанности входило либо подтвердить летальный исход, либо окончить агонию несчастного «ударом милосердия». Этот обычай строго соблюдался как отдаленное напоминание об этрусском происхождении кровавых игрищ.

Древнеримские гладиаторы были отнюдь не стройными и мускулистыми, как их изображают в современных фильмах, а обладали избыточным весом. Для набора жировой массы, которая служила дополнительной защитой от ран в сражениях, рацион гладиатора состоял почти полностью из ячменя и овощей. Такие выводы сделали археологи на основании изучения останков на единственном известном кладбище гладиаторов, расположенном в Турции неподалёку от руин древнего города Эфеса.Древнеримская публика любила кровавые зрелища не только на гладиаторских боях, но и на обычных театральных представлениях. Если по ходу действия актёр должен был погибнуть, его могли в последний момент заменить на приговорённого к казни преступника и убить прямо на сцене.

Кто же были эти люди, для которых встреча со смертью была просто работой? Первоначально в большинстве своем они оказывались в армии гладиаторов не по своей воле: рабы или преступники, осужденные на смерть (со времен правления императора Нерона в разряд преступников стали зачислять и христиан), но особо высоко ценились военнопленные, хорошо владевшие оружием, т.к. их обучение обходилось значительно дешевле.

Наряду с ними в рядах бойцов часто встречались и добровольцы. Их число постоянно увеличивалось, и к I веку н.э. они уже составляли основную массу профессиональных бойцов. Многих привлекало значительное вознаграждение, выплачиваемое из казны за серию удачно проведенных боев, другие пытались таким образом скрыться от преследований за долги или преступление, порой в армии гладиаторов появлялись юноши из вполне обеспеченных родов, влекомые на арену жаждой приключений. В отличие от рабов и пленных, для добровольцев это была работа по контракту, который они могли расторгнуть в любой момент, заплатив выкуп. Вольные гладиаторы жили дома, имели семьи и растили детей, но в остальном жизнь их протекала по жестким законам гладиаторского жанра.

Со временем на аренах амфитеатров все чаще и чаще стали появляться женщины. Выступление воинственных амазонок неизменно привлекало огромное количество зрителей, об их ловкости, силе и жестокости слагались легенды. Большим поклонником смертельных схваток между представительницами слабого пола был император Домициан (81-96 гг. н.э.), который более других увеселений предпочитал любоваться боями амазонок при свете факелов в ночи. Только в начале III века н.э. навсегда запрещено женщинам появляться на арене.

Официально гладиаторы считались людьми низшего сорта, а их ремесло - презренным, об этом говорит тот факт, что после смерти бойцов хоронили за пределами городских кладбищ. Но при этом гладиаторы, прославившие свое имя громкими победами, пользовались большой популярностью в самых различных слоях общества. Высшей похвалой для римлянина были слова «умер, как гладиатор».

Как правило, жизнь на арене не была долгой, но в каждом бое обычно бывают как побежденные, так и победители. По правилам игр оставшийся в живых получал из рук устроителя пальмовую ветвь (в западных провинциях империи) или дубовый венок (в восточных). Кроме того, триумфатору полагалось денежное вознаграждение, которое для раба не могло составлять более одной пятой его собственной цены, а для добровольца - более четверти суммы от заключенного контракта. На самом деле, деньги были немалые, и каждое удачное сражение приближало день освобождения.

В истории Рима есть множество свидетельств о том, что гладиаторы одерживали десять, двадцать и более побед, после чего заслуженных бойцов отпускали на покой. По этому случаю устраивались пышные проводы, во время которых удачливому воителю вручали символический деревянный меч. Гладиаторов-пенсионеров называли «рудиариями» от латинского названия «rudis» -деревянный меч.

Это может показаться парадоксальным, но, несмотря на все тяжести гладиаторской жизни, далеко не все счастливцы соглашались оставить свое кровавое ремесло. Так, гладиатор Филамма четырежды получал символ свободы, но всякий раз после этого вновь подписывал очередной контракт. Он так и остался гладиатором до конца своих дней, смерть настигла его во время 39-го боя.

Для укрепления своей власти римские императоры широко использовали разнообразные массовые зрелища. Цезарь в 46 году приказал выкопать на Марсовом поле озеро, на котором было организовано сражение между сирийским и египетским флотами. В ней брало участие 2000 гребцов и 1000 матросов. А император Клавдий устроил на Фуцинском озере битву Сицилийского и Родосского флотов с участием 19000 человек. Эти зрелища впечатляли своими масштабами и пышностью, убеждая зрителей в могуществе правителей Рима.

6. Античные наука и искусство. Огромное значение, как мы уже говорили, имело для судеб Западной цивилизации создание греками рациональной философии, победы логоса над мифом. Это в свою очередь проявилось в построении рациональных систем в сфере математики. Все знают знаменитого Пифагора, создавшего таблицу умножения и теорему, носящую его имя, изучавшего свойства целых чисел и пропорций, а также Евклида, который сумел систематизировать всю совокупность геометрических знаний того времени. Евклидова геометрия начинается, как того требует аристотелевская методология, с определения исходных понятий, аксиом и постулатов, a все прочие геометрические истины предстают как дедуктивно выводимые из этих определений..
Евклид жил в Александрии при Птолемее I. Он родился через несколько лет после смерти Аристотеля и прошел обучение в Афинах, так что, безусловно, был хорошо знаком с аристотелевским учением. Логика евклидовой системы произвела большое впечатление на современников. Известно, что даже сам александрийский властитель пожелал обучиться у него математике,. Но когда Евклид принес царю свой труд «Начала», изложенный в 13 книгах, тот спросил, нет ли для понимания геометрии более короткого пути. На что математик гордо ответил: «В геометрии нет царских дорог». До XX в. «Начала» Евклида в Европе стояли, наверное, на втором месте после Библии по числу изданий. Евклидова геометрия долго считалась образцом научной истины. Ученые и философы были твердо уверены, что она дает правильное описание реального физического пространства, в котором мы живем. О пересмотре ее никто и не помышлял. Только в XIX в. убеждение в том, что геометрические фигуры и отношения в реальном пространстве подчиняются законам евклидовой геометрии, пошло на убыль. Решающий удар по этому убеждению нанесло создание неевклидовых геометрий.

В области физики можно назвать труды Архимеда, который явился не только автором всемирно известного закона, но » автором многочисленных изобретений. Известны труды Гиппократа в области медицины и этики. Он — основатель научной медицины, автор учения о целостности организма человека, теории индивидуального подхода к больному, традиции ведения истории болезни, трудов по врачебной этике, в которых особое внимание обращал на высокий моральный облик врача, автор знаменитой профессиональной клятвы, которую дают все, получающие врачебный диплом. До наших дней дошло его бессмертное правило для врачей: не навреди пациенту. С медициной Гиппократа завершился переход от религиозно-мистических представлений о всех процессах, связанных со здоровьем и болезнями человека, к начатому ионийскими натурфилософами их рациональному объяснению.. Медицина жрецов сменилась медициной врачей, основанной на точных наблюдениях. Геродот и Ксенофонт являются авторами трудов по истории.

Геродот положил начало собственно греческой историографии, так как он обращался к центральным, политически значительным событиям современной ему истории, пережитых им самим. «Отец истории» стремился к достоверному изложению исторических событий, исследовал их в совокупности, однако его труды характеризуют вера в действие религиозно-этических сил в истории.
Геродот — великий путешественник. Благодаря ему мы имеем многочисленные сведения о народах — современниках Геродота, их обычаях, образе жизни и о странах, а которых они проживали. Описывая географическое положение той или иной страны, Геродот осуществлял повествование как настоящий географ.

Развитие искусства в Древней Греции сформировало особый исторический ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Греческий храм как модель мира С точки зрения античного человека, Космос (мир) представлялся не чем-то отвлеченным, неопределенным, но воспринимался как совершенное живое тело, подчиняющееся закону "Золотого сечения" или, иначе говоря, гармонического деления. Этот закон, напомню, подразумевает, что целое так относится к большей части, как большая часть к меньшей. Космос, со всеми его движущимися звездами, материями и богам, со всеми его правильными и удивительными движениями, физически чувствуемый и слышимый античному человеку, представлялся ему совершеннейшим произведением искусства. Космос представлялся трехмерным телом, выше которого быть ничего не может и не будет. Тем не менее, античный человек стремился не только в теории философски постигнуть гармонию мира, но и попытаться приблизиться к ней в своих творениях. Как понимание мира (Космоса) и роли в нем человека отразилось в храмовой архитектуре того времени? У греков были попытки алгебраически осмыслить гармонию. Первое научное исследование того, что есть гармония, предпринял Пифагор. Школа, которую он основал, рассматривала вопросы философско-математического характера, применяя математические выкладки ко всем сторонам действительности. Не составили исключения ни музыкальная гармония, ни гармония человеческого тела или архитектурного сооружения. Пифагорейская школа считала число основой и началом мира. Стремления греков математически осмыслить гармонию, естественно, не могли не начаться с попытки сделать это через симметрию. Ибо именно симметрия, на первый взгляд, и является первоначалом красоты. И вот уже полностью симметричные статуи (курос и кора) смотрят на мир своей знаменитой "архаической" умиротворенной улыбкой. Но постепенно стало выясняться, что перводвигателем гармонии является не столько симметрия, сколько - пропорция. Именно на разумном (гармоничном) сочетании различных составляющих и держится мир. Причем, в период архаики те же статуи, например, находятся в полностью статичном изображении. В мировоззрение человека еще не прокрались идеи об изменчивости и текучести мира - это произойдет позднее. Пока же человек ищет то самое соотношение, пропорцию, благодаря которому мир и обретает свою красоту. Так рождается ордерная система в архитектуре. (Ордер - (от лат. Ordo - строй, порядок) - строго продуманная и логически обоснованная система соотношений между несущими и несомыми частями здания.) В VI в. выработался единый общегреческий тип храма в форме прямоугольной, вытянутой в длину постройки, со всех сторон обнесенной колоннадой, иногда одинарной (периптер), иногда двойной (диптер). Тогда же определились основные конструкционные и художественные особенности двух главных архитектурных ордеров: дорического, особенно широко распространившегося на Пелопоннесе и в городах Великой Греции (Южная Италия и Сицилия), и ионического, пользовавшегося особой популярностью в греческой части Малой Азии и в некоторых районах европейской Греции. Типичными образцами дорического ордера с такими характерными для него особенностями, как суровая мощь и тяжеловесная массивность, могут считать храм Аполлона в Коринфе и храмы Посейдонии (Пестум) на юге Италии. Более изящные, стройные и вместе с тем отличающиеся некоторой вычурностью декоративные убранства постройки ионического ордера были представлены в этот же период храмами Геры на о. Самосее, Артемиды в Эфесе (считавшийся одним из "семи чудес света").

. Древнегреческий стиль — это стиль соразмерный человеку, ясный, уравновешенный, гармоничный оптимистичный. Классическая Греция ценила канон, основанный на мере. Согласно Шпенглеру, «прасимволо м» этого стиля является ограниченное, чувственно данное тело. Греческая классика воплотила идеалы красоты в произведениях искусства осязаемого и зримого: в архитектуре, скульптуре, драме. Античный храм не подавляет своим гигантизмом, он соразмерен человеку. Древний грек прекрасен прежде всего внешней, телесной красотой.Обаяние обнаженного человеческого тела, столь смело показанного великими древнегреческими скульпторами, не получило полного признания в современной постхристианской европейской культуре. Столь открытая нагота до сих пор нуждается в оправдании музейной обстановкой. Приемы художественного творчества в античной культуре осмысливались теоретически: в трудах математиков изучались принципы колебания музыкальной струны и геометрические пропорции архитектурных сооружений и человеческого телосложения («золотое сечение»); в знаменитой скульптуре «Дорифор» («Копьеносец») Поликлет воплотил идеал прекрасного мужского тела; законы построения литературного текста сформулированы в «Поэтике» и «Риторике» Аристотеля.

Мусические и немусические искусства Греки верили в божественное происхождение искусства. Состояние, в котором осуществлялось художественное творчество, называлось - божественное воодушевление. Художественное вдохновение - это своего рода безумие, один из четырех видов одержимости, наряду с вакхической, идущей от Диониса; провидческой - от Аполлона и любовной - от Афродиты и Эроса. Искусство есть волшебная сила, идущая от богов к поэтам, а потом к зрителям, слушателям и читателям. Божественные существа, вызывающие художественное творчество, именовались музами. Это были дочери Зевса и Мнемосины (богини памяти). Традиция выделяет девять муз: Каллиопу - музу эпической поэзии; Эрато - любовной поэзии; Терпсихору - танца; Полигимнию - гимнов в честь богов и героев, а также ораторского искусства; Эвтерпу - лирической песни; Мельпомену - трагедии; Талию - комедии; Клио - истории; Уранию - астрономии как искусства постигать гармонию небесных сфер. Предводителем муз считался Аполлон. Искусства, которым покровительствуют музы, у греков назывались мусическими. Позже для их обозначения был употреблен собирательный термин «музыка». Древнейшими видами мусического искусства были, скорее всего, гимны и эпос. Они постепенно складывались на основе устного народного творчества и даже в самых поздних своих формах сохраняли теснейшую связь с мифологией.Древнеримское искусство. Древние римляне, как это свидетельствуют исторические источники, были людьми скорее практичными чем романтичными. Поэтому искусство как таковое у них было часто на втором плане, уже после решения вопросов реальной жизни. Древние римляне создали в начале в стране сильное и разумное построенное государство и его важнейший институт – весьма эффективную армию. После этого, утвердив с помощью своей военной силы покой в стране и на ее границах, широко распространив своё политическое влияние, создав серьезное материальное благополучие в государстве, вспомнили и об искусстве. Приложив огромные силы в военном и физическом совершенствовании, они ничего не оставили для художественного творчества и духовных интересов. Никогда не чувствуя настоящей, внутренней потребности в искусстве, они в начале смотрели на него, как на расслабляющую роскошь. И часто довольствовались заимствованиями от этрусков. Потом, когда завоевания новых народов и территорий дали римлянам богатство и дали им время заглянуть в себя, пришло и время для прекрасного. Особенно на пользу духовности послужило завоевание римлянами Греции. А это позволило уже приблизить римлян к развитой цивилизации этой страны. Завоевания и добыча в них принесли в Италию вывезенными из Греции художественные произведения. Искусство стало модным в начале у высших слоев, им подражали другие и постепенно оно стало пользоваться в почётом. Но все же так и не стало в Древнем чем-то необходимым. Скорее оно стало способом придавать внешний лоск общественному и частному быту, или способом возвеличить героев, польстить народному самолюбию. Государственные мужи Италии и богатая верхушка стали покровительствовать искусству. И стало модным и престижным привлекать в Рим художников из обедневших и опустевших городов Греции. Приезжие мастера передавали свои навыки местным жителям и тяга к прекрасному повсеместно расширилась.

К концу республиканского режима в Риме, сложилось особое Римское искусство, представляющее смесь этрусских элементов с греческими, но, несмотря на это, имеющее своеобразный характер. Главная отличительная черта этого искусства — стремление к роскоши, колоссальности и эффектной декоративности.

Архитектура. Именно этруски построили в Риме ранние монументальные сооружения. Римские храмы и дома были построены на основе этрусского моделей. Элементы этрусского влияния в римских храмах отражает наличие в них подиума и акцент на фронт за счет остальных трех сторон. Большинство этрусских домов группировались вокруг центрального храма, поэтому во многом так же и в римском городе большинство домов были построены вокруг атриума. Влиянием этрусской архитектуры постепенно снижалась из-за влияний других культур, особенно греческой. Этрусские архитектуры сама по себе была под влиянием греков, так что, когда римляне приняли греческий стиль, то это не было так уж совершенно чуждо их культуре. А уже после падения Сиракуз в 211 г. до нашей эры греческие произведения искусства просто хлынули в Рим.

Во II веке до нашей эры, поток этих работ, и что более важно, греческих мастеров, продолжает нарастать, тем самым оказывая решающее влияние на развитие римской архитектуры. К концу республики, когда Витрувий написал свой трактат об архитектуре, греческой архитектурной теории и примеры были доминирующими. С расширением империи, римская архитектура распространяется на большей территории, используется как для общественных зданий, так и для некоторых крупных частных владений. Во многих районах элементы стиля в архитектуре несколько меняются под влиянием местных вкусов, но все же архитектура остается узнаваемо римской. Стили народной архитектуры тоже находятся под влиянием римской архитектуры в той или иной степени. В первом веке нашей эры, Рим стал крупнейшим и самым передовым городом в мире. Древние римляне придумали новые технологии для улучшения санитарии городских систем, строительства дорог и зданий. Они разработали систему акведуков, которые снабжали пресной водой города. И они же построили канализацию, которая удаляла отходы из городов. Самые богатые римляне жили в больших домах с садами. Большинство населения, однако, жили во многоквартирных домах из камня, бетона или известняка. Римлянами также были разработаны новые методы строительства и созданы новые строительные материалы. Лепнина украшала дома богатых людей. Картины часто показывали пейзажи, события из греческой или римской мифологии, исторические сцены, или сцены из повседневной жизни. Римляне украшены полы мозаикой - картинами или рисунками, созданными с помощью небольшой цветной плитки. Богатые цветные картины и мозаики помогли сделать помещения в римских домах визуально больше, интереснее и ярче, продемонстрировав еще и богатство владельца.

В христианскую эпоху поздней империи, от 350-500 н.э., настенная живопись, мозаика на потолках и полах процветала в погребальных сооружениях. В то время как полноразмерные скульптуры и панно в домах вымерли, скорее всего, по религиозным соображениям. Когда император Константин перенес столицу империи в Византию (переименованную в Константинополь), римское искусство включило в себя и восточное влияние в византийском стиле. На строительстве церкви Святой Софии в Константинополе занято было занято почти 10 тысяч рабочих и ремесленников. А заключительный взрыв римского искусства произошел при императоре Юстиниане I, который также принял решение и о создании всемирно известных мозаик Равенны.

Постройки Древнего Рима украшались скульптурами, их размещали на площадях, в парках, скверах. Говорили, что Рим был заселен статуями. Так их много было в городе, что сенат неоднократно принимал постановление снять часть скульптур: они были лишними и не вписывались в пейзаж улицы, площади, парка и т. д.

У римлян, как и у греков, было множество богов. Кроме общих богов, у каждого человека был еще свой невидимый покровитель и защитник — гений. Гений охранял и наблюдал за человеком со дня рождения и до смерти. День рождения человека являлся праздником и его гения. Римляне поклонялись гению всего римского народа, статуя которого была отлита из золота и находилась в храме на Капитолии.

Выражение «вернуться в родные пенаты», означающее возвращение в свой дом, к домашнему очагу, правильнее произносить «вернуться к родным Пенатам». Дело в том, что Пенаты — это римские боги-хранители домашнего очага, и каждая семья обычно имела изображения двух Пенатов рядом с очагом.

ДРЕВНЕРИМСКИЙ СТИЛЬ

В некотором смысле искусство Древнего Рима выступает как «тиражирование»древнегреческого искусства. Однако Рим не просто копировал древнегре



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: