Какие же виды труда доступны учителю, помимо его основной профессии?




1. Педагог – психолог. Это самая востребованная сегодня в образовании специальность, она проходит практически через всю жизнь учителя и овладение ей необходимо каждому преподавателю. Педагог – психолог необходим каждой школе, он входит в состав Психологической службы образовательного учреждения.

В его обязанности входит создание гармоничной атмосферы в школе, забота о взаимопонимании учителей, учеников, родителей и администрации школы. Он должен предотвращать возникновение конфликтов в школе, разрабатывать систему поддержки "трудных" учеников в школе, работать с детьми из неблагополучных семей и т. д.

В школе педагог – психолог должен быть открыт и доступен для всех.

2. Педагог – исследователь. Профессиональный педагог постоянно обращён к исследованию: он обязан вникать в глубины того предмета, который он преподаёт, обязан быть в курсе последних научных достижений. Кроме того, он погружен в процесс изучения школьников, с которыми он работает.

Учитель, погруженный в процесс исследования, не ограничивается в деле познания лишь практикой, он постоянно пытается разобраться в причинах педагогических явлений, исходя из их глубинной сущности.

В традиционном представлении, учёный – исследователь – это человек, изучающий те или иные явления в кабинете, отделённом от внешнего мира толстыми стенами.

Безусловно, труд учёного требует уединения, внутренней сосредоточенности, но всё это не значит, что исследователь полностью оторван от внешнего мира. Именно из жизни он черпает материал для своих научных исследований, а результаты своих изысканий он отдаёт людям – выступая на конференциях, создавая научные книги и статьи.

Для всего этого необходимо владеть словом, уметь выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме, уметь ставить перед собой вопросы.

Все эти умения, так или иначе, развиваются в ходе освоения педагогической профессии.

3. Журналист, писатель. В этих профессиях также важно умение владеть словом, общаться с людьми, понимать их.

Корреспондентами многих педагогических газет и журналов сегодня являются сами учителя. На страницах педагогических изданий они обмениваются опытом, ищут ответы спорные вопросы в своей профессии.

Иногда случается так, что педагог уходит из школы и находит своё призвание в журналистике (например, корреспондент одной из петербургских газет – Н.Н.Волочаенко – в прошлом учитель информатики).

А А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский - ведь мы их знаем не только как педагогов, но и как писателей!

И наоборот, Л.Н.Толстой – его мы знаем не только как писателя, но и как педагога. И примеров таких судеб мы можем приводить достаточно много.

4. Переводчик. Это ещё одна профессия, освоение которой не представляет труда для учителя.

Учителю лишь достаточно в совершенстве знать иностранный язык и иметь знания о национальных особенностях той культуры, с людьми которой ему предстоит общаться. А умение общаться и направлять разговор в нужное русло ему даёт педагогическая профессия.

5. Менеджер в сфере образования. Сегодня эта профессия пользуется большой популярностью и активным спросом на рынке образовательных услуг.

Менеджер – это, прежде всего, специалист по вопросам управления, как на производстве, так и в других областях.

А любой педагог, как мы с вами уже неоднократно говорили, в силу специфики своей профессии, обязательно выполняет функции управления педагогическим процессом.

Менеджер в сфере образования – это специалист, профессионально организующий чёткую, скоординированную работу всей школы. Именно он разрабатывает стратегию поведения школы на рынке современных образовательных услуг, стремится сделать учебное заведение престижным, привлекательным для учеников и родителей.

Безусловно, для успешной работы менеджеру требуются особые личностные качества: быть настойчивым в достижении цели, уметь планировать и организовывать свою деятельность, регулировать психоэмоциональное состояние – как своё, так и окружающих. Владение профессией учителя даёт возможность развить в себе все эти качества.

Итак, мы рассмотрели с вами лишь некоторые профессиональные направления, в основе которых лежит педагогическая деятельность. Неограниченные возможности учительской профессии открывают бесконечную перспективу изменения и развития, что должны понимать и вы, как студенты педагогического вуза.

Особенностью педагогической деятельности, как мы с вами уже говорили, является тесная взаимосвязь личностного и профессионального: качество деятельности педагога неразрывно связано с его человеческими качествами, с миром его ценностей, с его личностной позицией.

Личностная позиция - это добровольно выбранный человеком способ собственной жизни, совокупность способов социальных взаимоотношений, ценностей, идеалов и найденный характер их реализации.

Для зрелой личности характерна целостность жизненной позиции.

Личностная позиция обеспечивает становление человека в любой профессии и дальнейший ход его жизни.

Отражается это и в профессиональной позиции педагога.

Как справедливо заметил В.И.Слободчиков, один из видных психологов нашего времени, уникальность педагогической позиции заключается в том, что она одновременно является и личностной, и профессиональной, и культурно – деятельностной позицией.

Профессиональная позиция педагога представляет собой сложное личностное образование, выражающее систему его отношений к своему месту, к своей роли, к своим ученикам и коллегам как к субъектам совместной деятельности.

В профессиональной позиции педагога отражается то личностное, что определяет собственно профессиональное. Педагогическая позиция – это система осознанных отношений человека – профессионала.

Сегодня исследователи выделяют 5 основных видов профессиональной позиции педагога.

1. Учитель – методист, учитель – источник информации.

Занимая такую позицию, педагог выстраивает подачу информации в определённой логике, красочно оформляет её изложение, использует ТСО, наглядные пособия.

НО, при этом учитель может часто увлекаться процессом подачи информации, забывая, что она не всегда может восприниматься учеником.

2. Учитель – надзиратель.

Занимая такую позицию, педагог с первых минут урока применяет дисциплинарные моменты. Основной заботой такого учителя на уроке является дисциплина. Любые дисциплинарные отклонения вызывают гнев учителя, его раздражение и недовольство. Такой учитель работает, прежде всего, на себя, а не на учеников. Он отводит учащимся пассивную роль, в рамках которой они должны послушно реагировать на его действия. Инициатива детей, как правило, им не приветствуется, так как может нарушить привычный ход урока, создать помехи дисциплине.

3. Учитель – "заботливая наседка".

Он направляет свои действия на опеку и защиту своих "деток": подробно объясняет им новый материал, тщательно растолковывает трудные места, при опросе внимательно следит за ответом ученика и в случае затруднения помогает ему быстро исправить ошибку.

Ошибочность такой позиции заключается в том, что педагог создаёт для детей, по сути, "тепличные условия" и, попадая к другому учителю, такие дети испытывают дискомфорт.

4. Позиция невмешательства.

Занимая такую позицию, учитель старается не обременять себя никакими лишними заботами: при подготовке к урокам он не старается использовать дополнительные материалы, пользуется конспектами уроков прошлых лет, не любит дополнительных занятий со школьниками и т. д.

5. Учитель – старший товарищ, наставник и друг.

Такой учитель видит своё назначение в том, чтобы понять каждого ученика, максимально учесть особенности его развития, оказать ему необходимую помощь и поддержку.

Занимая такую позицию, учитель не позволяет себе унижать учеников, но, и, не допускает панибратства с ними. Он нацеливает себя на организацию сотрудничества с детьми, на включение их в совместный поиск и диалог.

Таковы основные виды профессиональной позиции педагога.

Так как профессиональная позиция педагога формируется в течение всей его жизни, то она непременно отражает его мировоззрение, систему нравственных ценностей, его жизненный и профессиональный опыт.

Следовательно, профессиональная позиция для педагога – это тот фундамент, на котором он выстраивает свои отношения с каждым учеником.

Профессиональная позиция педагога тесно связана с таким понятием как "дистанция общения".

Дистанция общения – это не только расстояние между участниками общения, но и те отношения, которые между ними складываются.

Используя это понятие, Н.Е.Щуркова предлагает свой вариант видения профессиональной позиции педагога.

Она выделяет три вида профессиональной позиции педагога:

− дистанционная позиция;

− уровневая позиция;

− кинетическая позиция.

Дистанционная позиция отражает то расстояние по горизонтали, на котором могут находиться учитель и ученик. Эта позиция может быть "далёкой", "близкой" и "рядом".

При "далёкой" позиции учитель обращается к ученикам достаточно официально, выдерживая деловой тон.

При "близкой" – он использует более тёплые обращения, более личностный тон.

При позиции "рядом" педагог работает с детьми, стараясь быть им другом.

Уровневая позиция отражает положение педагога и воспитанника по вертикали.

При такой позиции учитель может находиться "сверху", "снизу" и "наравне" с учеником.

Позиция "сверху" уместна в начале урока, когда педагог ставит цель урока и намечает его задачи: здесь он владеет инициативой и задаёт темп урока.

Позиция "снизу" возможна в ходе урока, когда педагог предоставляет инициативу детям, позволяет им раскрыть свои способности.

Позиция "наравне" уместна, когда педагог анализирует отдельные моменты общей работы и использует выражения: "мы с вами".

Кинетическая позиция характеризует местонахождение педагога в различные моменты совместного движения со своими воспитанниками.

На этой позиции педагог может находиться " впереди", "сзади" или "вместе" с воспитанниками.

Например, в походе. Учитель, когда ведёт детей в поход, в начале пути и на самых ответственных его участках находится впереди детей.

В ходе движения учитель может выдвинуть на роль лидера кого - либо из детей, а сам занять позицию "сзади", для наблюдения за детьми.

На привале, у костра, педагог занимает позицию "вместе" с детьми.

Такова вторая точка зрения на профессиональную позицию педагога.

Таким образом, позиция педагога – это не что - то раз и навсегда установленное и неизменное. Напротив, она – динамична и подвижна.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: