Задача педагога – научиться занимать ту позицию, которая наиболее целесообразна в конкретной ситуации общения с детьми.




Характер общения педагога с детьми зависит также от стиля педагогического руководства.

Под стилем руководства понимается специфическая система способов воздействия на школьников со стороны учителя или воспитателя.

В стиле отражаются характерная для педагога манера обращения к ученикам, особенности предъявления им своих требований, отношение к учащимся со стороны учителя.

Чем же отличается стиль педагогического руководства от профессиональной позиции педагога?

Профессиональная позиция педагога лишь ориентирует его на выбор тех или иных действий или операций, а стиль педагогического руководства - это уже непосредственное использование конкретных способов воздействияв общениис детьми.

Стиль педагогического руководства характеризуется различными параметрами:

− тон речевого обращения (доброжелательный, официальный, безразличный):

− форма обращения (приказ, требование, совет, просьба):

− особенности использования поощрений и наказаний;

− установление определённой дистанции общения.

В совокупности все эти параметры оказывают неодинаковое воздействие на характер эмоциональных переживаний детей, на их поведение на уроке и в школе.

В.Н.Сорока – Росинский, известный отечественный педагог 20 века, характеризуя стили педагогов, выделял "породы" педагогов (типы учителей), классифицируя их по характеру ценностных ориентаций.

Он считал, что каждый педагог должен определить, какой он "породы", чтобы знать и сильные, и слабые свои стороны и учитывать их в своей педагогической деятельности.

В своей классификации он подразделял педагогов на две большие группы:

1. обладающие индивидуальностью – "породой";

2.. аморфные, безличные, беспородные учителя.

Его интересовала именно первая группа. Здесь он выделял следующие типы учителей:

а) учителя – теоретисты. У них теория, идея всегда преобладает в ущерб реальному миру вещей и практике жизни.

Сильная сторона такого учителя в том, что он хорошо знает методику своего предмета, постоянно готовится к своим урокам. Такой педагог обычно очень принципиален и глубоко убеждён в правильности исповедуемых им идей.

Их слабость в том, что онине всегда могут выстраивать свои отношения с детьми, они плохо чувствуют детей, им не достаёт такта в общении с ними.

б) учителя – реалисты. Они хорошо разбираются в мире людей и вещей, тонко чувствуют настроение детей, умеют с ними и радоваться и горевать. Очень хороши такие педагоги в работе с отстающими, слабыми учениками.

Дисциплина у таких педагогов строится на сознательности ребят, на знании их особенностей. Они умеют не подавлять самостоятельность ребёнка своим авторитетом.

Слабым местом таких педагогов является их неумение теоретически обосновать свой практический опыт, выделить главное в материале урока. Иногда близкие отношения с детьми приводят к некоторой фамильярности отношений.

в) учителя – утилитаристы. Они так же, как и реалисты, хорошо ориентируются в вещах и людях.

Сильная сторона таких педагогов заключается в том, что они являются мастерами закрепления и повторения пройденного материала: их ученики хорошо знают различные формулы, определения и правила. Они также мастера всякого рода оформления – документация у них всегда в порядке.

Слабостью таких педагогов является объяснение нового материала – здесь они могут просто пересказать текст учебника, педагогической теорией они себя не затрудняют.

г) учителя – артисты (интуитивисты). По мнению В.Н. Сорока – Росинского, такие учителя в чистом виде – редки. Они встречаются с различными посторонними "примесями".

Главным их свойством он считает способность действовать по вдохновению, по наитию, по интуиции. В этом их и сила, и слабость.

Такие педагоги тонко чувствуют других людей, с большим подъёмом ведут уроки: история на их уроках кажется серией увлекательных фильмов, география – путешествием по странам. Особенно хороши такие учителя на уроках литературы.

Дети любят таких педагогов, относятся к ним с симпатией.

Отрицательные стороны таких педагогов проявляются в том, что они могут зависеть от своего настроения, могут плохо готовиться к уроку, надеясь на импровизацию.

Таковы четыре основные "породы" педагогов, выделенные В.Н.Сорока – Росинским.

Свою классификацию педагогов предложил и Э. Г. Костяшкин – известный отечественный педагог - практик и теоретик 20 века.

За основу её он взял специфику интеллектуально – волевой сферы человека. Он

выделил следующие типы педагогов -

интеллектуальный: характеризуется склонностью к научно – аналитической деятельности, глубокой эрудированностью, самостоятельностью оценок.

− волевой: отличается высокой требовательностью к себе и детям, чёткостью и организованностью в работе.

эмоциональный: отличается повышенным артистизмом, способностью к педагогическому самовыражению, чутко реагирует на изменения внутреннего мира детей, к нему идут дети со своими проблемами.

организаторский: такой педагог очень хорошо умеет организовать детей и реализовывать их способности в различных видах творчества.

В современной психолого-педагогической литературе наиболее часто, традиционно, выделяется три основных стиля педагогического руководства:

− авторитарный

− демократический

− либеральный.

В каждом из этих стилей есть как позитивные, так и негативные моменты (рассм. на семинаре).

Характерные для демократического стиля корректность в обращении с детьми, стремление к диалогу с ними, оптимальное сочетание строгости и справедливости наиболее адекватны задачам, стоящим перед современной педагогикой.

Авторитарная система сегодня осуждается и отвергается всеми официальными структурами: Министерством образования, Российской академией образования, администрацией школ и родительской общественностью

Но, тем не менее, значительная часть учителей сегодня ориентируются на авторитарный стиль руководства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: