Методика физического воспитания детей школьного возраста




План

1. Особенности методики физического воспитания школьников в зависимости от этапов возрастного развития (младший, средний и старший школьный возраст).

2. Подготовка учителя к уроку.

3. План-конспект урока.

4. Контроль на занятиях физической культурой.

5. Методика планирования работы по физическому воспитанию в школе.

 

Литература.

1.

 

1. Особенности методики физического воспитания школьников в зависимости от этапов возрастного развития (младший, средний и старший школьный возраст).

 

Основы методики физического воспитания школьников в возрасте 6 – 9 лет.

Методика физического воспитания – совокупность средств, методов, методических приемов и форм занятий физической культурой, применяемых в практике физического воспитания различных групп населения.

В работе по физическому воспитанию детей школьного возраста необходимо учитывать анатомо-физические особенности развития организма в различные возрасные периоды развития.

 

Методические особенности работы по физическому воспитанию учащихся 1 – 4 классов (6 – 9 лет).

Необходимо избегать:

- больших нагрузок на позвоночник;

- одностороннего напряжения мышц;

- сильных сотрясений тела;

- перенапряжение мышечной системы и суставно-связочного аппарата, ограничить использование упражнений с натуживанием и большим сопротивлением;

- чрезмерных нагрузок в беге и других движениях циклического характера;

Уделять особое внимание:

- упражнениям на формирование и укрепление осанки, профилактике плоскостопия;

- укреплять мышцы спины и брюшного пресса;

- согласовывать упражнение с дыханием;

- обучение навыку правильного дыхания;

- переключению с одного вида деятельности на другой;

Использование целостного и игрового методов обучения;

- распоряжениям и указаниям (в меньшей мере командам);

- разнообразию двигательной деятельности;

- чередование практических интенсивных физических нагрузок с достаточными для отдыха нагрузками;

- строгой дозировке нагрузок для девочек;

 

Методические особенности работы по физическому воспитанию учащихся 5 – 9 классов (10 – 15 лет):

Необходимо избегать:

- чрезмерных физических нагрузок;

- слишком резких движений;

- необходимых наказаний или, наоборот, слишком частых похвал;

Широко использовать:

- чередование интенсивных физических нагрузок с дыхательными упражнениями;

- упражнения для воспитания навыка углубленного дыхания;

- чередование бега с ходьбой;

- систему подводящих и подготавливающих упражнений;

- индивидуальных подходов в подборе физических нагрузок;

- командные подвижные и спортивные игры;

- страховку;

- различные физические упражнения и дозировку для мальчиков и девочек.

 

Методические особенности для работы по физическому воспитанию учащихся 10 – 12 классов (16 – 18 лет).

Следует избегать:

- на занятиях физической культурой с девочками избегать упражнений вызывающих повышение внутрибрюшного давления (упражнение с напруживанием, подниманием тяжестей, с задержкой дыхания, прыжков в глубину);

- повышение интенсивности физических нагрузок выше 80 – 85%;

Применять:

- занятия с характером спортивных тренировок;

- упражнения для развития общей скоростной выносливости, повышения работоспособности;

- различные виды аэробики, которые выполняются под музыку (д), бодибилдинга (ю);

- методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля;

- дозирование нагрузок в зависимости от пола;

 

2. Подготовка учителя к уроку.

Подготовка включает два этапа предварительный и непосредственный.

Предварительный этап подготовки осуществляется до начала учебного года и предусматривает:

1. Анализ результатов рабочих за прошедший год и выявление недостатков;

2. Составление планов на предстоящий год (план-график учебного материала, подручный рабочий план, план-конспект первых занятий) на основе программы по физической культуре для учащихся 1 – 12 классов;

3. Изучение специальной научно-методической литературы.

 

Непосредственная подготовка учителя заключается в его подготовке к конкретному уроку по физической культуре, планировании его содержания, организации, материального и методического обеспечения. Она должна учитывать возрастно-теловые особенности учащихся (младшие, средние, старшие классы), исходный уровень физической подготовки, состояния здоровья детей и предварительный двигательный опыт.

Непосредственная подготовка учителя к уроку включает:

1. Постановка задач для конкретного урока;

2. Подбор средств для решения этих задач;

3. Обеспечение санитарно-гигиенических условий;

4. Выбор методов, методических приемов и форм организации деятельности, учащихся на уроке;

5. Определения мест размещения учащихся в зале (на стадионе, спортивной площадке) и основные направления перемещения;

6. Определить способы установки и уборки снарядов, раздачи и сбора инвентаря, предупреждения травм;

7. Проверить свою подготовленность показать ученикам разучиваемые физические упражнения или предусмотреть достойную замену;

8. Продумать организационно-методические указания;

9. Продумать обеспечение организации работы помощников учителя, а также освобожденных от уроков;

10. Продумать содержание и целенаправленность домашних заданий;

11. Привести в соответствие свой внешний вид.

Следует отметить, что учитель физической культуры несет прямую ответственность за охрану жизни и здоровья учащихся.

 

3. План-конспект урока.

План-конспект урока – основной документ, определяющий структуру урока, его содержание, физическую нагрузку на организм занимающихся, организационные и методические особенности его поведения.

 

4. Контроль на занятиях физической культурой.

 

Контроль за состоянием организма заключается.

Методы контроля:

- пед. наблюдения за ЧД, ЧСС, окраской кожных покровов, потоотделением, координацией движений, состоянием внимания, изучением работоспособности, характером реакции на различные раздражители, учет жалоб учащихся на плохое самочувствие и т.д. Эти показатели носят субъективный характер, однако отражают влияние физических нагрузок на организм занимающихся.

- хронометрирование занятий физической культуры;

- пульсометрия;

- педагогический анализ урока физической культуры.

Хронометрирование, пульсометрия и педагогический анализ урока физической культуры позволяют судить о его качестве.

При хронометрировании учитывается расход времени на различные действия и определяется плотность занятия, степень рационального использования времени на занятии.

С помощью пульсометрии выясняют реакцию сердечно-сосудистой системы на физические нагрузки, а также динамику этих реакций. Динамика "кривой" отражает:

1. Постепенное приспосабливание организма школьников к повышающимся нагрузкам;

2. Поддержание оптимального уровня работоспособности и приведение организма в состояние относительного покоя.

По высоте "кривой нагрузки" можно судить о ее интенсивности, по площади фигуры, которая ограничена кривой и проекцией исходного пульса на ось абсцисс – об объеме нагрузи.

 

Контроль и оценка физической подготовленности школьников.

Физическая подготовленность определяет степень готовности человека к определенному виду деятельности, характеризует уровень проявления двигательных качеств (способностей).

Уровень физической подготовленности определяется с помощью контрольных упражнений (тестов), которые предусматриваются "Программой по физической подготовке учащихся общеобразовательных школ".

Таким образом, основная цель текущего контроля физической нагрузки заключается в оценке динамики ответной реакции организма на педагогически направленные воздействия.

Контроль физической подготовленности заключается в корректировке (исправлении) процесса физического воспитания, его содержания, форм, методов, методических приемов, путем достижения результатов, намеченных педагогом.

Бальная оценка выполнения контрольного норматива является составляющей при выведении общей оценки за успеваемость по физической культуре. При этом учитывается также старательность, прилежность учащихся, индивидуальные положительные изменения в появившихся двигательных качествах.

Виды педагогического контроля

                       
     
 
Предварительный
     
Итоговый
 
 
   
Оперативный
 
Текущий (этапный, цикловой)
 

 


Рис. 1. Виды педагогического контроля

 

Прием контрольных нормативов.

Поурочный план может быть графическим и текстовым. Графический план составляется в виде таблицы. Виды проводящегося материала по физической культуре отмечаются "+" или "р, у, з, с, п". По три задачи на каждый урок (четвертая, касающаяся воспитания морально-волевых качеств, развивающейся личности учащегося). Контроль обозначается буквой "к".

 

Графический вариант:

План-график распределения учебного материала табл. 1.

 

  Номер урока
                   
Теория 1. 2. × × × × × × × × × ×
Практика 1. 2. × × × × × × × × × ×

 

Количество условных знаков должно обеспечивать занятость учащихся в течение 45 минут урока:

1. Теоретические сведения;

2. Структурные упражнение;

3. ОРУ;

4. Основные виды движений;

5. Упражнения на развитие двигательных качеств;

6. Игры и эстафеты;

7. Домашнее задание.

Теоретические сведения можно предложить как вначале, так и в конце урока.

На изучение одного из видов упражнения должно уделяться не менее двух или трех уроков. Иногда дополняются задачей повторить "п", чтобы не утратить связь рефлексов "двигательного стереотипа".

Текстовый вариант:

Подручный рабочий план табл. 2.

 

№ п/п Краткое содержание урока Присмечание
1. Содержание подготовительной, основной и заключительной частей урока, домашнее задание  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: