Методические указания к самостоятельной работе по теоретическому материалу.




Занятие № 10.

Тема: Развитие и гистофизиология костных тканей. Строение кости как органа

Продолжительность изучения темы 5,5 часов

Из них на занятии 3 часа.

Самостоятельная внеаудиторная работа 2,5 часа.

Цель занятия: Изучить процессы гистогенеза, гистофизиологию и регенерацию костных тканей. Строение кости как органа, рост кости.

Задачи:

Знать:

1. Два возможных способа развития костной ткани (прямой и непрямой остеогенез).

2. Гистофизиологию костных тканей.

3. Процессы, обеспечивающие рост кости в длину и ширину.

4. Процессы, лежащие в основе физиологической и репаративной регенерации кости.

5.Строение кости как органа и уметь дифференцировать ее структуры.

Уметь:

1. Определять на гистопрепаратах развивающуюся костную ткань из мезенхимы и на месте хряща.

2. Определять в гистосрезе точки остеогенеза в процессе непрямого пути развития.

3. Определять зоны метаэпифизарной пластинки роста.

4. Идентифицировать в препаратах структурные элементы компактного вещества трубчатой кости.

Значение изучения темы:

Значение процессов развития хрящевых и костных тканей необходимо для понимания процессов их физиологической и репаративной регенерации, гистофизиологии в разные возрастные периоды и перестройки при изменении нагрузки в течение жизни. Знание этих вопросов необходимо при изучении травматологии, ортопедии, педиатрии, хирургии.

Методические рекомендации по самоподготовке.

Теоретические вопросы для самоподготовки.

Необходимый исходный уровень знаний из других курсов и тем повторить:

1. Анатомия опорно-двигательного аппарата.

2. Принцип строения тканей внутренней среды (мезенхимного происхождения)

3. Понятия о дифферонах.

4. Понятия «детерминация», «дифференцировка».

5. Гистофизиологию хрящевой ткани.

6. Анатомическое и гистологическое строение трубчатых и плоских костей.

Теоретические вопросы по теме занятия устно:

1. Источник развития и классификация костной ткани.

2. Гистофизиология грубоволокнистой костной ткани. Топография.

3. Гистофизиология пластинчатой костной ткани. Топография.

4. Строение, кровоснабжение, иннервация трубчатой кости как органа.

5. Понятие о компактном и губчатом веществе кости.

6. Возможности регенерации грубоволокнистой (ретикулофиброзной) костной ткани.

7. Регенерация пластинчатой костной ткани на примере диафиза трубчатой кости.

8. Гистогенез костной ткани из мезенхимы – прямой остеогенез.

9. Гистогенез костной ткани на месте гиалинового хряща - непрямой остеогенез.

10. Рост кости в длину. Метаэпифизарная пластинка роста Регулирующие факторы

11. Физиологическая регенерация костной ткани.

12. Возрастные особенности костной ткани.

Темы, вынесенные на самостоятельное изучение

1.Регенерация костной ткани и ее возрастные изменения. Факторы, влияющие на регенерацию; 2.Процесс минерализации (в процессе гистогенеза – 3 этап регенерации).

Темы, вынесенные на самостоятельное изучение

1. Факторы, влияющие на рост костей. Эндокринная регуляция.

2. Соединения костей.

Элементы УИРС.

Темы рефератов (один по выбору):

1.Особенности репаративной регенерации кости.

3.Регуляторные механизмы гистофизиологии, роста и регенерации кости.

1. Процесс внутренней перестройки костной ткани и возрастные изменения костной ткани;

2. Влияние гормональных факторов на структуру костей во взрослом организме и процессе резорбции кости;

Методические указания к самостоятельной работе по теоретическому материалу.

При изучении костной ткани также обратите внимание на мезенхимное происхождение и, в соответствии с этим, на принцип строения и расположения костной ткани в организме. Уясните функциональное значение костной ткани. Важно рассматривать эту костную ткань не только как пассивную инертную ткань, выполняющую лишь опорную функцию, а как весьма активную систему, участвующую в регуляции минерального гомеостаза организма, процессов кроветворения. Определите виды костной ткани и различия между ними. Разберите строение костных клеток (остеобластов, остеоцитов, остеокластов), их происхождение, функции. В межклеточном веществе изучите строение волокнистого компонента и основного вещества, метаболизм межклеточного вещества, процессы минерализации, взаимоотношение клеток и межклеточного вещества.

Обратите внимание на расположение грубоволокнистой костной ткани в организме, взаимоотношение ее с соединительной тканью и сосудистой системой, отсутствие источников регенерации.

Рассматривая строение пластинчатой костной ткани, важно усвоить принцип организации этого вида костной ткани. Получите четкое представление строения костной пластинки, ее значение в системе ткани.

На примере трубчатой кости разберите строение кости как органа и строение пластинчатой костной ткани. Используя материал учебника по анатомии и гистологии, изучите строение компактного вещества кости как органа и отличия его от губчатого, их расположение. Уясните структуру и функцию надкостницы и подкостницы (эндоста), взаимоотношение надкостницы и подкостницы с компактным веществом кости.

Изучите вопросы регенерации костной ткани, факторы регулирующие этот процесс.

Пользуясь гистопрепаратами, рисунками, микрофотографиями и таблицами разобрать основные стадии хондрогенеза. Уяснить источники аппозиционного и интерстициального роста хряща и возможности регенерации разных видов хрящей.

Обсудить этапы гистогенеза грубоволокнистой костной ткани из мезенхимы на примере плоских костей лицевого скелета. Изучая препараты, обратить внимание на строение остеобластов, расположенных на поверхности остеогенных островков, и остеоцитов, замурованных в оссеомукоид. Образование перекладин костной ткани происходит в нескольких участках будущей кости, между ними выявляется мезенхима с кровеносными сосудами. Перестройка грубоволокнистой в пластинчатую происходит при участии остеокластов и остеобластов. Убедитесь в этом, определив в препарате остеокласты - клетки больших размеров с многолопастным ядром, лизирующие обызвествленное межклеточное вещество костных балок. В местах резорбции грубоволокнистой костной ткани начинают формироваться остеобластами первичные генерации гаверсовых систем пластинчатой костной ткани. Дальнейшая перестройка грубоволокнистой костной ткани в пластинчатую, начавшуюся до рождения, активно протекает в первые месяцы после рождения и завершается к двум годам жизни.

Обратить внимание на однотипность и длительность процессов развития и перестройки костной ткани в утробный период и при физиологической регенерации, протекающей на протяжении, практически, всей жизни, а также и репаративной регенерации костной ткани после переломов.

Осмыслите основные стадии процесса развития костной ткани на месте хряща на примере развития трубчатой кости. Уяснить этапность этого процесса, который протекает в следующей последовательности: А. - Перестройка надхрящницы в надкостницу. Б. - Первая точка окостенения; 1. формирование костной манжетки (перихондральная кость), состоящей из грубоволокнистой костной ткани; 2 развитие дистрофических изменений хряща диафиза в связи с ухудшением условий трофики; 3. неполное его лизирование остеокластами; 4. врастание в дистофически измененный хрящ мезенхимы с сосудами и предшественниками остеобластов; 5. образование остеобластами в центральной части диафиза вокруг остатков хряща эндохондральной грубоволокнистой костной ткани и дальнейшая ее перестройка; 6. образование костномозговых полостей и развитие ретикулярной ткани красного костного мозга (миелоидной ткани) В. Вторая точка окостенения - в эпифизах. Обратить внимание на то, что процессы остеогенеза в эпифизах протекают по типу эндохондрального остеогенеза.

Необходимо уяснить процессы роста кости и факторы, регулирующие и тормозящие рост кости в длину. Изучить в препаратах метаэпифизарную пластинку роста и дифференцируйте ее зоны.

Уяснить, что и при непрямом остеогенезе вначале формируется грубоволокнистая (ретикулофиброзная) костная ткань и в последующем она претерпевает аналогичные процессы перестройки в пластинчатую.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: