ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Туристический спецназ»
Блок дополнительного образования
Направленность программы: туристско-спортивная,
туристско-краеведческая
Возраст обучающихся: 14 – 18 лет
Срок реализации программы: 1 год
Уровень программы: ознакомительный
Разработчик программы: Маловидченко В.М.,
преподаватель ОБЖ
МОСКВА 2016 г.
Содержание:
1. Пояснительная записка………………………….…..……………..3
2. Учебно-тематический план ………………………..….…….....6
3. Содержание программы и курса ………………….…………...6
4. Материально-техническое обеспечение
и список литературы.……………………………..….……….8
Пояснительная записка
Туристические походы по родной стране и экскурсии по местам боевой славы и героического прошлого города Москвы и Московской области являются важнейшим элементом военно-патриотического воспитания и просветительской деятельности в социально-культурной сфере современного общества. Данная форма ознакомления с родным краем и достопримечательностями своего региона требует определенных теоретических знаний, а главное – практических навыков в планировании, организации и проведении туристических пеших походов с элементами преодоления усталости, умения ориентироваться на незнакомой местности, автономного выживания в природных условиях.
Данный курс направлен на разучивание и совершенствование теоретических знаний и практических навыков в спортивном туризме с использованием военно-прикладных тренировок. Курс дает начальные знания и доступен для юношей и девушек 14-18 лет. Он не требует специальной подготовки обучающихся. Туристская деятельность всегда была наполнена романтизмом, увлекательными путешествиями и является доступной и интересной для слушателей, а поэтому широко востребована в различных сферах деятельности.
Программа «Туристический спецназ» направлена на развитие познавательных, исследовательских навыков обучающихся по изучению родного края и окружающей природы, а также получение первичной практики общения с природой и автономного выживания в природной среде. Программа рассчитана на 64 часа.
Деятельность «Туристического спецназа» может быть интересна не только тем обучающимся, которые планируют связать свое будущее с туристическим бизнесом, но и тем, кто хочет углубить свои знания и практические навыки, необходимые в повседневной жизни человека с активной жизненной позицией.
В процессе занятий обучающиеся будут участвовать в различных туристских эстафетах и походах совместно с туристскими кружками других колледжей г. Москвы. Высокий уровень соревновательной деятельности, восполнение недостатка двигательной активности человека, положительные эмоции от восприятия окружающей природы и общение с товарищами – благотворно воздействует на все системы организма, что несет оздоровительный эффект.
Цель курса:
Сформировать у обучающихся устойчивую мотивацию и потребность в бережном отношении к собственному здоровью, стремление познать природу и окружающий мир, навыки автономного выживания в природной среде.
Основные задачи:
1. Повысить уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки обучающихся.
2. Обучить техническим приемам в спортивном туризме и правилам безопасности на тренировках и туристических походах.
3. Приобщить обучающихся к спортивному туризму, к туристическим походам по родному краю с посещением храмов, музеев и известных мест Москвы и Подмосковья.
4. Дать знания и привить навыки выживания в автономном походе.
5. Сформировать у обучающихся комплексное представление о взаимопомощи, о значимости каждого участника в походе.
6. Закрепить на практике навыки получения, анализа и обобщения информации с использованием природных объектов, компаса, карты и ориентиров на местности.
7. Развить творческие способности и профессиональные компетенции в плане самостоятельности в поиске информации, постановке и решении задач, умению работать в команде
Программа направлена на:
- создание условий для развития умений обучающихся по поиску, отбору, систематизации и анализу информации, установлению причинно-следственных связей;
- создания условий для подготовки и реализации удачного туристского похода, творческой самореализации личности обучающегося, ее интеграции в природную среду родного края;
- развитие мотивации к познанию и творчеству.
Форма организации деятельности: групповая (теоретические занятия, практические тренажи и тренировки, выездные туристские эстафеты и походы, самостоятельная практическая деятельность).
Режим занятий: Один раз в неделю по 2 часа. Общее количество – 64 часа.
Форма подведения итогов: презентации и видеофильмы индивидуального или группового участия обучающихся в туристических эстафетах и походах (самостоятельная разработка обучающимися туристического маршрута).
В результате прохождения программы обучающийся должен знать:
· основные этапы планирования, организации, подготовки и проведения туристического похода;
· сущность, признаки, принципы, цели, задачи и функции похода;
· особенности туристической деятельности и меры безопасности при ее организации;
· этапы проведения и правила поведения участника эстафеты или похода;
· основные методы и приемы, используемые при оказании первой медицинской помощи при ранениях и травмах;
· методику планирования маршрута и ориентировании на местности;
· особенности работы с картой;
В результате прохождения программы обучающийся должен уметь:
· применять полученные теоретические знания по подготовке и организации туристического похода на практике;
· анализировать проведённый поход с профессиональной точки зрения;
· применять коммуникативные умения и навыки для организации взаимопонимания и работы в команде;
· оказать первую медицинскую помощь при возникновении травм в похода;
· автономно выживать в природной среде;
· ориентироваться на местности и прокладывать маршрут для выхода в нужные населенные пункты.
Учебно-тематический план
№ | Содержание программы (разделы) | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
Введение. Вводный инструктаж. | ||||
Раздел 1: Основы подготовки и проведения туристического похода. | ||||
Раздел 2: Выживание в природной среде. | ||||
Раздел 3: Ориентирование на местности | ||||
Раздел 4: Первая медицинская помощь. | ||||
Раздел 5: Туристическая деятельность | ||||
Всего |
Содержание программы:
№ | Содержание программы (разделы, темы) | Количество часов | Примечание | ||
теории | практики | всего | |||
Введение. Вводный инструктаж. | |||||
Раздел 1: Основы подготовки и проведения туристического похода. | Введение в профессию | ||||
История развития спортивного туризма в России. | |||||
Классификация и виды туристических походов. | |||||
Тематика, содержание и технология туристических походов. | |||||
Разработка маршрута туристического похода | |||||
Экипировка участников туристического похода. | |||||
Раздел 2: Выживание в природной среде. | Практика, как основа. | ||||
Опасности в природной среде (лес, холмистая местность). | |||||
Умения и навыки поставить палатку. | |||||
Умения и навыки разжечь костер. | |||||
Поиск и добывание пищи в лесу. | |||||
Поиск и добывание воды в лесу. | |||||
Вязание туристических узлов на веревках. | |||||
Выбор места для привала и ночлега. Организация отдыха. | |||||
Преодоление препятствий при помощи веревок. | |||||
Приготовление пищи с использованием костра. | |||||
Раздел 3: Ориентирование на местности. | Практические занятия | ||||
Виды ориентирования | |||||
Ориентирование по карте, компасу, деревьям, мху и т.д. | |||||
Раздел 4: Первая медицинская помощь. | Зачет по ПМП | ||||
Первая медицинская помощь при ранениях и переломах. | |||||
Проведение реанимационных мероприятий. | |||||
Раздел 5: Туристическая деятельность | |||||
Туристический поход: пл. Радонеж – Артемово – Мураново – пл. Ашукинская. | |||||
Участие в туристских эстафетах. | Подведение итогов | ||||
Всего: |
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета оборудованного ТСО,
Экипировка туриста: рюкзак с необходимым инвентарем, палатка, туристические веревки, аптечка.
Рекомендуемая литература и интернет-ресурсы
1. Шойгу С.К., Фалеев Г.Н. Учебник Спасателя. 2-е изд. Краснодар., Сов.Кубань, 2002.
2. Уайзман Джон. Полное руководство по выживанию. Москва, АСТ, 2014.
3 .Библиотека Выживальщика. https://survivalbook.ru/biblioteka-vyzhivalshhika/
4. Требования к методической разработке экскурсии: Методические рекомендации, М.: Турист, 2009.
5. Некляев С.Е. Поведение учащихся в экстремальных условиях природы. Москва, Владос, 2004.