Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Челябинская государственная академия культуры и искусств»
Факультет документальных коммуникаций и туризма
Кафедра библиотечно-информационной деятельности
ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ ЧТЕНИЯ: МИРОВОЙ ОПЫТ
Методическое обеспечение дисциплины
по направлению подготовки
071900 Библиотечно-информационная деятельность
квалификациявыпускника «магистр»
Челябинск 2013
УДК 02 (073)
ББК 78.32я73
П34
Автор-составитель: В. Я. Аскарова, доктор филол. наук, профессор, кафедры библиотечно-информационной деятельности ЧГАКИ
Рецензент: И. Ю. Матвеева, кандидат пед. наук, доцент, зав. кафедрой библиотечно-информационной деятельности ЧГАКИ
Методическое обеспечение дисциплины одобрено на заседании совета факультета информационных ресурсов и технологий от 16.09.2013 г., протокол № 1.
П34 |
Поддержка и развитие чтения: мировой опыт: методическое обеспечение дисциплины по направлению подготовки 071900 Библиотечно-информационная деятельность, квалификация выпускника «магистр» / сост. В. Я. Аскарова; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2013. – 27 с.
Издание включает: методические рекомендации (материалы) для преподавателя, методические указания для студентов и фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
© Челябинская государственная
академия культуры и искусств, 2013
Содержание
I. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя | |
II. Методические указания для студентов | |
III. Формы оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации | |
3.1. Вопросы для подготовки к экзамену | |
3.2. Методические указания по выполнению рефератов, эссе и творческих заданий по дисциплине | |
3.3. Планы семинарских занятий | |
3.4. Задания для практических занятий | |
3.5. Темы и задания контрольных работ | |
3.6. Задания для выполнения самостоятельной работы | |
3.7. Тестовые задания (примеры из разных вариантов) | |
3.8. Контрольная работа для студентов заочного отделения и методические рекомендации по ее выполнению | |
3.9. Методические указания по выполнению курсовой работы | |
3.10. Требования, предъявляемые к студенту для промежуточной аттестации по дисциплине |
I. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя
В процессе преподавания дисциплины необходимо отдать приоритет интерактивным формам обучения. Лекции следует сопровождать видеопрезентацией по всем темам курса, а после лекций желательно проводить импровизированные дискуссии, обсуждение публикаций по изучаемой проблеме.
В ходе проведения семинарских занятий рекомендуется добиваться сопоставления отечественных и зарубежных традиций в деятельности по изучению читателей;
Необходимо выполнение студентами творческих заданий, в частности, можно рекомендовать разработку и обоснование собственного проекта поддержки и развития чтения. Другим вариантом творческого задания может быть выявление и анализ контента, связанный с поддержкой и развитием чтения, на сайтах конкретных библиотек, сайтах и порталах профессиональных общественных организаций.
Изучение дисциплины предполагает также написание рефератов по узловым темам курса; обобщение разработанного студентами материала может лечь в основу электронного учебного пособия, создаваемого несколькими поколениями студентов по принципу Википедии. В частности, темами для написания рефератов могут быть новации оригинальные попытки поддержки и развития чтения в странах Западной Европы и Юго-Восточной Азии, современное состояние библиотечной деятельности в этом направлении.
II. Методические указания для студентов
Комплексное изучение студентами учебной дисциплины «Поддержка и развитие чтения: мировой опыт» предполагает: овладение материалами лекций, учебной и дополнительной литературы, указанными в учебной программе; творческую работу студентов в ходе проведения семинарских и практических занятий, написания рефератов, а также систематическое выполнение тестовых и иных заданий для самостоятельной работы студентов.
В ходе лекций раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее сложные и интересные положения изучаемого материала, которые должны быть приняты студентами во внимание. Лекционные занятия предполагают активное участие студента, его выступления и реплики дискуссионного характера. обмен впечатлениями о прочитанной литературе. Основой для подготовки студента к семинарским занятиям являются лекции, традиционные бумажные издания и электронные ресурсы, рекомендуемые преподавателем (см. раздел «Формы оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации»).
Основной целью семинарских занятий является контроль за степенью усвоения пройденного материала и ходом выполнения студентами самостоятельной работы, обсуждение наиболее сложных и спорных вопросов в рамках темы семинарского занятия. При обсуждении на семинарах сложных и дискуссионных вопросов и проблем используются методики интерактивных форм обучения (творческие задания, участие в дискуссиях, разработка собственного проекта, анализ интернет-ресурсов по теме дисциплины), что позволяет погружать студентов в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению различных проблем, оптимальную для выработки умений и владений. Для успешной подготовки к семинарским занятиям и выполнения заданий самостоятельной работы в письменной форме по темам «Библиотечная деятельность поддержки и развития чтения в сетевом пространстве», "Нетрадиционные формы поддержки и развития чтения в странах Запада», «Нетрадиционные формы поддержки и развития чтения в странах Востока», студенты в обязательном порядке, кроме рекомендуемой к изучению литературы, электронных изданий и интернет-ресурсов, должны использовать публикации по изучаемой теме в журналах: "Вестник БАЕ", "Библиотечное дело", "Современная библиотека", «Что читать», «Читаем вместе», «У книжной полки».
Основной целью практических занятий является отработка профессиональных умений и владений. В ходе практических занятий рекомендуется выполнить анализ научно-методических материалов по реализации Национальной программы чтения в России», разработать и защитить собственный проект по поддержке и развитию чтения.
Предусмотрено проведение индивидуальной работы (консультаций) со студентами в ходе изучения материала данной дисциплины.
III. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля