Темы рефератов, эссе и творческих заданий по дисциплине




1. Реферат «Библиотечная деятельность по поддержке и развитию чтения в сетевом пространстве».

При работе над рефератом необходимо изучить содержание портала "Чтение-21", сайта Межрегионального центра библиотечного сотрудничества, контент библиотечных сайтов и блогов. Рекомендуется обратить внимание на то, какое место занимают библиотеки в системе работы по поддержке и развитию чтения, каковы приоритеты деятельности в этом направлении, как развивается социальное партнерство для решения соответствующих задач, какие темы и формы составляют содержание библиотечной деятельности с целью стимулирования читательской активности. Важно попытаться связать влияние этой работы на отношение читателей к библиотеке, ее востребованность.

2. Реферат «Нетрадиционные формы поддержки и развития чтения в странах Запада».

Под нетрадиционными формами поддержки и развития чтения понимаются формы работы, которые еще не стали привычными и не закрепились как традиционные в профессиональном сознании. Имеются в виду интерактивные формы работы информационно-просветительского и культурно-досугового направления. использование компьютерных технологий для развития чтения видеочасы, медиапутешествия, медиакалейдоскопы, электронные презентации, фестивали, литературные брейн-ринги, читательские клубы, бенефисы читателя, литературные дилижансы, книжные дефиле, читательские флэшмобы, продвижение книги и чтения в местах отдыха («Литературная беседка в парке», «Читающий бульвар», «Книжная аллея», «Читай-дворик», Литературные парки, Литературные чтения «На ступеньках», «Летний читальный зал под открытым небом», «С книжкой на скамейке», «Книга в дорогу!», «Читаем без остановки», «Читающий маршрут», «Литературный автобус», буккросинг и др. Особое внимание следует обратить на то, как в западных странах для продвижения книг и чтения используется электронная среда: библиотечные, книгоиздательские и книготорговые сайты, блоги, читательские форумы, сетевые читательские сообщества, он-лайновые книжные клубы. При работе над рефератом необходимо выявить и изучить материалы по теме реферата в профессиональной периодике (журналы "Библиотечное дело", "Библиотека", "Современная библиотека", "Библиотека в школе" и др.), тематических сборниках научно-практических работ, материалы конгрессов IFLA, IRA, тематических конференций по проблемам чтения. При выявлении интернет-ресурсов советуем использовать такие ключевые слова, как "поддержка развитие чтения на Западе", "инновации в поддержке и развитии чтения", "новое в поддержке и развитии чтения", поддержка развитие чтения в.... (называется та или иная западная страна). Рекомендуем обратить особое внимание на опыт работы, накопленный Великобританией, Германией, США, Францией, Италией, Швецией, Норвегией, Финляндией.

3. Реферат «Нетрадиционные формы поддержки и развития чтения в странах Востока».

Об особенностях нетрадиционных форм поддержки развития чтения см. рекомендации к теме 2. В этом случае также необходимо выявить и изучить материалы по теме реферата в профессиональной периодике, (журналы "Библиотечное дело", "Библиотека", "Современная библиотека", "Библиотека в школе", "Вестник БАЕ" и др.), тематических сборниках научно-практических работ, материалы конгрессов IFLA, IRA, тематических конференций по проблемам чтения. При выявлении интернет-ресурсов советуем использовать такие ключевые слова, как "поддержка развитие чтения на Западе", "инновации в поддержке и развитии чтения", "новое в поддержке и развитии чтения", поддержка развитие чтения в.... (называется та или иная страна Юго-Восточной Азии). Рекомендуем обратить особое внимание на опыт работы, накопленный в Японии, Китае, Корее. Следует обязательно обратить внимание на зависимость опыта по поддержке и развитию чтения от национальных культур, традиций, обычаев, своеобразия литературного процесса.

4. Творческое конкурсное задание: выявить сетевые ресурсы поддержки и развития чтения.

При выявлении сетевых ресурсов поддержки и развития чтения необходимо ориентироваться на наиболее информативные поисковые системы (Яндекс, Гугл). Названные сетевые ресурсы можно разделить на ориентированные на профессионалов в сфере поддержки и развития чтения (библиотекарей, издателей, педагогов, работников книжной тогровли)и на читателей. Для профессионалов они расположены преимущественно на портале CHTENIE-21, сайтах МЦБС и РАЧ, РБА, IFLA, IRA, в электорнных версиях журналов "Университетская книга", "PRO-books", "Библиотечное дело". Для читателей эти ресурсы содержатся преимущественно на сайтах издательств, крупных книготорговых издательств, библиотек. Следует также выявить читательские сообщества любителей книг, форумы, на которых идет обмен информацией о прочитанном.

5. Творческое задание: проанализировать контент поддержки и развития чтения в Интернет-пространстве: на портале CHTENIE-21, сайтах МЦБС и РАЧ.

С целью анализа контента поддержки и развития чтения в Интернет-пространстве: на портале CHTENIE-21, сайтах МЦБС и РАЧ необходимо зайти на эти ресурсы, изучить их структуру. выявить страницы, связанные с поддержкой развитием чтения. Следует изучить их содержание: приоритетную проблематику, характер и адресацию публикаций, круг их авторов. Важно не просто констатировать наличие тех или иных публикаций, но и суметь дать ими характеристику, провести сравнительный анализ названных ресурсов.

6. Творческое задание: проанализировать контент, связанный с поддержкой и развитием чтения на сайтах ЧОУНБ и ЧОЮБ.

Чтобы проанализировать контент, связанный с поддержкой и развитием чтения на сайтах ЧОУНБ и ЧОЮБ, необходимо зайти на эти сайты, изучить их контент, вывить роль и место материалов в их структуре, проанализировать соответствующие страницы, выявить круг создателей контента, дать оценку его качеству. Следует обязательно обратить внимание на наличие обратной связи с читателями, их вовлеченность в создание контента. В заключение – сделать сравнительный анализ контента двух названных библиотек.

Темы курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине учебным планом не предусмотрены.

Планы семинарских занятий

 

Семинар № 1. Тема «Исторические традиции в поддержке и развитии чтения в разных странах» » (ПК-7) (2 часа).

Вопросы для обсуждения:

1. Поддержка и развитие чтения как деятельность, сопутствующая культурному развитию.

2. Формирование и поддержка исторических моделей чтения в различных цивилизациях

3. Особенности деятельности по поддержке и развитию чтения в различных социокультурных и национальных условиях.

4. Традиции поддержки и развития чтения в отечественной культуре.

 

Рекомендуемая литература:

1. Бабикова, Л. Н. Проблема развития связной монологической речи детей дошкольного возраста в проекции реализации государственной программы поддержки и развития чтения: Доклад [Электронный документ] / Л. Н. Бабикова – Режим доступа: https://nsportal.ru/ Проверено 12. 05. 2013.

2. Барсукова, Н. А. Программа приобщения детей к книге и чтению "Книга раньше телевизора и компьютера": идея и теоретическая разработка / Н. А. Барсукова // Школьная библиотека. – 2010. – № 6–7. – С. 84–87

3. Бородина, В. А. Технология читательского развития. Летняя школа чтения / В. А. Бородина // Школьная библиотека. – 2010. – № 3-4. – С. 104–112.

4. Варганова, Г. В. Интерактивные художественные проекты как средства приобщения к чтению / Г. В. Варганова // Школьная библиотека. – 2009. – № 9-10. – С. 89-93.

5. Государственная политика преодоления кризиса чтения. Зарубежный опыт [Электронный документ]. – Режим доступа: http: //unatlib.org.ru/ Проверено 12. 05. 2013.

6. Мелентьева, Ю. П. Модели, практики и приемы чтения: эволюция во времени и пространстве / Ю. П. Мелентьева // Библиотековедение. – 2009. – № 1. – С. 59–63.

7. Сметанникова, Н. Н., Овчинникова, Е. Н. Грамотность чтения в образовательном и социокультурном ракурсе. Итоги и тенденции в мире и в России / Н. Н. Сметанникова, Е. Н. Овчинникова // Поддержка развитие чтения: проблемы и тенденции. – М.: Межрегион. центр библ. сотрудничества, 2009 – С. 78–96.

8. Сметанникова, Н. Н. Будем ли отстающими? / Н. Н. Сметанникова // Библиотечное дело. – 2004. – № 11 (23) – С. 70 – 75.

9. Стельмах, В. Д. Книгу – в массы! Из российского опыта продвижения чтения / В. Д. Стельмах // Как разорвать замкнутый круг – М.: Межрегион. центр библ. сотрудничества, 2007. – С. 62–68.

10. Тихомирова, И. И. Детское чтение и противоречия / И. И. Тихомирова // Школьная библиотека. – 2008. – № 3. – С. 62–66.

11. Чернышева, Л. В. Кризис детского чтения – общемировая тенденция [Электронный документ]. – Режим доступа: http: //www.den-za-dnem.ru/ Проверено 12. 05. 2013.

 

В процессе подготовки к семинарскому занятию рекомендуется выполнить творческое задание: сопоставить отечественные и зарубежные традиции в деятельности по поддержке и развитию чтения. Для проведения сравнительного анализа рекомендуется обратиться к опыту Великобритании, США, Кореи и России.

Параметрами сравнения могут быть:

- цели и задачи различных программ, проектов, акций;

- представления о роли и месте читателя а системе этой деятельности;

- используемые формы поддержки и развития чтения:

-социальные институты, занятые в системе этой работы;

- критерии оценки эффективности усилий по поддержке и развитию чтения.

 

Семинар № 2. Тема «Поддержка и развитие чтения в Германии» (ПК-7), (ПК-11), (ПК-22) (2 часа).

 

Вопросы для обсуждения:

1. Традиции образованности и чтения в Германии.

2. Создание общественных и профессиональных организаций в поддержку чтения.

3. Ситуация чтения в современной Германии.

4. Тенденции преодоления кризисных явлений чтения в Германии.

 

Рекомендуемая литература:

1.Кресова, Л. Е. ] Чтение в Германии / Л. Е. Кресова // Библиотековедение. – 2009. – №4. – С. 90–94.

2. Симон, Э. Картина чтения в Германии / Э. Симон // Чтение с листа, экрана и на слух. – М.: РШБА, 2009. – С. 174–197.

3. Фернандес, И. Как привить любовь к книге: продвижение чтения [Электронный документ] / И. Фернандес – Режим доступа: https://idea.pushkinlibrary.kz/ Проверено 20.05.2013

4. Шефер, К. Шок и его последствия. Работа Фонда «Чтение» в Германии

[Электронный документ] / К. Шефер. – Режим доступа: http: //lib.1september.ru/ Проверено 20.05.2013.

 

Семинар № 3. Тема «Поддержка и развитие чтения во Франции» (ПК-7), (ПК-11), (ПК-22) (2 часа).

Вопросы для обсуждения:

1. Чтение в контексте культурных традиций Франции.

2. Проблемы чтения во Франции.

Формы поддержки и развития чтения во Франции.

 

Рекомендуемая литература:

1. Библиотечно-информационное обслуживание детей: зарубежный опыт [Электронный документ] – Режим доступа: https://festival.1september.ru/ Проверено 12. 05. 2013.

2. Культурный Париж: Праздник чтения[Электронный документ] – Режим доступа: https://mycorso.ru/ Проверено 10.05.2013.

3. «Покупают книги вместе с едой»: интервью с Ф. Девером [Электронный документ] // Взгляд. – 26. 10 2012. – Режим доступа: http: //vz.ru/ Проверено 12. 05. 2013. Проверено 12. 05. 2013.

4. Семинары “Книжный рынок и государство: французская модель” и “Тенденции и перспективы развития книжных рынков Франции и России” [Электронный документ]. – Режим доступа: https://www.booknavigator.ru/ Проверено 12. 05. 2013.

5. Французы и чтение[Электронный документ]. – Режим доступа: http: //chtenie-21.ru/ Проверено 12. 05. 2013.

 

Семинар № 4. Тема: «Поддержка и развитие чтения в Финляндии» (ПК-7), (ПК-11), (ПК-22) (2 часа).

 

Вопросы для обсуждения:

1. Традиции образования культурной политики в скандинавских странах (можно взять любую страну - на выбор).

2. Передовые технологии библиотечного обслуживания в скандинавских странах

3. Приоритеты программно-проектной деятельности в поддержку и развитие чтения в скандинавских странах.

4. Анализ причин успехов в деятельности по поддержке и развитию чтения в скандинавских странах.

 

Рекомендуемая литература:

1. Антоннен, М. Финское чудо / М. Антоннен [Электронный документ]. – Режим доступа https://www.courier-edu.ru/ Проверено 15. 06. 2010.

2. Лейкни, Х. И. Обслуживание детей и подростков в публичных библиотеках Норвегии: перед лицом надвигающихся перемен / Х. И. Лейкни [Электронный документ]. – Режим доступа: https://schoollibrary.ioso.ru/ Проверено 12. 05. 2010.

3. Лиукко, А. Триумф Финляндии в PISA-2009 [Электронный документ]. – Режим доступа: http: //svistragred.at.ua/ Проверено 15. 06. 2010.

4. Модиг, Б. Читать и писать – это хорошо. Размышления о шведской литературной политике / Б. Модиг // Как разорвать замкнутый круг: Поддержка и развитие чтения: проблемы и возможности: научно-практический сборник – М.: Межрегион. центр библ. сотрудничества, 2007 – С. 100 –126.

5. Научное приглашение к шведскому столу [Электронный документ]. – Режим доступа: https://toemigrate.com/ Проверено 15. 06. 2010.

6. Популяризация детского чтения в Финляндии [Электронный документ]. – Режим доступа: https://lesoteka.livejournal.com/ Проверено 15. 06. 2010.

7. Раппопорт, А. Что читают дети в разных странах. Финляндия/ А. Рапопорт[Электронный документ]. – Режим доступа: https://www.papmambook.ru/ Проверено 15. 06. 2010.

 

Семинар № 5. Тема «Поддержка и развитие чтения в Австрии» (ПК-7), (ПК-11), (ПК-22) (2 часа).

Вопросы для обсуждения:

1. Традиции чтения в Австрии.

2.Развитие детского чтения как приоритетное направлении культурной политики Австрии. Деятельность Института детского чтения в Вене.

3. Инновационные приемы поддержки и развития чтения в современной Австрии.

 

Рекомендуемая литература:

1. Апрель объявлен месяцем чтения в Австрии [Электронный документ]. – Режим доступа: http: //armagedon.com.ua / Проверено 12. 05. 2010.

2. В Вене открывается Неделя чтения [Электронный документ]. – Режим доступа: http: // obozrevatel.com/ Проверено 12. 05. 2010.

3. Меценат Ковальчук спас магазин русской книги в Австрии [Электронный документ]. – Режим доступа: https://www.pro-books.ru/ Проверено 12. 05. 2010.

4. Сметанникова, Н. Н., Овчинникова, Е. Н. Грамотность чтения в образовательном и социокультурном ракурсе. Итоги и тенденции в мире и в России / Н. Н. Сметанникова, Е. Н. Овчинникова // Поддержка развитие чтения: проблемы и тенденции. – М.: Межрегион. центр библ. сотрудничества, 2009 – С. 78–96.

4. Шокирующие данные об австрийских школьниках [Электронный документ]. – Режим доступа: http: //www.russianvienna.com/ Проверено 12. 05. 2010.

Семинар №6. Тема «Поддержка и развитие чтения в Великобритании» (ПК-7), (ПК-11), (ПК-22) (2 часа).

Вопросы для обсуждения:

1. Соблазн к чтению, поощрение к чтению как составляющая культурной политики Великобритании.

2. Роль государства в системе деятельности по поддержке и развитию чтения в Великобритании.

3. Идеология читателецентризма в Великобритании; приоритетность читателя-ребенка.

4. Особенности программно-проектной деятельности в поддержку и развитие чтения в Великобритании

 

Рекомендуемая литература:

1. Великобритания. Прогулки по Европе [Электронный документ]. – Режим доступа: https://promanikyur.ru/ Проверено 12. 05. 2010.

2. Дементьева, С. Проблема чтения книг в Великобритании [Электронный документ]. – Режим доступа: https://demsvet.ru/ Проверено 12. 05. 2010.

3. Национальный год чтения в Великобритании [Электронный документ]. – Режим доступа: https://libfl.ru/ Проверено 12. 05. 2010.

4. Палмер, Т. Программы развития читателя в Великобритании / Палмер Т. // Как создаются читающие нации. – М.: НФ «Пушкинская библиотека»: Белый город, 2006. – С. 6 –190.

5. Трейн Б. Семейное чтения [Электронный документ]. – Режим доступа: https://libfl.ru/ chtenie-21.ru Проверено 12. 05. 2010

6. Чудинова В. П. Чтение – проблема сохранения будущего нации [Электронный документ]. – Режим доступа: https://rudocs.exdat.com/ Проверено 12. 05. 2010.

7. Штейман А. Страсть к чтению / А. Штейман // Библиотека в школе. – 2009. – 1 - 15 окт. (№19). – С. 32-34.

 

Семинар № 7. Тема «Поддержка и развитие чтения в США» (ПК-7), (ПК-11), (ПК-22) (2 часа).

 

Вопросы для обсуждения:

1. Понимание роли книги и чтения в развитии демократии, социальном, научном и техническом творчестве в США.

2. Преодоление функциональной неграмотности как национальная проблема США.

3. Библиотека Конгресса как национальный центр поддержки и развития чтения в США.

4. Система работы государственных структур и общественных организаций по поддержке чтения в США.

В ходе семинарского занятия предполагается обсуждение форм и методов поддержки и развития чтения в США. В обсуждении принимают участие все студенты, материал собирается по принципу"с миру по нитке". для сбора соответствующего материала необходимо ознакомится с рекомендуемой литературой и провести самостоятельный поиск материала в интернет-пространстве.

 

Рекомендуемая литература:

1. Внеклассные чтения: В США читают Роулинг, а в России - Ильфа и Петрова [Электронный документ] – Режим доступа: https://www.spletnik.ru/ Проверено 20. 06. 2013.

2. День поддержки юношеской литературы в США [Электронный документ] – Режим доступа: https://nasha-molodezh.ru/ Проверено 20. 06. 2013.

3. Варганова, Г. Читающая нация формируется с детства: система работы с детьми и подростками / Г. Варганова // Библ. дело. – 2008. – № 12. – С. 5–8.

4. Калужский М. Бюджет культуры в США: собственные доходы и государственная поддержка [Электронный документ] / М. Калужский // Отечественные записки. – Режим доступа: https://old.strana-oz.ru/ Проверено 20. 06. 2013.

5. Коул, Д. Продвижение чтения в Соединенных Штатах Америки / Д. Коул // Как создаются читающие нации. – М., 2006. – С. 94–214.

6. Писать книги для детей – это круто. Но пока не в России [Электронный документ] – Режим доступа: https://www.pro-books.ru/ Проверено 20. 06. 2013.

 

В процессе подготовки к семинарскому занятию рекомендуется выполнить творческое задание: выявить наработанные на Западе формы, методы, методики, технологии, наиболее пригодные для использования в России.

 

Семинар № 8. «Особенности поддержки и развития чтения в Японии» (ПК-7), (ПК-11), (ПК-22) (4 часа).

Вопросы для обсуждения:

1. Традиции образования и культуры в Японии.

2. Национальная политика поддержки чтения в Японии.

3. Феномен чтения манги.

4. Влияние интернет-технологий на чтение жителей Японии.

 

Рекомендуемая литература:

1. Из истории образования. Образование в странах Востока [Электронный документ]. – Режим доступа: https://allstude.ru/. Проверено 2. 05. 2012.

2. Манга в зеркале средневековой Японии и её современные отражения [Электронный документ]. – Режим доступа: https://nihonsekai.ru/

3. Что такое манга [Электронный документ]. – Режим доступа: https://www.genon.ru/ Проверено 2. 05. 2012.

4. Чудинова, В. П., Чудинова, К. О. Национальная политика поддержки чтения подрастающего поколения в Японии / В. П. Чудинова, О. К Чудинова // Поддержка и развитие чтения: тенденции и проблемы. – М.: Межрегион. центр библ. сотрудничества, 2011. – С.199 –210.

5. Япония, уже ушедшая навсегда? [Электронный документ]. – Режим доступа: https://www.library.ru/ Проверено 2. 05. 2012.

 

Семинар № 9. Тема «Особенности поддержки и развития чтения в Китае» (ПК-7), (ПК-11), (ПК-22) (2 часа).

Вопросы для обсуждения:

1. Традиции книжности в Китае.

2. Влияние политических событий на развитие чтения в Китае времен культурной революции.

3. Книжная культура современного Китая.

4. Особенности поддержки детского чтения в Китае.

 

Рекомендуемая литература:

1. Из истории образования. Образование в странах Востока [Электронный документ]. – Режим доступа: https://allstude.ru/ Проверено 2. 05. 2012.

2. В Китае составили рейтинг абсурдных книг [Электронный документ]. – Режим доступа: www.rg.ru/2012/03/15/china.html. Проверено 2. 05. 2012.

3. Детей привлекут к литературе видеожурналом [Электронный документ]. – Режим доступа: https://rus.ruvr.ru/ Проверено 2. 05. 2012.

4. Из истории образования. Образование в странах Востока [Электронный документ]. – Режим доступа: https://allstude.ru/ Проверено 2. 05. 2012.

5. Опыт поддержки детского чтения в Китае: Обзор // Поддержка и развитие чтения: тенденции и проблемы. – М.: Межрегион. центр библ. сотрудничества, 2011. – С. 184–198.

6. Павлова, Е. Россия – Китай: диалог культур продолжается [Электронный документ]. – Режим доступа https://www.bookind.ru/ Проверено 2. 05. 2012.

7. Хуа, Ю. Десять слов про Китай / Ю. Хуа. – М.: Астрель, 2012. – 224 с.

8. Чиновники Китая займутся чтением книг [Электронный документ]. – Режим доступа: https://www.eurosmi.ru/ Проверено 2. 05. 2012

 

Семинар № 10. Тема «Особенности поддержки и развития чтения в Корее» (ПК-7), (ПК-11), (ПК-22) (2 часа).

Вопросы для обсуждения:

1. Влияние китайской культуры на развитие чтения в Корее.

2. Влияние западной программно-проектной деятельности на деятельность в поддержку и развитие чтения в Южной Корее.

3. Национальное своеобразие продвижения чтения в Южной Корее. "Серебряные бабушки".

 

Рекомендуемая литература:

1. В Корее презентовали новые технологии для чтения электронных книг [Электронный документ]. – Режим доступа: https://dfact.net/ Проверено 2. 05. 2012.

2. Калантарли, Ф. Восточная культура [Электронный документ] / Ф. Калантарли – Режим доступа: https://do.gendocs.ru/ Проверено 2. 05. 2012.

3. Очерк истории корейской культуры [Электронный документ]. – Режим доступа: https://www.all-korea.ru/ Проверено 2. 05. 2012.

4. Сонг Я. С. Семейные чтения в библиотечном обслуживании детей в Корее / Я. С. Сонг // Школьная библиотека. – 2006. – № 7. – С. 10 –15.

 

 

Семинар № 11. Тема «Традиции поддержки и развития чтения в России» (ПК-22), (ВК-3), (ВК-4) (2 часа).

 

Вопросы для обсуждения:

1. Утрата читателецентризма как дискуссионная проблема современной России.

2. Кризисные явления в чтении россиян: состояние изученности вопроса.

3. Особенности Национальной программы поддержки и развития чтения и ее реализация.

4. Роль библиотек различных типов и видов в реализации Нацпрограммы.

 

Рекомендуемая литература:

1. Буничева, Л. Как стать лидером. «Чтение как фактор социального успеха» / Л. Буничева // Библ. дело. – 2008. – № 15. – С. 14–16.

2. Водатурская, А. И. Библиотека как модель мира. Формирование «базового доверия» ребенка к жизни / А. И. Водатурская, С. Гришина // Библ. дело. – 2008. – № 19. – С. 31–36.

3. Громова, О. Откуда берутся нечитающие взрослые. Продвижение чтения: проблемы и возможности, или Три вопроса русской интеллигенции / О. Громова // Библиотека в школе. – 2008. – № 1. – С. 2–9.

4. Гусева, Л. Чтение в России с точки зрения политики и науки: О наивном и критическом восприятии текста / Л. Гусева // Библиотечное дело. – 2009. – № 9. – С. 39–41.

5. Кузьмин, Е. И. Национальная программа поддержки и развития чтения сложнее и шире, чем пропаганда художественной литературы / Е. Н. Кузьмин // Библиотека. – 2008. – № 1. – С. 6–9.

6. Национальная программа поддержки и развития чтения [Электронный документ]. – Режим доступа: https://mcbs.ru/ проверено 5.05 2013

7. Никулина, О. Будущее есть только у читающей страны / О. Никулина // Библ. дело. – 2006. – № 5. – С. 29–31.

8. Сметанникова, Н. Н. Чтение и грамотность: Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения / Н. Н. Сметанникова // Как разорвать замкнутый круг – М., 2007. – С. 53–61.

В ходе подготовки к семинарскому занятию рекомендуется выполнить творческие задание: провести критический анализ Национальной программы поддержки и развития чтения. Обратить внимание на обоснование проблемной ситуации, формулировку цели, задач, содержании каждого этапа ее реализации.

 

 

Семинар № 12. Тема «Особенности научно-методических изданий в поддержку и развития чтения в России» (ПК-7), (ПК-22) (2 часа).

Вопросы для обсуждения:

1. Сильные и слабые стороны Национальной программы поддержки и развития чтения в России: сравнительный анализ отечественных и зарубежных программ.

2. Анализ научно-методических работ в помощь активизации чтения в образовательных учреждениях.

3.Анализ научно-методических работ в помощь активизации чтения в библиотечных учреждениях.

4. Анализ научно-методических работ по развитию социального взаимодействия в деятельности по поддержке и развитию чтения.

 

Рекомендуемая литература:

.

1. Аскарова В. Я. Концепция поддержки детского и юношеского чтения в Челябинской области [Электронный документ] / В. Я. Аскарова. – М.: Межрегион. центр библ. сотрудничества, 2008. – Режим доступа: https://mcbs.ru/ Проверено 10.05 2013.

.

2. Куликова, Е. В. Рекомендации по участию детских библиотек в реализации Национальной программы поддержки и развития чтения [Электронный документ] / Е. В. Куликова. – Режим доступа: https://mcbs.ru/ Проверено 10.05 2013.

3. Национальная программа поддержки и развития чтения [Электронный документ]. – Режим доступа: https://mcbs.ru/ Проверено 5.05 2013.

4. Национальная программа поддержки и развития чтения и методические рекомендации по ее реализации [Текст]: [сб. материалов] / [сост. Е. И. Кузьмин, А. В. Паршакова]. – М.: Межрегион. центр библ. сотрудничества, 2009. – 479 с.

Орлова, Э. А .Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. Пособие для работников образовательных учреждений [Электронный документ] / Э. А. Орлова. – М.: Межрегион. центр библ. сотрудничества, 2008. – Режим доступа: https://mcbs.ru/ Проверено 11.05 2013.

5. Региональная политика и деятельность библиотек по поддержке и развитию чтения: аналитический доклад по результатам мониторингового исследования [Электронный документ]. – Режим доступа: https://mcbs.ru/ Проверено 5.05 2013.

6. Орлова, Э. А. Рекомендации по работе со средствами массовой информации в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. Пособие для организаторов программных просветительских проектов и мероприятий. [Электронный документ] / Э. А. Орлова. – М.: Межрегион. центр библ. сотрудничества, 2008. – Режим доступа: https://mcbs.ru/ Проверено 11.05 2013.

Семинар № 13. Тема «Поддержка чтения в Интернет-пространстве» (ПК-22), (ВК-3), (ВК-4) (4 часа).

Семинар проходит в дискуссионном плане, его содержание будет определено актуальными проблемами, выявленными самими студентами в процессе предварительной работы.

Примерные вопросы для обсуждения.

1. Чтение в эпоху цифровых технологий; позитивное и негативное воздействие новых социально-комуникативныхсредств.

2. Интернет-технологии, их влияние на чтение.

3. Интернет-ресурсы, направленные на стимулирование читательской активности.

4. Библиотечные сайты как инструмент стимулирования читательской активности.

5. Отражение проблем чтения в библиотечных блогах.

С процессе подготовки к семинарскому занятию необходимо выполнить анализ контента поддержки и развития чтения в Интернет-пространстве: на портале CHTENIE-21, сайтах Межрегионального центра библиотечного сотрудничества и Русской ассоциации чтения необходимо, изучить структуру этих ресурсов, выявить страницы, связанные с поддержкой развитием чтения. Следует изучить их содержание: приоритетную проблематику, характер и адресацию публикаций, круг их авторов. Важно не просто констатировать наличие тех или иных публикаций, но и суметь дать ими характеристику, провести сравнительный анализ названных ресурсов.

Кроме того, следует изучить содержание библиотечных блогов, ориентированных на читателя: "Библиомания" (Арзамасская центральная городская библиотек), "День за днём, книга за книгой" (Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края), "Котляревка" (Измаильская городская центральная библиотека м. Л. И. Котляревского), "Библио-S-Путник" (Городская детская библиотека им. А. С. Пушкина г. Сарова), " БиблиоПчелка" (Библиотеки Волгоградской области).Рекомендуется также: проанализировать контент, связанный с поддержкой и развитием чтения на сайтах ЧОУНБ и ЧОЮБ; чтобы проанализировать контент, связанный с поддержкой и развитием чтения, необходимо зайти на эти сайты, изучить их контент, вывить роль и место материалов в их структуре, проанализировать соответствующие страницы, выявить круг создателей контента, дать оценку его качеству. Следует обязательно обратить внимание на наличие обратной связи с читателями, их вовлеченность в создание контента.

 

Рекомендуемая литература:

1. Аракелова, Т. Л. Детские Интернет-журналы // Библиотечное дело - XXI век: науч.-практ. сб. / Рос. гос. б-ка; науч. ред. Н. И. Хахалева. – М., 2011. - № 1 (21). – С. 147-154.

2. Грудинская, В. В. Современные СМИ для детей и юношества. Тенденции развития и типологические черты // Вестн. Рос. гос. гуманит. ун-та. – 2010. – № 8. – С. 163-174; То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rggu.ru/binary/object_6.1281707345.70391.pdf. Проверено 4. 05. 2013.
3. Джунько, С. Детские журналы в Интернет [Электронный документ] // RELGA: науч.-культурол. журн.: [сайт]. – [Б. м.], 2002. - № 3 (81). – Режим доступа: https://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=178&level1=main&level2=articles

4. Матвеева, И. Ю. Медийная поддержка чтения [Текст]: практическое пособие / И. Ю. Матвеева. – М.: Литера, 2010. –166 с.

5. Проблемы, задачи и перспективы информационно-библиотечной работы с детьми [Электронный документ]. – Режим доступа: http: //metodisty.rgdb.ru/ Проверено 4. 05. 2013.

6. Самохина, М. М. Молодые читатели в Интернете (Наблюдения социолога) / М. М. Самохина // НЛО. – 2010. – № 2 (102). – С. 300-307; То же [Электронный документ]. – Режим доступа: https://magazines.russ.ru/nlo/2010/102/sa26.html Проверено 4. 05. 2013.

7. Электронная «книжная полка» Норвегии [Электронный документ]. – Режим доступа: https://avangard74.com/ Проверено 4. 05. 2013.

 

Семинар №14. Тема «Особенности поддержки и развития чтения людей с ограниченными возможностями» » (ВК-3), (ВК-4) (4 часа).

Вопросы для обсуждения:

1. Проблема адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья в социуме.

2. Специализированное и интегрированное библиотечное обслуживание людей с ограниченными возможностями здоровья.

3. Применение адаптивных технологий для чтения у людей с ограниченными возможностями здоровья.

4. Перспективные технологии стимулирования читательской деятельности людей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Рекомендуемая литература:

1. Конвенция о правах инвалидов [Электронный документ]: принята резолюцией 61/106 Генер. Ассамблеи от 13 дек. 2006 г. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml. – Данные соответствуют 15.02.2011 г.

2. Коновалова М. П. Адаптивные технологии для людей с ограниченными возможностями [Электронный документ]. – Режим доступа: https://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2013/disk/075.pdf Проверено 10. 05. 2013.

3. Модельный стандарт деятельности специальной библиотеки для слепых субъекта Российской Федерации [Текст]: принят Конф. Рос. библ. ассоц. XV Ежегод. сессия, 20 мая 2010 г., г. Томск / Рос. библ. ассоц. — СПб.: Рос. нац. б-ка, 2010. — 24 с. — То же [Текст] // Информ. бюл. РБА. — 2010. — № 56. — С. 89–96. — То же [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rba.ru/or/od/mod_spec.pdf. — Данные соответствуют 15.07.2013 г.

4. Обзор программ для чтения с экрана людьми с ограниченными возможностями [Электронный документ]. – Режим доступа: https://www.regmed.ru/. Проверено 10. 05. 2013.

5. Ромахова И. Ю. Доступность информации Web-сайтов для людей с ограниченными возможностями [Текст] / И. Ю. Ромахова // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 683-685.

6. Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек / Междунар. федерация библ. ассоц. и учреждений, Секция публ. б-к, Рос. библ. ассоц.; предисл. В. Р. Фирсова. – СПб.: Изд-во Рос. нац. б-ки, 2002. – 112 с.

7. Секции библиотек для людей с проблемами чтения плоскопечатных текстов ИФЛА 2011/2[Электронный документ]. – Режим доступа: rgbs.ru›ru/inv/info/78confer. Проверено 10. 05. 2013.

8. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов [Текст]: [приняты Генер. ассамблеей ООН на ее сорок восьмой сес. 20 дек. 1993 г. (резолюция 48/96)]. – [Б. м.: б. и.], 1997. – 83 с. – На обл. в вых. дан.: Орг. Объед. Наций. – То же [Электронный документ]. – Режим доступа: http: //www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disabled.shtml. – Проверено 15.05.2013 г.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: