Судебный этап банкротства (или конкурсный процесс).




ПРОЦЕДУРЫБАНКРОТСТВА

1. Этапы и процедуры банкротства.

2. Наблюдение.

3. Финансовое оздоровление

4. Внешнее управление

5. Конкурсное производство.

6. Мировое соглашение.

 

1. Этапы и процедуры банкротства

Критерием деления банкротства на этапы служит участие в конкурсных правоотношениях арбитражного суда.

1. Досудебный этап банкротства. Юридическим фактом, знаменующим начало этого этапа, является появление у лица признаков несостоятельности. Завершение этого этапа связано либо с восстановлением финансовой устойчивости, либо с переходом в судебный этап.

Закон не называет конкретные меры, применяемые в целях предупреждения банкротства должника (об одной из них - досудебной санации - сказано в ст.31 Закона), поскольку на данном этапе регламентация этих мер не требуется.

Осуществляемые в рамках досудебной стадии мероприятия могут быть любыми - как экономическими (модернизация, перепрофилирование производства, повышение квалификации персонала, изменение управленческой политики и др.), так и юридическими (получение кредитов, заключение соглашений о новации, отступном либо прекращении обязательств иным способом, ликвидация обособленных подразделений, заключение выгодных контрактов, истребование своего имущества из чужого незаконного владения, взыскание дебиторской задолженности и др.). Главное, чтобы эти мероприятия повышали платежеспособность должника и обеспеченность его экономическими ресурсами, что впоследствии позволит либо избежать возникновения признаков банкротства, либо (при их возникновении и возбуждении конкурсного процесса) сделать возможным введение восстановительных процедур.

Досудебная санация - предоставление должнику финансовой помощи, размер которой достаточен для исполнения всех его обязательств и обязанностей. По сути своей досудебная санация - это договор между должником и субъектом, предоставляющим средства (санатором), причем договор непоименованный, так как он не назван в качестве такового ни ГКРФ, ни даже комментируемым Законом, который исходит из договорной конструкции данных отношений, однако прямо термин "договор" применительно к досудебной санации не употребляет.

Досудебная санация может осуществляться любыми лицами, включая учредителей (участников) должника, которые, как правило, более всего заинтересованы в предупреждении его банкротства. Средства, предоставленные участниками, впоследствии могут быть возвращены должником, если это предусмотрено соответствующим договором. В таком случае речь будет идти о действиях участников, порождающих обычные гражданско-правовые (а не корпоративные) обязательства.

Заслуживает внимания то, что средства должны быть предоставлены именно должнику; оплата третьим лицом всех обязательств должника непосредственно кредиторам без соглашения об этом с должником названа досудебной санацией быть не может, так как в результате все права требования перейдут к субъекту, исполнившему обязательства; даже если впоследствии данный субъект осуществит прощение долга, это будет не санацией, а обычной досудебной мерой по предупреждению банкротства.

 

Судебный этап банкротства (или конкурсный процесс).

Исторически обязательным участником конкурсного процесса признавался суд, а конкурсный процесс рассматривался как синоним судебного разбирательства по делу о несостоятельности. Момент возникновения этого этапа – принятие арбитражным судом заявления о признании должника банкротом; момент завершения – прекращение производства по делу о банкротстве.

 

Процедура банкротства – это предусмотренный законодательством о банкротстве комплекс последовательных мер, устанавливающий особый правовой статус должника и особый правовой режим его имущества, вводимый арбитражным судом с определенной целью на определенный срок:

Все процедуры банкротства проводятся в рамках судебного этапа банкротства. Следует обратить внимание на тот факт, что применяемые к должнику меры на досудебном этапе «процедурами банкротства» законодателем не считаются, а именуются «мерами».

 

ВИДЫ: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.

+В науке конкурсного права распространено понятие «восстановительные (реабилитационные) процедуры», к которым относят финансовое оздоровление, внешнее управление, а в некоторых случаях и мировое соглашение. Смысл реабилитации заключается в попытке сохранить функцию должника как производственной единицы, т.е. как экономического субъекта, производящего товары, работы, услуги с целью извлечения прибыли. И ликвидационные процедуры – конкурсное произвосдвто.

К гражданину м.б. применены – наблюдение, конкурсное производство, мировое соглашение, иные процедуры – по специальным правилам и с соблюдением условий, предусмотренных Законом о банкротстве.

Наблюдение

Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Ст. 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

 

ЦЕЛИ: (Ст. 2 ФЗ «О Н(Б)»

- обеспечение сохранности имущества должника,

-проведения анализа финансового состояния должника,

-составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

СРОК: семь месяцев.

Основание введения наблюдения – вынесение судьей арбитражного суда определения о введении наблюдения.

С датой вынесения арбитражным судом определения о введения наблюдения Закон о банкротстве связывает весьма существенные правовые последствия (СТ.63), в частности:

1. требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного законом О Н(Б) порядка предъявления требований к должнику;

2. по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств;

3. приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда;

4. не допускаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп либо приобретение должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

5. не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная п. 4 ст. 134 очередность удовлетворения требований кредиторов;

6. не допускается изъятие собственником имущества должника - унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества;

7. не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника.

8. срок исполнения обязательств, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, считается наступившим.

 

ОРГАНЫУПРАВЛЕНИЯ (ст.64): руководитель должника и иные органы управления должника продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями:

1. совершать искл. с согласия ВремУ, выраженного в письменной форме, сделки или несколько взаимосвязанных между собой сделок:

Ÿ связанных с приобретением, отчуждением (возможностью отчуждения) прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;

Ÿ связанных с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.

2. не вправе принимать решения:

Ÿ о реорганизации и ликвидации должника;

Ÿ о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах;

Ÿ о создании филиалов и представительств;

Ÿ о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);

о

Ÿ размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;

Ÿ о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее размещенных акций;

Ÿ об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;

Ÿ о заключении договоров простого товарищества.

3. Собственник имущества должника - унитарного предприятия не вправе:

Ÿ принимать решения о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;

Ÿ давать согласие на создание должником юридических лиц или участие должника в иных юридических лицах;

Ÿ давать согласие на создание филиалов и открытие представительств должника;

Ÿ принимать решения о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг.

Арбитражный суд отстраняет руководителя должника от должности по ходатайству временного управляющего в случае нарушения требований настоящего Федерального закона.

 

Деятельность временного управляющего носит контрольный и аналитический характер. Функционируя одновременно с руководством должника, он не управляет организацией, не совершает сделки с имуществом должника, а играет роль наблюдателя, подотчетного арбитражному суду.

Для решения поставленных задач временный управляющий наделяется рядом правомочий (ст. 66). Так, он имеет право: * получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника; * предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок или о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением правил, предусмотренных Законом; * обращаться в суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника и др.

Содержание процедуры наблюдения

1. Должник продолжает осуществлять свою хозяйственную (уставную) деятельность, участвовать в гражданском обороте.

2. Органы управления должника (общее собрание участников, совет директоров, генеральный директор и др.) продолжают осуществлять свои полномочия, но с ограничениями установленными нормами конкурсного права.

3. Арбитражный суд, временный управляющий, руководитель должника уведомляют о введении наблюдения заинтересованных лиц.

Определение о введении наблюдения направляется арбитражным судом:

– в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского счета (поскольку должник ограничивается в распоряжении своими денежными средствами);

– в суд общей юрисдикции;

– главному судебному приставу по месту нахождения должника,

его филиалов и представительств (поскольку приостанавливается исполнение большинства исполнительных документов и снимаются ограничения, наложенные ранее в ходе исполнительного производства);

– в уполномоченные органы.

Управляющий в течение трех дней с даты получения определения производит опубликование сведений о введении наблюдения. С момента опубликования этот факт признается общеизвестным.

4. Органы управления должника вправе улучшить финансовое состояние должника – п. 4,5 ст. 64 ФЗ ОНБ.

5. Временный управляющий осуществляет действия, направленные на обеспечение сохранности имущества должника.

6. Временный управляющий проводит анализ финансового состояния должника и подготавливает заключение о возможно сти восстановления его платежеспособности. Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 № 367.

Необходимость проведения анализа финансового положениядолжника объясняется тем, что к моменту введения наблюдения еще не достаточно ясно, какова стоимость принадлежащего должнику имущества, является ли должник фактически банкротом, могут ли быть покрыты судебные расходы, расходы на выплату вознаграждения арбитражному управляющему, может ли быть восстановлена платежеспособность.

Финансовый анализ проводится на основании:

а) статистической отчетности, бухгалтерской и налоговой отчетности, регистров бухгалтерского и налогового учета, а также (при наличии) материалов аудиторской проверки и отчетов оценщиков;

б) учредительных документов, протоколов общих собраний участников организации, заседаний совета директоров, реестра акционеров, договоров, планов, смет, калькуляций;

в) положения об учетной политике, в том числе учетной политике для целей налогообложения, рабочего плана счетов бухгалтерского учета, схем документооборота и организационной и производственной структур;

г) отчетности филиалов, дочерних и зависимых хозяйственных обществ, структурных подразделений;

д) материалов налоговых проверок и судебных процессов;

е) нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность должника.

Управляющий также использует материалы инвентаризации имущества должника, если она проводилась, поскольку обязанности управляющего по ее проведению не предусмотрено.

При проведении финансового анализа арбитражный управляющий анализирует финансовое состояние должника на дату проведения анализа, его финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность, положение на товарных и иных рынках.

7.Временный управляющий ведет работу с кредиторами должника. Временный управляющий обязан:

а) выявлять кредиторов;

б) вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, когда эта обязанность возложена собранием кредиторов на реестродержателя. Ведение реестра необходимо как для созыва собрания кредиторов, так и для объективной оценки размера задолженности и экономических перспектив должника. Требования кредиторов включаются в реестр только на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр (за исключением требований по оплате труда и выплате выходных пособий);

в) созывать и проводить первое собрание кредиторов. Основная цель созыва – установить мнение кредиторов по поводу дальнейшей судьбы должника, которое является определяющим для арбитражного суда при выборе следующей процедуры банкротства.

Общие правила ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов утверждены Постановлением Правительства РФ от 09.07.2004 № 345. Кроме того, Приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2004 № 233 утверждена типовая форма реестра требований кредиторов.

8.Кредиторы, желающие участвовать в первом собрании кредиторов, заявляют свои требования. - ст. 71 ФЗ о Н(Б)

Для участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения направить свои требования в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Если 30-дневный срок будет пропущен кредитором, то его требование подлежит рассмотрению арбитражным судом только после введения следующей процедуры банкротства. При этом кредитор теряет право участвовать в первом собрании кредиторов.

9. Проведение Первого собрания кредиторов.

Временный управляющий определяет дату проведения собрания – не позднее чем за 10 дней до окончания наблюдения и уведомляет о проведении собрания всех выявленных лиц, имеющих право на участие в собрании, по почте или иным способом (ст. 13 ФЗ о Н(Б)).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: