V. Обработка кожи. Изделия из нее




 

Из овечьих, телячьих, жеребячьих шкур калмыки выделывали тонкие, эластичные сапожные товары различных расцветок. Из них шили детские и женские сапоги, башмаки, изготавливали сумки для хранения денег, чая, наволочки для больших подушек.

Шкуры, что были потолще, шли на выделку кожи, из которой шили сапоги, мастерили плети, кнуты, ножны, сбрую для коней, кожею обтягивали хомуты, седла, она шла и на другие предметы для хозяйства и бытовых нужд.

Из шкур крупных животных — верблюдов, коров и лошадей делали посуду: ведра, кадки, корыта, бортхо (кувшины) и др. Как обрабатывали шкуры животных?

Шкуры мелких животных — овцы, козы, жеребенка — обрабатывали сывороткой, точнее, тем, что оставалось после выгонки араки: молочной гущей, которую калмыки называли «бозо». Этой гущей покрывали шкуру и оставляли ее под открытым небом. Через 2 — 3 дня процесс повторяли, потом шкуру складывали и оставляли на несколько суток сохнуть.

Когда нанесенная на шкуру масса хорошо впитывалась в нее и высыхала, шкуру с помощью ножа освобождали от закваски. Получалась ровная, эластичная кожа. Ее натирали мелом, несколько дней мяли в руках, а потом оставляли сушиться на солнце.

Так обрабатывали шкуры мелких животных, из которых потом шили шубы, телогрейки и другие теплые вещи.

Коровью шкуру, с целью получения сыромятной кожи, обрабатывали проще. Шкуру опускали в корыто с соленой сывороткой и держали в ней до недели. Потом вытаскивали и удаляли острым ножом шерсть (брили). Шерсть легко снималась. Шкуру немного подсушивали на солнце и резали на ремни различной длины и ширины. Эти ремни шли на изготовление уздечек, вожжей, нагрудников, подседельников, плетей, кнутов и других вещей.

Большой интерес представляют особенности изготовления плети, кнута, вожжей. Кнут, например, бывает двух видов: первый вид для погонки быков, верблюдов и лошадей, его изготавливают из четырех ремней с металлическим кольцом у рукоятки; второй вид — бич, его плетут из восьми ремней. Этот кнут несколько длиннее, чем первый, с металлическим кольцом и бахромой у рукоятки. Переплетения его ремней создают оригинальный узор, похожий на узор на спине змеи. Таким кнутом пользовались пастухи.

Плетью калмыки пользовались с давних времен. Верховому она была нужна обязательно — она служила оружием, ее боялись волки и собаки.

Плети также изготовлялись разных видов: из скрученной высушенной сыромяти — круглая, твердая, как кнут; из нескольких слоев сыромяти (шириной 2— 3 сантиметра), прошитых насквозь — плоская плеть; и самая красивая — сплетенная из восьми иди двенадцати ремней плеть.

Изготовление последней требовало большого умения и искусства. Не каждый мог ее красиво сплести: это была непростая работа. Сначала нарезали ровные тонкие ремни. Для сердцевины или основы плети брали сыромять, кругло выкатанную, высушенную, твердую и гибкую, как прут, чтобы гнулась, но не ломалась.

Вокруг этой основы плели плеть. Когда плеть была готова, ее закапывали на 4 — 5 дней в землю. После этого плеть делалась мягкой, эластичной, как резина. Если сердцевина не ломалась — это была прекрасная плеть. Если же она ломалась, это было позором для мастера.

До закапывания в землю и после откапывания плеть обильно смазывали спинным мозгом овцы (из отваренного мяса). Потом насаживали на рукоятку. Ее делали из крепкого дерева (сандал, самшит) и украшали. На конце рукояти делали отверстие, куда вдевали ременную петлю, чтобы можно было за нее держать плеть или вешать на гвоздь.

Иногда плети плели из конских волос. Сердцевину, или основу, такой плети составляла сыромятная кожа. На конце плети укрепляли так называемую «ладонь» из кожи, в которую зашивали кусочек свинца. Это делалось для того, чтобы сила удара плетью была более мощной. Калмыки-охотники одним ударом такой плети по переносице убивали волка.

В настоящее время плетью почти никто не пользуется. Она, как предмет декоративно-прикладного искусства калмыков, как экспонат, хранится в музее или у почитателей народного творчества. Ее, как предмет национального художественного ремесла, преподносят в подарок. Кроме перечисленных изделий, кожа служила исходным материалом для изготовления и многих других предметов: повязок к хомутам и седлам, вожжей, пут, треножников, поясов, узлов из ремней для крепления реек в решетках кибитки, лаптей, ножен для ножей, ремней для винтовок и шашек и т. д.

Основные детали калмыцкого седла делали из кожи: подушку, подседельники, стремянные ремни, подпруги.

 

VI. Кожаная посуда

 

Из шкур верблюдов мастера-умельцы делали замечательную посуду — Опртхо(кувшины). Верблюжью шкуру опускали в корыто с закваской, где выдерживали несколько дней. Потом вытаскивали, снимали острым ножом шерсть и сушили шкуру на воздухе. Когда она подсыхала, из нее по специальному лекалу вырезали две одинаковые части — половинки будущего бортхо. Положив эти части друг на друга, края плотно и прочно сшивали, и сшитый сосуд втугую набивали сырой глиной. Потом делали на улице земляную печь и затапливали ее кизяком. Когда печь разгоралась, в огонь подбрасывали сырую полынь. Начинал идти обильный дым, над которым и держали бортхо.

Мастер металлическим резцом искусно наносил на его поверхность различные рисунки и узоры.

От сильного жара бортхо становилось темно-красным. Тогда его вытаскивали из огня и выбивали глину, наполнявшую его. Потом бортхо сушили на солнце в течение четырех-пяти дней. Затем чистили, полоскали внутри, прикрепляли металлическую (серебряную) крышку с гравировкой, ременную ручку, наливали в бортхо чигян или самогонку, проверяя его на прочность. Получался великолепный сосуд: его можно было перевозить на лошадях и верблюдах, не боясь разбить, в летнее время в нем можно было держать прохладный напиток, не боясь, что он нагреется на солнце.

Горловину, бока, крышку бортхо часто отделывали серебром, такое бортхо называлось серебряным. Когда сватали девушку или ехали к почетному человеку в гости, то являлись с серебряным бортхо, полным водкой (аракой). Вместимость бортхо 2 — 3 литра.

Почти по такому же принципу делали и другую посуду с теми же качествами, как у бортхо: она называлась бервэ.

С забитого верблюда снимали голенную шкуру, сшивали будущее днище, наполняли сырой глиной и несколько дней коптили на медленном огне. Когда шкура затвердевала, глину выбрасывали. Получалась продолговатой формы посуда. В нее можно было наливать любую жидкость: зимой жидкость сохранялась теплой, а летом — прохладной. Посуда из кожи заменяла калмыкам термос.

Характерной особенностью калмыцкого кочевого хозяйства является использование кожи, снятой с небольшого животного, в качестве сырья для поделки естественных емкостей для хранения сыпучих веществ: круп и муки.

Большой интерес вызывает калмыцкая деревянная посуда «тавг» - для сваренного мяса. Заготовка для этого предмета домашней утвари вытачивалась, а затем в дальнейшем обрабатывалась острым ножом. Следующая технологическая операция предусматривала пропитку в кипящем бараньем жире, что придавало поверхности прочность и декоративность.

 

VII. Изделия из металла

 

Калмыки издавна занимались изготовлением изделий из металла: оружия - копий, дротиков, сабель, наконечников стрел, а также всевозможных украшений для поясов, седел, уздечек. Среди калмыков были искусные мастера по изготовлению различных изделий из золота, серебра, меди, латуни, свинца и других драгоценных и цветных металлов и сплавов. О высоком мастерстве народных умельцев свидетельствуют дошедшие до наших дней изделия. При их производстве использовались разнообразные приемы художественной обработки металла: чеканка, гравировка, просечка, ковка, чернь. Было также известно искусство золочения серебряных изделий.

Плавили, точили, сверлили, обрабатывали металлы вручную. В те времена не было для этого у калмыков никаких механических приспособлений. Инструменты были простейшие: наковальня, молоток, щипцы, ножницы, бурав, паяльник, напильник — опять-таки изготовленные руками мастеров-умельцев.

Наиболее распространенным видом украшений считались пояса. Они являлись частью мужского костюма и изготавливались из серебра, иногда позолачивались. Изготовляли его так. Сначала делали отдельные, одинакового размера хомутики, снаружи серебряные, с внутренней стороны из латуни или меди. Их с помощью пайки соединяли вместе, затем плотно друг к другу надевали на широкий ремень. Пряжку изготовляли из серебра, богато украшая ее

различными узорами, рисунками. Наружную серебряную сторону хомутиков тоже гравировали, и получалось очень красивое изделие. Иногда пряжку покрывали позолотой. Различали три вида поясов: холсун-бюс, абдыр-бюс, черкес-бюс.

Право носить такие серебряные пояса принадлежало одним мужчинам. Широкий серебряный пояс не только украшал человека, но и защищал внутренние органы от ушибов и повреждений.

Делали пояса поуже и поизящнее. Хомутики на них были несколько меньшими по сравнению с хомутиками на широких поясах, каждый хомутик соединялся с соседними — замочками — и был позолочен. Надевали такие хомутики, соответственно, на более узкий ремень или на парчовую тесьму. Эти пояса были легкими и красивыми, их носили и девушки.

Были мужские серебряные пояса и другой конструкции. Их делали из выпуклых пустотелых серебряных пуговиц любых размеров, нашитых на ремень на определенном расстоянии друг от друга. Большие пуговицы чередовались с маленькими. Пряжка также была серебряной. Ремень оканчивался загнутой серебряной пластиной, облегчавшей застегивание пояса.

Изготовляли и так называемые «кавказские» пояса: на длинный узкий ремень на близком расстоянии друг от друга прикрепляли полукруглые серебряные пуговицы, с обоих концов пояса опускались вниз по два коротких ремешка, увенчанных гравированными серебряными брусками.

Девичьи пояса. Девушки-калмычки раньше носили поверх платья широкие пояса. Их шили из нескольких слоев черного, зеленого или белого шелка. Золотыми и серебряными нитками вышивали на них узоры, окаймляли пояса парчовой тесьмой. На пояса нашивали серебряные монеты, предварительно просверлив в них для этого отверстия. Монеты почти лежали друг на друге, и во время ходьбы все время бренчали и звенели.

Такие пояса носили дочери богатых людей. Дочери же бедняков ограничивались тряпочными.

Посуда. Из серебра и цветных металлов — меди, латуни — калмыки изготовляли различную посуду.

Из серебра же делали и другие чаши — овальной формы, с ручкой, размером чуть побольше описанной выше. Она предназначалась для питья водки (араки). Сейчас эти чаши почти не встречаются.

Отделка серебром. Мастера по изготовлению трубок и чашек из дуба и каштана любовно украшали свои изделия серебром. По краям и по бокам трубки или чашки закрепляли серебряные пластины, на которых гравировали узоры в виде тюльпанов. Мундштуки к трубкам, сделанные из дерева или рога, также украшались разными замысловатыми узорами. Трубкоочиститель прикреплялся к трубке серебряной цепочкой. Крышка трубки также была серебряной. Серебряными и латунными пластинками, покрытыми сеткой узоров, скреплялись и трещины на деревянных чашках.

К числу женских и мужских украшений относятся кольца, перстни, серьги и подвески к косам - «току-ги». Для поделки последних шли медь, серебро и золото. «Токуги» имеют вытянутую форму с пластинкой различного вида на конце. На них чернью наносился орнамент. Это была настоящая искусная ювелирная работа.

Калмыцкие мастера изготовляли разнообразные по форме и размеру металлические пуговицы, которые служили украшением костюма.

Из меди, латуни и серебра изготовляли для калмыцких монастырей музыкальные инструменты: большие и малые трубы, колокольчики, тарелки, ободки к барабанам, на которых играли во время богослужений, пустотелые божки-идолы, небольшие иконы и всякие другие атрибуты, которыми пользовалось калмыцкое духовенство во время религиозных обрядов.

 

VIII. Вышивание

 

Вышивка - один из наиболее распространенных видов народного искусства. Игла, нитки, холст - вот и все что нужно для того, чтобы вышить и сшить одежду, выполнить нарядные изделия для украшения жилища. Помещая на своей одежде и предметах быта изображения символов жизненной силы, счастья, плодородия, люди верили, что они принесут в дом благополучие.

Вышивка народов нашей республики необычайно разнообразна по художественным и техническим приемам, характеру использования в быту. Рукодельная работа женщин-калмычек была самым красивым и самым тонким народным искусством.

Если у мужчин-мастеров, работавших с цветными металлами, орудиями труда были молоток, наковальня, наборы напильников, щипцы, шило и прочее, то у женщин-рукодельниц были только иголка, наперсток, ножницы и нитки.

А какие узоры и рисунки они вышивали! Какими были искусницами! Это видно хотя бы из того, как они сами себе кроили и шили различную одежду — и прежде всего платья: терлег, цегдег, бииз, вороты и манжеты которых украшали самыми красивыми узорами, рисунками, вышивая их серебряными, золотыми и шелковыми нитками. Узоры и орнаменты имели свои названия: «Беежин хотон», «Копыта жеребенка», «Оборот солнца», «Радуга» и другие, созвучные этим.

Женщины-мастерицы вышивали и различные рисунки на сумках для денег, для ниток, для табака. Это, в основном, были цветы и листья растений родной калмыцкой степи. Такие сумки изготовляли и девушки: они их дарили знакомым парням, уважаемым людям.

Шили одежду и вышивали узоры, рисунки и орнаменты только одной иглой. Об этой иголке в калмыцких загадках сказано так: «Черный конь бежит мелкой рысцой», «Куда голова, туда и хвост».

Сумки для денег делали складными, с двумя-тремя отделениями, с длинной тесемкой, конец которой украшали бахромой из шелковых красных нитей.

Орнаменты «Беежин хотон», «Копыта жеребенка» были гораздо красивее остальных. Потому их особенно часто вышивали на манжетах, воротниках, манишках, подолах женского платья (терлег, цегдег). Эти орнаменты присутствовали и на женских каракулевых шубах и на бархатных чехлах для кос. Подолы некоторых шуб также украшали такими вышивками.

В трудных условиях кочевой жизни, не имея элементарных приспособлений, женщины-калмычки создали замечательное искусство вышивания. Оно передавалось из поколения в поколение и дошло до наших дней, радуя глаз изысканными цветовыми сочетаниями и многообразием узоров.

 

IX. Женские украшения

 

Токуги. Из серебра и из цветных металлов калмыцкие мастера делали женские украшения. Одно из них — токуги — серебряные или медные подвески к косам женщин.

«Жива будешь — и подвески к косам, и чехлы найдутся»,— так говорится в одной из калмыцких пословиц.

Раньше, когда девушка выходила замуж, косу ее раздваивали, заплетая каждую из кос отдельно, надевали на них бархатные чехлы, а на концах вешали подвески. Это означало, что она стала женщиной. Надевали чехлы (шиверлыки) и для того, чтобы во время работы (доение коров, приготовление еды) волосы не мешали женщине, не падали в молоко и пищу.

Подвески отливали разных форм: трехгранные, круглые, четырехгранные, с петельками вверху, с ушком снизу. Женщины из богатых семей носили токуги позолоченные, отделанные бриллиантами или жемчугами. Но большинство женщин носили серебряные подвески.

Пуговицы. На платья, сарафаны и другую одежду молодых женщин пришивали различные по форме пуговицы. Из серебра отливали пустотелые пуговицы, похожие на голову овцы, трехгранные, круглые.

По краю широких воротников своих рубашек женщины пришивали в ряд бриллиантовые, жемчужные или коралловые пуговицы-висюльки, которые очень украшали одежду. Такое украшение могли себе позволить, конечно, только женщины из очень зажиточных семей.

Серьги. Девушкам полагалось носить серьги только в правом ухе. После замужества разрешалось носить это украшение в обоих ушах.

Женщины носили золотые и серебряные серьги с несколькими глазками из бриллиантов, кораллов или жемчуга. Были серьги большие — серебряные, похожие на овечью или змеиную голову, с бриллиантовыми глазками, на длинных плечиках, и были серьги небольшого размера — очень изящные, похожие на головки степных цветов, на сердце, на седло и других форм.

Раньше мужчины-калмыки тоже носили серьги, причем только в левом ухе. Мужские серьги были с жемчугом, с золотым плечиком.

Произведения замечательных калмыцких мастеров хранятся сейчас в краеведческом музее имени Пальмова в г. Элисте. Молодое наше поколение может восхищаться и гордиться замечательным искусством своих талантливых предков.

 

X. Женская одежда

 

Богатство национальных традиций, яркую декоративность и разнообразие композиций узора несет калмыцкая национальная одежда.

Килиг — женская (нательная) рубаха, надевавшаяся через голову, была совершенно аналогична по крою мужской рубахе. У пожилых она имела прямой разрез спереди и застегивалась на белые пуговицы фабричной работы или на металлические крючки.

Поверх рубашки в качестве повседневной рабочей одежды калмычки носили длинные до пят платья (хутцан). Лиф платья имел прямой разрез на груди сверху донизу, юбочная часть была широкой. Обе стороны нагрудного разреза украшались золотыми и серебряными галунами, часто узкими позументами.

К повседневной одежде замужних женщин относилась длинная до пят безрукавка (цегдег) из тканей темного цвета. Женщины носили ее летом. Под ней - терлик - из яркой ткани, отделанный вышивкой и украшенный висячими металлическими пуговицами. В ансамбль женской одежды входит «берзе», или «ловшик» - своеобразный халат с широкими и длинными рукавами.

В качестве теплой одежды у калмычек бытовал стеганый кафтан на вате (хаваста) из тканей черного цвета с длинными рукавами и низким стоячим воротником.

К праздничной женской одежде относятся нарядные терлег и цегдег, бытовавшие до 30-х годов XX в. Их шили всегда в талию, длиной до щиколоток, из лучших сортов шелка, бархата, тонкой парчи ярких расцветок, за исключением белого, желтого и черного цветов. Края подола, грудной разрез, рукавные проймы; обшлага на рукавах украшались каймой вышивки, в которой сочетались гарусные нитки разных цветов, а затем пришивался позумент.

Зимней одеждой для калмычек служила некрытая шуба совершенно такого же покроя, как и мужская, но женская была менее просторна, шили ее всегда в талию. Края подола, полы и рукава оторачивались мерлушкой, у богатых, хотя и редко — выдрой, бобром и обшивались каймой из цветного материала.

Кроме овчинной шубы богатые и знатные женщины, носили йучи — шубу на легком меху, покрытую дорогой тканью.

Замужние женщины и вдовы в отличие от мужчин и девушек никогда не подпоясывались.

Одежда девушек и девочек была мало специфична. По калмыцкому обычаю девушки обязательно носили поверх нижнего белья сшитый из материи, чаще из холста, желятиг — жилет, представлявший собой не что иное, как своеобразный корсет (камзол) без рукавов.

Поверх желятиг девушки надевали особый бюшмюд (он назывался часто «бииз»), изготовлявшийся из шерсти, шелка и ситца более нарядной расцветки. Девичье платье «бииз» было длиною до пят, с большим числом ниспадающих складок по бокам талии. Бюшмюд шился с разрезом на рукаве, нижний край которого украшался кружевом. Вырез на груди закрывался манишкой с узорной вышивкой золотом, серебром и позументом. Платье затягивалось широким поясом, который украшался вышивкой, бисером. Дополнением девичьего костюма был головной убор «Камчатка».

Теплой зимней одеждой для девушек служила овчинная шуба, ничем не отличавшаяся по покрою от женской, а в богатых семьях — легкая шуба на меху.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: