Рекомендации по консультативной работе с подростками




При работе с подростками необходимо знание их психосоциальных особенностей.

При общении с молодежью рекомендуется быть открытым, гибким, давать прямые и простые ответы, быть искренним, подчеркивать соблюдение конфиденциальности, держаться спокойно, уважительно относиться к подросткам, также как к взрослым; относиться с пониманием и избегать оценочных суждений, быть терпеливым.

Должна быть создана такая атмосфера, при которой молодой человек сможет свободно говорить о самых щекотливых вопросах, даже о том, о чем не собирался говорить с самого начала. Поддержка, поощрение, похвала особенно необходимы, когда подросток старается изменить поведение. Следует избегать выражений: «ты должен, тебе еще рано..», нотаций, поучающего тона. Эмоциональность подростков и их чувствительность к оценкам окружающих не допускают категоричных оценок их поведения.

Необходимо учитывать интерес подростков к экспериментированию. Полезно предлагать им самим сформулировать возможные выходы из ситуации. Способность к рефлексии диктует необходимость больше приводить примеров из жизни сверстников.

Целесообразно проявить интерес к проблемам важным для подростка, таким как рост, масса тела, половое развитие, сексуальное поведение и увлечения. Важно дать понять, что с вами можно обсуждать любые вопросы. Социальный педагог должен внушать доверие, чтобы подросток знал, что на него можно положиться.

Следует отказаться от своих предубеждений, существенно отличающихся от подростковых стандартов, относится к подростку как к личности, исходя при этом из уровня его зрелости. Необходимо помнить, что подросток — это человек, у которого тело взрослого, а голова ребенка. Очень важно продемонстрировать принцип уважения к подростку вне зависимости от того нравится или не нравится консультанту его поведение.

Не следует пренебрегать вопросом «как дела дома?» При наличии домашних проблем подростку будет легче рассказать о них.

Молчание — особенно характерно для подростков. Это явление типично для незрелых в психическом и социальном плане подростков, испытывающих затруднения в общении; подростков, глубоко переживающих свою проблему. Нередко он не представляет цели своего визита — «Меня к вам послали». Трудности возникают при разговоре с подростком-интровертом. Общительные подростки, напротив, могут говорить много, но не по существу.

Подросток плачет. Это и способ излить свои переживания, и способ воздействия на консультанта. Не надо форсировать свои попытки успокоить такого пациента. Ощущение неразрешимости проблемы может возникнуть у консультанта, когда он не знает, что делать дальше. Важно помнить, что при консультировании основным центром внимания является человек, а не проблема. Дайте клиенту возможность больше разобраться в себе, и выход из ситуации станет более ясным.


Суицидальные угрозы. Могут быть отражением реального желания и способом манипулирования консультантом. В этих случаях рекомендуют говорить что-то, указывающее на положительные чувства, подчеркивать позитивную информацию о пациенте, не концентрируясь на суицидальной угрозе пациента.

Консультант не знает ответа на вопрос. Попытка уйти от вопроса или ответ без надлежащих знаний принесут гораздо больше вреда, чем простое признание отсутствия этого знания в данный момент.

Если у консультанта мало времени, то лучше использовать его, чем отправлять пациента домой.

Жан Пиаже и Лоуренс Кольберг отмечали, что подростки мыслят конкретными понятиями в сфере настоящего. Это означает, что они часто не придают значения последствиям своих действий. Подростки не способны откладывать удовольствия, потворствуют своим желаниям, и их отношения чаще всего кратковременны.

Подростки еще не обладают хорошими навыками прогнозирования, предвидения последствий рискованного поведения, подвержены стереотипам группы. Моральные ценности не сформированы, размыты и часто противоречивы.

Склонность к рискованному поведению. Подростка можно представить как человека, имеющего тело взрослого и голову ребенка. Он слепо стремится копировать поведение взрослых и при этом совершенно не задумывается о возможных последствиях рискованного поведения.

Асоциальность поведения. Мораль только находится в стадии формирования.

Подросток не имеет социального статуса. Наличие тела взрослого подразумевает и соответствующие потребности. Поведение подростка еще не регламентировано законами, созданными для взрослых. Поэтому асоциальность поведения заложена в самом понятии подросткового возраста.

Персональный миф. Подростки полагают, что они столь уникальны, что являются исключением из обычных законов природы, и будут жить вечно. Это чувство неуязвимости и бессмертия лежит в основе рискованных форм поведения. Нормально развивающимся подросткам свойственно отсутствие внимания к своему здоровью, врачебным рекомендациям и диспансерным мероприятиям. Молодые люди могут как симулировать, так и диссимулировать заболевания. Именно в пубертатном периоде в процессе формирования личности закладываются основы осознанного отношения к своему здоровью. Если представление о ценности здоровья не будет сформировано у подростка, оно не возникнет и в последующем. Подростки лучше следуют рекомендациям врача и у них меньше психосоциальных проблем, когда соответствующим образом информированы о причинах возникновения, природе и последствиях их заболевания.

Характерной чертой зрелой личности является способность смотреть на себя как бы со стороны, критически оценивать свои поступки. Подростки от этого еще далеки и вместо снисходительности проявляют обидчивость, вместо уравновешенности – повышенную впечатлительность. Там, где взрослый человек с высоты своей зрелости ничего не заметит, подросток усмотрит унижение и недооценку. Обидчивость, раздражительность, сверхвпечатлительность подростков говорит о том, что их жизнь наполнилась тревогой и неуверенностью, а защитные механизмы не успели еще как следует сформироваться. Врачи различных специальностей хорошо знают, что подростковый возраст предрасполагает к особой концентрации конфликтов, которые часто приводят к агрессивному и суицидальному поведению, употреблению алкоголя и наркотиков, проживанию в специфической субкультуре (например, в религиозной секте). Большое значение при этом имеют так называемые психосоциальные стрессоры:

· в семье (длительный конфликт родителей, длительный период развода и связанное с ним напряжение, недостаточное использование ресурсов для развития ребенка, враждебное или оскорбительное отношение к нему, неадекватный родительский контроль, неустойчивый стиль воспитания, чрезмерные дисциплинарные требования, потеря значимого для ребенка члена семьи, психическая болезнь близких, включая алкоголизм и наркоманию);

· обстоятельства жизни (смена местожительства, пребывание в квартире чужих людей или частая смена людей с разными типами характера, низкий материальный уровень жизни семьи);

· особенности ребенка (нарушения познавательных функций, школьных навыков).

Психологические особенности подросткового возраста включают перепады настроения от безудержного веселья к унынию и обратно без достаточных причин; чувствительность к оценке посторонними его внешности, способностей, умений в сочетании с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность подростков порой уживается с черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими – с показной независимостью, а борьба с авторитетами и общепринятыми нормами – с обожествлением случайных кумиров. Собственной нравственной позиции у подростков еще нет. Их этические понятия формируются под влиянием родителей или под влиянием другого человека, которого подростки «уважают». В отличие от взрослых, они еще не умеют использовать чужой негативный опыт. Со слов родителей и из уроков граждановедения в школе им известно, что воровать нельзя, что пьянство и употребление наркотиков – это плохо, но объяснить, почему нельзя и почему именно плохо, многие подростки вряд ли смогут. Несформированное еще отношение к смерти и к возможным увечьям во многом снижает ценность профилактической работы, которая основана на устрашении и запугивании.

Многие специалисты, которые работают с подростками, считают важным выделить так называемые «группы риска», которые требуют к себе повышенного внимания с точки зрения профилактики конфликтов и их вероятных последствий. В этой связи при сборе анамнестических сведений следует обратить внимание на фактор школы. Хорошая успеваемость в школе требует от подростка наличия определенных навыков, которые должны соответствовать возрасту, и хотя бы минимального уровня ориентации на достижения. Подросток должен также адекватно общаться как со сверстниками, так и со взрослыми, иметь навыки самоконтроля, умения расслабляться, отдыхать и разрешать возникающие проблемы. Школьная несостоятельность способствует появлению эмоциональных и поведенческих расстройств, а резкое снижение успеваемости может быть связано с употреблением наркотиков. Другими важными факторами, подкрепляющими или ослабляющими проблемы подросткового возраста, являются отношения с ровесниками и в неформальной группе, наличие приятелей, которые употребляют наркотики.

В типичных случаях проблемное поведение начинается с прогулов школьных занятий, за которым следует приобщение к «плохой компании». Потом начинается мелкое хулиганство, издевательства над младшими и слабыми, угон велосипедов и машин с целью покататься. Реже встречаются мошенничество, мелкие противозаконные спекулятивные сделки, вызывающее поведение в общественных местах. «Трудный» подросток – это подросток из неблагополучной семьи с неадекватным воспитанием, культивированием отрицательного социального опыта и хронической безнадзорностью. Это подросток с бурным стремлением к самоутверждению, агрессивному фантазированию, активному протесту.

В современном мире «трудные» подростки часто не имеют взаимопонимания ни с родителями, ни с учителями. У них редко есть достойные и верные друзья, и они в одиночку пытаются ответить на вопросы, связанные с формированием мировоззрения и становлением личности. Поэтому специалисты, которые работают с подростками, должны быть настроены на «юношескую волну»: то есть относиться с интересом и симпатией к жизни, мечтам и интересам подростка.

Т.о., для успешного консультирования подростков необходима атмосфера доверия, которая чаще всего может быть разрушена авторитарной позицией врача, его утрированной назидательностью. Нельзя безапелляционно требовать выполнения своих рекомендаций. Такое консультирование заранее обречено на неудачу, так как наиболее вероятной реакцией на подобный стиль беседы будет сопротивление и протест. Более успешна будет позиция просвещенного советчика, который объясняет смысл своих рекомендаций, доказывает их обоснованность, оставляет для подростка возможность выбора. Даже если для самого специалиста вопросы, обсуждаемые с подростком, являются аксиомой, необходимо быть готовым терпеливо и спокойно доказать свою правоту, не сбиваясь на менторство и раздражительное морализирование.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: