Стояние во время молитвы (кийам).




Он (да благословит его Аллах и приветствует) стоял ровно и прямо во время совершения обязательных и дополнительных молитв, выполняя указание Всевышнего: «И стойте перед Аллахом смиренно» (Сура «Корова», аят 238).

А находясь в пути, он (да благословит его Аллах и приветствует) совершал дополнительные молитвы, сидя верхом.

Он (да благословит его Аллах и приветствует) указал своей общине, как следует произносить молитву (совершаемую под воздействием) страха: стоя или сидя верхом, о чём уже было ранее упомянуто. Именно по этому поводу Всевышний Аллах говорит: «Совершайте молитву неуклонно и (особенно) среднюю (послеполуденную * ) молитву и стойте перед Аллахом смиренно. Если же вы испытываете страх, то (молитесь) на ходу или верхом, когда же вы (окажетесь) в безопасности, то поминайте Аллаха так, как Он вас научил тому, чего вы раньше не знали» (Сура «Корова», 238—239).

*[Согласно наиболее правильному мнению большинства ученых, включая имама Абу Ханифу и двух его учеников, здесь имеется в виду предвечерняя (’аср) молитва. Хадисы, подтверждающие это мнение, приводит Ибн Кясир в своем «Тафсире(толковании) Корана»].

 

«Он (да благословит его Аллах и приветствует) молился сидя во время болезни, от которой скончался» [Ат-Тирмизи, который назвал этот хадис достоверным, и Ахмад]. Он молился так же и ранее, при других обстоятельствах. Когда, например, он страдал от боли*, то стал совершать молитву сидя, в то время как люди, находившиеся позади него, молились стоя. Он сделал им знак сесть, и они сели (продолжив молиться). Закончив (молитву), он сказал: «Вы собирались поступить так же, как (поступают) персы и византийцы: стоять перед своими царями, которые сидят. Не поступайте так, поскольку имам назначается для того, чтобы (во время молитвы) другие следовали его примеру, и если он совершит поясной поклон, то поклонитесь и вы, если он поднимет (голову), поднимайте и вы, а если он молится сидя, то молитесь сидя и вы!» [Аль-Бухари, Муслим. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса приведены в книге «аль-Ирва’» № 394].

 

*[Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) упал с лошади и страдал от боли в пораненном правом боку (Прим. перев.)].

 

О молитве больного человека в положении сидя.

 

’Имран ибн Хусайн (да будет доволен им Аллах) передал: «У меня был геморрой, и я спросил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) о (том, как мне совершать) молитву. Он сказал: «Молись стоя, но если не сможешь, то молись сидя, а если не сможешь (делать и этого, то молись лёжа) на боку * » [Аль- Бухари, Абу Дауд и Ахмад].

 

*[Имеется в виду, что в подобном случае необходимо лечь на правый бок и повернуться лицом к Кибле (Прим. перев.)].

 

’Имран ибн Хусайн (да будет доволен им Аллах) также передал: «Я спросил его (да благословит его Аллах и приветствует) по поводу молитвы человека, совершающего ее сидя. Он сказал: «Тот, кто молится стоя, — это лучше для него, а тому, кто молится сидя, (полагается) половина награды того, кто молится стоя. А кто молится лежа (в другой версии хадиса сообщается «полулежа»), то ему — половина награды того, кто молится сидя» [Аль-Бухари, Абу Дауд и Ахмад. Аль-Хаттаби сказал: «В хадисе от ’Имрана речь идет о таком больном, который может перенести тяготы и молиться, хотя и с трудом, стоя. Поэтому молящийся сидя получит половину награды молящегося стоя. Главная цель здесь состоит в том, чтобы побудить такого человека совершать молитву стоя, хотя ему и разрешается совершать молитву сидя». Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари» (2/468) пишет: «Подобного рода вывод допустим» ].

 

Это относится к больному человеку, поскольку Анас (да будет доволен им Аллах) передал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вышел к людям, совершавшим молитву сидя из-за болезни, и сказал: «Поистине, молитва сидящего (по награде) - половина молитвы стоящего» [Ахмад, Ибн Маджа с достоверными иснадами].

 

Однажды «он (да благословит его Аллах и приветствует) пришел навестить больного и увидел, что тот совершает молитву (лежа) на подушке. Он взял подушку и отложил её в сторону. Тогда тот человек взял трость, чтобы молиться (опираясь на неё), но он взял (трость) и отбросил её в сторону, (при этом) сказав: «Молись на земле, если сможешь. Если нет, то обозначай поклоны движениями головы, при совершении земного поклона склоняя её ниже, чем при совершении поясного поклона». [Ат-Табарани, аль-Баззар, Ибн ас-Самак в своем сборнике хадисов (67/2), аль-Байхаки. Иснад этого хадиса достоверен, как я разъяснил в книге «Сильсилят аль-Ахадис ас-Сахиха» 323].

О молитве на корабле.

 

(Однажды) его (да благословит его Аллах и приветствует) спросили о совершении молитвы на корабле, и он ответил: «Молитесь на нем стоя в том случае, если не боитесь утонуть». [Аль-Баззар (68), ад-Даракутни, Абдул Гани аль-Макдиси в «ас-Сунан» (82/2). На достоверность хадиса указал аль-Хаким, и с ним согласился аз-Захаби. Примечание: правила совершения молитвы в самолете такие же, как и на корабле. Нужно молиться стоя, если это возможно. А если нет, то сидя, обозначая движениями головы поясные и земные поклоны, как было указано выше].

Когда он (да благословит его Аллах и приветствует) достиг преклонного возраста, он брал на место моления то, на что он мог опираться (во время молитвы). [Абу Дауд и аль-Хаким. Аз-Захаби и аль-Хаким назвали этот хадис достоверным. Я выверил этот хадис на достоверность в книгах «Ас-Сильсилят аль-Ахадис ас-Сахиха» (319) и «аль-Ирва’» 383].

 

*[Например, посох или трость (Прим. перев.)].

5. О сидении (ку’уд) и стоянии (кийам) во время совершения дополнительной ночной молитвы (тахаджжуд * ).

 

*[Дополнительная желательная молитва, совершаемая между обязательной вечерней (’иша) и утренней (фаджр) молитвами (Прим. перев.)].

 

«Он (да благословит его Аллах и приветствует) долго молился ночью стоя и долго молился ночью сидя. И если он читал Коран стоя, то совершал поясной поклон стоя, а если читал Коран сидя, то совершал поясной поклон сидя» [Муслим и Абу Дауд].

Иногда «он молился ночью сидя и читал Коран сидя. Когда же оставалось прочитать тридцать или сорок аятов, он вставал и читал их стоя, а затем совершал поясной и земные поклоны. То же самое он делал и при совершении второго рак’ата». [Аль-Бухари и Муслим].

 

Фактически «достигнув преклонного возраста, он до конца своей жизни совершал дополнительные молитвы («ас-субха»*) сидя. Так он стал поступать за год до своей смерти». [Муслим и Ахмад].

 

Также «он сидел, скрестив ноги». [Ан-Наса’и, Ибн Хузайма в своей книге «ас-Сахих» (1/107/2), Абдул Гани аль-Макдиси в «ас-Сунан» (80/1) и аль-Хаким, который установил достоверность этого хадиса, и с ним согласился аз-Захаби].

 

*[Дополнительная молитва (совершаемая ночью либо после восхода солнца до полудня), названная так в связи с содержащимся в ней тасбихом (прославлением Аллаха)].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: