О совершении молитвы в обуви и об указании так поступать.




 

«Он иногда стоял (во время совершения молитвы) босым, а иногда в обуви». [Абу Дауд и Ибн Маджа. Этот хадис передается через многочисленные цепочки передатчиков, как указал ат-Тахави].

 

Он разрешил это своей общине, сказав: «Когда кто-нибудь из вас совершает молитву, пусть он надевает свою обувь либо снимает и кладет её между ногами, чтобы она не причиняла неудобства другим». [Абу Дауд и аль-Баззар (53, «Аз-3ава’ид»). Аль-Хаким установил достоверность этого хадиса, и с ним согласился аз-Захаби].

 

Иногда он призывал людей молиться в обуви, говоря: «Не поступайте подобно иудеям, которые не молятся ни в сандалиях, ни в кожаных носках (хуфф)!». [Абу Дауд и аль-Баззар (53, «Аз-3ава’ид»). Аль-Хаким установил достоверность этого хадиса, и с ним согласился аз-Захаби].

 

Иной раз он снимал сандалии во время молитвы, а затем продолжал молиться, как об этом рассказал Абу Саид аль-Худри (да будет доволен им Аллах): «Однажды мы молились вместе с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Уже во время совершения молитвы он снял свои сандалии и поставил их слева от себя. Когда это увидели люди, они тоже сняли свои сандалии. Завершив молитву, он спросил: ‘Почему вы сняли свою обувь?’ Ему ответили: ‘Мы увидели, как ты снял свою обувь, тогда и мы тоже сняли свою обувь’. На что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, ко мне явился Джибраил и сообщил, что на ней грязь — либо он сказал «нечто вредное» [в другой версии этого хадиса передается, что на обуви было что-то ‘нечистое’], и поэтому я снял её. Поэтому, когда кто-нибудь из вас приходит в мечеть, пусть посмотрит на свою обувь. Если он обнаружит на ней грязь — либо он сказал «нечто вредное» [в другой версии этого хадиса передается: «что-то‘нечисто»], то пусть протрёт её, а затем молится в ней’». [Абу Дауд, Ибн Хузайма и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным. С ним согласились аз-Захаби и ан-Навави. Первая версия этого хадиса выверена на достоверность в «аль-Ирва’» (284)].

 

«Когда он снимал обувь, то клал её слева от себя» [Абу Дауд, Ибн Хузайма и аль-Хаким], и он также говорил: «Когда кто-нибудь из вас совершает молитву, пусть он не кладет свою обувь ни справа, ни слева от себя, дабы она не оказалась по правую сторону от кого-либо. Пусть он кладет эту обувь между своими ногами». [Абу Дауд, ан-Наса’и и Ибн Хузайма (1/110/2) приводят этот хадис с достоверной цепочкой передатчиков].

 

О молитве на минбаре.

«Однажды он (да благословит его Аллах и приветствует) совершил молитву на минбаре (в другой версии этого хадиса сообщается ‘...у которого было три ступеньки’ * ). И [он встал на нем и произнес такбир, а за ним произнесли такбир и люди, в то время как сам он находился на минбаре,] [затем он совершил поясной поклон на минбаре,] затем он поднял голову, сошёл вниз, пятясь назад [Чтобы не поворачиваться спиной к Кибле (Прим. перев.)], и совершил у подножия минбара земной поклон. После чего он (снова) вернулся (на минбар) [и сделал на нем то же самое, что во время первого рак’ата], пока не завершил до конца молитву. После этого он обернулся к людям и сказал: «О люди! Поистине, я сделал это, чтобы вы следовали за мной и учились тому, как я совершаю свою молитву». [Аль-Бухари, Муслим (который привел другую версию этого хадиса) и Ибн Са’д (1/253). Источники и цепочки передатчиков этого хадиса приведены в книге «аль-Ирва’» 545].

 

*[Это - сунна, устанавливающая для минбара три ступеньки, а не больше. Увеличение числа ступенек - это религиозное нововведение (бид’а) периода династии Омейядов, которое часто приводит к разделению молитвенного ряда. Стараясь избежать этого, минбар помещают в западный угол мечети или в михраб (молитвенная ниша в стене мечети, обращенная в сторону Мекки. - Прим. перев.). Это еще одно религиозное нововведение. То же самое относится и к минбару в виде балкона, на который нужно подниматься по лестнице, приделанной к этой стене, тогда как самое лучшее Руководство - это Руководство Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). См. «Фатх аль-Бари» 2/331].

8. Об обязательности преграды * перед молящимся.

 

*[«Сутра» - букв. «преграда, занавес, ширма». При молитве термин «сутра» относится к любому предмету, который устанавливается прямо перед тем местом, где молящийся совершает земные поклоны. Такая преграда служит указанием, что между ней и молящимся во время молитвы никому нельзя проходить, как о том более подробно сообщается в настоящей главе].

 

«Он (да благословит его Аллах и приветствует) стоял так близко перед преградой (сутрой), что между ним и стеной было (расстояние) в три локтя» [Аль-Бухари и Ахмад], и «между местом его земного поклона и стеной оставалось расстояние, достаточное для того, чтобы там могла пройти овца». [Аль-Бухари и Муслим].

 

Он (да благословит его Аллах и приветствует) также говорил: «Молитесь, только обратившись лицом к преграде, и никому не позволяйте проходить перед вами, а если он продолжит (пытаться пройти перед вами), то сражайтесь с ним, ибо рядом с ним находится его спутник (т.е. дьявол)». [Ибн Хузайма в «ас-Сахих» (1/93/1) с достоверным иснадом].

 

Он (да благословит его Аллах и приветствует) также говорил: «Если кто-нибудь из вас совершает молитву, обратившись лицом к преграде, то пусть приблизится к ней, чтобы шайтан не прервал его молитву». [Абу Дауд, аль-Баззар (стр. 54, «Зава’ид») и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласились аз-Захаби и ан-Навави].

 

Иногда «он совершал молитву у столба, который находился в его мечети». [Аль-Бухари. Преграда необходима как имаму, так и человеку, совершающему молитву в одиночестве, даже в большой мечети. Ибн Хани в своей книге «аль-Маса’иль аль-Имам Ахмад» (1/66) пишет: «Однажды Абу Абдуллах (имам Ахмад ибн Ханбал) увидел, как я молился, не отгородившись перед собой преградой. А я в это время находился вместе с ним в соборной мечети. Он сказал мне: «Отгородись чем-нибудь!’, и я отгородился человеком». Здесь содержится указание на то, что имам Ахмад в вопросе преграды не делал различия между большими и малыми мечетями. И это, разумеется, верно, но подобное указание не соблюдают большинство молящихся и даже имамы мечетей во всех тех странах, которые мне удалось посетить, в том числе и в Саудовской Аравии, которую я смог объездить в месяце раджаб этого года (1410 г. х.). Поэтому исламские ученые (улемы) должны говорить об этом людям, призывать их соблюдать это, разъясняя им правила, действующие в отношении преграды. Это же указание необходимо соблюдать и в двух Священных мечетях].

 

«Когда он молился (на открытом месте, где нечем было воспользоваться в качестве преграды), то втыкал перед собой (в землю) короткое копье, после чего совершал молитву, обратившись в сторону этого копья, а люди молились позади него» [Аль-Бухари, Муслим и Ибн Маджа]; иногда «он опускал на землю перед собой свою верблюдицу и молился, обратившись к ней лицом» [Аль-Бухари и Ахмад], однако это отличается от совершения молитвы в стойле для верблюдов, который «он запрещал» [Аль-Бухари и Ахмад], а иногда «он брал седло, устанавливал его и молился, обращаясь лицом к его задней части». [Муслим, Ибн Хузайма (92/2) и Ахмад].

 

Он (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Если кто-либо из вас установит перед собой что-нибудь, например, спинку своего седла, то пусть молится и не обращает внимание на того, кто пройдет за ней». [Муслим и Абу Дауд].

 

Однажды «он совершил молитву, обратившись лицом к дереву» [Ан-Наса’и и Ахмад приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков], а иногда «он совершал молитву, обратившись лицом к кровати, на которой (лежала) ’Аиша (да будет доволен ею Аллах) [под своим одеялом]». [Аль-Бухари, Муслим, Абу Йа’ла 3/1107].

 

Он (да благословит его Аллах и приветствует) не допускал, чтобы между ним и его преградой прошел кто-нибудь. Так, однажды, «когда он молился, подбежала овца и хотела пройти перед ним, а он опередил её, прижавшись животом к стене, [и овца прошла позади него]». [Ибн Хузайма в своей книге «ас-Сахих» (1/95/1), ат-Табарани (3/140/3) и аль-Хаким, который установил достоверность этого хадиса, и с ним согласился аз-Захаби].

 

Также однажды «во время совершения обязательной молитвы он сжал кулак, а когда закончил молиться, люди спросили его: «О Посланник Аллаха! Во время молитвы что-то произошло?» Он ответил: «Нет, только вот шайтан хотел пройти передо мной, а я душил его, пока не почувствовал холод его языка на своей руке. Клянусь Аллахом, если бы меня не опередил в том * мой брат Сулейман, то я (обязательно) привязал бы его (шайтана) к одному из столбов этой мечети, чтобы дети (жителей) Медины могли обойти его (со всех сторон). Поэтому любой, кто сможет не допустить никого между собой и Киблой, пусть так и сделает!». [Ахмад, ад-Даракутни, ат-Табарани приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков].

 

*[Это относится к мольбе Сулеймана (мир ему), на которую ответил Аллах, как о том повествуется в следующих аятах Корана: «Господь мой! Прости меня и даруй мне такую власть, которая после меня не будет приличествовать никому: поистине, Ты — Дарующий!» И сделали Мы подвластным ему ветер, который беспрепятственно веет, по его велению, куда бы он ни пожелал, - и шайтанов, всяких строителей, ныряльщиков и других, закованных в цепи». Сура «Сад», аяты 35-38].

 

Он (да благословит его Аллах и приветствует) также говорил: «Если кто-либо из вас станет молиться (обратившись лицом) к тому, что является преградой, а кто-то захочет пройти перед ним (в это время), пусть (совершающий молитву) оттолкнет его [в другой версии этого хадиса сообщается, что молящийся должен дважды попытаться остановить его], и если тот откажется (подчиниться), пусть он сразится (т.е. оттолкнет сильнее. —Прим. перев.) с ним, ибо это — шайтан!». [Аль-Бухари, Муслим. То, что заключено в квадратные скобки, дополнительно передает Ибн Хузайма 1/94/1].

 

Он также говорил: «Если бы тот, кто проходит перед молящимся, знал, какой (грех) он берет на себя, то (понял) бы, что простоять на месте сорок <...> было бы лучше для него, чем пройти перед ним!». Передатчик этого хадиса Абу ан-Надр сказал: «И я не помню точно, сказал ли он сорок дней, месяцев или лет». [Аль-Бухари, Муслим. То, что заключено в квадратные скобки, дополнительно передает Ибн Хузайма 1/94/1].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: