Технологическая карта разработки и оценки эффективности реализации социального проекта




1. Обоснование ключевых терминов и положений, обеспечивающих успешность в разработке и реализации инновационных идей социального проекта. Например, предварительный анализ основных понятий дал нам возможность выделить следующие ключевые термины: Инновация (нововведение) – целенаправленное изменение, вносящее в жизнедеятельность социального учреждения стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой системы оказания различных видов социальных услуг.

Новшество – некая идея, метод, средство, технология или система; нововведение – процесс внедрения и освоения этого новшества.

К ключевым положениям, обеспечивающим успешность реализации социального проекта, нами отнесены следующие:

- инновационные изменения станут тем успешнее, чем большая часть сотрудников будет вовлечена в выявление и решение ее проблемы;

- успех в области управления инновациями в социальных организациях зависит от следующих факторов:

- организационной сплоченности;

- степени включенности руководителя в управлении инновациями;

- постоянного контакта с сотрудниками, делегирования им права принимать ключевые решения и от готовности руководителя к снятию барьеров на пути нововведений.

2. Реализация жизненного цикла инновационного социального проекта представлена в следующем виде:

- предварительный анализ исходной ситуации по анализируемой проблеме;

- поиск возможных вариантов инновационного подхода к её решению;

- формирование инновационных идей(и) – инновационного замысла;

- разработка социального проекта с учетом специфики выдвинутых (ой) идей(и) для их(её) реального воплощения;

- показ особенностей сопровождения инновационного развития выдвинутых (ой) идей(и).

3. Определение конкретных управленческих действий по реализации инновационных(ой) идей(и). Отслеживание первых шагов по реализации инновационных(ой) идей(и) для коррекции последующих управленческих действий.

4. Аналитические, экономические, административные методы управления инновациями. Структура, задачи и функции инновационной «команды».

Социальный состав инноваторов (возрастные, профессиональные и другие характеристики). Инноваторы в силу должностных обязанностей и инноваторы вне своей специальности. Оценка мотивации инноваторов (обоснование необходимости предстоящих изменений). Оценка инновационного сознания членов команды. Оценка основных рисков
Определение степени угроз: «-»-высокие риски; «-»-умеренные риски;
«-»-минимальные риски.

Риски региона (факторы внешней среды);

- социальные;

- технологические;

- экономические;

- политические.

Инновационные риски:

- выявление способов прогнозирования и предупреждения инновационных рисков.

- совокупность факторов, влияющих на реализацию социального проекта. Факторы внутренней среды.

Социальная организация в целом:

- сильные и слабые стороны;

- компетенции сотрудников (оценка их профессионализма);

- финансовое состояние.

Руководство:

- личные амбиции;

- этические принципы;

- стиль управления;

- обучаемость членов руководства.

Сотрудники:

- организационная культура;

- общие ценности, потребность к реализации инноваций;

- отношение ко времени.

Перспектива развития социального проекта.

Экспертная оценка эффективности разработки и реализации социального проекта.

 

2.1.Теоретические вопросы (по МДК 05.01):

 

1. Понятие и сущность социального проектирования. Современные концепции социально-проектной деятельности. Проблемы социального проектирования в России.

2. Типология социальных проектов. Этапы создания социального проекта.

3. Содержание работы по проекту. Обоснование проекта. Ожидаемые последствия. Жизнеспособность проекта.

4. Методы коллективной работы над проектом. Мозговая атака. Метод синектики. Деловая игра. Метод фокальных объектов. Метод создания сценариев.

5. Необходимость диагноза и прогноза. Особенности социальной диагностики. Способы социальной диагностики.

6. Социальное прогнозирование. Понятие прогноза. Прогноз и глобалистика. Особенности прогнозирования социальных явлений и процессов.

7. Понятие социальной экспертизы. Цель и задачи социальной экспертизы. Организация социальной экспертизы. Модели социальной экспертизы.

8. Методы социальной экспертизы. Сущность и понятие методов социальной экспертизы. Метод экспертной оценки.

9. Этапы реализации социального проекта. Защита проекта. Тактика презентации проекта. Организационный механизм реализации проекта. Управление проектами. Контроль за реализацией проекта. Коррекция проекта по итогам мониторинга.

10. Реализация социальных программ на уровне местного самоуправления. Формирование социальных программ в Астраханской области.

Теоретические вопросы (по МДК 05.02):

1. Сущность и основные понятия инноватики. Основные характеристики и параметры нововведений. Характеристика инновационной деятельности.

2. Классификация нововведений: (принципы построения классификации). Особенности социальных инноваций.

3. Инновации в социальной сфере как сознательно организуемое нововведение: сущность нововведений в социальной сфере; предпосылки инноваций в сфере социальной работы.

4. Технологии социального прогнозирования. Цель, содержание и основные аспекты социального прогнозирования Методы и процедуры прогнозирования Глобальное прогнозирование. Информационный аспект в технологиях социального прогнозирования.

5. Изучение инновационных подходов в социальной работе с молодежью: (новые формы социальной работы с молодежью; опыт организации социальной работы с молодежью).

6. Изучение инноваций в сфере социальной защиты населения. Федеральные и региональные программы в сфере социальной защиты населения.

7. Изучение инновационных технологий в социальной работе с пожилыми людьми. Инновационные технологии обслуживания граждан пожилого возраста. Социальная технология работы с проблемой одиночества пожилых.

8. Изучение теории и практики внедрения инновационных технологий в пенитенциарную систему. Внедрение системы переговоров с использованием технических средств видеосвязи в режимное учреждение. (Использование Skype).

9. Изучение новых методов и технологий социального обслуживания на дому: основные направления организации предоставления услуг на дому; критерии нуждаемости населения в услуге на дому; новые методы и технологии социального обслуживания на дому.

10. Изучение новых моделей и методик работы с социально уязвимыми группами населения: модели и методики работы с инвалидами, брошенными детьми, людьми, подверженными проблемам алкоголизма и наркомании,

 

 

Теоретические вопросы (по МДК 05.03):

 

1. Понятие менеджмента как науки управления

2. Методологические основы менеджмента. Функции и принципы менеджмента.

3. Управление и уровни управления. Понятие управления, объекта, субъекта в управлении социальной работы.

4. Организация как функция управления. Понятие и значение организации. Характеристика организаций.

5. Планирование как функция управления. Сущность функции планирования.

6. Информационные технологии в сфере управления.

7. Система нормативно-правовых актов, определяющих организационно-административную работу в центрах социального обслуживания.

8. Административные, экономические, социально-психологические методы управления.

9. Особенности менеджмента в социальных службах. Структура, цели, функции и задачи социальных служб.

10. Этика делового общения. Принципы этики делового поведения руководителя.

 

Практические задания (по МДК 05.01):

 

Ситуационная задача 1

На консультацию пришли родители подростка. Сыну 16 лет. В интерпретации он ведет себя странно: стал нервным, скрытным. Часто у него «блестят глаза». Ухудшились успеваемость и поведение.

1. Сформулируйте возникшие у вас гипотезы о возможных причинах трудностей клиента.

2. По каким признакам родители могут определить, что их ребенок стал употреблять спиртное (другие психоактивные вещества)?

3. Определите основные этапы работы над проблемой.

Ситуационная задача 2

«Мой муж умер в день 13-летия сына. После похорон сын стал очень замкнутым, хотя до этого он делился со мной своими мыслями и впечатлениями. Замкнутый и неразговорчивый он везде: и дома, и в школе, в окружении друзей. Такое впечатление, что он перестал даже интересоваться тем, что до этих трагических событий его увлекало. Что сделать, чтобы он стал таким, каким был?»

1. В приведенном выше фрагменте консультативного приема найдите и выделите наиболее значимую для решения проблемы клиента информацию.

2. Сформулируйте возникшие у вас гипотезы о возможных причинах трудностей клиента.

3. Определите основные этапы работы над проблемой.

Ситуационная задача 3

В консультативный центр обратилась женщина с жалобами на дочь Таню 8 лет. По словам матери, Таня безответственна и безвольна. Мама полагала, что отсутствие этих качеств может свидетельствовать о психической патологии, и просила обследовать девочку.

Приходя из школы домой, Таня играла в игрушки и ела сладости, вместо того чтобы обедать и делать уроки. Затем, по маминому плану, Таня должна была идти гулять. Мама приходила с работы к 19 ч. Таня весь день находилась дома одна. Мама часто звонила ей с работы и пыталась контролировать, но безуспешно. Указания по телефону девочка не выполняла, одна дома не обедала и уроков не делала.

Борясь с безволием и безответственностью, мама убрала на антресоли все ее игрушки, краски и цветные карандаши. Тогда Таня начала царапать клеенку на кухонном столе. Заподозрив у девочки психическое заболевание, мама обратилась за помощью.

Сама мама закончила школу с золотой медалью. Она росла в большой семье в провинциальном городе, в доме всегда были люди. «Со мной никто не занимался, я все делала сама», - говорила она.

Психологическое обследование Тани никакой патологии не выявило. Оказалось, что она обладает повышенным уровнем тревожности.

1. В приведенном выше фрагменте консультативного приема найдите и выделите наиболее значимую для решения проблемы клиента информацию.

2. Сформулируйте возникшие у вас гипотезы о возможных причинах трудностей клиента.

Ситуационная задача 4

В семейную консультацию обратилась женщина с жалобами на то, что у нее с мужем без видимых причин происходят постоянные ссоры и скандалы. В браке они 6 лет. Живут в новой двухкомнатной квартире, воспитывают 3-х летнего сына.

Из беседы стало известно, что ссоры почти всегда возникают «на пустом месте»: какие-то бытовые мелочи, которых в любой семье бывает достаточно. Когда предмет недоразумения исчерпан, остается обоюдное раздражение, которое тлеет до тех пор, пока снова какая-нибудь мелочь не выведет кого-то из себя.

Последнее время женщина начала думать о разводе, по ее словам: «жалко разрушать семью, ведь муж не пьет, на работе его уважают, очень любит своего сына, часто с ним играет. Временами в семье бывают «перемирия», но это продолжается недолго. То очередные неприятности у мужа на работе, то еще что-то, и снова дает о себе знать хроническая несовместимость, доводящая до мысли, что так дальше жить просто невозможно».

В чем, по вашему, причина неблагоприятного психологического климата в семье клиентки? Как можно помочь семье гармонизировать свои отношения?

Ситуационная задача 5

Женщина, мать двоих девочек на приеме у психолога-консультанта. В беседе открылись некоторые подробности неблагополучной семейной жизни. Муж систематически выпивает, но наотрез отрицает то, что это болезнь. Уже начал выносить вещи из дома. Живут в 1-комнатной квартире – идти некуда. Старшая дочь (ему неродная, от первого брака), доведена им до отчаяния. Младшая, семиклассница, время от времени пропускает занятия в школе. А когда приходит, то зачастую с синяками, выглядит как затравленный зверек. Женщина слезно просила психолога вмешаться в их семейные дела, поговорит с мужем.

Как помочь этой семье? На что необходимо обратить внимание при работе с женщиной?

Ситуационная задача 6

 

Людмила Д., 25 лет, 7 лет замужем. Живет с мужем и свекровью. Муж на девять лет старше ее. Обратилась с жалобами на чувство тоски, утомляемость, частые головные боли, рассеянность, которая не была ей свойственна ранее, бессонницу.

Внешне семейные отношения хорошие. Имеет ребенка 4 лет. Изучение семейных отношений показывает наличие коммуникативных проблем в ее взаимоотношениях со свекровью. Проблема возникла с момента замужества. Свекровь очень привязана к сыну и переживала в связи с его женитьбой. Людмила по характеру стеснительная, неуверенная в себе. Свекровь приняла решение, что «хотя и была против этого брака, но раз так все получилось, она поможет невестке всей душой».

Эта помощь и стала источником коммуникативной проблемы. По словам Людмилы «с детства не может, когда кто-нибудь стоит и смотрит, как она что-то делает». Свекровь же не отходила от нее ни на шаг. Когда у невестки что-то не получалось, она как старая учительница, говорила: «Нет, не так, а вот, так, посмотри внимательно!»

Людмила призналась, что иногда испытывала приступы ярости, по отношению к свекрови. После – испытывала чувство страха и вины. Уже тогда появились бессонница и головные боли. С появлением ребенка конфликт ушел вглубь. Но невротические симптомы усилились, когда однажды ребенок по ошибке назвал бабушку мамой. Появились раздражительность, вспышки ярости, пониженное настроение.

Проанализируйте характер психологических трудностей Людмилы и ее свекрови. Как можно изменить коммуникативную ситуацию в семье?

Ситуационная задача 7

Родители обратились по поводу сына 14,5 лет, который всего боится, ни с кем не дружит, с трудом вступает в контакт с незнакомыми людьми, упрямый, дома часто плачет, из класса убегает, объяснить причины не может. Семья дружная, есть младший сын – противоположность первому. Старший унаследовал от отца его нелюдимость и замкнутость. Самому отцу с ним трудно общаться. Мать отзывчивая женщина, замученная страхами, тревожная, гиперсоциализирующая.

Какие гипотезы, относительно причин поведения парня можно построить? Определите основные этапы работы над проблемой.

Ситуационная задача 8

Объясните, почему социальный работник должен обладать следующими качествами, которые он должен проявлять в общении с клиентами.

1. Способность к эмпатии, сопереживанию, сочувствию.

2. Открытость.

3. Доброжелательность.

4. Безоценочное отношение к клиенту.

5. Отказ от нравоучений, навязывания клиенту своих советов.

6. Доверие к клиенту, вера в его способность и возможность самостоятельно справиться со своей проблемой.

Ситуационная задача 9

Соотнесите между собой три вида социальных проектов, исходя из источника финансирования и предложенные социальные проекты.

Виды проектов:

1. инвестиционный проект;

2. спонсорский проект;

3. бюджетный проект.

Социальные проекты:

а. Проведение велопробега за здоровый образ жизни. Характеристики проекта: проект требует значительного объема финансирования, охватывает 6 городов России с численностью населения свыше 1 млн. чел., предполагает проведения массовых мероприятий в городах участниках.

б. Организация производства ортопедических протезов с привлечением труда инвалидов. Характеристики проекта: проект требует значительного объема финансирования, предполагаемый социальный эффект: социализация и создание рабочих мест для инвалидов, производство конкурентно-способной отечественных ортопедических протезов для инвалидов и как следствие повышение их доступности.

в. Проведения тренингов личностного роста для подростков из неблагополучных семей. Характеристики проекта: проект требует умеренного объема финансирования, предполагает ярко выраженный социальный эффект.

 

Ситуационная задача 10

Семья проживает в пригороде. 7-летняя дочь – ребенок-инвалид (диагноз – ДЦП) – замкнута, со сверстниками не общается, в школу не ходит, все время проводит дома. Родители считают, что общение с посторонними людьми может навредить дочери.

 

1. Определите социальную проблему.

2. Какие специалисты и учреждения будут задействованы в оказании помощи?

3. Какие варианты решения данной проблемы Вы можете предложить?

 

Практические задания (по МДК 05.02):

1. На примере региональных социальных проектов и программ раскройте инновационные подходы к социальной работе с молодежью.

2. На примере региональных социальных проектов и программ раскройте инновационные подходы к социальной работе с пожилыми людьми.

3. На примере региональных социальных проектов и программ раскройте инновационные подходы к социальной работе в пенитенциарной системе.

4. На примере региональных социальных проектов и программ раскройте инновационные подходы социального обслуживания на дому.

5. На примере региональных социальных проектов и программ раскройте инновационные подходы к работе с социально уязвимыми гражданами.

6. На примере региональных социальных проектов и программ раскройте инновационные подходы к социальной работе с инвалидами.

7. На примере региональных социальных проектов и программ раскройте инновационные подходы к социальной работе с брошенными детьми.

8. На примере региональных социальных проектов и программ раскройте инновационные подходы к социальной работе с людьми, подверженными проблемам алкоголизма и наркомании.

9. На примере региональных социальных проектов и программ раскройте инновационные подходы к социальной работе с людьми-жертвами терроризма.

10. На примере региональных социальных проектов и программ раскройте инновационные подходы к социальной работе с ВИЧ инфицированными.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: