Техника определения стихотворных размеров




ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ № 8

Виды тропов и стилистических фигур

1. Повторение и закрепление теории

Эпитет - это слово, определяющее предмет или действие и подчерки­вающее в них какое-либо характерное свойство, качество.

А волны моря с печальным ревом о камень бились. (М. Горький.)

Сравнение - это сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить од­но из них при помощи другого.

Дредноут боролся, будто живое существо, еще более величест­венный среди ревущего моря и громовых взрывов. (А. Толстой.)(«лес, точно терем расписной»; «Летели дни, крутясь проклятым роем»);

Метафора - это слово или выражение, которое употребляется в пере­носном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предме­тов или явлений.

Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья. (А. Пушкин.)

Гипербола - образное выражение, содержащее непомерное преуве­личения размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления.

В сто сорок солнц закат пылал. (В. Маяковский.)

Литота - выражение, содержащее непомерное преуменьшение раз­мера, силы, значения и т. д. какого-либо явления.

Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить... (Н. Некрасов.)

Перифраза - оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их харак­терные черты, замена названия предмета описанием его призна­ков (море — свободная стихия).

Автор «Героя нашего времени» (вместо М. Лермонтов.)

Олицетворение - перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия.

Утешится безмолвная печаль... (А. Пушкин.)

Метонимия - это слово или выражение, которые употребляются в пе­реносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями, перенос наименования с одного предмета на другой: содержание и содержимое (просторный класс — класс мол­чал), материал и изделие из него («фарфор и бронза на столе»), имя автора и его произведение (читал Пушкина), место действия и люди, события (вся столица молилась), т. е. все жители. Я три тарелки съел. (И. Крылов.)

Синекдоха - разновидность метонимии, основанная на перенесении зна­чения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними,использование единственного числа вместо мно­жественного или наоборот («Мы все глядим в Наполеоны»), целого вместо части («Белеет парус одинокий», «Так пел ее голос»).Все спит - и человек, и зверь, и птица. (Н. Гоголь.)

Антитеза - это оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия.

Где стол был яств, там гроб стоит. (Г. Державин.)

Стилистические фигуры:

Повтор слов (Настигаю. Настигаю).

Бессоюзие - стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предло­жениями: отсутствие союзов придает высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины.

Швед, русский - колет, рубит, режет,

бой барабанный, клики скрежет,

гром пушек, топот, ржанье, стон... (А. Пушкин.)

Анафора - это повторение отдельных слов или оборотов в начале от­рывков, из которых строится высказывание.

Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем, клянусь позором преступленья и вечной правды торжеством.(М. Лермонтов.)

Эпифора – это повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений).

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н. Гоголь)

Инверсия – необычный порядок слов («Отговорила роща золо­тая»).

Риторический вопрос - это стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению.

Знаете ли вы украинскую ночь? (Н. Гоголь.)

Риторическое обращение - это стилистическая фигура, состоящая в подчёркнутом обращении к кому-либо или чему-либо для усиления выразительности речи.

«Цветы, любовь, деревня, праздность, поля!»; «Подруга дней моих суровых!» (А. Пушкин.)

Восклицание («Мороз и солнце, день чудесный!»).

Умолчание - это оборот речи, заключающийся в том, что автор созна­тельно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому дога­дываться о невысказанном. «Мои мечты... они чисты»; «Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, что уж барон».

Парцелляция – деление предложения на самостоятельные от­резки: «Враг мой равен. Полноправен».

Градация - это стилистическая фигура, состоящая в таком расположен' слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря чему создается нарастание производимого впечатления.

Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты. (А. Чехов.)

Параллелизм это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.

Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт. (В. Лебедев-Кумач)

Эллипсис – это стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске ка­кого-либо подразумеваемого члена предложения.

Мы сёла – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги. (В. Жуковский)

Аллегория –иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного жизненного образа. Аллегория часто используется в баснях и сказках, где носителями свойств людей выступают животные, предметы, явления природы.

Звукопись – повтор одинаковых звуков:
Аллитерация – повторение согласных звуков:

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркалo затона.

Ассонанс – повторение гласных звуков:

Дремотой розовой объята

Размер:

Ямб(ÈÈ /) — двусложная стопа с ударением на втором слоге

ÈÈ/ / ÈÈ/ / ÈÈ/ / ÈÈ/

И о´н / к уста´м / мои´м / прини´к (Пушкин)

Хорей (È /È) — двусложная стопа с ударением на первом слоге

È/È / È/È / È/È / È/È

Но´чь ти / ха´. Пус / ты´ня / вне´млет / бо´гу… (Лермонтов)

В ямбе, как правило, ударения падают на чётные, а в хорее – на нечётные слоги. Но вовсе не обязательно, чтобы ударение падало на все чётные слоги в ямбе или на все нечётные – в хорее. Слова в русском языке по количеству слогов и по месту ударений неодинаковы. В многосложных словах, включающих в себя по нескольку стоп, отдельные стопы утрачивают ударение, положенное по схеме.

Стопа, состоящая из двух безударных слогов, называется пиррихием:

 

Мча´тся / ту´чи,/ вью´тся / ту´чи;

Неви / ди´мко / ю лу / на´… (Пушкин)

Иногда стихотворных размерах силлабо-тонической системы, напротив появляется дополнительное, сверсхемное ударение:

Шве´д, ру´с / ский – ко´ / лет, ру´ / бит, ре´жет. (Пушкин)

Стопа, состоящая из двух ударных слогов, называется спондеем.

Следовательно, в ямбе и хорее при появлении пиррихия и спондея количество ударений в строках будет различным. Однако пиррихий и спондей не изменяют в принципе ритмического строя того или иного размера; они придают стихам звуковое разнообразие и подвижность, усиливая их выразительность

 

Размер может быть осложнен:

Усеченной стопой (отсутствие безударного слога в конце строки)

Спят во тьме ночной.

Удлиненной стопой (лишний безударный слог в конце строки)

Мой голос для тебя и ласковый и томный.

Дактиль(È /ÈÈ) — трехсложная стопа с ударением на первом слоге

Тучки небесные, печные странники.

È /ÈÈ/È /ÈÈ

Ру´сь не ше / ло´хнется,

È /ÈÈ/È /ÈÈ

Ру´сь – как у / би´тая! (Некрасов)

Ударения в дактилическом стихе падают обычно на слоги 1, 4, 7, 10 и т.д., т.е. через два на третий.

Амфибрахий(ÈÈ /È) — трехсложная стопа с ударением на втором слоге

Нe ветер бушует над бором.

ÈÈ /È/ÈÈ /È/ÈÈ /È/

И ску ´ чно / и гру ´ стно,/ и не ´ ко / му ру ´ ку / пода ´ ть

ÈÈ /È/ÈÈ /È/ÈÈ /È

В мину ´ ту / душе ´ вной / невзго ´ ды… (Лермонтов)

В стихе амфибрахия ударение падает на слоги 2, 5, 8, 11 и т.д., т.е. тоже через два на третий.

Анапест(ÈÈÈ /) —трехсложная стопа с ударением на третьем слоге

Пропаду от тоски я и лени.

ÈÈÈ //ÈÈÈ //ÈÈÈ //ÈÈÈ //

Вот пара ´ д / ный подъе ´ зд. / По торже ´ ст / венным дня ´ м… (Некрасов)

В анапесте ударными являются слоги 3, 6, 9, 12 и т.д.

В трёхсложных размерах также наблюдается иногда пропуск ударения, положенного по схеме.

 

Строфика. Рифма

 

Строфика (от греч. strophe – поворот) – это раздел стиховедения, посвященный изучению общей композиции стихотворного текста, изучению его больших, чем стих, ритмических единиц. Существуют различные типы ритмической организации стихотворного текста и соответствующего ей интонационного и графического представления.

Строфа – отрезок стиховой речи, объединенный закономерным чередованием рифм. В русской поэзии господствуют строфы простые. Из них самая элементарная — двустишие, где строки рифмуются между собой. Самая распространенная в русском стихе строфа — четверостишие.

Строфа может сочетать в себе:

двустиший • пятистиший

трехстиший • шестистишии

четверостиший (катрен)•семистиший (септима)

• восьмистиший (октава) и п. д.

Сонет— 14 стихов (2 катрена + 2 терцета или 3 катрена + + 1 двустишие).

Чаще всего используется строфа, где присутствуют две пары рифмующихся строк (всего три типа:

 

· с рифмой парной — ААбб;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой;

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух... Там Русью пахнет!

· перекрестной — АбАб;

Нелюдимо наше море,
День и ночь шумит
оно;
В роковом его
просторе
Много бед
погребено.

· кольцевой — АббА).

Но вот, насытясь разрушеньем

И наглым буйством утомясь,

Нева обратно повлеклась,

Своим любуясь возмущеньем...

 

4 типа рифм:

• мужская (ударение на последний слог);

• женская (на предпоследний слог);

• дактилическая (на 3 слог от конца);

• гипердактилическая (на 4 слог от конца);

Рифма бывает:

• точная (вл астью — стр астью);

• неточная (мил ый — сил ой);

• приблизительная (погов орку — пят еркой);

• мужская (ударение на последний слог): поп а л / на б а л;

• жен­ская (ударение на предпоследний слог): сел е нье / уедин е нье:

Жанр:

• лирическое стихотворение

• миниатюра

• послание

• сонет

• элегия

• баллада и др.

 

Техника определения стихотворных размеров

Усвоив основные ритмические принципы различных систем стихосложения, можно научиться безошибочно определять стихотворный размер любого поэтического произведения. При определении размера силлабо-тонического стиха необходимо помнить следующее:

1.Стопа, как условная мера, не тождественна слову. Стопы существуют не в отдельном слове, которое они часто рассекают, а в строке в целом. Поэтому определять стихотворный размер по отдельному слову нельзя. Например, строку «Тучки небесные, вечные странники!», судя по первому слову, можно принять за хорей, а на самом деле это дактиль. Первая строка в данном случае вбирает в себя целое слово тучки и отсекает один слог от следующего:

ту´чки не/бе´сные…

Необходимо также учитывать, что последние стопы могут быть усечёнными или наращёнными, поэтому при определении размера стиха на них ориентироваться нельзя.

2. Размеры в силлабо-тонической системе не всегда предстают в чистом виде, они часто осложняются пиррихием и спондеем:

Ноче/ва´ла тучка / золо/та´я…

это хореический стих с двумя пиррихиями.

По одной строке трудно определить размер; ритм стиха отчётливо выявляется только вряде строк. Во избежание ошибки, следовательно, нужно разбить на стопы и другие строки с ясно выраженной схемой размера:

Утром / в пу´ть он/а´ ум/ча´лась ра´но…

Для точности определения размера можно использовать график, в котором сверху обозначаются номера слогов, а слева номера строк. В анализируемом отрывке надо расставить ударения в каждой строке, затем обозначить ударные слоги (+) в графике. В зависимости от того, на какие слоги (по номерам) будут падать в основном ударения, получим схему определяемого размера.

Например, в стихотворении Н.А. Некрасова «Памяти Добролюбова» схема будет такой: È/È/ È/È / È/È / È/È / È/

Но сли´шком ра´но тво´й уда´рил ча´с,

È / È/È / È/È / È/È / È/È

И ве´щее перо´ из ру´к упа´ло.

È / È/È / È/È / È/È / È/È

Како´й свети´льник ра´зума уга´с!

È / È/È / È/È / È/È / È/È

Како´е се´рдце би´ться переста´ло!

Строки Слоги
                     
    +   +   +   +   +  
    +       +   +   +  
    +   +   +       +  
    +   +   +       +  

Как видим, все ударения падают на чётные слоги. Это бесспорный ямб.

Помогает в определении структуры стиха также скандирование, т. е. чтение стихов вслух с подчёркиванием их ритмического строя. При скандировании отчётливо выделяются и логическое, и ритмическое (которое требуется по схеме размера) ударения, в результате чего создаётся определённая ритмическая инерция.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: