ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ № 8
Виды тропов и стилистических фигур
1. Повторение и закрепление теории
Эпитет - это слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество.
А волны моря с печальным ревом о камень бились. (М. Горький.)
Сравнение - это сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого.
Дредноут боролся, будто живое существо, еще более величественный среди ревущего моря и громовых взрывов. (А. Толстой.)(«лес, точно терем расписной»; «Летели дни, крутясь проклятым роем»);
Метафора - это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.
Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья. (А. Пушкин.)
Гипербола - образное выражение, содержащее непомерное преувеличения размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления.
В сто сорок солнц закат пылал. (В. Маяковский.)
Литота - выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т. д. какого-либо явления.
Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить... (Н. Некрасов.)
Перифраза - оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты, замена названия предмета описанием его признаков (море — свободная стихия).
Автор «Героя нашего времени» (вместо М. Лермонтов.)
Олицетворение - перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия.
Утешится безмолвная печаль... (А. Пушкин.)
Метонимия - это слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями, перенос наименования с одного предмета на другой: содержание и содержимое (просторный класс — класс молчал), материал и изделие из него («фарфор и бронза на столе»), имя автора и его произведение (читал Пушкина), место действия и люди, события (вся столица молилась), т. е. все жители. Я три тарелки съел. (И. Крылов.)
Синекдоха - разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними,использование единственного числа вместо множественного или наоборот («Мы все глядим в Наполеоны»), целого вместо части («Белеет парус одинокий», «Так пел ее голос»).Все спит - и человек, и зверь, и птица. (Н. Гоголь.)
Антитеза - это оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия.
Где стол был яств, там гроб стоит. (Г. Державин.)
Стилистические фигуры:
Повтор слов (Настигаю. Настигаю).
Бессоюзие - стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предложениями: отсутствие союзов придает высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины.
Швед, русский - колет, рубит, режет,
бой барабанный, клики скрежет,
гром пушек, топот, ржанье, стон... (А. Пушкин.)
Анафора - это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых строится высказывание.
Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем, клянусь позором преступленья и вечной правды торжеством.(М. Лермонтов.)
Эпифора – это повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений).
Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н. Гоголь)
Инверсия – необычный порядок слов («Отговорила роща золотая»).
Риторический вопрос - это стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению.
Знаете ли вы украинскую ночь? (Н. Гоголь.)
Риторическое обращение - это стилистическая фигура, состоящая в подчёркнутом обращении к кому-либо или чему-либо для усиления выразительности речи.
«Цветы, любовь, деревня, праздность, поля!»; «Подруга дней моих суровых!» (А. Пушкин.)
Восклицание («Мороз и солнце, день чудесный!»).
Умолчание - это оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадываться о невысказанном. «Мои мечты... они чисты»; «Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, что уж барон».
Парцелляция – деление предложения на самостоятельные отрезки: «Враг мой равен. Полноправен».
Градация - это стилистическая фигура, состоящая в таком расположен' слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря чему создается нарастание производимого впечатления.
Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты. (А. Чехов.)
Параллелизм – это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.
Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт. (В. Лебедев-Кумач)
Эллипсис – это стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения.
Мы сёла – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги. (В. Жуковский)
Аллегория –иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного жизненного образа. Аллегория часто используется в баснях и сказках, где носителями свойств людей выступают животные, предметы, явления природы.
Звукопись – повтор одинаковых звуков:
Аллитерация – повторение согласных звуков:
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркалo затона.
Ассонанс – повторение гласных звуков:
Дремотой розовой объята
Размер:
Ямб(ÈÈ /) — двусложная стопа с ударением на втором слоге
ÈÈ/ / ÈÈ/ / ÈÈ/ / ÈÈ/
И о´н / к уста´м / мои´м / прини´к (Пушкин)
Хорей (È /È) — двусложная стопа с ударением на первом слоге
È/È / È/È / È/È / È/È
Но´чь ти / ха´. Пус / ты´ня / вне´млет / бо´гу… (Лермонтов)
В ямбе, как правило, ударения падают на чётные, а в хорее – на нечётные слоги. Но вовсе не обязательно, чтобы ударение падало на все чётные слоги в ямбе или на все нечётные – в хорее. Слова в русском языке по количеству слогов и по месту ударений неодинаковы. В многосложных словах, включающих в себя по нескольку стоп, отдельные стопы утрачивают ударение, положенное по схеме.
Стопа, состоящая из двух безударных слогов, называется пиррихием:
Мча´тся / ту´чи,/ вью´тся / ту´чи;
Неви / ди´мко / ю лу / на´… (Пушкин)
Иногда стихотворных размерах силлабо-тонической системы, напротив появляется дополнительное, сверсхемное ударение:
Шве´д, ру´с / ский – ко´ / лет, ру´ / бит, ре´жет. (Пушкин)
Стопа, состоящая из двух ударных слогов, называется спондеем.
Следовательно, в ямбе и хорее при появлении пиррихия и спондея количество ударений в строках будет различным. Однако пиррихий и спондей не изменяют в принципе ритмического строя того или иного размера; они придают стихам звуковое разнообразие и подвижность, усиливая их выразительность
Размер может быть осложнен:
Усеченной стопой (отсутствие безударного слога в конце строки)
Спят во тьме ночной.
Удлиненной стопой (лишний безударный слог в конце строки)
Мой голос для тебя и ласковый и томный.
Дактиль(È /ÈÈ) — трехсложная стопа с ударением на первом слоге
Тучки небесные, печные странники.
È /ÈÈ/È /ÈÈ
Ру´сь не ше / ло´хнется,
È /ÈÈ/È /ÈÈ
Ру´сь – как у / би´тая! (Некрасов)
Ударения в дактилическом стихе падают обычно на слоги 1, 4, 7, 10 и т.д., т.е. через два на третий.
Амфибрахий(ÈÈ /È) — трехсложная стопа с ударением на втором слоге
Нe ветер бушует над бором.
ÈÈ /È/ÈÈ /È/ÈÈ /È/
И ску ´ чно / и гру ´ стно,/ и не ´ ко / му ру ´ ку / пода ´ ть
ÈÈ /È/ÈÈ /È/ÈÈ /È
В мину ´ ту / душе ´ вной / невзго ´ ды… (Лермонтов)
В стихе амфибрахия ударение падает на слоги 2, 5, 8, 11 и т.д., т.е. тоже через два на третий.
Анапест(ÈÈÈ /) —трехсложная стопа с ударением на третьем слоге
Пропаду от тоски я и лени.
ÈÈÈ //ÈÈÈ //ÈÈÈ //ÈÈÈ //
Вот пара ´ д / ный подъе ´ зд. / По торже ´ ст / венным дня ´ м… (Некрасов)
В анапесте ударными являются слоги 3, 6, 9, 12 и т.д.
В трёхсложных размерах также наблюдается иногда пропуск ударения, положенного по схеме.
Строфика. Рифма
Строфика (от греч. strophe – поворот) – это раздел стиховедения, посвященный изучению общей композиции стихотворного текста, изучению его больших, чем стих, ритмических единиц. Существуют различные типы ритмической организации стихотворного текста и соответствующего ей интонационного и графического представления.
Строфа – отрезок стиховой речи, объединенный закономерным чередованием рифм. В русской поэзии господствуют строфы простые. Из них самая элементарная — двустишие, где строки рифмуются между собой. Самая распространенная в русском стихе строфа — четверостишие.
Строфа может сочетать в себе:
• двустиший • пятистиший
• трехстиший • шестистишии
• четверостиший (катрен)•семистиший (септима)
• восьмистиший (октава) и п. д.
Сонет— 14 стихов (2 катрена + 2 терцета или 3 катрена + + 1 двустишие).
Чаще всего используется строфа, где присутствуют две пары рифмующихся строк (всего три типа:
· с рифмой парной — ААбб;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... Там Русью пахнет!
· перекрестной — АбАб;
Нелюдимо наше море,
День и ночь шумит оно;
В роковом его просторе
Много бед погребено.
· кольцевой — АббА).
Но вот, насытясь разрушеньем
И наглым буйством утомясь,
Нева обратно повлеклась,
Своим любуясь возмущеньем...
4 типа рифм:
• мужская (ударение на последний слог);
• женская (на предпоследний слог);
• дактилическая (на 3 слог от конца);
• гипердактилическая (на 4 слог от конца);
Рифма бывает:
• точная (вл астью — стр астью);
• неточная (мил ый — сил ой);
• приблизительная (погов орку — пят еркой);
• мужская (ударение на последний слог): поп а л / на б а л;
• женская (ударение на предпоследний слог): сел е нье / уедин е нье:
Жанр:
• лирическое стихотворение
• миниатюра
• послание
• сонет
• элегия
• баллада и др.
Техника определения стихотворных размеров
Усвоив основные ритмические принципы различных систем стихосложения, можно научиться безошибочно определять стихотворный размер любого поэтического произведения. При определении размера силлабо-тонического стиха необходимо помнить следующее:
1.Стопа, как условная мера, не тождественна слову. Стопы существуют не в отдельном слове, которое они часто рассекают, а в строке в целом. Поэтому определять стихотворный размер по отдельному слову нельзя. Например, строку «Тучки небесные, вечные странники!», судя по первому слову, можно принять за хорей, а на самом деле это дактиль. Первая строка в данном случае вбирает в себя целое слово тучки и отсекает один слог от следующего:
ту´чки не/бе´сные…
Необходимо также учитывать, что последние стопы могут быть усечёнными или наращёнными, поэтому при определении размера стиха на них ориентироваться нельзя.
2. Размеры в силлабо-тонической системе не всегда предстают в чистом виде, они часто осложняются пиррихием и спондеем:
Ноче/ва´ла тучка / золо/та´я…
это хореический стих с двумя пиррихиями.
По одной строке трудно определить размер; ритм стиха отчётливо выявляется только вряде строк. Во избежание ошибки, следовательно, нужно разбить на стопы и другие строки с ясно выраженной схемой размера:
Утром / в пу´ть он/а´ ум/ча´лась ра´но…
Для точности определения размера можно использовать график, в котором сверху обозначаются номера слогов, а слева номера строк. В анализируемом отрывке надо расставить ударения в каждой строке, затем обозначить ударные слоги (+) в графике. В зависимости от того, на какие слоги (по номерам) будут падать в основном ударения, получим схему определяемого размера.
Например, в стихотворении Н.А. Некрасова «Памяти Добролюбова» схема будет такой: È/È/ È/È / È/È / È/È / È/
Но сли´шком ра´но тво´й уда´рил ча´с,
È / È/È / È/È / È/È / È/È
И ве´щее перо´ из ру´к упа´ло.
È / È/È / È/È / È/È / È/È
Како´й свети´льник ра´зума уга´с!
È / È/È / È/È / È/È / È/È
Како´е се´рдце би´ться переста´ло!
Строки | Слоги | ||||||||||
+ | + | + | + | + | |||||||
+ | + | + | + | ||||||||
+ | + | + | + | ||||||||
+ | + | + | + |
Как видим, все ударения падают на чётные слоги. Это бесспорный ямб.
Помогает в определении структуры стиха также скандирование, т. е. чтение стихов вслух с подчёркиванием их ритмического строя. При скандировании отчётливо выделяются и логическое, и ритмическое (которое требуется по схеме размера) ударения, в результате чего создаётся определённая ритмическая инерция.