Проблемы духовности в современном мире




Проблема бездуховности современного человека

На материале произведений Виктора Пелевина

Выполнили: Дорожкина Полина,

Родригес Яновицкий Антонио, 7Б класс

Руководитель: Толчеина Н. Н.

 

Московская область, г. Долгопрудный 2017 г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 2

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА БЕЗДУХОВНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ... 2

1.1. Проблемы духовности в современном мире. 2

1.2. Бездуховность в русской и мировой литературе. 2

1.3. Результаты анкетирования. 2

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА БЕЗДУХОВНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ВИКТОРА ПЕЛЕВИНА.. 2

2.1. «Generation П» или «Поколение «П». 2

2.2. «Чапаев и Пустота». 2

2.3. «Любовь к трем Цукербринам». 2

2.4. Результаты анализа произведений Виктора Пелевина. 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 2

 


 

ВВЕДЕНИЕ

С каждым годом в мире становится все более заметным падение уровня общей культуры. Повсеместно происходит стирание индивидуальности, общество становится потребителем массовой культуры. Как принято считать, природа человека, условия его жизни, выражаются в его духовных ценностях (научных, эстетических, религиозных). В понятиях прекрасного и безобразного, добра и зла, справедливости и истины, в том, в чем человек выражает свое отношение к существующей реальности и противопоставляет ей некое идеальное состояние общества [2].

Нередко идеальные нормы, рожденные одной исторической эпохой, противостоят действительности другой эпохи, в которой их смысл безвозвратно утрачен. Что указывает на наступление состояния острого духовного противоборства, идеологических битв и душевных потрясений [4].

При этом естественно-исторический процесс развития общества и его идеальное отражение никогда не совпадают. Духовная сторона жизни человека возникает на основе его практической деятельности, как особая форма отражения объективного мира, как дополнительное средство ориентации в этом мире и взаимодействия с ним. Духовность, это не равнодушие к окружающему миру, а стремление наполнить свою жизнь увлеченностью и интересом к разным сферам бытия, любовью к своей стране, к природе, к людям, направленность человека на нематериальные ценности [5]. Это качество не является врожденным. Оно формируется в процессе воспитания и самовоспитания, усвоения культуры, удовлетворения эстетических потребностей индивида, обмена научными и культурными достижениями, что происходит в течение всей жизни человека. Духовность, несомненно, является предметом человеческой гордости и достоинства.

Все вышеизложенное позволяет считать тему данной исследовательской работы актуальной, остросоциальной.

Объектом исследования является современная литература, которая, будучи одним из способов отражения действительности, способна наглядно продемонстрировать падение уровня общей культуры, указать на ошибки современного человека. В связи с этим предметом исследования является проблема бездуховности современного человека в литературных произведениях.

Целью данного исследования является определение места и значимости проблемы бездуховности в современном мире, а также выявление того, как она раскрывается в произведениях Виктора Пелевина.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

1) изучить понятие «бездуховность», определить его место и значимость в современном мире;

2) выявить, какое место занимает проблема бездуховности в мировой и русской литературе;

3) выявить, как раскрывается проблема бездуховности современного человека в произведениях Виктора Пелевина.

Методы исследования: методы теоретического познания (изучение литературы, индуктивный метод, теоретический анализ), а также методы эмпирического исследования (сравнение произведений, описание, анкетирование).


 

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА БЕЗДУХОВНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

Проблемы духовности в современном мире

Сегодня всем хорошо известны духовно-нравственные проблемы нашего общества. Об этом много пишут и говорят. Но осознания проблем не достаточно, чтобы найти их решение. В процессе формирования гражданского общества многократно возрастает роль духовности каждой личности. Человек должен уметь отличать чуждое и враждебное. Духовность должна защищать нас от неверных поступков и разрушительных действий по отношению к окружающим и самим себе.

Большой проблемой является то, что уровень духовности снижается незаметно. Проявлением этого является равнодушие, усиление агрессии и жестокости, появление потребительских желаний, растворение совести. Основной задачей современного мира является желание заполнить его потребительскими, материальными ценностями, желаниями бороться за вымышленный успех. Большинство людей отвергают духовную составляющую человеческого существования. Разрушаются связи родителей с детьми, отчуждаются семейные традиции.

Духовная жизнь человека и общества это феномен, который, как и культура, отличает человеческое существование от природного и придает ему социальный характер [1]. Через духовность идет осознание окружающего мира, выработка более глубокого и тонкого отношения к нему. От того, как человек использует потенциал духовности, зависит его настоящее и будущее. Идет процесс познания человеком самого себя, своего предназначения и жизненного смысла. Духовность сегодня, это условие для решения задачи выживания человечества, его надежного жизнеобеспечения, устойчивого развития общества и личности [3]. Создаваемый человеком идеально-духовный мир: мир понятий, образов и ценностей, развивается и по своим собственным законам. В результате он может высоко подняться над материальными благами, данными человеку. Обнаруживается, что достижения науки, техники и медицины могут быть использованы не во благо, а во вред человеку. Ради денег, комфорта одни люди способны беспощадно уничтожать других. Таким образом, главное противоречие времени состоит в том, что научно-технический прогресс не сопровождается прогрессом нравственным, а наоборот: большие массы людей утрачивают собственные нравственные опоры, усложняется духовная жизнь общества.

Именно на этом фоне в XX веке стали возможными гитлеровские и сталинские лагеря, терроризм, обесценивание человеческой жизни. История показала, что каждый новый век приносил гораздо больше жертв, чем предыдущий. При этом самые жестокие злодейства и репрессии совершались в различных социально-политических условиях и странах, в том числе имеющих развитую культуру, философию, литературу, высокий гуманитарный потенциал. Осуществляли их нередко высокообразованные и просвещенные люди [7].

Историческим фактом является и то, что варварство и человеконенавистничество не получают широкое общественное осуждение. Становятся возможными новые виды преступлений, которые способны подготовить только хорошо образованные люди, владеющие специальными знаниями и высокими технологиями. Современный человек должен находиться в постоянной готовности, чтобы уметь ответить на вызовы «искусственного» мира. Парадоксальность ситуации нашего времени состоит в том, что духовный кризис возникает и развивается на фоне резкого улучшения условий жизни людей. Причиной чего является технизация всех сторон общественной жизни, а также «прогрессивное образование людей». Человек не стремится к самосовершенствованию, а предпочитает не усложняя свою жизнь плыть по течению, акцентуируя свое внимание на материальной стороне жизни, благодаря которой он может добиваться успеха, благополучия и комфорта.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: