ЭФФЕКТЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ




Реферативная работа

по дисциплине «Психология»

на тему:

 

«Механизмы (проекция, стереотипы) и эффекты межличностного восприятия»

Выполнила:

студентка 1 курса группы 321161з

заочной формы обучения

факультета русской филологии и документоведения

Спирина Ангелина Николаевна

 

Проверила:

преподаватель

Федотенко Инна Леонидовна

 

Тула – 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

 

1. МЕХАНИЗМЫМЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ.. 4

 

2. ЭФФЕКТЫМЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ.. 6

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 8

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 9

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Восприятие – наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей. Восприятие, как психический процесс «понимается как субъективный опыт получения сенсорной информации о мире людей, вещей и событий, так и те психологические процессы, благодаря которым это совершается». Процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности называют «социальной перцепцией». Если говорить о проблеме взаимопонимания партнёров по общению, то более уместным будет термин «межличностная перцепция», или межличностное восприятие.

 

 

МЕХАНИЗМЫМЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ

 

 

Изучение восприятия показывает, что можно выделить ряд универсальных психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия другого человека и позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу.

 

К механизмам межличностной перцепции относят механизмы:

· идентификация, эмпатия – механизмы познания и понимания людьми друг друга;

· рефлексия - познания самого себя;

· аттракция - формирование эмоционального отношения к человеку.

 

Идентификация - простейший способ понимания другого человека, т.е. уподобление себя ему. В реальных ситуациях взаимодействия партнеры используют этот закон, когда предположение о внутреннем состоянии партнёра строится на основе попытки поставить себя на его место.

Установлена тесная связь между идентификацией и другим близким по содержанию явлением - эмпатией.

«Под эмпатией обычно понимается сострадательное переживание одним человеком чувств, восприятий и мыслей другого. Некоторые ранние европейские и американские психологи и философы, такие как М. Шелер и У. Мак-Дугалл, рассматривали эмпатию как основу всех положительных социальных отношений». Здесь имеется в виду не столько рациональное осмысление проблем партнёра, сколько стремление эмоционально откликнуться на его трудности. При этом эмоции, чувства воспринимающего не тождественны тем, которые переживает воспринимаемый, т.е. если один из партнёров по общению проявляет эмпатию к другому, он просто понимает его чувства и линию поведения, но свою собственную может строить совсем по-иному. В этом отличие эмпатии от идентификации, при которой один партнер полностью отождествляет себя с другим и, соответственно, испытывает те же чувства, что и другой, и ведёт себя подобно другому.

Сложнее по своей сути механизм рефлексии. Он подразумевает осознание того, как партнёр по общению воспринимается другим его партнёром. Это уже не просто знание или понимание первым второго, но знание того, как он понимает первого, своеобразно удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира одного партнёра, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир другого партнёра.

Партнёры по общению не просто воспринимают друг друга, они формируют определённое отношение друг к другу. Механизм образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому называется аттракция.

Аттракция (от лат. attrahere — привлекать, притягивать) — понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого. Формирование привязанности возникает у субъекта как результат его специфического эмоционального отношения, оценка которого порождает разнообразную гамму чувств (от неприязни до симпатии и даже любви) и проявляется в виде особой социальной установки на другого человека.

Все эти механизмы восприятия, так или иначе, управляют процессом межличностного восприятия.

ЭФФЕКТЫМЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ

 

Эффекты восприятия – это некоторые особенности, мешающие адекватному восприятию партнёрами друг друга:

Эффект ореола. Отсутствие изменений в восприятии и оценках партнёров, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда сложившееся однажды мнение одного партнёра о другом не меняется, несмотря на то, что появляется новый опыт и накапливается новая информация о нём. Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок.

Когда речь идёт о положительной переоценке качеств, этот эффект называют ещё «эффектом Полианны», а когда речь идёт об отрицательной оценке – «дьявольским» эффектом. Например, очень часто в жизни встречаются такие ситуации, когда муж запомнил жену молодой и красивой и никак не может воспринять в ней возрастные перемены. Другой пример: жена запомнила ухаживания мужа в добрачный период и ждёт, что он так же будет за ней ухаживать. Тесно связаны с этим эффектом и эффекты «первичности» (или «порядка») и «новизны». Эффект первичности преобладает в ситуациях, когда воспринимается незнакомый человек. Суть этого эффекта в том, что при противоречивых после первой встречи данных об этом человеке, информация, которая была получена раньше, воспринимается как более значимая и оказывает большее влияние на общее впечатление о человеке.

Противоположный эффекту первичности - эффект новизны, который заключается в том, что последняя, то есть более новая информация, оказывается более значимой, действует в ситуациях восприятия знакомого человека. Известен также эффект проекции - когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному - свои недостатки, то есть наиболее четко выявлять у других именно те черты, которые ярко представлены у нас. Еще один эффект - эффект средней ошибки - это тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого в сторону среднего. Эти эффекты можно рассмотреть, как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, а именно процесса стереотипизации (стереотип – это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с ним. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации), которая может привести к двум последствиям.

С одной стороны, к определённому упрощению процесса познания другого человека. В этом случае стереотип действует при дефиците времени, усталости, эмоциональном возбуждении, слишком молодом возрасте, когда человек ещё не научился различать многообразие, а процесс стереотипизации выполняет объективно необходимую функцию, позволяя быстро, просто и достаточно надежно упрощать социальное окружение индивида.

Во втором случае суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт был негативным, всякое новое восприятие представителя той же группы окрашивается отрицательным отношением. Особенно распространены этнические стереотипы - образы типичных представителей определенной нации, которые наделяются фиксированными чертами внешности и особенностями характера (например, стереотипные представления о чопорности англичан, легкомысленности французов, эксцентричности итальянцев, пунктуальности немцев и т.д.).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, адекватное восприятие друг друга – один из важнейших факторов успешного общения.

Процесс восприятия другого человека обеспечивают следующие механизмы межличностной перцепции: идентификация, эмпатия, рефлексия и аттракция. Существует ряд особенностей, затрудняющих межличностное восприятие. Это эффект ореола, эффект первичности, эффект проекции и т.д.

Таким образом, рассматривая механизмы восприятия и его особенности, можно отметить, что им принадлежит важная роль в понимании партнёрами друг друга, и, как следствие, - успешная коммуникация.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2002

2. Келли Г. Процесс каузальной атрибуции. / Современная зарубежная социальная психология. / Под ред. Андреевой Г.М., Богомоловой Н.Н., Петровской Л.А. - М.: МГУ, 1984. - с. 127 – 137

3. Куницына В.П., Кулагина Н.В., Поголыпа В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. - Спб.: Питер, 2002.

4. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Андреевой Г.М. и Донцова А.И. - М.: МГУ, 1981

5. Психологическая энциклопедия/ Под ред. Корсини Р., Ауэрбах А., 2-е изд-е. – С-Пб.: ПИТЕР, 2003.

6. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Сто экзаменационных ответов по психологии. – Ростов-на-Дону.: МарТ, 2001.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: