Традиции и предрассудки современного образования, их происхождение




Прежде, чем говорить о традициях и предрассудках в современном образовании, хотелось бы разграничить эти два понятия. Традиции-то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (словарь С.И. Ожегова). Предрассудок - это готовое мнение, «которое невольно переносится нами в наблюдаемый предмет» (А.А. Потебня), т.е. предрассудок - есть то, что в свое время было справедливо и законно, но что оказывается несправедливым при новом обороте мысли. Таким образом, предрассудок - это производное традиции. В быстро меняющемся мире предрассудков становится все больше, особенно предрассудков в образовании, т.к. это открытое пространство, обсуждаемое всеми и на разных уровнях.

Образование, в том числе и советское, сформировало за годы своего существования прекрасные педагогические традиции, которые лежат в основе модернизации образования. Но здесь не обошлось без предрассудков. Довольно часто в последнее время раздаются голоса тех, кому не дает спокойно спать ностальгия по школе советской, с её общим образованием, единой идеологической базой, одинаковыми учебными программами, учебниками, великолепными учителями, прекрасными учениками. Но ведь это предрассудок, т.к. многие педагогические традиции советского образования были действенны только в определенный временной отрезок, когда ученик представлял собой сосуд, который необходимо было наполнить знаниями, не обращая внимание, ни на личность самого ребёнка, ни на его внутренние потребности, интересы, направленность. Развивая интеллектуальные способности, образование не готовило детей к жизни, тем более к жизни в демократическом обществе, не формировало у них самоконтроля, индивидуальной инициативы, креативности, что приводило к нивелированию человеческой личности, потере стимула для внутреннего развития. А общее образование было, к сожалению, лишь личным достижением отдельных, способных к самопознанию и саморазвитию индивидуумов, а не массы учащихся.

Традиционно считалось и считается многими до сих пор, что задача учителя - обязательно вызвать у ученика интерес к своему предмету. Если ученику нравится предмет, он стремится лучше его усвоить, что, в конечном итоге, влияет на выбор его жизненного пути. Это тоже предрассудок. Ребёнок при несформированности подлинных интересов может принять за интерес к предмету привязанность к конкретному педагогу, и это увлечение имеет зачастую весьма серьёзные последствия, если оно становится профессией. Задача учителя - не стараться любой ценой увлечь каждого своим и только своим предметом, а помочь ребенку выявить его истинные интересы, развить его собственную индивидуальную траекторию. Ведь отсутствие интереса к предмету - это всего лишь защитная реакция личности ребёнка, способ борьбы за право выбора.

Один из самых распространённых предрассудков современного образования - это представление о том, что школьная оценка что-то реально значит. Многие до сих пор считают, что в школе оценивание идет по пятибалльной шкале. Но это не так. В школе «не работают» ни двойка, ни, тем более, единица. И не только потому, что учителям традиционно жалко обучающихся у них «недорослей», а потому, что двойка рикошетом бьёт прежде всего по самому учителю. А тройка - это «нечто» (или «ничто»?), чему невозможно дать характеристику, но что удобно и безопасно. Соответственно, и пятерки с четверками стали «весить» меньше. Борьба за качество обучения и стопроцентную обученность привела к полному обесцениванию школьной оценки. Может быть, поэтому так боятся некоторые учителя ЕГЭ, который очень быстро ставит всё на свои места, чётко определяя значимость школьной системы оценивания, поэтому и предпринимаются попытки помочь своим ученикам во что бы то ни стало и любыми способами, как это делалось всегда в ходе сдачи учащимися экзаменов в традиционной форме.

В соответствии с лучшими традициями образования всегда считалось, что учительский труд благороден, бескорыстен и уважаем. Благороден - да, потому что учительство, в массе своей противостоя разрушительному влиянию времени, пытается сохранить в детских душах элементарные представления о долге и чести, дружбе и порядочности, что сделать сейчас чрезвычайно не просто. Бескорыстен - да, потому что в школах работают истинные энтузиасты, пришедшие сюда по зову сердца, привыкшие не ждать наград, званий, красивых слов, высоких зарплат (поэтому так мало в школах молодых учителей, а те, которые появляются, надолго не задерживаются в поисках иной, не настолько бескорыстной жизни).

Очень хотелось бы верить, что труд школьных учителей действительно уважаем в обществе. Но, к сожалению, приходится признать, что в последнее время возник в общественном мнении новый образ учителя. Люди, весьма далекие от школы, проявляют невиданную изобретательность, чтобы всячески опорочить это звание. И общественность начинает постепенно привыкать к мысли о том, что труд учителя уважения не достоин, что учителя - недалёкие в массе своей люди, косные, грубые, доводящие детей до суицида, беспринципные, вымогающие с родителей деньги и т.д. Вот это - самый страшный предрассудок современного образования. Ведь предрассудок - это производное от традиции, то, что было когда-то верным и справедливым, но стало предрассудком из-за нового поворота мысли. Так вот, в данном случае поворот мысли произошёл, но то, о чем сказано выше, никогда не было и не будет традицией существующего образования.

Говоря отдельно о традициях и предрассудках, мы достаточно легко оперируем этими понятиями. Но куда исчезает эта легкость, когда мы хотим эти два понятия сопоставить или определить, к какому из них можно отнести то или иное явление?

Самая первая мысль - обратиться к толковому словарю, чтобы для начала уточить терминологию. Выходит, традиция - это то, что перешло от одного поколения к другому; это некий обычай, установившийся порядок в поведении, в быту. Предрассудок - ставший привычным ложный взгляд на что-нибудь.

Если сравнивать явления традиции и предрассудка по временному основанию, то оба они воспроизводятся на длительном промежутке времени («от одного поколения к другому», «ставший привычным»), что работает на сближение понятий. Если за основание сравнения взять критерий истинности, то, на первый взгляд, предрассудок ложен, традиция - не ложна (ведь ее вырабатывали многие поколения как нечто правильное, положительное), а значит, истинна. Но являются ли ложь и истина в данном случае объективными? На наш взгляд, они настолько же объективны, как и ощущение человека, едущего в вагоне поезда, будто это деревья и дома проезжают мимо него. Одним словом, все в мире относительно…

в общественном сознании традиция чаще всего носит позитивный характер, а предрассудок - негативный.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: