· витиеватость – пространное рассуждение с употреблением метафор, сравнений, литературных цитат, формул, терминов, что не нужно для доказательства данной мысли и затрудняет её понимание. Речь сохраняет свой строй и внешнюю логичность, но приобретает черты псевдо научности. Продуктивность снижается.
· Соскальзывание – внешне объективно немотивированные, неожиданные, эпизодические переходы с логически и грамматически правильными мыслями одного содержания к другой неадекватной по ассоциации пи по несущественному признаку. Характерно для довольно сохранных больных шизофренией. Соскальзывания внезапны, эпизодичны. В ассоциативном эксперименте часто появляются случайные ассоциации и ассоциации по созвучию (горе-море).
· Резонерство – пространное разглагольствование по несущественному поводу. Речь грамматически правильна, но многословна, изобилует причастными и деепричастными оборотами, вводными словами и т.д. Такое мышление не является конкретным (не опирается на опыт) и не является абстрактным (нету обобщения).
· Разноплановость – постоянная необоснованная и немотивированная смена оснований для построения ассоциаций. Больные не выполняют задания, хотя усваивают инструкцию, у них сохранны умственные операции отвлечения. Действия больного лишены целенаправленности. Особенно четко разноплановость выступает в заданиях на классификацию предметов и исключение предметов.
· Аморфность – нечеткое использование понятий, при котором речь приобретает непонятный для окружающих вид. При резонерстве не понятно «зачем говорит», а при аморфности «о чем говорит».
· Разорванность – отсутствие связи между умозаключениями, суждениями и отдельными понятиями.
4. Нарушения грамматического строя речи
· Бессвязность – нарушение логики изложения на фоне помрачнения сознания. Отличается от разорванности тем, что разорванность происходит на фоне ясного сознания.
· Речевые стереотипы – бессмысленное повторение одних и тех же слов, фраз и речевых оборотов.
ü Речевая персеверация – первое высказывание адекватное ситуации, стереотипно повторяется больным в ответе на другие вопросы.
ü Вербигерация – бессмысленное повторение отдельных слов или речевых оборотов.
Нарушения грамматического строя речи отмечается при шизофрении, органических и эпилептических нарушениях.
II. Содержательные расстройства мышления (расстройства характеризуются неадекватным отражением объективной реальности)
1. Навязчивые идеи – это непроизвольно возникающие мысли, содержание которых не несет адекватной информации, что правильно понимается пациентом и критически оценивается. Возникновение этих мыслей не зависит от желания больного и происходит против его воли. Навязчивость, как правило, сопровождается негативным эмоциональным эффектом, и человек не может от них освободится.(Например: навязчивые сомнения, навязчивые воспоминания, нозофобии (страх заболеть), страх пространства, процессов и явлений, социофоби, навязчивые влечения и действия).
2. Сверхценные идеи – это суждения, идеи, представления, занимающие в сознании человека несоответствующее их значению преобладающее положение. Связаны с особенностями личности больного, базируются на реальной ситуации и обладают большим эмоциональным зарядом, в силу чего преобретают доминирующее положение в жизни человека, что определяет его деятельность и дезадаптацию в социуме.
Варианты сверхценных идей. 3 группы:
1-я группа – переоценка биологических свойств своей личности: дисморфофобические идеи, ипохондрические идеи,.
2-я группа – переоценка психологических свойств своей личности: изобретательство (преувеличение значимости своих изобретений), идеи реформаторства, идеи талантливости.
3-я группа – переоценка социальных факторов: идеи виновности, эротические сверхценные идеи, сверхценные идеи ревности.
3. Бредовые идеи – продуктивное расстройство. Идеи психотического уровня нарушений, представлены возникающими непоколебимыми суждениями и умозаключениями несоответствующими объективной реальности, неподдающиеся коррекции и полностью нарушающие адаптацию.
Варианты бредовых идей:
a) По структуре
· Систематизированные
· Несистематизированные(сочетаются с галлюцинациями) – признаки острого психоза.
b) По содержанию
· Ипохондрический бред
· Бред самообвинения
· Все сверхценные идеи, но в более тяжелом проявлении.
· Бред с повышенной самооценкой (миссионерский бред, бред величия, реформаторский бред)
· Бред преследования
c) По связи с другими психическими процессами
· Сенсорный бред
· Конфабуляторный бред
· Аффективный бред (депрессии, страх, тревога и т.д)
При дифференциации навязчивых и сверхценных идей необходимо обратить внимание на отношение личности к ним. При навязчивых идеях человек воспринимает негативно, а при сверхценныхидеях их содержание становится мировоззрением человека.
Дифференцировать сверхценные идеи от бреда: сверхценные идеи базируются на реальных жизненных фактах, бредовые имеют ложное содержание, что приводит к грубой дисгармонии личности и её не критичности.
Вопрос 6
Эмоции - это психический процесс отражения отношения субъекта к явлениям внутреннего и внешнего мира.
Свойства эмоций:
1. Динамика
2. Длительность
3. Качество
4. Выраженность
5. Сила
6. Направленность
Классификация эмоциональных проявлений. НОРМА:
1. Виды
· Эмоциональное состояние (связано с соматическим состоянием)
· Эмоциональное отношение (связь между S-O)
· Эмоциональные реакции (субъективный ответ на какое-либо воздействие)
2. От формы переживаний, источника (по общим характеристикам)
· Чувственный тон(относится к общей характеристике эмоционального тона на котором протекают все психические процессы). Обеспечивает полноту, яркость непосредственного восприятия окружающей действительности.
· Настроение (длительное, относительно уравновешенное и устойчивое эмоциональное состояние у человека). Настроение определяет чувственный тон и соматический статус.
· Чувства (эмоциональное отношение, характеризующееся четкой ограниченностью во времени и отражающее конкретную субъективную оценку человека окружающей действительности)
· Аффект (кратковременная, большой силы эмоциональная реакция. Особенности: аффект может проявляться в виде некоторого контроля над своим поведением при формально сохранном сознании)
· Эмоционально-стрессовое состояние (эмоциональная реакция, отражающая отношение человека к действительности в ситуации эмоционального напряжения), эти реакции проявляются в поведении: изменение мимики, пантомимики, изменение параметров речи, соматовегетативные симптомы (кожно-гальванические, изменение ЧСС, зрачковый рефлекс, нарушение ЖКТ)
ПАТАЛОГИЯ:
I. Продуктивные эмоциональные расстройства
1. Эмоциональная гиперестезия– нарушение чувственного тона при котором ощущение и восприятие обычное по силе сопровождается неадекватно обостренной эмоциональной окраской. Возникает как правило при снижении порога эмоционального реагирования – сенестопатии. Характерно для неврозов, психосоматических расстройств, нервного истощения.
2. Эмоциональная гипостезия – нарушение чувствительного тона при котором ощущение и восприятие обычное по силе сопровождается неадекватным снижением реакции. Характерна для деперсонализационного и дереализационного нарушения.
3. Гипотемия – нарушение динамики эмоций с уменьшением эмоциональных проявлений, которые выражаются в формах: тоски (подавленность, угнетенность психических процессов), тревоги (внутреннее волнение, беспокойство), растерянность (лабильное состояние с переживанием беспомощности), страха (переживание которое всегда связано с опасением угрозы жизни) – входят в структуру депрессивных, тревожных, бредовых синдромов и помрачениям сознания.
4. Гипертемия – нарушение эмоционального состояния связанное с повышением чувственного тона. Проявляется в виде: эйфории (безграничная радость при интоксикации, мдп, алкогольном и наркотическом опьянении), благодушие (довольство, беспечность. входит в деменции, органические поражения головного мозга), гневливость (высшая степень раздражительности, недовольства. Входит в состав органических поражений дементивного характера).
5. Нарушение динамического компонента эмоций: эмоциональная лабильность (преподнятое настроение), тугоподвижность (застревание на одной эмоции), слабодушие (неспособность контролировать и сдерживать свои эмоциональные реакции).
II. Негативные эмоциональные расстройства
1. Эмоции, оцениваемые по экстенсивности (сужение эмоциональных реакций и спектра объектов на которые человек реагировал ранее).
2. Изменение по интенсивности. Выражается в эмоциональной тупости (безчувствии, безразличии), побледнении эмоций (снижение интенсивности эмоций, сопровождающееся уменьшением выразительности).
Вопрос 7
Воля – психический процесс, заключающийся в сознательной, целенаправленной, мотивированной психической деятельности, которая направлена на удовлетворение потребностей человека.
1. Патология на уровне мотивационного компонента.
a) Угнетение –(анарексия, торможение оборонительной реакции и абулия (снижение воли) т.д.)
b) Усиление (булимия, гиперсексуальность, гипербулия (увеличение количества побуждений и мотивов деятельности) и т.д.)
c) Извращение (извращение влечений и мотивов деятельности (клиптомания, пиромания и т.д.), компульсивные влечения (побуждения к деятельности витальными потребностями, сочетается с невозможностями борьбы с ними), навязчивые влечения (влечения возникшие по мимо воли, сопровождающиеся борьбой мотивов) и т.д.).
2. Патология на уровне интеллектуального компонента
a) Борьба мотивов – амбитендентность (одновременное сосуществование 2-х противоположных мотивов и целей)
b) На уровне целенаправленной деятельности – навязчивые действия, компульсивные действия, насильственные действия.
3. На уровне реализации действий
a) Угнетение – гипокинезия (замедление темпа произвольных движений), гипомимия (уменьшение движения мышцами лица ответственными за эмоции), мутизм (отсутствие ответной и спонтанной речи при сохранном речедвигательном аппарате).
b) Усиление- галлюцинаторные, бредовые, маниакальные, катотоническое.
c) Извращение – эхопраксия (повторение чужих движений, поз), эхолалия (повторение слов и звуков), эхофразия, речевые стереотипы, восковая гибкость (длительное сохранение больным приданной позы) и т.д.
Вопрос 8