Педагогический проект
«Использование интерактивной доски на уроках технологии в средней школе»
Выполнила: студентка 41 гр. Чурилова Р.С.
Проверила: доц. Гилёва Е.А.
Новосибирск 2017
I. Целеполагание
1.1. Анализ исходной ситуации
Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии.
Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки учащихся в современном учебном заведении. Требованием нашего времени является применение на уроках, в том числе и на уроках технологии, новейших технологий и интерактивного оборудования. Современный учитель не может, как раньше, пользоваться только мелом и учебниками, ему необходимо владеть передовыми технологиями.
На сегодняшний день актуальным является использование в образовательном процессе интерактивной доски. Работа с интерактивными досками помогает преподавателям заинтересовать своих учеников, облегчить усвоение материала, оптимизировать процесс обучения. Используя такую доску, можно сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской, с набором интерактивных и мультимедийных возможностей.
Как показывает опыт, наибольшие трудности при внедрении интерактивной доски в образовательный процесс возникают при обучении педагогов эффективному владению этим оборудованием. Часто преподаватели не могут использовать полностью интерактивную доску, так как не знают ее возможностей. Поэтому, прежде чем использовать интерактивную доску в учебном процессе, учитель должен изучить ее дидактические возможности.
В класс технологии установлено следующее оборудование: мультимедиа, интерактивная доска (TRACEBOARD), компьютер.
1.2. Формирование выявленных проблем, их группирование и ранжирование.
С появлением интерактивного устройства в классе технологии были выделены некоторые проблемы:
1. Большинство учителей все еще плохо знакомы с особенностями интерактивного обучения. Многие не имеют возможности обучаться и повышать свою квалификацию, чувствуют себя не совсем уверенно в современной интерактивной образовательной среде.
2. На сегодняшний день отсутствует специальные методические рекомендации по использованию интерактивной доски в целом и частности на уроках технологии.
3. Стереотип, что доска является средством фронтальной работы с классом, что посредством этого технического средства обучения можно осуществлять дифференцированный подход в обучении.
1.3. Формирование основной педагогической проблемы, на решение которой направлена реализация методов проекта.
Учителя все еще плохо знакомы с особенностями интерактивного обучения, как правило, отсутствуют знания о возможностях интерактивной доски и навыков работы с ней.
1.4. Цель проектной деятельности и задачи, решаемые в ходе опытно-экспериментальной работы.
Цель проекта: изучить дидактические и визуальные возможности интерактивной доски для эффективного использования ее на уроках технологии в средней школе.
Задачи проекта:
·Изучить техническую документацию интерактивной доски
·Ознакомиться с литературой, описывающей дидактические и графические возможности интерактивной доски
·Научиться применять все инструменты интерактивной доски и использовать готовый интерактивный материал
·Получить консультацию коллег, применяющих в своей педагогической практике интерактивную доску и посетить их уроки с целью изучения дидактических возможностей интерактивной доски
· Подготовить уроки по технологии с использованием интерактивной доски на различных этапах
· Применить полученные знания при проведении уроков
1.5. Предполагаемые итоги проектной деятельности
Задача | Предполагаемый результат | Критерии оценки | Методики |
Изучить технологическую документацию интерактивной доски | Получение знаний о программном обеспечении интерактивной доски | Наличие памятки для эффективного использования оборудования интерактивной доски | Изучение инструкций предлагающихся к интерактивному обеспечению |
Ознакомиться с литературой, описывающей возможности интерактивной доски | Приобретение теоретических знаний о возможностях интерактивной доски | Наличие конспектов | Чтение литературы, Интернет-ресурсов по данной теме |
Научиться манипулировать всеми инструментами интерактивной доски и использовать готовый интерактивный материал | Получение знаний практического характера | Умение и навыки использования инструментов интерактивной доски | Многократное использование полученных знаний на практике |
Получить консультацию коллег, посетить уроки коллег | Знакомство с опытом применения интерактивной доски на уроках технологии | Расширение представлений о возможностях интерактивной доски | Наблюдение и анализ, составление конспекта |
Подготовить уроки по технологии с применением интерактивной доски на различных этапах | Конспекты уроков с применением интерактивной доски | Наличие конспекта | Методики конструирования уроков с использованием интерактивной доски |
Применить полученные знания при проведении уроков | Результат проекта электронные методические разработки уроков для средней школы на уроках «технология» с использованием ИД. | Опрос среди учащихся на эффективность использования интерактивной доски | Опрос |
Возможные риски | Пути решения |
Отказ коллег в помощи | Консультация у коллег других школ, либо специалистов управления образования |
Совпадение собственных уроков с уроками коллег | Просмотр видео-уроков в интернете |
Вероятность не уложиться в отведенные сроки | Увеличение сроков реализации проекта |
II. Организация проектной деятельности:
2.1. Масштаб решения проблемы (реализации проекта) в двух аспектах:
а) Срок реализации проекта (февраль-июнь 2017 г.)
Этап ПД | Сроки | Содержание деятельности | Участники (с обязанностями) | Предполагаемый результат | Критерии оценки результатов | Отметка о выполнении |
Изучение технологической документации ИД | 10-30 февраля | Изучение предлагающихся инструкций | Автор | Приобретение знаний об интерфейсе и программном обеспечении ИД | Наличие электронных конспектов | |
Ознакомление с литературой, описывающей возможности использования ИД | 1-15 марта | Приобретение теоретических знаний о возможностях ИД | Автор, работник библиотеки | Получение знаний теоретического характера о возможностях ИД | Наличие конспектного материала | |
Манипуляция всеми инструментами ИД и использование готового интерактивного материала | 15-28 марта | Приобретение практических умений | Автор, учитель информатики | Получение практических умений использования инструментов ИД | Наличие созданных заданий в ПО для уроков | |
Получение консультаций коллег, посещение уроков коллег | 1-10 апреля | Получение знаний практического характера | Автор, учитель информатики, математики | Получение знаний практического характера о возможностях ИД | Наличие знаний, конспекта | |
Подготовка уроков по технологии с применением ИД на различных этапах | 11-30 апреля | Конспекты уроков 10-11 классов с применением ИД | Автор | Получение методических наработок | Наличие конспекционных материалов | |
Применение полученных знаний при проведении уроков | Май, июнь | Проведение уроков в 10-11 классах с использованием ИД | Автор | Учебно-методические разработки для 10-11 классов с использованием ИД | Анализ результатов применение ИД (опрос) |
2.2 Ресурсное обеспечение проекта
Интерактивное оборудование: компьютер, проектор с подключением к сети, Доска SMART SB480 (Программное Обеспечение Notebook 11) (интерактивная).
Проектный продукт: дидактические материалы, разработанные средствами Smart-Board технологий, методические рекомендации к использованию дидактических материалов на уроках технологии в 10-11 классах (электронная форма).
Библиографический список:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования: Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. №413., [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgosreestr.ru/
2. Дубровская Л.И., Хотунцев Ю.Л.: Технологическое образование школьников\ Сборник методических материалов. – Москва: МИОО. - 2013. -128 с.
3. Материалы лекций на курсах в МГТУ МИРЭА «Применение интерактивных средств образования в учебном процессе». -2012., [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mirea.ru/