Конструировании по образцу




Воспитание и развитие детей дошкольного возраста в конструировании из строительных материалов.

сущность вида деятельности, ее виды, образовательный и развивающий потенциал, технологии (методики) организации и педагогического сопровождения, особенности организации и сопровождения в разных возрастных группах.

Термин «конструирование» обозначает построение вообще, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.

Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта.

Основной особенностью детского конструирования является установление пространственного расположения элементов предмета и подчинение его определенной логике. Ребенок строит мост, начиная с установки опоры, а затем только переходит к сооружению пролета, перил, спуска. Это логично. Однако, построив мост, он не успокаивается на этом; ребенок совершенствует конструкцию для того, чтобы она соответствовала требованиям реального сооружения, выполняла свое назначение.

Детскому строительству присущи свои способы и мотивы. Вместе с тем в нем мы находим отображение специфики деятельности взрослых, в том числе конструктивной.

Дети в своих постройках отображают все или основные элементы сооружений, одновременно воспроизводят и их функции: дверь — чтобы входить, стул — чтобы сидеть. Ребенок усваивает функциональное назначение построек в процессе взаимодействия с окружающей действительностью под руководством взрослых.

 

 

Формы организации обучения
дошкольников конструированию

Конструировании по образцу

В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании.

Как показали исследования В. Г. Нечаевой, З.В.Лиштван, А. Н.Давидчук, посвященные анализу конструирования из строительного материала, использование образцов — это необходимый и важный этап обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек (учатся выделять пространство для постройки, аккуратно соединять детали, делать перекрытия и т.п.). Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способом анализа — умением определить в любом предмете основные части, установить их пространственное расположение, выделить отдельные детали в этих частях и т.д. Такой структурный анализ способствует выявлению существенных отношений и зависимостей между частями объекта, установлению функционального назначения каждой из них, создает предпосылки для формирования у детей умения планировать свою практическую деятельность по созданию конструкций с учетом их основных функций (Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова).

Направляя самостоятельную деятельность дошкольников на подбор и целесообразное использование деталей, рекомендуется применять в качестве образца рисунки, фотографии, отображающие общий вид постройки (Ф. В. Изотова); определенную конструкцию из строительного материала: в ней отсутствуют некоторые необходимые детали, которые следует заменить имеющимися (А. Н.Давидчук) а также предлагать детям задания на преобразование образцов с целью получения новых конструкций. В этом случае ребенок должен создавать каждую последующую постройку путем преобразования предыдущей: например, диван перестроить в караульную будку, изображенную на рисунке, используя все детали набора (Ф. Фребель).

Таким образом, конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, является важным обучающим этапом, на котором можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

 

Конструирование по модели (А Н. Миренова и А.Р.Лурия) заключается в следующем. Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных ее элементов скрыто от ребенка (в качестве модели может выступать конструкция, обклеенная плотной белой бумагой). Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения.

И, как показало исследование А. Р.Лурии, постановка таких задач перед дошкольниками является достаточно эффективным средством активизации их мышления. В процессе решения этих задач у детей формируется умение мысленно разбирать модель на составляющие ее элементы, для того чтобы воспроизвести ее в своей конструкции, умело подобрав и использовав те или другие детали.

Заметим, что конструирование по модели является усложненной разновидностью конструирования по образцу. Однако оно, к сожалению, не получило своего распространения, по-видимому, из-за того, что готовых объемных моделей не существует, а обклеивание конструкций является очень непрактичной процедурой.

 

Конструирование по условиям, предложенное Н. Н. Поддьяковым, принципиально иное по своему характеру. Оно заключается в следующем. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых или грузовых машин и т.п.). Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не даётся.

В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Дети также легко и прочно усваивают зависимость структуры конструкции от ее практического назначения и в дальнейшем могут сами — на основе установления такой зависимости — определять конкретные условия, которым будет соответствовать их постройка, создавать интересные замыслы и воплощать их, т.е. ставить перед собой задачу.

Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования (Н. Н. Поддьяков, А. Н.Давидчук, Л. А. Парамонова). Однако для этого дети должны иметь определенный опыт: обобщенные представления о конструируемых объектах, умение анализировать сходные по структуре объекты и свойства разных материалов и др. Этот опыт формируется прежде всего в конструировании по образцам и в процессе экспериментирования с разными материалами (Л.А. Парамонова).

Виды условий:

-преобразование конструкции по цвету

-по величине

-преобразование структуры конструкции

-преобразование пространственных отношений в конструкции

- преобразование конструкции средствами замещения деталей.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам было разработано С. Леоном Лоренсо и В. В.Холмовской. Они отмечают, что моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Эти возможности наиболее успешно могут реализовываться при обучении детей сначала построению простых схем- чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому' созданию конструкций по простым чертежам-схемам.

Вместе с тем дети, как правило, испытывают трудности в выделении плоскостных проекций объемных геометрических тел (детали строительного материала). Для их преодоления были специально разработаны шаблоны (В. В. Брофман), которые дети использовали для построения наглядных моделей (чертежи), отражающих их конструктивные замыслы.

В результате такого обучения у детей развиваются образное мышление и познавательные способности, т.е. они начинают строить и применять внешние модели «второго порядка» — простейшие чертежи — в качестве средства самостоятельного познания новых объектов. Однако, как показали наши исследования, наиболее легко и естественно это происходит при использовании компьютерного конструирования во взаимосвязи с практическим (Л. А. Парамонова, И. Ю. Пашилите).

Конструирование по замыслу, по сравнению с конструированием по образцу, обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать. Но создание замысла будущей конструкции и его осуществление — достаточно трудная задача для дошкольников: их замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности.

Чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщенные представления о конструируемом объекте, владеть обобщенными способами конструирования и уметь искать новые способы. Эти знания и умения формируются в процессе других форм конструирования — по образцу и по условиям. Иначе говоря, конструирование по замыслу не является средством обучения детей созданию замыслов, оно лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее. При этом степень самостоятельности и творчества зависит от уровня имеющихся знаний и умений (умение строить замысел, искать решения не боясь ошибок и т. п.).

Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций («Город», «Детский сад» и т.п.), и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу - с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме — актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику в случае их «застревания» на одной и той же теме.

Так, для детей младшего дошкольного возраста (3 — 5 лет) наиболее целесообразным является конструирование по образцам, представленным в виде системы постепенно усложняющихся конструкций одной тематики, и их преобразование в соответствии с определенными условиями, заданными как вербально, так и через предметы. Например, для детей 3 — 4 лет разработаны две темы: «Домики» и «Трамвайчики». Каждая представлена пятью усложняющимися основными конструкциями (образцами) и 10-13 их вариантами. Последние были получены в результате решения детьми задач на преобразование образцов с сохранением заданного в них принципа конструирования, задач типа: «Построй такой же домик, но высокий». Дети сами вынуждены были находить новые для них способы решения — надстраивание и пристраивание без нарушения при этом заданного чередования деталей.

 

МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
КОНСТРУКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА

Основной предпосылкой формирования детского конструктивного творчества является развитие представлений детей о пространственных свойствах и отношениях предметов (форме, величине, протяженности).

В соответствии с «Программой воспитания в детском саду» дети должны овладевать элементарными пространственными ориентировками начиная с младшего возраста. Задача заключается в том, чтобы научить детей использовать эти знания в конструировании.

ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ
ОРИЕНТИРОВОК

Детей младших групп следует учить различать части постройки по величине (большой — маленький, длинный — короткий, высокий — низкий). Дети средней группы должны уже не только выделять основные части постройки, а и различать их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга, подбирать детали по форме, размеру. В старшей и подготовительной к школе группах детям необходимо владеть умением определять форму деталей строителя и построек по сходству со знакомыми объемными и плоскостными геометрическими формами, определять относительную величину частей. При этом перечисленные задачи по конструированию необходимо решать в тесной связи с программой по развитию элементарных математических представлений (о форме, величине).

Так, уже детей младшего дошкольного возраста необходимо научить различать по форме и величине основные строительные детали: кубик, кирпичик, пластина, брусок. Дети строят заборчик из кирпичиков, мостик — из пластин и кубиков и т. д.

В старшей группе особое внимание следует уделять воспитанию умения определять пространственные отношения в деталях строительного материала: длину, высоту, ширину; сопоставлять детали разной величины по длине, высоте, ширине: у кирпича две грани узкие и длинные, две — узкие и короткие и две — широкие; у куба — все грани одинаковые по величине; у бруска—две грани короткие, четыре — длинные, узкие и т. д.

Пространственное описание деталей успешно осваивается детьми, если это умение формируется одновременно с раскрытием конструктивных возможностей материала. Детям показывают, что кирпичи можно устанавливать на любую грань, однако наиболее устойчивы они на широких гранях. Куб устойчив на всех гранях. Брусок хорошо стоит на длинных гранях, а чтобы установить его на короткие грани, надо найти ему опоры. Такими опорами могут быть трехгранные призмы, кубы.

Обучать детей пространственным ориентировкам лучше в процессе сооружения знакомых им конструкций. Например, дети уже сооружали кукольную мебель, они умеют различать отдельные элементы этих построек, знают названия деталей.

Новой для детей подготовительной группы является задача обучения умению осуществлять пространственный анализ конструкций на основе знаний признаков геометрических форм. Дети должны различать признаки треугольной, прямоугольной, квадратной, круглой форм. Опираясь на эти знания, следует учить дошкольников точно определять форму строительных деталей, показать, что в строительных деталях больше всего прямолинейных форм: кирпичи, пластины имеют грани прямоугольной формы, кубы – квадратной, бруски – прямоугольной и квадратной и т.д

Задачей дальнейшей работы с детьми старшей и подготовительной к школе групп является обучение детей умению словесно определять способы конструирования, без чего невозможно развитие детского конструктивного замысла.

Обучать умению рассказывать о приемах работы следует начинать при сооружении простых, известных детям предметов. Большое внимание при этом следует уделять умению пользоваться приобретенными знаниями в практических действиях. Например, детям предлагается построить заборчик для цыплят. Воспитатель предварительно рассказывает, из какого материала его лучше строить и как устанавливать. Дети уже сооружали эту постройку в предыдущих группах. Новым в этой работе для них теперь является задача предварительного анализа способов выполнения.

Вначале воспитатель показывает образец заборчика и описание способов конструирования; «Я построила забор из кирпичиков. Поставила кирпичики на узкую и длинную сторону, широкой стороной к себе. Между кирпичиками сделала маленькие промежутки, чтобы цыплята не убежали».

Важно дать возможность каждому ребенку построить свой заборчик. Это обеспечивается прежде всего тем, что в распоряжение детей дается разный строительный материал: кирпичики, кубики, бруски разной окраски и величины. Затем воспитатель сообщает детям о том, что каждый будет строить заборчик какой захочет, но так, чтобы цыплята не вышли.

Постепенно такие задания усложняются. Детям предлагается построить более сложное сооружение: дом, ворота, знакомой для них конструкции, и описать способы построения. Ребенку приходится рассказывать не только о способах пространственного расположения отдельных деталей, но и о пространственном расположении элементов по отношению друг к другу.

Решая задачу, дети используют усвоенные общие способы конструирования: располагать материал на плоскости горизонтально и вертикально, замыкать пространство, делать перекрытие. Успешной работе способствует и наглядность — аналогичная постройка у воспитателя, который показывает ее детям, после того как они заканчивают свое сооружение. Воспитатель предлагает детям рассказать, как они построили свои гаражи. Предварительно дает образец описания способов сооружения: «Я построила гараж из кубиков, кирпичей и призм. Кирпичи я поставила на узкую короткую сторону, широкой стороной к себе. Между кирпичами поставила по два кубика. Крышу сделала из призм, поставила их на длинную узкую сторону».

На основе образца описания постройки, данного воспитателем, дети рассказывают, как они строили свои гаражи, и уточняют способы, которыми при этом пользовались. Таким образом, воспитатель достигает того, что дети осознают смысл данного им задания и учатся рассказывать о способах сооружения постройки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: