Язык и речь – две стороны речевой деятельности.




Языком называют определённый код, систему знаков и правил их употребления. Эта система включает единицы разных уровней: фонетического (звуки, интонация), морфологического (части слова: корень, суффикс и др.), лексического (слова и их значения) и синтаксического (предложения). Описывается данная система в грамматиках и словарях.

Под речью понимают деятельность людей по использованию языкового кода, употреблению знаковой системы, речь – это язык в действии. В речи единицы языка вступают в различные отношения, образуя бесчисленные множества комбинаций. Речь всегда развёртывается во времени, она отражает особенности говорящего, зависит от контекста и ситуации общения.

Наиболее четко впервые в языкознании понятия «язык» и «речь» разграничил Фердинанд де Соссюр («Курс общей лингвистики»), когда разделил «понятия «язык» (langue) и «речь» (parole) как две полярные формы существования многообразных и противоречивых в своей совокупности «речевых явлений»: изучение речевой деятельности распадается на две части; одна из них, основная, имеет своим предметом язык, т.е. нечто социальное по существу и независимое от индивида; эта наука чисто психическая; другая, второстепенная (речь), имеет предметом индивидуальную сторону речевой деятельности, т.е. речь, включая фонацию; она психофизична.

Соссюру различия между языком и речью представлялись несовместимыми, поэтому он разделил науку о языке на лингвистику языка и лингвистику речи. Но в дальнейшем с таким выводами ученые не согласились, т.к. между языком и речью, несмотря на их различия и противоречия, существует диалектическая связь.

Л.В.Щерба рассматривал 3 явления: речевая деятельность, языковая система, языковой материал. Языковая система – множество элементов языка, связанных друг с другом теми или иными отношениями, образующее определенное единство и целостность. Речевая деятельность – процесс говорения и понимания, первый аспект языковых явлений. Третий аспект языковых явлений — языковой материал. Это «не деятельность отдельных индивидов, а совокупность всего говоримого и понимаемого в определённой обстановке в ту или другую эпоху жизни данной общественной группы. На языке лингвистов это тексты, в представлении старого филолога это литература, рукописи, книги».

Г.Гийом придавал огромное значение четкому разграничению понятий «язык» и «речь. «Язык» понимается им как комплекс виртуальных языковых единиц, находящихся постоянно в распоряжении говорящего. По мере надобности говорящий пользуется языковыми единицами для передачи сообщений, для выражения своих мыслей, переводя их в речь. Единицами, получаемыми при реализации языковых единиц, т.е. единицами речи являются предложения (phrases). Иначе: «потенциальные единицы языка» и «реализованные единицы речи».

Язык – это норма, которая не зависит от того, как ее усваивает отдельно говорящий человек. Речь – своеобразная интерпретация этой нормы, тесно связанная с социокультурными факторами и личностными особенностями участников словесного общения.

Язык существует как специфическая система накопления и передачи информации, а речь позволяет ее использовать. Основные функции речи – коммуникативная и познавательная. Но информация, которую мы получаем в виде текстов или речевого потока, конкретизируется в нашем сознании благодаря языку как дифференцирующему и систематизирующему механизму.

Речь индивидуальна, конкретна, ограничена временными рамками. Язык характеризуется обобщенностью и не имеет хронологии. Речь может звучать и существует в письменной форме. Язык невозможно зафиксировать в звуке или на письме.

Разница между языком и речью

1. Язык, в отличие от индивидуальной речи, универсален.

2. В речи выражается личностное начало, а язык социален по сути.

3. Речь отличается подвижностью и вариативностью. Языку присущи консервативность и статичность.

4. Речь выполняет коммуникативные и когнитивные функции. Язык выступает в роли систематизирующего и регулирующего речевую деятельность механизма.

(примерно то же самое, но в таблице)

Язык Речь
-Воспроизводится, т.е. регулярно используется как постоянно существующая знаковая система. - конечен, т.к. представляет собой относительную замкнутую (хотя и открытую) систему - надситуативен (то есть существует вне - строится, возникает по воле говорящего и является актом индивидуального творчества - бесконечна, т.к. бесконечно число речевых произведений, которые могут быть построены на основе того или иного языка. - ситуативна (отражает ту или иную ситуацию)
С логической точки зрения.
- в языке (словах) закреплены понятия - соотнесён с сознанием - явление надклассовое, не идеологическое. - нейрофизическая природа - создаются суждения - соотнесёна с мышлением - явление идеологическое - психофизиологическая природа

Наверное, стоит хорошо просмотреть точки зрения Щербы, Соссюра и Гийома, так как в лекции они упоминаются.

 

  • Язык как любая знаковая система;
  • язык как определенный класс знаковых систем;
  • язык как «реально существующая знаковая система, используемая в некотором социуме, в некоторое время и в некотором пространстве».

 

  • Речь как деятельность.
  • Речь – функционирование языка в процессе общения; воплощение, реализация языка (кода); только через
  • неё он выполняет своё коммун
  • Речь как продукт речевой (тексты).
  • Речь как ораторский жанр (убеждающая, торжественная, полем

 

Проблема язык – речь

 Гносеологический аспект: язык и речь – явления разной степени абстракции.

Язык – это общая схема всех речений, принадлежащих людям определённой национальности. «Язык существует как до речи (потенциально), так и в речи (реально)» [Ветров 1968].

 Онтологический аспект: язык – явление психическое; речь – явление физическое (физиологическое), доступное наблюдению.

 Функциональный аспект: язык – узус, нечто устойчивое и общепринятое; речь окказиональна (случайна, уникальна).

 

Теория речевых актов.

Теория перформативных высказываний (1955, 1962)

· главная цель философского исследования - прояснение выражений обыденного языка;

· истинными являются высказывания;

· язык не просто описывает реальность, но и влияет на нее посредством перформативных высказываний.

Язык – инструмент для разнообразных действий

u Высказывания – действия – перформативы:

u Вы уволены,
u Собрание откладывается,
u Завещаю свои часы брату
u Объявляю заседание открытым;
u Приветствую вас, господин профессор;

Перформатив – «речевой акт в прагматических координатах непосредственного общения»

«я – ты – здесь – сейчас»

Однако имеются утвердительные по форме высказывания, которые не могут быть охарактеризованы по шкале истинности. Они служат не описанию, а преобразованию положений дел в мире и манипулированию ментальными состояниями и поведением слушающих. Такие высказывания не истинны и не ложны. Они не просто языковые построения, а реальные действия говорящего.

Ср., например:

(5-6) Я прошу тебя дать мне эту книгу на пару дней.

(5-7) Я прошу тебя извинить меня за опоздание.

(5-8) Предупреждаю тебя в последний раз о неприятных последствиях.

(5-9) Выражаю вам мои соболезнования.

(5-10) Считаю тебя виновным в случившемся.

Эти высказывания квалифицируются как искренние или неискренние. Их Дж. Остин назвал перформативами, противопоставив их констативам. Этой дихотомии он посвятил в своих лекциях очень много внимания.

Перформативы как элементарные языковые действия

Список понятий, которые вводились в научный обиход впервые, возглавило понятие перформативного высказывания (или перформатива). Термин восходит к англ. глаголу to perform ‘выполнять, исполнять’. Он связан также с англ. существительным performance ‘исполнение, выполнение, проведение; выступление; представление, постановка, спектакль’. Сам термин, таким образом, предназначен для именования действия.

Перформативы, по мысли Остина, являются такими высказываниями, которые не описывают какие-то события, а в отличие от констативных высказываний уже сами являются действиями. Произнести перформативное высказывание означает совершить тем самым соответствующие действия, например, приказать, пообещать, присвоить имя.

Первыми иллюстрациями послужили стандартные высказывания, произносимые в определённых социальных ситуациях (воспользуюсь примерами самого Остина):

(5-11) На церемонии бракосочетания:

I do (sc. take this woman to be my lawful wedded wife) ‘Да (я согласен взять эту женщину в качестве моей законной жены)’.

(5-12) На церемонии освящения судна с разбиванием бутылки с шампанским о нос корабля:

I name this ship the ‘Queen Elizabeth’ ‘Я присваиваю этому кораблю имя «Королева Елизавета»’.

(5-13) В тексте завещания:

I give and bequeath my watch to my brother ‘Я завещаю свои часы моему брату’.

(5-14) При заключении пари в споре:

I bet you sixpence it will rain tomorrow ‘Держу пари на шесть пенсов, что завтра будет дождь’.

Добавлю ряд примеров перформативных высказываний на русском языке:

(5-30) (Председатель диссертационного совета) Объявляю защиту кандидатской диссертации Ивана Ивановича Иванова.

(5-31) (Диссертант) Благодарю членов совета за благожелательное отношение к моей работе.

(5-32) Поздравляю вас с русской масленицей!

(5-33) Я советую тебе прочесть книгу Леонарда Талми «Toward a Cognitive Semantics»..

Что такое коммуникативная неудача и иллокутивное самоубийство?

КОММУНИКАТИВНАЯ НЕУДАЧА.

Полное или частичное непонимание высказывания участником коммуникации, т. е. неосуществление или неполное осуществление коммуникативного намерения говорящего или пишущего. Ситуация, когда коммуникативный акт не достигает коммуникативной цели, например, по причине неточного выражения мыслей в высказывании. К. н. исследуются в теории речевых актов, в рамках которой созданы различные типологии неудач, возникающих в процессе общения. Одна из наиболее развернутых типологий К. н. предложена Дж. Остином в работе «Слово как действие» («How to Do Things with Words»). Среди причин К. н. обычно называют: различия в картинах мира, сформированных разными национальными культурами участников коммуникации; несовпадение оценок явлений действительности; неправильное понимание речевой интенции; неточности и недосказанности при выражении мыслей. Причина К. н. может также скрываться в самой природе единиц языка: метафоричности, многозначности слова, интерференции родного языка на разных уровнях системы языка. Последние К. н. часто встречаются в речи изучающих иностранный язык

 Коммуникативный акт есть совокупность речевых актов, совершаемых коммуникантами навстречу друг другу.

Речевойакт(1) –высказывание(речевое действие) или совокупность высказываний, совершаемых одним говорящим с учетом другого.

 Речевое действие – компонент речевой деятельности, который характеризуется самостоятельной промежуточной целью.

 Речевой акт (2) – тип речевого действия (модель однородной группы РА).

Теория речевых актов возникла и сформировалась в рам­ках лингвистической философии, прежде всего в работах пред­ставителей оксфордской школы (Дж. Остин, П. Стросон) и близ­ких к ним философов (Дж. Сёрл и другие). Создателем теории речевых актов стал английский философ Дж. Остин. Основные идеи новой теории он изложил в лекциях, прочитанных в Гар­вардском университете в 1955 г.: обратил внимание на свойство перформативности, выделил перформативные высказывания, рассмотрел понятие речевого акта и выделил три его составляющие. Построил классификацию речевых актов, в основу которой легло понятие цели.

Джон Серль – американский философ развил его идеи Остина, выделил 12 параметров речевых актов и разработал их классификацию. Сделал попытку выявить правила, управляющие речевым актом и описать механизмы передачи намерения от говорящего к слушающему в процессе коммуникации.

Речевой акт – это производство конкретного предложения в условиях реальной речевой коммуникации, т.е. целенаправленное речевое действие. Речевой акт совершается в соответствии с принципами речевого поведения, принятыми в данном обществе.

Объект ТРА

акт речи, состоящий в произнесении говорящим предложения в ситуации непосредственного общения со слушающим.

Субъект РД

 абстрактный индивид, носитель ряда характеристик

Остин разграничил три аспекта речевого акта – локутивный, иллокутивный, перлокутивный.

Локутивный акт представляет собой произнесение высказывания, обладающего фонетической, лексико-грамматической и семантической структурами. Ему присуще значение. Пример: Он сказал мне: «Ты не имеешь права это делать».
Иллокутивный акт, обладая определённой силой, обеспечивает указание не только на значение выражаемой пропозиции, но и на коммуникативную цель этого высказывания. Этот акт конвенционален. Пример: Он доказывал, что это не так.
Перлокутивный акт служит намеренному воздействию на адресата, достижению какого-то результата. Данный акт не является конвенциональным. Пример: Он раздражал меня.

Локуция – факт говорения, иллокуция – намерение говорящего, перлокуция – воздействие на мысли и поведение слушающего.

Все три частных акта совершаются одновременно, а не один за другим.

Прагматическая классификация: Сёрл создал типологию речевых актов, построенную на 3 категориях: иллокутивной силы, приспособленности к условиям реального мира и условиях истинности.

Иллокутивные цели:

· Ассертивы (=репрезентативы)
Цель: информировать адресата о положении вещей.

  • Директивы
    Цель: заставить адресата что-либо сделать. Директивы – побудительные РА. Цель – добиться того, чтобы слушающий совершил какое-то действие. Спрашивать, приказывать, командовать, просить, умолять, советовать.

· Комиссивы
Цель: говорящий берет на себя определенные обязательства по отношению к своему действию в будущем (обещания и клятвы).

· Экспрессивы
Цель: говорящий выражает отношение к положению дел, своему поведению и т.д. Благодарить, поздравлять, сочувствовать и т.п.

· Декларативы (информативные высказывания/эксплицитные перформативы)
Цель: изменить мир посредством речевого акта. Цель – осуществить представленное в пропозициональном положение дел. Факты. Условия реализации – соц. Положение говорящего и слушающего, слова и фразы, произнесенные в рамках институционально обусловленной ситуации.

 

Параметры отнесения высказывания к РА (по Сёрлю):

· Иллокутивная цель;

· Способ её достижения;

· Интенсивность цели;

· Условия пропозиционального содержания;

· Предварительные условия;

· Условия искренности;

· Интенсивный уровень искренности


Существуют институциональные/неинституциональные речевые акты:

· Институциональные акты меняют положение дел в рамках социального института и представляют собой ритуализированные речевые действия. Например: голосование, посвящение, запрещение и т.д. Высказывания такого рода меняют институциональный статус людей/вещей, создают новые права и обязанности.

· Неинституциональные – все остальные акты высказывания.


Прямой РА – производство и произнесение такого высказывания, в котором однозначно выражается его иллокутивная сила.

Косвенные речевые акты.

Далеко не всегда говорящий, произнося какое-то предложение, имеет в виду ровно столько и буквально то, что он говорит. И вообще, смысловая простота и однозначность присущи очень небольшой доле высказываний в естественном языке. Пример: Звонят (= открой дверь); Дует (= закрой окно); Дети спят (= не шумите). Одной форме присущи несколько функций. Для понимания косвенных речевых актов, слушающий подключает интерактивные, энциклопедические знания, способности к рассуждениям и др

Бывают конвенциональные и контекстуально-ситуативные. Конвенциональный заключается в выяснении того, каким образом говорящий может с помощью некоторого высказывания выражать не только то, что оно непосредственно означает, но и нечто иное» [2, с. 63]. Косвенный речевой акт имеет место в том случае, «когда один иллокутивный акт осуществляется путем осуществления другого» [там же]. В процессе общения с другими осуществляется какое-то речевое действие, грамматически и семантически оформленное. Говорящий стремится оказать определенное иллокутивное воздействие на другого человека.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: