Психолого-педагогические проблемы.




Пришкольный трудовой лагерь

МБОУ СОШ № 191

Г. Новосибирска

Информация о лагере

Детский трудовой лагерь с дневным пребыванием и 2-х разовым питанием в школе №191 г. Новосибирска.

Дети находятся в трудовом лагере дневного пребывания с 8 30 до 14 30 часов.

Режим работы лагеря: пн. – пт. С 8 30 до 14 30 часов. Выходные дни: сб., воскр..

Ф.И.О. руководителя лагеря: Волкова Татьяна Васильевна

Ф.И.О. воспитателя лагеря: Бочарова Оксана Анатольевна

Адрес: г. Новосибирск, ул. Невельского, 53/1.

Основная цель трудового лагеря дневного пребывания – организация свободного времени детей в летний период.

Возраст детей: 7 – 8 лет

Количество детей: 16 чел.

Мальчиков: 6

Девочек: 10

Режим дня

РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРЕМЯ
Сбор детей, зарядка 830 - 900
Завтрак 900 - 1000
Работы по плану, основная деятельность 1000 – 1230
Обед 1230 - 1330
Свободное игровое время (на выбор) 1330 - 1430
Уход домой 1430

 

Время моей работы в лагере: с 03.07.2015 по 26.07.2015.

Основной род моей деятельности в лагере: помощь воспитателю, организация детских игр, помощь детям в трудовой деятельности, организацией детей в столовой, наблюдение за детьми (безопасность).

 

 

Периоды развития детского коллектива

Организационный период

- первые 3-5 дней. В этот период осуществляется первоначальное сплочение и организационное оформление коллективов, выдвижение воспитательных задач и определение путей их реализации, адаптация детей.

В работе вожатых/воспитателей особо важное значение имеют в этот период:

1) приём детей, первые беседы с ними и их родителями, ознакомление с биографическими сведениями детей, организация детей и знакомство друг с другом;

2)знакомство с лагерем: режимом дня, устройством, территорией, персоналом, правилами;

3)предъявление к детям единых педагогических требований по выполнению режима и распорядка дня, по самообслуживанию, дисциплине и поведению;

4)организация деятельности и создание ситуаций, позволяющих как можно скорее познакомиться друг с другом, выявить лидеров и отвергнутых, а так же («проблемных») детей, требующих повышенного внимания воспитателя (вожатого);

5)планирование работы в отряде.

Деятельность в этот период должна быть направлена на выявление и реализацию творческих возможностей каждого ребёнка, организацию и развитие коллектива, изучение детей, уровня их воспитанности, характера складывающихся взаимоотношений в коллективе, отношений к коллективу. С этой целью используются наблюдения за воспитанниками в различных ситуациях лагерной жизни, беседы с ними, а также выбор в воображаемой ситуации и т.д. Это позволяет более точно составить для себя психолого-педагогическую характеристику отряда и каждого ребёнка.

Важно в этот период

ДЛЯ РЕБЁНКА ДЛЯ ПЕДАГОГА (ВОЖАТОГО)
Познакомиться с отрядом и персоналом. Познакомиться с детьми, запомнить всех по именам.
Ориентироваться на территории лагеря. Выявить лидеров и отвергнутых, наличие «трудных» детей, требующих повышенного внимания.
Чувствовать себя комфортно, в защищённости. Выявить интересы детей, увидеть микрогруппы.
Почувствовать себя нужным. Способствовать сплоченности коллектива, выработать стиль общения с детьми.
Усвоить (запомнить) правила поведения. Предъявление разумных единых педагогических требований.
Ориентироваться в режимных моментах. Организовывать деятельность детей, уметь распределять время.

 

Исходя из особенностей организационного периода, я определила для себя следующие задачи:

1. Способствовать знакомству детей друг с другом, со взрослыми и с условиями площадки;

2. Стараться обеспечить детям чувства защищенности, самостоятельности;

3. Определить для себя место (статус) каждого ребёнка в коллективе и соответствующий подход к ребёнку;

4. Помогать в формировании умения найти «золотую середину» между удовлетворением личностных потребностей и реализацией общественных интересов;

5. Формирование чувства доверия друг к другу в коллективе;

6. Формирование групповых норм, ценностей и традиций.

Формы работы:

1)Игры на знакомство:

- «Снежный ком»;

- «Стульчики»

- «Именной алфавит» (построение по именам в алфавитном порядке с последующими апплодисментами).

2) Игры на выявления лидера и на сплачиваемость коллектива:

- «Карабас»;

3) Игры на формирование взаимного доверия и в коллективе:

- «Минное поле» (вождение напарника с закрытыми глазами);

- «Полёт к звёздам» (покачивание на пледе);

- «Коридор доверия» («ручеёк»).

Итоги.

Сложности, с которыми я столкнулась.

Не все дети сразу и с радостью принимают предлагаемые игры (что было для меня шоком – я ожидала, что все бросятся играть). Как правило, сразу же отказывались играть одни и те же дети – независимо от игры, едва заслышав «а давайте поиграем». Воспитатель пришла мне на помощь, и в дальнейшем советовала мне пользоваться правилом «мы все, либо ничего»: заставлять особых нигилистов предлагать свои варианты игр, причём таких, чтоб «нам всем было интересно». Совет оказался очень действенный: ребёнок под действием ожидания коллектива, возгласов ребят («нуууу, давай уже, мы же ждём тебя») и общественного мнения хоть и нехотя, но включался в игру. Спустя 1-2 минуты он уже полностью захвачен процессом игры. Возможно, изначальное отрицание было способом привлечения внимания коллектива к себе (в их возрасте – неосознанно). К концу организационного периода отказников от игр уже не было – все усвоили правило «мы – все вместе». С моей стороны было предложено выбирать игры в отведённое время. В результате игра «Выше ноги от земли» стала излюбленной и ежедневной (я стала специально отводить для неё время, следя за честностью игроков (и безопасностью детей), за что дети были очень благодарны).

Динамика развития коллектива.

Уже с первых дней были выявлены микрогруппы коллектива по 3-4 человека. Сложились они на основании интересов, особенностей темперамента: «постоянные» команды в командных играх. В «свободное время для игр» отряд поделился на «активных» (играли в «Выше ноги от земли») и пассивных (играли в «Салон красоты», «Городки – из гальки и т.п. спокойные игры). Микрогруппы между собой не конфликтовали. Положительные моменты: дети нашли друзей по интересам; быстрое формирование в команды; умение разделять обязанности между группами без противоречий – путём договора и по интересам (одна группа садит, другая поливает, третья рыхлит растения, четвёртая обрабатывает). В целом, я считаю, мои действия достигли целей организационного периода (их список выше). Дети ценят воспитателя и меня, прислушиваются, ответственно выполняют свои трудовые обязанности (уход за зеленью), бережно (с учётом их возраста) относятся друг к другу. Одной из любимых игр стало отрядное покачивание на пледе (на «доверие»).

В целом, детский коллектив действительно нуждался в знакомстве и сплачивании: хоть дети и посещали одну школу, они были из разных классов. В целом, мне кажется, организационный период был пройден успешно.

Психолого-педагогические проблемы.

Один мальчик в лагере отличался кой-поведением, неосознанно требовал повышенного внимания к себе отряда воспитателя. Например, мог засунуть камни (гальку) себе в уши, вылить воду себе на голову. Споры решать не мог: в игре (играл преимущественно с «активными» в подвижные игры), если был не согласен с правилами игры или замечаниями товарищей (даже если нарушал правила – сидел на 1 месте больше 30 секунд), начинал обижаться, обзываться, перечить без аргументов, либо залазил на самый верх перил и начинал громко кричать по-петушиному, размахивая локтями (в ответ на вежливые замечания или просьбы товарищей), или демонстративно плевался в воздух (и как следствие – на себя) и т.п.. Если не нравилась еда, мог закричать, что он не станет есть со всеми за столом, а будет есть в туалете. Такое поведение вызывало резкий негатив со стороны товарищей, нежелание включать его в игры, критику, а то и смех. Полным изгоем он не был: в начале игры он просто начинал играть вместе со всеми – дети были не против, а затем, в случае недовольства, показывал «фокусы», в результате чего исключался ребятами из игры. Тогда он забирался в отдалённый угол перил и начинал делать неадекватные поступки (плевать/изображать петуха и т.д.).

Информация о ребёнке (на основании слов воспитателя): семья полная, благополучная, среднеобеспеченная. Ребёнок в семье единственный. Состав семьи: отец, мать, бабушка и ребёнок. Жилищные условия удовлетворительные (ребёнок имеет свою комнату). НО: отец и мать по-разному осуществляют воспитание Богдана. Мать и бабушка – любят, многое прощают, балуют. Отец – очень занятый на работе. В зависимости от настроения и физ. состояния, может относиться то попустительски, то предъявлять строгие требования. В силу занятости проводит с ребёнком времени мало.

Предварительный психолого-педагогический диагноз: отсутствие твёрдых внутренних убеждений и моральных норм относительно своего поведения в обществе; неумение решать споры; демонстративное поведение – как следствие избалованности с одной стороны и с другой - малого внимания к себе– скорее всего, со стороны отца; ребёнок просто «кричит» о необходимости представления разумных единых требований ему со стороны семьи, постоянства в воспитании и привитии соц. норм.

От себя. Возможна низкая самооценка внешности (носит очень некрасивые и неудобные очки – не идут ребёнку абсолютно, чего он пока неосознанно стесняется, злится что мешают).

Решение психолого-педагогической проблемы.

1)Родителям:

- посетить детского психолога, выполнять его рекомендации;

- стабилизировать воспитание Богдана, выдвинуть единые требования; в случае затруднения с требованиями к ребёнку и концепцией воспитания обратиться к семейному психологу (+ учёт заключений детского психолога);

- отцу постараться больше проводить времени с сыном; помнить, что в воспитании недопустимо выражать своё состояние противоречивым отношением к ребёнку, учиться договариваться с ребёнком (если устал – «я сейчас отдохну и мы поиграем/погуляем/по……, хорошо?», уметь благодарить ребёнка «спасибо, Богдан, я отдохнул, теперь мы можем …….»);

- пробовать устраивать семейный совет – учить Богдана высказывать своё мнение в корректной форме и уметь слышать других; показывать, что его мнение, если оно выражено корректно, тоже важно и учитывается; учить аргументировать своё мнение, умению решать споры;

- выбрать ребёнку подходящие, удобные очки, в случае затруднения обратиться к детскому стилисту.

2) Решение проблемы в коллективе (выполнено уже на основном этапе пребывания детей): т.к. дети не очень охотно принимали Богдана из-за выходок и непостоянности в работе (мог всё бросать), было решено его постепенно попробовать «адаптировать» с 5 по 15 день деятельности лагеря включительно. Адаптация была начата с индивидуальной работы с ребёнком по уходу растениями внутри школы (пока все работают на улице): рассказ об уходе за цветами, наглядный пример ухода, просьбы помощи воспитателю в уходе с постепенным повышением самостоятельности, обязательно похвала, слова о важности его работы. Мальчику понравилась работа с растениями, постепенно (сначала под контролем воспитателя) его ввели в одну из «спокойных» бригад и выделили Богдану свою зону ответственности. В целом, после индивидуального подхода мальчик стал работать ответственно, конфликтов с товарищами не было. Были, конечно, попытки неадекватного поведения, но ребёнок в процессе индивидуальной работы понял, что он важен для коллектива и воспитателей, поэтому останавливался по просьбе воспитателей.

Я сделала вывод, что такие дети как Богдан – интроверты, спокойные (в смысле предпочтений тихих игр), а раньше он бегал с «активными» - в целях демонстрации поведения и привлечения внимания. С определением своего места в коллективе лагеря, осознанием своей важности в общем деле это прошло. А ещё таких детей нельзя заставлять торопиться, суетиться: для них важна поддержка («не торопись», «молодец, сначала распланируй/представь в уме, что ты будешь делать – по порядку») – это основа самоорганизованности для них. Так же, в случае неадекватных реакций такого ребёнка легко отвлечь: достаточно публично (чтоб слышали все товарищи) занять его каким-либо делом (например – помочь накрывать/подавать стол для ребят), лучше всего – общественно-важным. Ребёнок сразу переключается, гордится доверием ему, старательно исполняет задание.

 

Основной этап

Занимает большую часть времени, именно на этом этапе реализуются все поставленные задачи.

Для ребенка важно:

- Не поссориться, т.е. продолжать дружить и контактировать.

- Участие в делах лагеря.

- Реализация собственных идей.

- Самореализация.

- Чему-то научиться.

- Отдых.

- Проявить себя в проведении свободного времени.

- Проявление своей самостоятельности.

Деятельность детей становится осознанно-созидательной.

Цель основного этапа – реализация деятельности, спланированной на смену, развитие самоуправления, достижение успеха каждым ребёнком, совместная деятельность.

Задачи воспитателей:

- формирование временного коллектива, его укрепление;

- поддержание благоприятного психологического климата;

- выполнение программы, организация досуга;

- создание условий для индивидуального развития;

- возможность выбора самовыражения личности;

- предоставление свободы выбора;

- создание положительного эмоционального настроя;

- создание условий для активности ребенка;

- поддержание положительного эмоционального настроя;

- организация взаимодействия;

- поддержание групповых норм.

Конфликты. Основной период – это время «созидательных» конфликтов, личностных самореализаций. В этот период выявляются:

- степень деятельностной активности детей;

- формальные и неформальные лидеры;

- степень сформированности коллектива;

- сформировавшиеся микрогруппы и условия для реализации принципа объединения детей в микрогруппы.

Чтобы способствовать единству отряда, избежать внутренних конфликтов, необходимо:

1. Вывести частные мнения и оценки из внутренней сферы на общее обсуждение.

2. Добиваться единства оценок и мнений по наиболее важным вопросам жизни и отношений в отряде.

3. Определить возможную ближайшую коллективную деятельность, актуальную в данной ситуации для каждого и для всех.

Решение педагогических ситуаций

СИТУАЦИИ СПОСОБЫРЕШЕНИЯ
Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости. Внимательное, доброе отношение к детям, стремление разобраться в причинах поведения детей.
Замкнутость, одиночество. Стремиться переключать внимание детей, давать поручения, связанные с необходимостью общения.
Непослушание, действие «наперекор», постоянные споры. Вникать в интересы детей, сотрудничать с ними.
Появление тайн, укромных уголков, озорство, шалости. Знать секреты детей, совместно сохранять их, разумно использовать.

 

Цель основного этапа – реализация деятельности, спланированной на смену, развитие самоуправления, достижение успеха каждым ребёнком, совместная деятельность.

Задачи: создание условий для раскрытия, самореализации и саморазвития личности.

В этот период происходит практическая реализация смены.

Выбрала для себя следующие формы работы: творческие игры, групповые игры, помощь в трудовой деятельности (объяснение, наглядный показ).

Микрогруппы, сложившиеся с первых дней, стабилизировались: в свободное игровое время дети играли по интересам микрогруппами. Педагогически-трудный ребёнок сумел «влиться» в одну их «тихих» микрогрупп (играли в городки – камешками, ветками, работал с ними же). Конфликтов между группами не было: в общее игровое время (проведение игр воспитателем) микрогруппы становились командами. Игра/соревнования основывались на дружбе, а не на «выигрыше любой ценой». Желаемое общение детей в целом соответствовало фактическому. Воспитателем ежедневно выполнялись режимные моменты. В педагогической деятельности все запланированные мероприятия были проведены в соответствии с требованиями. Дети с удовольствием принимали активное участие в играх и конкурсах, усвоив правила «либо играют все, либо никто».

Конфликты: группа детей, игравшая в «городки», перед уходом на обед отказалась очистить площадку от собранных ими же веток («башенок»), мотивировав усталостью. Им было разъяснено, что так делать нельзя, нельзя оставлять после себя беспорядок, ведь школа – наш общий дом. А ещё – мы все друзья, а друзья должны помогать друг другу всегда – все ребята (под руководством воспитателя) быстро организовались и помогли «строителям» очистить площадку от веток с последующей благодарностью.

Сложности. Одна девочка во время игр на улице разбила коленку. Этот случай меня шокировал – я представила себя на месте воспитателя – представила реакцию родителей и т.д.. Воспитатель успокоила меня: такие случаи с детьми неизбежны, родители реагируют адекватно. Главное, ничего не скрывать от них. Сразу вовремя обработать ранку ребёнку. Она оставила меня присматривать за детьми, а сама увела девочку на обработку. Спустя 5 минут Настя с пластырем на коленке выбежала из школы и дальше весело продолжила игру.

Динамика коллектива. В трудовой деятельности дети были заинтересованы, выполняли уход за растениями с удовольствием. Зона труда была разделена по командам (микрогруппам), внутри каждой микрогруппы обязанности равноправно распределялись – по интересам, что свидетельствует о высокой дружеской самоорганизованности детей, осознанием ответственности за себя перед коллективом. В случае запаздывания с работой, освободившиеся группы помогали с работой задержавшимся – на основах товарищества.

Игровое свободное время проводилось в микрогруппах – по интересам. Микрогруппы между собой взаимодействовали: «тихие» тоже всегда некоторое время играли с «активными» в «Выше земли», но им это быстро надоедало и они уходили играть в игры по интересам («Салон красоты» или «Городки»).

Всего воспитателями было сформировано команд (для трудовой деятельности и дежурств) – 4, по 4 чел. в каждой (с учётом предпочтений детей в общении по интересам).

В свободное игровое время микрогрупп было 3: «Активисты» - 7 чел. (4 мальчика и 3 девочки, подвижные игры); «Строители» – 1 мальчик и 3 девочки; «Сотрудники индустрии красоты» - 4 девочки. Богдан играл со «Строителями», либо работал «водителем» для клиенток «салона красоты». Группа «Строителей» часто играла совместно с «Салоном красоты». Неадекватное поведение Богдана было откорректировано, конфликтов с ним не возникало (быстро останавливался).

Я занималась организацией игр, помощью в трудовой деятельности, организацией детей в столовой, наблюдением за детьми (безопасность). Так же я помогала и в организации команд на дежурстве (чистота комнаты/дежурство в столовой/проверка вымытых рук).

Дети с удовольствием посещали площадку, на основании чего можно сделать вывод, что основной период прошёл успешно.

Заключительный период

Цель - подведение итогов прожитой смены.

Воспитатель в это время работает по плану; привлекает к коллективным делам каждого ребёнка; продумывает программу прощания

Задачи:

- коллективная оценка приобретённого опыта;

- самооценка полученного в лагере опыта, осознание личного роста ребенка;

- создание условий для конструктивного расставания

- эмоциональная стабилизация

Для ребенка важно:

Не потерять новых друзей.

Оценка своего труда окружающими.

Обогащение личного багажа знаний.

Услышать как можно больше тёплых слов.

Возможность высказать свою оценку.

Выбранные мной формы работы:

1)Творческое задание по группам – коллективное письмо-сочинение «как мы провели лето», с возможностью выражения своего мнения. Оно показало, что детям понравилось посещение площадки.

2)Анонимные открытки-рисунки товарищам и слова благодарности с опусканием в «почтовый ящик» адресата (предварительно каждый сделал себе почту). Адресат должен был угадать отправителя. Дети были рады взаимопомощи товарищей, поддержке, весёлым играм. Почти все ребята угадали, кто их благодарил. Богдану досталась номинация «лучший водитель»! Мальчик был очень рад услышать коллективную благодарность «салона красоты»!

Итоги

Летний пришкольный лагерь с дневным пребыванием является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного пола и уровня развития, с другой, – пространством для оздоровления, развития социальной деятельности и творчества ребёнка. Летний лагерь – это педагогическая система, способствующая развитию ребенка как творческой личности, его духовного саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремлённости.

В целом, практика прошла хорошо. Я считаю, что я справилась со своей задачей: организовала активный отдых детей, с пользой провела их время. Мне понравилось просто общаться с детьми, я научилась находить с ними общий язык, понимать их. Ещё я узнала множество методов и приёмов, как направить деятельность детей в нужное русло, переключать деятельность «трудных» детей, справляться с неадекватными реакциями, ориентироваться на общественное мнение коллектива.

Основными показателями результативности работы воспитателей стало:

- комфортность личности ребенка;

- повышение уровня удовлетворённости детей от разнообразных видов творческой деятельности и работы в лагере в целом;

- развитие индивидуальных творческих способностей детей;

- акклиматизация «трудного» ребёнка, умение влиться в коллектив, способность разностороннего самораскрытия.

После окончания учебной практики:

- научилась ориентироваться в содержании профессиональной деятельности педагога в условиях летнего лагеря;

- научилась проектировать, анализировать, корректировать процесс овладения практическими навыками в условиях летнего лагеря.

Больше всего мне понравилось проведения инструкции по ПДД (в форме вопрос-ответ на воображаемую ситуацию). Оказывается, многие дети 7-8 лет осознают необходимость соблюдения ПДД пешеходом, понимают, что на дороге – не место играм. Знают, где можно, а где нет кататься на роликах. Правильно расставляют приоритеты в сложных случаях (мяч на проезжей части).

В целом мне понравилось участие в организации трудовой деятельности детей. Я сама с 6 лет серьёзно увлекаюсь растениеводством. Нравилось объяснять им основные правила ухода за цветами.

Так же понравилась индивидуальная работа наглядными методами с Богданом в освоении ухода за цветами.

Понравилось проведение прощального анонимного рисунка-письма и последующая общая зачитка их с угадыванием отправителя. Подобное было проведено в ДОЛ «Белокуриха», когда я сама была маленькой. Я до сих пор, спустя 15 лет, помню лица ребят, подаривших мне письма и храню их.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: