Образовательные цели / задачи учащегося на уроках:
§ повторить понятия: «сложение», «вычитание», «умножение», «деление», «числовые и буквенные выражения», «десятичная система записи чисел», «уравнения», «задачи»;
§ овладеть умением:
□ обобщать и систематизировать знания по выполнению арифметических действий и по применению законов сложения, вычитания, умножения и деления натуральных чисел;
□ выполнять задания по выбранному способу действия;
□ анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, выбирать наиболее рациональный способ решения задач, критически оценивать полученный ответ;
□ применять распределительное свойство и находить два числа по их сумме и разности;
Образовательные цели / задачи педагога на уроках:
§ создать условия:
□ для обобщения и систематизации знаний по выполнению арифметических действий и по применению законов сложения, вычитания, умножения и деления натуральных чисел;
□ для формирования умений логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки. Ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи. Использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) и свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
□ для понимания стандартных ситуаций, в которых используется слово «всего», «осталось» и т.п.
№ урока | Тема урока. Количество часов | Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
Действия с многозначными числами. 1 час. | Знать правила сравнения, сложения, вычитания, умножения и деления натуральных чисел. Уметь выполнять основные действия с натуральными числами, вычисления на сложение и вычитание двузначных, трёхзначных чисел; находить несколько способов решения задачи | - ответственное отношение к учению; - умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи на выполнение действий с многозначными числами. | |||
Числовые и буквенные выражения. 1 час. | Знать правила записи числовых и буквенных выражений, порядок действий при вычислениях, переместительный и сочетательный законы сложения и умножения. Уметь пользоваться законом для упрощения простейших выражений, составлять буквенные выражения по заданным условиям. | - выполнение работы по предъявленному алгоритму; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения проблемных заданий с использованием учебной литературы | - умение выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; - коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности. | ||
Действия с величинами. 1 час. | Знать правила перевода одних величин в другие. Уметь осуществлять перевод величин; выполнять действия с именованными величинами, приводить примеры, формулировать выводы. | - участие в диалоге, отражение в письменной форме своих решений; умение критически оценивать полученный ответ. | - мотивация учебной деятельности; - уважительное отношение к иному мнению при ведении диалога. | ||
Решение уравнений. 1 час. | Знать понятия уравнения, корня уравнения, способы решения уравнений. Уметь решать уравнения повышенного уровня сложности, составлять уравнения для заданного корня. | - умение использовать общие приёмы решения уравнений; - моделировать условие, строить логическую цепочку рассуждений. | - осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. | ||
Решение задач. 1 час. | Знать способы решения текстовых задач основных типов с помощью уравнений. Уметь решать типовые текстовые задачи с помощью уравнений, оформлять решения, решать задачи разными способами, выбирать наиболее рациональный способ решения | - умение решать задачи разными способами, выбор наиболее рационального способа решения; - устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы. | - навыки сотрудничества в разных ситуациях. | ||
Контрольная работа. 1 час. | Уметь обобщать и систематизировать знания по основным темам курса математики начальной школы; по задачам повышенной сложности. | Контроль и оценка деятельности | |||
1.1 | Ряд натуральных чисел. 1час. | Знать понятия: натуральные числа, ряд натуральных чисел. Уметь различать ситуации «от числа a до b включительно» и «между a и b». | Предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик. | Формировать начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. | |
1.2 | Десятичная система записи натуральных чисел. 1 час. | Знать систему записи натуральных чисел. Уметь читать и записывать многозначные числа. | Составлять план и последовательность действий. | Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности. | |
1.3 | Сравнение натуральных чисел. 1 час | Знать способы сравнения натуральных чисел (при помощи натурального ряда и по их десятичной записи). Уметь записывать сравнение с помощью математической символики (знаки сравнения: <, >, =), обозначать натуральные числа, используя буквы латинского алфавита. | Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера. | Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли. | |
1.4 | Сложение. Законы сложения 2 часа. | Знать переместительный и сочетательный законы сложения. Уметь находить слагаемые, дающие круглую сумму, оканчивающуюся нулями | Составлять план и последовательность действий. | Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательс-кой, творческой и других видах деятельности. | |
Знать разные способы записи вычислений сумм, содержащих более двух слагаемых (по действиям и цепочкой). Уметь выполнять вычисления методом подбора. | Умение самостоятельно ставить цели, умение выбирать и создавать алгоритмы для решения учебной задачи. | Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности. | |||
1.5 | Вычитание. 2 часа | Знать правила нахождения неизвестных компонентов при сложении и вычитании. Уметь решать уравнения в несколько действий | Составлять план и последовательность действий. | Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи на выполнение вычитания многозначных чисел. | |
Знать взаимосвязь операций сложения и вычитания. Уметь решать задачи и уравнения «обратным ходом» | Умение сам-тельно ставить цели, умение выбирать и создавать алгоритмы для решения учебной задачи. | Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности. | |||
1.6 | Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания. 2 часа | Знать способы решения текстовых задач основных типов с помощью уравнений. Уметь решать типичные текстовые задачи, простейшие задачи с помощью уравнений, оформлять решения, решать задачи разными способами, выбирать наиболее рациональный способ решения. | Умение решать задачи разными способами, выбор наиболее рационального способа решения; устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях. | |
Знать способы решения текстовых задач основных типов с помощью уравнений. Уметь решать типовые задачи в косвенной форме. | Умение решать задачи разными способами, выбор наиболее рационального способа решения; устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы. | Коммуникатив-ная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательс-кой, творческой и других видах деятельности; навыки сотрудничества в разных ситуациях. | |||
1.7 | Умножение. Законы умножения. 2 часа. | Знать понятие «произведение», законы умножения. Уметь применять законы умножения при выполнении действий, записывать законы умножения в буквенной форме. | Предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик. | Осуществлять самоконтроль. Проверяя ответ на соответствие условию. | |
Знать законы умножения. Уметь применять законы умножения при решении задач. | Умение самостоятельно ставить цели, умение выбирать и создавать алгоритмы для решения учебной задачи. | Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности. | |||
1.8 | Распределительный закон. 2 часа. | Знать формулировку распределительного свойства. Уметь применять распределительный закон при раскрытии скобок и вынесении множителя за скобки. | Составлять план и последовательность действий. | Умение выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры. | |
Знать распределительное свойство для нескольких слагаемых. Уметь применять распределительный закон при вычислениях. | Умение самостоятельно ставить цели, умение выбирать и создавать алгоритмы для решения учебной задачи. | Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности. | |||
1.9 | Сложение и вычитание чисел столбиком. 2 часа | Знать правила сложения и вычитания натуральных чисел. Уметь выполнять основные действия с натуральными числами, вычисления на сложение и вычитание многозначных чисел. | Применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. | - ответственное отношение к учению; - умение ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи на выполнение действий с многозначными числами. | |
Уметь решать задачи на понимание отношений «больше на…», «меньше на…», а также понимать стандартные ситуации, в которых используются слова «всего», «осталось». | Классификация по заданным критериям, установление аналогий; Вносить коррективы в действие после его завершения. | Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникатив-ных и познавательных задач. | |||
Контрольная работа по теме «Натуральные числа». 1 час. | Уметь обобщать и систематизировать знания по теме курса математики начальной школы; по задачам повышенной сложности | Контроль и оценка деятельности. | |||
1.10 | Умножение чисел столбиком. 3 часа | Знать смысл умножения одного числа на другое; Свойства умножения. Уметь умножать многозначные числа (столбиком). | - применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. | - ответственное отношение к учению; - умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи на выполнение действий с многозначными числами. | |
Знать правило умножения на круглое число. Уметь применять распределительное свойство умножения для упрощения вычислений | - предвидеть уровень усвоения знаний, его временные характеристики. | ||||
Уметь решать задачи на понимание отношений «больше в…», «меньше в…», а также понимать стандартные ситуации, в которых используются слова «всего», «осталось». | Классификация по заданным критериям, установление аналогий; умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. | - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникатив-ных и познавательных задач; - умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности. | |||
1.11 | Степень с натуральным показателем 2 часа. | Знать определение степени, основания степени и показателя степени. Уметь представлять произведение чисел в виде степени и наоборот, находить значение квадрата и куба числа. | - участие в диалоге; - отражение в письменной форме своих решений;; - умение критически оценивать полученный ответ. | - мотивация учебной деятельности; - уважительное отношение к иному мнению при ведении диалога. | |
Знать таблицу квадратов от 1 до 20 Уметь представлять числа из таблицы квадратов в виде квадрата натурального числа; уметь пользоваться таблицей квадратов двузначных чисел, иметь представление о закономерностях этой таблицы. | - определять общую цель и пути её достижения; - оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. | - сознание ответственности за общее благополучие; - навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. | |||
1.12 | Деление нацело 3 часа. | Знать компоненты действия деления. Уметь выполнять деление нацело; находить делимое по частному и делителю; исправлять ошибки в записи деления многозначных чисел «уголком». | - умение использовать общие приёмы решения уравнений; - моделировать условие, строить логическую цепочку рассуждений. | - осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. | |
Знать свойство частного. Уметь применять свойство частного для более рационального вычисления. | - понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; - применять правило и пользоваться инструкциями | - умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи,выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры. | |||
Уметь анализировать и осмысливать текст задач, моделировать условия с помощью схем, рисунков, строить логич. цепочку рассуждений. | - выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения | - критичность мышления, умение распозновать некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта. | |||
1.13 | Решение текстовых задач с помощью умножения и деления. 2 часа. | Знать способы решения текстовых задач. Уметь решать типичные текстовые задачи, простейшие задачи арифметическим способом, оформлять решения, решать задачи разными способами, выбирать наиболее рациональный способ решения. | - умение решать задачи разными способами, выбор наиболее рационального способа решения; - устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) | - навыки сотрудничества в разных ситуациях. | |
Уметь анализировать и осмысливать текст задач, строить логическую цепочку рассуждений | - адекватнооценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения; создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач. | - умение контролировать процесс и результат математической деятельности. | |||
1.14 | Задачи «на части». 3часа. | Знать виды и способы решения текстовых задач на части. Уметь решать задачи на нахождение числа по его части и части от числа, решать задачи разными способами, выбирать наиболее рациональный способ решения. | - выполнение работы по предъявленному алгоритму; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения проблемных заданий с использованием учебной литературы. | - умение выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; - коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательс-кой, творческой и других видах деятельности. | |
Уметь анализировать и осмысливать текст задач, моделировать условия с помощью схем, рисунков, строить логическую цепочку рассуждений. | - адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения; | - умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности. | |||
Уметь анализировать и осмысливать текст задач, моделировать условия с помощью схем, рисунков, строить логическую цепочку рассуждений. | - адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения; | - умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности. | |||
1.15 | Деление с остатком 3 часа. | Знать компоненты действия деления с остатком. Уметь выполнять деление с остатком; находить делимое по неполному частному, делителю и остатку; исправлять ошибки в записи деления многозначных чисел «уголком». | - использовать общие приёмы решения задач; - понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; аргументировать свою позицию и координировать её позициям партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | - креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении арифметических задач. | |
Уметь решать практико-ориентированные текстовые задачи, правильно формулируя ответ с учетом остатка. | - умение решать задачи разными способами, выбор наиболее рационального способа решения; устанавливать причинно-сдедственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы. | - навыки сотрудничества в разных ситуациях. | |||
Уметь решать практико-ориентированные и контекстные текстовые задачи, правильно формулируя ответ с учетом остатка. | - выполнение работы по предъявленному алгоритму; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения проблемных заданий с использованием учебной литературы. | - умение выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; - коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности | |||
1.16 | Числовые выражения. 2 часа | Знатьправила порядка выполнения действий. Уметь определять и указывать порядок выполнения действий в выражении; находить значение выражения. | - использовать общие приемы решения задач; - понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | - креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении арифметических задач. | |
Знать числовые законы. Уметь применять знания числовых законов для рационального вычисления. | - адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения. | - умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры. | |||
Контрольная работа №2. 1 час. | Уметь упрощать выражения, применяя распределительное свойство умножения; находить значение выражения, содержащего действия первой и второй ступени; решать задачи на части; находить значение выражения, содержащего квадрат и куб числа. | Контроль и оценка деятельности. | |||
1.17 | Нахождение двух чисел по их сумме и разности. 3 часа. | Знать компоненты действий. Уметь решать задачи на нахождение чисел по их сумме и разности. | - выполнение работы по предъявленному алгоритму; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения проблемных заданий с использованием учебной литературы. | - умение выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; - коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности | |
- создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач; формулировать учебную компетентность в области использования ИКТ. | - формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; - готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | ||||
Уметь анализировать и осмысливать текст задач, моделировать условия с помощью схем, рисунков, строить логическую цепочку рассуждений. | - выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения | - критичность мышления, умение распознавать некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта. | |||
Занимательные задачи. 2 часа. | |||||
Уметь самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задач с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений. | - формулировать и удерживать учебную задачу; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | - формировать способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; - готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. |