МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНТРАНС РОССИИ)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА (РОСАВИАЦИЯ)
ФГБОУ ВО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»
«УТВЕРЖДАЮ»
Ректор
___________________ М.Ю.Смуров
«____» ____________ 2016 года
ПРОГРАММА учебной ПРАКТИКИ
Направление подготовки (специальность)
Аэронавигация»
Профиль подготовки (специализация)
Организация бизнес-процессов на воздушном транспорте
Квалификация выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Заочная
Санкт-Петербург
2016 г.
Цели учебной практики
Целями учебной практики являются получение первичных профессиональных умений и навыков в области организации бизнес - процессов на воздушном транспорте.
Задачи учебной практики
Задачами учебной практики являются:
1. Общее ознакомление с производственно-хозяйственной деятельностью коммерческой организации, организационно-правовой формой, системой управления предприятием, его организационной структурой, функциями отдельных подразделений;
2. Сбор статистической информации о результатах производственно-финансовой деятельности организации;
3. описание бизнес-процессов организации деятельности объекта исследования;
4. описание системы организации бизнес - процессов на предприятии;
5. Изучение нормативно-правовых документов, определяющих организацию бизнес - процессов на воздушном транспорте Российской Федерации (включая международные стандарты);
6. Закрепление и расширение теоретических и практических навыков применительно к профилю будущей работы, сбор материалов для написания рефератов, курсовых работ;
Задачи учебной практики соотносятся с задачами научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности, определяемыми ФГОС ВПО по направлению подготовки 161000 «Аэронавигация».
Формы и способы проведения учебной практики
Форма проведения учебной практики - дискретная.
Способ проведения учебной практики: стационарная.
Видом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
· осуществлять сбор, обработку и анализ информации по заданию;
· участвовать в проведении научных исследований или выполнении разработок;
· составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
· выступать с докладом по результатам научных исследований на семинарах (конференциях).
4 Перечень планируемых результатов
В результате прохождения учебной практики бакалавр должен приобрести следующие практические навыки, умения, и профессиональные компетенции:
общекультурные компетенции (ОК):
· уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, владеть навыками риторики, ведения спора, дискуссии и полемики (ОК-4);
· готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе, уметь организовать работу малого коллектива исполнителей (ОК-5);
· готовностью к конструктивному и бесконфликтному общению (ОК-42);
· готовностью к работе в команде, способностью адекватно эмоционально откликаться на поведение и состояние членов коллектива (ОК-43);
· готовностью работать с информацией из различных источников (ОК-53);
профессиональные компетенции (ПК):
· уметь использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ПК-1);
· готовностью к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках своей профессиональной компетенции (ПК-3).
Место учебной практики в структуре ООП ВПО
Учебная практика основывается на освоении обучающимися следующих дисциплин:
· Экономика;
· Аэродромы и аэропорты;
· Введение в профессию;
· Типы бизнес-процессов организаций воздушного транспорта
· История гражданской авиации
· Теория менеджмента
· Экономика
Объем учебной практики
Общая трудоемкость учебной практикисоставляет 9 зачетных единиц, продолжительность 6 недель и 324 академических часа, проводится после 2 семестра.
Содержание учебной практики
Разделы (этапы) практики | Содержание этапа | Трудоем-кость (акаде-мич. часы) |
Этап 1. Подготовительный | Обзорная экскурсия по предприятию с целью ознакомления с производственно-хозяйственной деятельностью коммерческой организации, организацией руководства в целом, управлением подразделениями. Ознакомление с целями, задачами, видами деятельности, историей развития предприятия. Краткая характеристика организации (месторасположение, правовой статус, учредительные документы, лицензии), её место на рынке авиаперевозок Российской Федерации; Изучение законодательных и нормативных актов, регулирующих деятельность организации. Изучение нормативно-правовых документов, определяющих организацию бизнес - процессов на воздушном транспорте Российской Федерации (включая международные стандарты); (Запись в дневнике практики, написание раздела отчета) | |
Этап 2. Производственный | 2.1. Изучение структуры управления предприятием. Знакомство с обязанностями и функционально-должностными инструкциями управленческого персонала (менеджеров высшего, среднего и низшего звена) предприятия. 2.2. Изучение и описание бизнес-процессов организации производственно-хозяйственной деятельности предприятия. 2.3. Анализ информационных технологий (программных продуктов), применяемых на предприятии. Анализ основных методов, способов и средств получения, хранения, обработки информации на предприятии. (Запись в дневнике практики, написание раздела отчета) | |
Этап 3. Сбор информации для написания курсовых работ | 3.1. Сбор и обработка статистической информации о результатах производственно-финансовой деятельности организации за последние 3 - 5 лет.; 3.2. Анализ финансового состояния организации за последний отчетный период (календарный год); | |
Этап 4. Аналитический | Анализ полученной информации, подготовка доклада для участия в конференции, участие в конференции, подготовка к написанию отчета по практике | |
Этап 5. Отчетный | Подготовка отчета по практике, дневника и отзыва-характеристики, устранение замечаний руководителя практики | |
Итого |
Содержание этапов прохождения практики может меняться в зависимости от предприятия – места прохождения практики, от индивидуального задания руководителя практики.
Формы отчетности
Формами отчетности являются: дневник практики, заполненное направление на практику, отчет о выполнении задач учебной практики, оформленный в соответствии с установленными требованиями, письменный отчет (Приложение1).
Дневник практики и отзыв-характеристика подписываются руководителем практики от организации (предприятия) и скрепляются печатью.
Сроки проведения аттестации – 2 недели с начала учебного семестра.
Аттестация по итогам учебной практики осуществляется после сдачи документов по практике на кафедру № 28 «Коммерческая деятельность» и фактической защиты отчета на основе оценки решения бакалавром задач практики, отзыва руководителей практики об уровне знаний и квалификации студента. Формой промежуточной аттестации является дифференцированный зачет.
Фонд оценочных средств
В качестве измерительных материалов для оценки качества сформированности общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций применяются:
- отзыв-характеристикаруководителя практики от организации (предприятия),
- отчет студента по итогам учебной практики,
- собеседование.
По результатам аттестации выставляется дифференцированная оценка.
Критерии дифференцированной оценки по итогам учебной практики:
- оценка «отлично» - выставляется бакалавру, если он своевременно (в установленные сроки) представил на кафедру № 28 «Коммерческая деятельность» оформленные в соответствии с требованиями отзыв, дневник, отчет о прохождении практики; имеет отзыв о оценкой «отлично» (характеристику) от руководителя предприятия – базы практики; изложил в отчете в полном объеме вопросы по всем разделам практики; во время защиты отчета правильно ответил на все вопросы руководителя практики от кафедры;
- оценка «хорошо» - выставляется бакалавру, если он своевременно (в установленные сроки) представил на кафедру № 28 «Коммерческая деятельность» отзыв, дневник, отчет о прохождении практики; имеет отзыв с оценкой «отлично» или «хорошо» (характеристику) от руководителя предприятия – базы практики; в отчете в полном объеме осветил вопросы по разделам практики; но получил незначительные замечания по оформлению отчетных документов по практике или во время защиты отчета ответил не на все вопросы руководителя практики от кафедры;
- оценка «удовлетворительно» - выставляется бакалавру, если он своевременно (в установленные сроки) представил на кафедру кафедру № 28 «Коммерческая деятельность» отзыв, дневник, отчет о прохождении практики; но получил существенные замечания по оформлению отчетных документов по практике или в отчете не в полном объеме осветил вопросы по разделам практики; или во время защиты отчета ответил не на все вопросы руководителя практики от кафедры;
- оценка «неудовлетворительно» - выставляется бакалавру, отсутствовавшему на закрепленном рабочем месте базы практики или не выполнившему программу практики, или получившему отрицательный отзыв о работе от руководителя практики от организации (предприятия), или ответившему неверно на вопросы преподавателя при защите отчета.
Зарегистрированные и защищённые дневники, и отчёты хранятся на кафедре в течение пяти лет в соответствии с номенклатурой дел.
Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики
1. Обязательная литература.
1. Александров Д.В. Системное моделирование бизнеса. - Владимир: Владим. гос. ун-т, 2004.
2. Бойкова А.В. Антикризисное управление предприятием: теория, методология, практика. - Тверь: Издательство ООО ≪Купол≫, 2010.
3. Бушуев Н.А. Управление бизнес-процессами в интегрированных промышленных организациях. - Саратов, Издательство СГСЭУ, 2006.
4. Розанова Н. М. Экономический анализ фирмы и рынка: учебник для вузов / Н. М. Розанова, И. В. Зороастрова. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 279 с.
5. Алиев, В.С. Бизнес-планирование с использованием программы Project Expert (полный курс): Учебное пособие / В.С. Алиев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 352 c.
6. Горбунов, В.Л. Бизнес-планирование с оценкой рисков и эффективности проектов: Научно-практическое пособие / В.Л. Горбунов. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 248 c.
7. ГОСТ Р ИСО 9000-2008. Системы менеджмента качества. Требования. - М: Стандартинформ, 2009.
8. ГОСТ Р ИСО 9004:2009. Менеджмент с целью достижения устойчивого успеха организации. Подход с позиции менеджмента качества. - М: Стандартинформ, 2009.
9. Иванова Е. А. Корпоративное управление: учебное пособие для вузов / Е. А. Иванова, Л. В. Шишикина; под ред. В. Ю. Наливайского. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 256 с.
10. Мескон М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Вильямс, 2008. – 672 с.
2. Дополнительная литература.
1. Адлер Ю.П., Шпер В.Л. Интерпретация контрольных карт Шухарта // Стандарты и качество, 2003. - № 11.
2. Гительман Ж. Д. Преобразующий менеджмент: лидерам реорганизации и консультантам по управлению. - М.: Дело, 1999.
3. Гончарук В.А. Алгоритмы преобразований в бизнесе. Практика консультирования. Маркетинговый подход. - М.: Дело, 2001.
4. Губенко А.В. Экономика воздушного транспорта: Учеб. для вузов. Допущ. УМО [Текст] / А.В. Губенко, М.Ю. Смуров, Д.С. Черкашин. – СПб.: Питер, 2009 - 288 с.
5. Елиферов В.Г., Репин В.В. Бизнес-процессы: регламентация и управление. - М.: ИНФРА-М, 2008.
6. Жданов С. А. Основы теории экономического управления предприятием. - М.: Издательство ≪Финпресс≫, 2000.
7. 3авлин П.Н., Казанцев А.К., Миндели Л.Э. Основы инновационного менеджмента: теория и практика. - М.: Экономика, 2000
8. Криворотов В.В. Конкурентоспособность предприятий и производственных систем: Учеб.пособ. для студентов вузов. Реком. УМО [Текст] / В.В. Криворотов, А.В. Калина, С.Е. Ерыпалов. – М.: Юнити, 2015- 351 с.
9. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. для студентов вузов… Реком. УМО по образованию [Текст] / Г.В. Савицкая – 5-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М, 2011. – 536 с.
10. Лихтер С, Гэньон К., Александер А. Как руководить процессом преобразований // Вестник McKinsey, 2002. - № 1.
11. Лускатова О.В., Роберте М.В. Современные проблемы реинжиниринга бизнес-процессов. - Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2011.
12. Рубцов СВ. Управление изменениями с помощью регламентации // https://www/osh.ru/os/2005/12/380640/
13. Скрипко Л.Е. Процессный подход в управлении качеством. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011.
14. Weyns D. Architecture-Based Design of Multi-Agent Systems. - London, Springer, 2010.
3. Интернет-ресурсы.
1. www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики РФ.
2. www.gallup.ru – информационно-консалтинговая компания «Галап-Медиа».
3. www.cbr.ru - Центральный Банк Российской Федерации
4. www.ecsocman.edu.ru - Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент».
5. Интернет – ресурс: www.iata.org/
6. Интернет – ресурс: www.icao.int/
7. www.tch.ru –Транспортно-клиринговая палата
8. www.worldbank.org/prospects/ - прогнозы Мирового банка.
9. www.rbc.ru – сайт Росбизнесконсалтинга.
10. https://www.consultant.ru – Справочная правовая система
11. www.economy.gov.ru – Министерство экономического развития и торговли РФ.
12. www.minfin.ru – Министерство финансов РФ.
13. https://www.favt.ru – Федеральное агентство воздушного транспорта Минтранса России
4. Программное обеспечение.
5. Информационно-справочные системы
6.Другое учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики.