Психологическая служба в образовании в системе психол.службы, ее цели и задачи.




Роль психологической службы в образовании

Психологическая служба должна способствовать повышению эффективности учебно-воспитательной работы, формированию социально активной личности. Работники этой службы обязаны руководствоваться интересами ребенка и задачами его всестороннего и гармонического развития.

Деятельность психологической службы образования должна быть направлена не просто на диагностику особенностей личностного и интеллектуального развития учащихся, психологических причин нарушений в обучении и воспитании, но прежде всего на профилактику и устранение таких нарушений.
Деятельность психологической службы осуществляется специалистами, получившими общепсихологическую и специальную психологическую подготовку в области детской, возрастной и педагогической психологии, психодиагностики, психокоррекции, активных методов социально-педагогического обучения и психологического консультирования. Педагоги, привлеченные к работе психологической службы, должны пройти специальную подготовку для получения соответствующей квалификации. Квалификация практического психолога должна быть подтверждена дипломом или свидетельством соответствующего высшего учебного заведения.
Руководство деятельностью практического психолога осуществляется по профессиональной линии.
В соответствии с основными целями психологической службы образования содержание ее работы определяется:
- необходимостью обеспечения полноценного личностного и интеллектуального развития детей.на каждом возрастном этапе, формирования у них способностей к самовоспитанию и саморазвитию;
- важностью обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку и, в соответствии с этим, значимостью психолого-педагогического изучения детей;
- задачами профилактики и преодоления отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей.

Психологическая служба в образовании в системе психол.службы, ее цели и задачи.

. В психологической службе работают практические психологи. Если мы говорим о психологической службе в системе образования, то должны иметь в виду, что она – лишь один из элементов этой системы. Ее деятельность, как и деятельность других служб данной системы (педагогической, управленческой, социальной, медицинской, юридической, службы питания и гигиены и пр.), осуществляется в смысловом контексте решения проблем обучения и воспитания молодого поколения страны. Эффективность целостной системы образования обеспечивается четкой определенностью функций всех этих служб, проработанностью задач, прав, обязанностей специалистов, действующих в них. В психологической службе образования такими специалистами являются педагоги-психологи. Для специалистов любой службы очень важно осознавать цель, а следовательно, и смысл своей деятельности. На основании научного изучения проблемы и анализа многолетнего опыта работы психологической службы можно утверждать, что ее главной целью является психологическое здоровье детей дошкольного и школьного возраста.
Основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза. Именно развитие высших психических функций обеспечивает психическое здоровье. Педагог-психолог анализирует и оценивает любую учебно-воспитательную программу, любую систему отношений и взаимоотношений в учебном учреждении с точки зрения того, обеспечивают ли они условия, необходимые для сохранения и укрепления психического и психологического здоровья детей и школьников. Только в этом случае он действительно представляет и защищает интересы ребенка как растущего человека, развивающейся личности и индивидуальности.
Задачи психологической службы

Ориентация на развитие ребенка определяет основные задачи психологической службы образования:
• реализация в работе с детьми индивидуальных возможностей, резервов развития ребенка на каждом возрастном этапе;
• подготовка и создание условий психолого-педагогической преемственности при переходе ребенка со ступеньки на ступеньку в процессе непрерывного образования;
• учет и развитие индивидуальных особенностей детей – их интересов, способностей, склонностей, характера, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и пр. Недоучет сложного комплекса субъективных переживаний ребенка ведет к нарушению его психического и личностного развития;
• создание благоприятного для развития и самочувствия ребенка психологического климата (в детском саду, школе, гимназии, интернате, колледже и пр • профилактика и выявление различных психологических причин нарушений личностного и социального развития детей, подростков, учащейся молодежи;
• оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям;
• осознание педагогом-психологом границ своей профессиональной компетенции, понимание ответственности за рекомендации, их осуществление и последствия;
• приобщение детей разного возраста, их родителей, педагогов, руководителей образовательных учреждений к психологической культуре.
Одной из центральных задач практической психологии в системе образования является привнесение в эту систему психологической культуры, в контексте которой всех взрослых субъектов образовательного пространства (от министра образования, от управленцев всех уровней до любого воспитателя, учителя, родителя) объединяют взаимное уважение, взаимная ответственность и осознание главной цели образовательной деятельности. А цель – ребенок, его нормальное детство и отрочество, полноценное обучение, воспитание и развитие, подготовка его к самостоятельной достойной жизни в современном обществе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: