Основные этические принципы, обеспечивающие соблюдение профессиональной этики консультанта.




Особенности организации и проведения консультирования с родителями.

Консультирование является специфической формой психологического консультирования и может найти применение во всех тех случаях, когда воспитатель оказывает помощь родителям и детям. Так, взаимодействие консультанта с детьми и родителями имеет место в таких направлениях психологического консультирования, как:

- семейное психологическое консультирование;

- консультирование родителей при психолого - медико-педагогических комиссиях по поводу отклонений в развитии детей;

- консультирование в учебных и воспитательных учреждениях системы образованиях.

Специфика консультирования заключается в следующем:

- кратковременность личных контактов консультируемого со специалистом;

-эпизодичность данных контактов;

-практическая завершенность каждой встречи с педагогом-консультантом;

-активность клиента в процессе консультирования;

-в самостоятельности действий клиента, направленных на разрешение своей проблемы после консультации.

Цель консультирования в ДОУ является оказание помощи по вопросам детско-родительских отношений

Задачи:

- познакомить родителей с возрастными, а также индивидуальными особенностями их ребенка;

- обучить родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком;

- познакомить с современными видами игровых средств и оборудования и обучить способам их применения;

- консультировать родителей по созданию развивающей среды, по интересующим их вопросам и проблемам воспитания и обучения детей;

- консультировать по заявленным проблемам, таким как:

· непослушание и упрямство;

· «плохие» познавательные процессы;

· неорганизованность;

· неусидчивость, непоседливость, импульсивность, гиперактивность;

· медлительность, заторможенность;

· леность, слабоволие;

· готовность ребенка к обучению в школе и т.д.

При консультировании родителей (законных представителей) специалисты используют техники активного и эмпатического слушания, конструктивного диалога.

Основные этические принципы, обеспечивающие соблюдение профессиональной этики консультанта.

1. Доброжелательное и безоценочное отношение к родителям — комплекс профессионального поведения, направленного на то, чтобы родители чувствовали себя спокойно и комфортно. Консультанту необходимо уметь внимательно слушать родителей, стараясь понять их, не осуждая при этом, а также оказывать психологическую поддержку и помощь.

2. Ориентация психолога на нормы и ценности родителей — педагог ориентируется на нормы и ценности клиента, а не на социально принятые нормы и правила, что может позволить родителям быть искренними и открытыми. Отношения принятия ценностей родителей и их уважение являются не только возможностью выразить поддержку родителям, но также позволяют повлиять в будущем на эти ценности, если они станут рассматриваться в процессе консультирования как препятствие для нормальной жизнедеятельности человека.

3. Запрет давать советы — педагог, даже несмотря на свой профессиональный и жизненный опыт и знания, не может дать гарантированный совет родителям, в частности и потому, что жизнь родителей и контекст её протекания уникальны и непредсказуемы и родители являются основным экспертом в своей собственной жизни, в то время как психолог обычно выступает как эксперт в других областях, в частности в способах выстраивания отношений с клиентом, а также в теории психологической помощи.

4. Анонимность — никакая информация, сообщённая родителями пдагогу, не может быть передана без его согласия ни в какие организации и другим лицам, в том числе родственникам или друзьям.

5. Разграничение личных и профессиональных отношений — это принцип-требование к консультанту, связанный с рядом психологических феноменов, влияющий на процесс педагогической и психологической помощи.

В ДОУ применяются различные формы консультативной работы с родителями:

-групповое консультирование (родительские собрания);

- подгрупповое;

-нетрадиционные формы работы;

-индивидуальное консультирование;

-оформление информационных стендов;

-проведение совместных детско-родительских мероприятий;

-тематические заседания.

Для размещения на стендах используются красочно оформленные информационные листы, на каждом представлена основная психологическая информация по конкретному вопросу. Темы рассматриваются по плану и по запросу родителей: адаптация вновь поступивших детей к условиям детского сада; отклонения в поведении ребёнка; психологические особенности развития детей по возрастам; подготовка детей к обучению в школе.

Консультирование родителей может осуществляться как в групповой, так и в индивидуальной формах. Встреча психолога ДОУ с родителями происходит по запросу родителя (законного представителя), педагогов, администрации или психолога ДОУ.

Весь процесс психологического консультирования родителей в ДОУ можно представить в виде последовательности основных этапов консультирования, каждый в которых в ходе консультирования по-своему необходим

 

Этапы консультативной деятельности Задача Техники Позиция психолога - консультанта
Первый этап Установление положительного эмоционального настроя Установление контакта стимулирующая
Второй этап Сбор информации Диагностика личности консультируемого. Прояснение сути проблемы Беседа, наблюдение, тесты, диалог, слушание направляющая
Третий этап. Стратегический Определение возможных решений проблемы, согласование плана действий, определение способов контроля за реализацией намеченного плана. Информирование, совет, убеждение, разъяснение активная
Четвертый этап Реализация плана консультируемым Реализация плана консультируемым проводится самостоятельно отсутствует

 

В индивидуальном консультировании родителей в детском саду основным средством является беседа

 

 

Тема консультации Форма проведения Время проведения
Индивидуальное или групповое консультирование по запросу родителей (законных представителей) беседа     в течение года
"Как сохранить и укрепить здоровье ребенка" круглый стол сентябрь  
"Влияние семейного воспитания на развитие ребенка" круглый стол октябрь
"Капризы и упрямство детей" круглый стол ноябрь
"Речевое развитие детей дошкольного возраста" круглый стол декабрь  
Зам.зав.,логопед"Домашняя игротека для детей и родителей" круглый стол январь
"Игры на развитие мелкой моторики рук" круглый стол февраль
"Роль семьи в воспитании дошкольника" круглый стол март  
"Как помочь ребенку в период адаптации" круглый стол апрель
"Готовность ребенка к обучению в школе" круглый стол май  


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: