Воспитательная система К.И.Мая.




Был обычный петербуржский день: понедельник 10 сентября 1856г. Именно в этот день на окраине Васильевского острова в гостиной одной из квартир родители собрали 10 мальчиков. К ним вышел молодой мужчина небольшого роста. Он поздоровался и начал читать рассказ по немецкому учебнику. Учителя звали Карл Иванович Май. И это был первый урок основанной им частной школы.

Карл Иванович Май родился в Петербурге 29 октября 1820г. в бедной многодетной семье. Из-за материального положения в 14 лет ему пришлось давать платные вспомогательные уроки. Уже тогда он проявил педагогические способности. После школы К.И.Май занимался частными уроками. Затем поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. После завершения образования, он стал преподавателем Андрея Дашкова, сына министра юстиции. Все свое свободное время К.И.Май отдавал самообразованию. После того, как его воспитанник подрос, Май устраивается преподавателем в Лесной институт.

Май зарекомендовал себя хорошим педагогом-практиком и именно ему, друзья, знакомые, родители, желавшие дать детям хорошее образование, предложили создать новую частную школу. При своем основании школа была немецкой.

Давая согласие открыть собственную школу, Май чувствовал потребность применить теоретические вопросы педагогики на практике, некоторые опыты, произведенные при одиночном обучении, произвести в более широких размерах.

Дружеские отношения между преподавателями, между ними и родителями, общность взглядов на стоящие задачи воспитания и преподавания – все это с самого начала способствовало возникновению в школе обстановки семейной, наполненной заботой к каждому ученику. Именно тогда начал создаваться тот присущий именно этому коллективу «майский дух», которым дорожили педагоги и воспитанники.

К моменту первого офиц. признания школа состояла из 5 классов (83 ученика).

В связи с расширением школы, было приобретено здание (дом №13 по 10 линии Васильевского острова). В новом здании были организованы химическая и физическая лаборатория.

В 1860г. К.И.Май обратился с прошением об официальном признании основанного им учебного заведения. При утверждении оно получило следующее название «Реальное училище на степени гимназии».

Педагогические законы, по которым жила школа.

1. Главная цель средней школы - воспитание. Образование должно быть подчинено воспитанию.

Воспитание – это в первую очередь прививка нравственности, развитие всех способностей человека и особенно тех, которые свойственны тому или иному индивиду.

2. Уважение к личности ученика, индивидуальный подход к каждому, стремление оказать поддержку ученику, развивая его способности (совместные прогулки, путешествия, кружки, сбор средств).

3. Демократичный стиль жизни школы во всём (уважение к старшим, прикладной характер предметов).

4. Стабильность педагогического коллектива, соответствие его действий педагогическим принципам школы.

 

Структура школы.

Учебный день: 9 утра- 16 вечера. По средам и субботам – с 8 до 12. Урок длился 53 минуты, перемена 7 минут. Большая перемена с 12 до 13 для еды.

В начальных 4 классах программа для всех была общей. С 5-го класса – по выбору родителей или по желанию учеников: одни продолжали учить древние языки (латинский, греческий), другие посещали уроки естественной истории, химии, математики, изучали новые языки. В школе образовались 2 категории учеников – гимназисты и реалисты. Немного позже было создано коммерческое отделение, готовящее учеников к предпринимательской деятельности (курс купеческой арифметики).

При основании школы, К.И.Май взял на себя преподавание арифметики, всеобщей истории и географии.

С самого начала при школе был организован пансион и полупансион. Каждый год проводился набор, как правило, только в младший класс, т.к. Май предпочитал принимать мальчиков, не поддавшихся влиянию других педагогов.

Первые учебные программы К.И.Май разработал сам. В программах для начальных классов Май принял за основу метод наглядного преподавания, т.к. наглядной демонстрацией легче увлечь детей. Он сочетал преподавание с элементами игры. В обучении первых классов Май был сторонником и последователем немецкого педагога Фридриха Фребеля, считавшего основной целью воспитания гармоничное развитие всех сил и природных данных человека. До 1884 года большинство предметов преподавались на немецком языке, которое было отменено в 1890 году. Естественным наукам отводилось много времени, т.к. Май считал необходимым развивать прикладную направленность в обучении, расширяя их кругозор и готовя к практической деятельности. Именно эта особенность отличала школу от казенных гимназий. Учебный материал должен быть доступным пониманию детей и учитывать индивидуальные особенности детей, поэтому необходимо постоянно совершенствовать методику преподавания.

Метод преподавания всегда стоял предметом первейшей заботы К.И,Мая. Программы школы ставил так, чтобы разгрузить младшие классы за счет старших. Большое значение придавалось наглядности.

Каждый день воспитанников начинался со встречи с директором. К.И.Май каждое утро становился на верхней площадке лестницы и рукопожатием приветствовал каждого воспитанника. Провинившиеся лишались этого рукопожатия. Стремясь ежедневно увидеть каждого ученика, К.И.Май, таким образом, мог лучше понять их. С провинившимися Карл Иванович беседовал без свидетелей, чтобы не задеть самолюбие ученика. Он считал, что от юного существа всего можно добиться, высказывая к нему доверие.

Наказания в школе были редки и носили гуманный характер. Например, оставляли после уроков, но не более 3 часов. Но это не значит, что он был безгранично добр: выпускники отмечали, что отношения К.И.Мая определялись серьезной требовательностью без поблажек и снисхождений. Подтверждением этого служит факт исключения из 6 класса родственника министра Д.А.Толстого.

Одно из многих превосходных качеств К.И.Мая - строгое чувство долга. Этим чувством он определял каждый свой поступок.

Необычным было и то, что у учеников не было одинаковой гимназической формы. Они собирались на общую молитву в рекреационном зале, независимо от национальности, что говорит о наличии в школе духа полной свободы и терпимости.

К.Май сам нередко вел уроки. Он не был простым исполнителем, а постоянно стремился совершенствовать методику проведения уроков на базе методических принципов(Песталоцци, Фребель, Ушинский).

Карл Иваночич вел географию. Уроки были интересными не только благодаря наглядности, но и благодаря красочным рассказам учителя, основанным и на личных впечатлениях учителя. Май считал, что не всегда нужно заниматься предметом, но всегда надо расширять знания. Также все открытия в области наук сразу же сообщались ученикам. Если у ученика обнаруживалась склонность к какому-либо предмету, даже в ущерб другим, Май считал увлечение достойным поощрения.

Главная задача наставника – приготовить юношу к труду, полезному для общества. Для выполнения этой задачи нельзя пропускать ни одного удобного случая дать ученику возможность развить такие важные качества, как любовь к труду, добросовестность. Пока ученик посещает уроки, он получает побуждение к труду.

Май отмечал необходимость заботы о физическом состоянии детей. В школе были занятия по гимнастике, которые проводились с первого дня открытия школы. Также Карл Иванович Май поощрял любую подвижность во время перемен, считал важной живую разрядку после долгого сидения на уроке.

Система ведения уроков требовала от учеников постоянной годовой готовности, а не поурочной (спрашивал давно заданные уроки). К.И.Май особо поддерживал в школе дух товарищества, внешним признаком которого, был обычай всех учеников говорить друг другу «ты». Доносы на товарищей не поощрялись никогда. Важной чертой К.И.Мая как воспитателя был беспристрастный подход к разным ученикам. В своём отношении он был одинаков и справедлив.

Оценка производилась по пятибальной системе, в четвертях выставлялся средний бал с точностью до сотых. Оценивались отдельно успехи и прилежание. Из класса в класс ученики переводились на основании среднегодовых оценок (не ниже 3). Экзамены как таковые не проводились. В конце года неожиданно на урок приходил Май и вместе с учителем опрашивал учеников по темам программы.

Когда уроки заканчивались, все учащиеся опять поочередно совершали процедуру прощания с рукопожатием.

К.И. Май был требователен как к ученикам, так и к педагогам. Он с первого дня тщательно осуществлял подбор педагогов. В школе поддерживались человеческие отношения к ученикам.

Важную роль играли школьные праздники (эстетическое воспитание).

К.И.Май интересовался и внешкольной жизнью воспитанников, т.к. считал, что воспитание невозможно без взаимосвязи школы и семьи. Во время каникул К.И,Май совершал с воспитанниками 2-3-х дневные пешие путешествия в окрестностях Петербурга. Впечатления о таких прогулках, сопровождаемых увлекательными рассказами Мая, оставались яркими в памяти учеников на многие годы.. Устраивались эксвкурсии и поездки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: