Какую роль сыграли в появление науки нового типа (западная Европа, ХІІІ в) такие факторы, как капитализм, рационализм, протестантской этики и т. д.




Появился интерес ко всему телесному, земному, материальному. Люди начали считать деньги, появилась тяга к знаниям. Поэтому начали развивать точные науки, бытие- то что можно ощутить.

113. Какие препятствия, по мнению ФР. Бэкона, мешают человечеству правильно постигать окружающий мир? Бэкон называет эти препятствия идолами. Идолы рода – ошибки человеческого рода, являются не только естественными, но и врожденными. Происходят от естественных недостатков человеческого разума, которые являются в большей или меньшей степени общими. Идолы пещеры – также вызваны врожденными недостатками человеческого разума, но индивидуального характера и ошибками, связанными с воспитанием. Идолы театра – это заблуждения, связанные со слепой верой в авторитеты, некритическим усвоением ложных мнений и воззрений. Идолы рынка – это ошибки, порождаемые речевым общением и трудностью избежать влияния слов на умы людей. Слова – это только знаки для общения людей между собой, они ничего не говорят о сути самих вещей.

 

114. В чем состоят отличительные особенности направленности процесса познания в схоластике и науке Нового времени? В схоластике источник и хранилище всех знаний - Библия. Таким образом, процесс познания в основном сводился к процессу преподавания. Цель познания - перестройка души с помощью слова божьего. Философы Нового времени видели источник познания в природе. Их направленность была приложена на возможность экспериментального создания бытия, не существующего в видимом природном мире (методологическое обоснование математического естествознания). Цель познания - открытие универсальных и вечных законов бытия.

 

115. Что означает высказывание Бэкона: «Знание – это сила»? Знание может стать действительной силой, только если оно истинно, основывается на выяснении истинных причин происходящих в природе явлений. Лишь та наука способна побеждать природу и властвовать над ней, которая сама «повинуется» природе, т. е. руководствуется познанием ее законов. В знании, в науке Бэкон видел мощный инструмент прогрессивных социальных изменений.

 

116. Чем отличается метод индукции от метода дедукции? В дедуктивном умозаключении связь посылок опирается на логический закон, в силу чего заключение с логической необходимостью вытекает из принятых посылок. Отличительная особенность такого умозаключения в том, что оно от истинных посылок всегда ведет к истинному заключению. В индуктивном умозаключении связь посылок и заключения опирается не на закон логики, а на некоторые фактические или психологические основания, не имеющие чисто формального характера. В таком умозаключении заключение не следует логически из посыпок и может содержать информацию, отсутствующую в них. Достоверность посылок не означает, поэтому достоверности выведенного из них индуктивно утверждения. Индукция дает только вероятные, или правдоподобные, заключения, нуждающиеся в дальнейшей проверке.

117.Какое содержание, по мнению Бэкона, имеет понятие индукция? И что является источником научного знания? По мнению Бэкона, индукция получает знание из окружающего мира через наблюдение физических тел, постановку рабочей гипотезы и ее проверку на лабораторном уровне и если гипотеза верна то выдвигаем теорию, если же нет, то возвращаемся к началу. Источником научного знания Бэкон считал природу, которую человек должен познавать с помощью своего ума.

 

118. Каково учение о методологии Бэкона? И какой путь для науки является максимально полезным и светоносным? Бэкон считал, что в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание, по Бэкону, не может быть самоцелью. Главные задачи знания и опыта — помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека на природе. Определив главный метод познания — индукцию, он выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность. Это: "путь паука";"путь муравья"; "путь пчелы" – самый продуктивный который вобрал в себя достоинства "пути паука" и "пути муравья" и в то же время освобождается от их недостатков. Следуя по "пути пчелы", необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему "снаружи") и, используя возможности разума, заглянуть "вовнутрь" проблемы, понять ее сущность.

119. В чем выражается дуализм Декарта? В качестве исходных принимаются сразу два начала - материальное и идеальное. Душа и тело являются независимыми и равноправными субстанциями и по закону естественной причинности они не могут взаимодействовать между собой. Их взаимодействие это чудо, а чудеса способен творить только Бог. Поэтому именно Бог, который не может быть "обманщиком", и согласует у Декарта логику нашего мышления с объективной логикой вещей.

120. Как можно понимать слова Декарта: «я мыслю – следовательно, я существую»? Это утверждение Декарт выдвинул как первичную достоверность, в которой невозможно усомниться — и с которой, следовательно, можно начинать обоснование достижимости достоверного знания. Аргумент не следует понимать как умозаключение, его суть — в очевидности моего существования как мыслящего субъекта: всякий акт мышления обнаруживает — при взгляде на него — меня, мыслящего, осуществляющего этот акт. Аргумент указывает на самообнаружение субъекта в акте мышления: я мыслю — и, созерцая своё мышление, обнаруживаю себя, мыслящего, стоящего за его актами и содержаниями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: