ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ




 

Этапы подготовки публичной речи – по сути, путь «от мысли к звучащему публичному слову» риторическая традиция со времен Цицерона трактует через пять составляющих – паять этапов «классического риторического канона»: [2]

I. Inventio (лат. находка, изобретение) Нахождение, изобретение того, что сказать.
II. Dispositio (лат. расстановка, расположение) Упорядочение, расположение по порядку найденного, изобретенного.
III. Elocutio (лат. выражение, речь, слог, стиль) Придание найденному словесной формы, украшение словами.
IV. Memoria (лат. память) Утверждение в памяти, запоминание.
V. Actio (лат. действие) Произнесение.

 

Остановимся на каждой части этого алгоритма, по которому не только создается текст речи, но и готовится выступление.

Существенным для инвенции является общий замысел, на базе которого строится аргументативное изложение материала. Риторика вообще изначально является наукой о речи и о мысли, об отношении мысли к слову. Еще Аристотель заметил: «...о том, что касается мысли, следует говорить в риторике, так как это принадлежность ее учения. К области мысли относится все, что должно быть достигнуто словом…»[3]. По сути, «изобретая» речь, оратор создает ее мысленную основу, выбирает те или иные смысловые модели, по которым выстраивает информацию о предмете речи.

Такие модели известны еще из античных риторик и называются топосами, или топами (от гр. topox. – место, общее место), учение о них – топикой. Топос – оценочное суждение, имеющее статус общепринятого мнения. Значение топоса зависит не только от предмета высказывания, но и от прагматического, психологического, этического и других смыслов. Будучи общепринятыми, топосы обладали убеждающей силой – отсюда и та значимость, которая придавалась составлению списков топов[4].

Первый свод топики (учения об основаниях аргументов) построил софист Горгий (485 - 380 до н. э.). Кстати, он же предложил учение об аргументации, выделил и обозначил риторические фигуры и создал школу риторов. Позже свою «Топику» создаст Аристотель. А еще позже, много веков спустя, родоначальник русской риторики М.В. Ломоносов в своем «Кратком руководстве к красноречию» напишет: «Изобретение риторическое есть собрание разных идей, пристойных предлагаемой материи.

Идеями называются представления вещей или действий в уме нашем»[5] – и сгруппирует все идеи в некоторые обобщающие классы, «места риторические», из которых особо выделит следующие 16:

1) род и вид,

2) целое и части,

3) свойства материальные (величина, фигура, движение, упругость, твердость),

4) свойства жизненные (душевные дарования, страсти, добродетели, пороки, внешнее состояние, чувства),

5) имя (небо, август, Москва),

6) действия и страдания,

7) место,

8) время,

9) происхождение,

10) причина,

11) предыдущее и последующее,

12) признаки,

13) обстоятельства,

14) подобия,

15) противные и несходные вещи,

16) уравнения.

 

В настоящее время специалисты в области риторики продолжают обращаться к понятию топосов. А.К. Михальская, например, в своем учебном пособии по риторике выделяет 10 таких моделей[6]:

1) род – вид,

2) определение,

3) целое – части,

4) свойства (признаки предмета речи, его качества, функции, характерные действия),

5) сопоставление (сравнение, противопоставление),

6) причина и следствие,

7) обстоятельства (где, когда, как, каким образом),

8) пример,

9) свидетельства (цитаты, изречения),

10) имя (происхождение слова, которое входит в название темы, его смысл).

 

Вслед за Ю.В. Рождественским заметим, кстати, что «создание общих мест происходит в диалоге» и что «развитие общих мест, …как всякая область культуры, обладает строгими закономерностями, постоянно требует защиты от вандализма в чувстве, мысли и действии»[7]. Иными словами, система общих мест призвана соответствовать уровню развития социума.

Что касается диспозиции, то еще П. Сергеич предупреждал ораторов: «…не ищите плана; он найдется сам, пока вы будете думать о деле. Это будет плод бессознательной, а потому и безыскусственной работы; следовательно, будет естественный план; когда же он найдется, попробуйте переставить части. Возможно, что этим путем вы создадите более интересную схему изложения. Чем меньше составных частей в речи, тем лучше. Речь должна быть краткой; краткость же заключается не в том, чтобы она была непродолжительна, а в том, чтобы в ней не было ничего лишнего».

 

Тому, какие требования предъявляются к словам коммуниканта, определяет элокуция – и здесь следует опираться в первую очередь на коммуникативные качества речи: точность, ясность, правильность, выразительность, логичность и другие (с коммуникативными качествами речи вы «работали» еще в процессе изучения курса «Русского языка и культуры речи»).

Относительно же запоминания текста и произнесения речи еще раз подчеркнем: в ораторской практике принято считать, что могут читаться лекции, доклады и официальные документы. Остальные виды речей должны произноситься, ведь во время речи оратор должен обращаться к слушателям, а не к конспекту…

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: