Международное сотрудничество оперативно-розыскных органов




Международное сотрудничество оперативно-розыскных органов Российской Федерации с аналогичными органами зарубежных стран осуществляется на двустороннем, региональном и универсальном уровнях, в первую очередь в борьбе с транснациональной организованной преступностью, международным терроризмом, наркобизнесом, в организации международного розыска скрывшихся преступников, а также полученных преступным путем денежных средств и имущества.

Правовой основой такого сотрудничества являются ратифицированные Российской Федерацией конвенции ООН, Совета Европы, решения Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ, международные многосторонние и двусторонние договоры Российской Федерации, соглашения и решения таких органов координации взаимодействия с партнерами из СНГ, как Совет министров внутренних дел, Совет руководителей органов безопасности и специальных служб, Совет командующих Пограничными войсками, Совет руководителей таможенных служб государств — участников СНГ.

Специальные субъекты международного оперативно-розыскного сотрудничества. Субъекты ОРД, функционирующие в Российской Федерации, могут в соответствии с международными соглашениями осуществлять сотрудничество с ОРО других стран как на прямых контактах, так и через специальные субъекты международного оперативно-розыскного сотрудничества. Такими субъектами являются:

  • Международная организм ия уголовной полиции (МОУП) — Интерпол;
  • Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств — участников Содружества Независимых Государств (БКБОП);
  • Антитеррористический центр (АТЦ) государств — участников Содружества Независимых Государств.

Интерпол.

Является ведущей международной организацией, которая благодаря своей уникальной структуре, правовой базе и техническому оснащению способна эффективно и рационально координировать международное полицейское сотрудничество более 180 стран, входящих в него.

Интерпол образован в сентябре 1923 г в Вене решением Международного полицейского конгресса (первое название — международная комиссия уголовной полиции). Является межправительственной организацией, имеющей соглашение о сотрудничестве с ООН. В качестве постоянного административно-исполнительного органа Интерпола выступает Генеральный секретариат, который обладает компьютерными банками данных по: лицам, совершившим общеуголовные преступления; преступлениям с классификацией по категориям, месту и способу совершения; конфискациям наркотиков; выявленным фальшивым банкнотам; похищенным предметам искусства; отпечаткам пальцев; фотографиям преступников и лиц, пропавших без вести. Кроме того, в Генеральном секретариате задействованы: система электронного архивирования с компьютеризованной индексацией и сервер электронных тестов и изображений, с помощью которого национальные центральные бюро во всех странах имеют возможность прямого доступа к базе данных Генерального секретариата.

Координирующая и связующая роль Генерального секретариата проявляется в том, что он регулярно подготавливает и рассылает информацию через НЦБ для полицейских органов стран — участниц Интерпола

Кроме названных, Интерпол подготавливает и рассылает розыскные карты похищенной собственности, в которых дается подробное описание похищенного имущества, фотографии похищенных предметов, при их наличии.

Генеральный секретариат также направляет в НЦБ информационные листки с данными о новых и вызывающих особый интерес способах совершения преступлений. Большой объем информации НЦБ получают из Генерального секретариата посредством различных циркулярных сообщений и брошюр, в которых приводятся, как правило, факты о конкретных преступлениях и преступниках (например, еженедельные обзоры о конфискованных наркотиках и арестованных курьерах, о мошенниках, угонщиках самолетов и т.д.).

Новым направлением в деятельности Генерального секретариата является криминальный анализ или криминальная разведка на базе новейших компьютерных технологий.

7 апреля 1990 г. было принято постановление Совета Министров СССР № 338 «О вступлении СССР в Международную организацию уголовной полиции — Интерпол». 27 сентября 1990 г. на 59-й сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола (Оттава, Канада) СССР был принят в члены Интерпола. С 1 января 1991 г. в структуре МВД СССР начало действовать Национальное центральное бюро. После распада СССР НЦБ Интерпола в России стал правопреемником НЦБ Интерпола в СССР.

Президент РФ издал Указ «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции — Интерпола» от 30 июля 1996 г. № 1113, в котором установлено, что Национальное центральное бюро Интерпола является структурным подразделением МВД России — органом по сотрудничеству правоохранительных и иных государственных органов РФ с правоохранительными органами иностранных государств — членов Международной организации уголовной полиции — Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола. Главными задачами НЦБ Интерпола в Указе определены:

обеспечение эффективного международного обмена информацией об уголовных преступлениях;

оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ; осуществление наблюдения за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участником которых является РФ. На основании Указа Президента РФ было издано постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола» от 14 октября 1996 г. № 1190. В соответствии с данным Положением конкретизирован правовой статус НЦБ Интерпола. Оно определено как подразделение криминальной милиции, входящее в состав центрального аппарата МВД России, имеющее статус главного управления. Кроме того, в Положении закреплено право министра внутренних дел РФ в пределах штатной численности ОВД и выделяемых на их содержание ассигнований создавать территориальные подразделения (филиалы) НЦБ Интерпола.

В соответствии с возложенными задачами НЦБ Интерпола осуществляет следующие оперативно-розыскные функции:

в установленном порядке принимает, обрабатывает и направляет в Генеральный секретариат Интерпола и НЦБ Интерпола иностранных государств запросы, следственные поручения и сообщения правоохранительных и иных государственных органов РФ для осуществления розыска, ареста и выдачи лиц, совершивших преступления, а также для осуществления розыска и ареста перемещенных за границу доходов от преступной деятельности, похищенных предметов и документов, проведения ОРМ и процессуальных действий по делам, находящимся в производстве этих органов;

принимает в пределах своих полномочий и в порядке, установленном международными договорами РФ, Уставом Интерпола и обязательными решениями Генеральной Ассамблеи Интерпола, меры по своевременному и надлежащему исполнению международными правоохранительными организациями и правоохранительными органами иностранных государств — членов Интерпола запросов правоохранительных и иных государственных органов РФ;

определяет, подлежат ли согласно Уставу Интерпола и обязательным решениям Генеральной Ассамблеи Интерпола, ФЗ и между народным договорам РФ исполнению на территории РФ запросы, поступившие из НЦБ Интерпола иностранных государств, и направляет их в соответствующие правоохранительные и иные государственные органы РФ; анализирует практику исполнения правоохранительными и иными государственными органами РФ запросов международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов иностранных государств — членов Интерпола, информирует руководителей соответствующих правоохранительных и иных государственных органов РФ о нарушениях установленного по рядка исполнения этих запросов;

запрашивает и получает от правоохранительных и иных государственных органов РФ материалы и документы для представления в Генеральный секретариат Интерпола в соответствии с Уставом Интерпола и обязательными решениями Генеральной Ассамблеи Интерпола; обеспечивает соблюдение установленного порядка обращения с конфиденциальной информацией, содержащейся в международных запросах, следственных поручениях и сообщениях, принимает меры, исключающие возможность несанкционированной передачи этой информации юридическим и физическим лицам, которым она не предназначена; оказывает необходимую консультативно-методическую помощь правоохранительным и иным государственным органам РФ по вопросам международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью в рамках Интерпола;

формирует банк данных о лицах, организациях, событиях, предметах и документах, связанных с преступлениями, носящими международный характер;

составляет по установленной форме и направляет в Генеральный секретариат Интерпола сведения о состоянии преступности (в том числе ее структуре), о лицах, входящих в ОПГ, а также о лицах, совершивших преступления, связанные с терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, изготовлением и сбытом поддельных денег, с посягательством на исторические и культурные ценности, и другие преступления, которые в соответствии с обязательными решениями Генеральной Ассамблеи Интерпола подлежат включению в международную уголовную статистику. При этом не допускается передача сведений, распространение которых может причинить ущерб безопасности РФ. Технология информационной работы по линии Интерпола определена в Инструкции об организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола, утвержденной приказом МВД России от 28 февраля 2000 г. № 221 и согласованной с Генеральной прокуратурой РФ, и в межведомственной Инструкции об организации информационного обеспечения сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов РФ по линии Интерпола, утвержденной совместным приказом МВД России, Минюста России, ГТК России, ФСБ России, ФСНП России, ФПС России от 26 июня 2000 г. № 648/184/560/353/257/302, также согласованной с Генеральной прокуратурой РФ.

В соответствии с межведомственной Инструкцией субъектами оперативно-розыскного сотрудничества по линии Интерпола являются:

  • органы внутренних дел;
  • органы ФСБ;
  • таможенные органы РФ;
  • органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ.

Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ также являются субъектом оперативно-розыскного сотрудничества по линии Интерпола, являясь субъектом ОРД.

Информация из поступающих в НЦБ Интерпола документов используется для формирования банка данных по:

  • физическим лицам (подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений, находящиеся в розыске и без вести пропавшие, неизвестные лица и неопознанные трупы, обнаруженные натерритории РФ, подлежащие идентификации, потерпевшие илисвидетели);
  • похищенным и обнаруженным автомототранспортным средствам; юридическим лицам;
  • похищенному и утраченному огнестрельному оружию;
  • предметам, имеющим особую историческую, научную, художественную или культурную ценность.

Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств — участников Содружества Независимых Государств.

Создано решением Совета глав правительств государств — участников СНГ от 24 сентября 1993 г. Действующее Положение о Бюро утверждено решением Совета глав правительств государств — участников СНГ от 9 октября 1997 г. Бюро является постоянно действующим органом, работой которого руководит Совет министров внутренних дел государств — участников Содружества Независимых Государств (СМВД).

Должность директора приравнивается к должности начальника главного оперативного управления МВД государства пребывания (МВД России).

Основные задачи и функции Бюро:

содействие в подготовке и реализации решений Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества и СМВД в сфере борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений;

формирование специализированного банка данных о лидерах преступной среды, организаторах и активных участниках международных ОПФ. Представление по запросам или в инициативном порядке соответствующей информации в заинтересованные МВД стран СНГ;

принятие практических мер и выработка предложений, направленных на повышение эффективности взаимодействия министерств внутренних дел в борьбе с наиболее опасными видами преступлений, совершаемых на территории государств — участников СНГ;

координация действий при подготовке и проведении ОРМ и комплексных операций, затрагивающих интересы нескольких государств — участников СНГ; содействие в осуществлении межгосударственного розыска и выдачи лиц, совершивших наиболее опасные преступления и скрывшихся от уголовного преследования или исполнения приговора;

подготовка в инициативном порядке и по поручению СМВД информационно-аналитических и других материалов, необходимых для рассмотрения вопросов на его заседаниях;

содействие в организации и проведении рабочих встреч экспертов МВД государств — участников СНГ по актуальным проблемам борьбы с преступностью и разработке соответствующих проектов документов; участие в организации обмена опытом работы органов внутренних дел государств — участников СНГ в борьбе с организованной преступностью и иными видами преступлений, в разработке рекомендаций по совершенствованию правовой базы взаимо действия органов внутренних дел государств — участников Содружества в этой сфере.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: