Понятие и типы организационных структур




Организационная структура — это характеристика любой ранее упомянутой организации, посредством которой определены состав, иерархия, распределение работ и властные полномочия по подразделениям и органам организации.

Существует определенное противоречие между структурой организации и характером процессов, обеспечивающих достижение целей.

Структура организации, понимаемая как устойчивое во времени распределение ресурсов и людей, обеспечивающих реализацию управленческих решений, по определению тяготеет к стабильности. Однако нарастание нестабильности внешней среды, необходимость осуществления нововведений в продуктах и/или в процессах предопределяют изменчивый, относительно нестабильный характер бизнес-процессов. Следовательно, можно утверждать, что основой эффективной адаптации организации к нарастающей нестабильности внешней среды является динамичная оптимизация процессов в условиях стабильной организационной структуры. В такой постановке задачи организационная структура предстает как некая система ограничений, а оптимизируемые количественные характеристики производственных процессов – как параметры целевой функции.

Организационную структуру управления (ОСУ) часто рассматривают как одно из главных условий эффективной работы организации. На самом деле, структура всегда следует за стратегией, т.е. разрабатывается после определения целей организации и ее корпоративной стратегии.

Главной характеристикой качества структуры любой экономической системы является сбалансированность, пропорциональность взаимосвязей ее частей (подразделений и работников организации). Таким образом, ОСУ представляет собой упорядоченную совокупность устойчиво взаимосвязанных подсистем, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.

Вполне очевидно, что организационная структура должна соответствовать стратегическим целям развития организации, коммуникациям и характеру взаимодействия структурных подразделений.

Построение любых типов ОСУ базируется следующих принципах управления:

принцип иерархичности уровней управления — каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;

принцип целеполагания — ОСУ должна прежде всего отражать цели и задачи организации, следовательно, быть подчиненной производству товаров или услуг;

принцип соответствия — в ОСУ должен реализовываться принцип соответствия полномочий и ответственности работников, с одной стороны, и квалификации и уровня культуры — с другой (именно с помощью ОСУ реализуется система ответственности и полномочий);

принцип разделения труда — ОСУ должна обеспечивать оптимальное разделение труда между органами управления и объемом их полномочий;

принцип ограничения полномочий — полномочия руководителей ограничиваются миссией и целями организации, факторами внешней среды, уровнем культуры, традициями и нормами;

принцип адаптации — ОСУ должна быть достаточно гибкой и реагировать на внешние и внутренние изменения; ОСУ должна быть адекватна социально-культурной среде организации.

В ОСУ организации основными связями являются линейные и функциональные.

Линейные связи определяют отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений, а также движение информации между лицами, принимающими решения.

функциональные связи обусловлены функциями управления: ( прогнозированием, планированием, организацией, производством, маркетингом, учетом, контролем и др.).

Организационные структуры могут классифицироваться как базовые и гибридные. К базовым структурам относятся: линейная, линейно-штабная и функциональная, а к гибридным - линейно-функциональная, матричная структура и др.

Линейная структура строится по принципу «руководство — подчинение» на основе отдачи приказов, распоряжений и указаний. В условиях линейной организационной структуры осуществляется прямая (линейная) зависимость и ответственность от высшего руководителя к руководителям среднего уровня и далее к работникам организации. Подобная структура иерархична, имеет высокий уровень централизации и используется в управлении малыми группами людей в небольших организациях.

Достоинства линейной структуры: единство и четкость распорядительства, согласованность действий исполнителей, четкая система взаимных связей между руководителем и подчиненным; быстрота реакции на указания; личная ответственность руководителя за конечные результаты.

Основной недостаток линейной структуры: ее нельзя использовать в крупных организациях.

Линейно-штабная структура отличается от линейной наличием в структуре «штаба» – органа, анализирующего возникающие ситуации, ставящего задачу, вырабатывающего решения. Линейно-штабная организационная структура предполагает наличие специальных подразделений (или отдельных лиц), функционирующих как штабные службы и дополняющих линейную организацию. Эти подразделения создаются в средних по размерам организациях при линейных руководителях, они не обладают правом принятия решений, но ориентированы на оказание им помощи в выполнении отдельных функций управления.

Функциональная структура построена таким образом, что между высшим и низшим уровнями руководства нет линейных отношений единоначального распорядительства. Проявляются только перекрестные связи по функциям. В данной структуре возрастает нагрузка на первого руководителя в части координационной работы. Функциональная организационная структура основана на функциональной специализации, при которой заместители руководителя ответственны за выполнение специфических функций (например отдельно планирование, ремонтные работы и т. д.). В этом случае линейные руководители подчинены этим заместителям.

Функциональная структура предполагает объединение конкретных специализированных функций в одно направление деятельности под фактическим контролем одного линейного руководителя, например заведующего отделом сбыта, который непосредственно контролирует все продукты, и менеджеров по отдельным товарам.

Достоинства функциональной структуры: высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций; освобождение линейных менеджеров отрешения многих специальных вопросов; возможность получения консультаций опытных специалистов непосредственно в организации.

Недостатки функциональной структуры: дублирование и несогласованность указаний и распоряжений; снижение ответственности исполнителей за работу в результате получения указаний одновременно от нескольких функциональных руководителей; отсутствие взаимопонимания между функциональными службами; длительная процедура принятия решений; трудности поддержания постоянных контактов между функциональными службами.

Гибридные организационные структуры отличаются комбинацией элементов базовых организационных структур.

При линейно-функциональной структуре общее распоряжение ресурсами и целеполагание входят в полномочия линейных руководителей, например заместителей директора, а управление процессами возлагается на руководителей функциональных служб и подразделений. Примером может служить любое крупное российское предприятие. В развитых странах такая структура характерна в основном для мелких и средних фирм, а крупные компании (более 90%) имеют дивизиональную структуру.

При линейно-функциональной структуре линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные — консультировать, помогать в решении конкретных вопросов, но не отдавать распоряжения производственным подразделениям.

Достоинства линейно-функциональной структуры: освобождение линейных руководителей от необходимости заниматься функциональными вопросами и обеспечение управления, при котором каждый работник подчинен только одному руководителю.

Недостатки линейно-функциональной структуры: слабое взаимодействие с подразделениями по горизонтали; аккумулирование на верхнем уровне полномочий по решению оперативных задач. Как итог, негативными сторонами такой структуры являются замедленность принятия управленческих решений из-за высокой централизации процесса управления (директор, начальник производства, начальник цеха, мастер) нижний уровень самостоятельности в принятии решении, полное перекладывание ответственности на высшие звенья управления.

Для устранения перечисленных недостатков линейно-функциональные организационные структуры разделяют по территориальному или продуктовому способу — это дивизиональная структура.

Дивизиональная организационная структура характеризуется подчинением одному руководителю групп специалистов, выполняющих функции, связанные с конкретным продуктом или услугой (или их группы), с конкретным клиентом (или группой клиентов). Обычно применяется в организациях со сложной технологией. Дивизиональное распределение полномочий по организации производства и реализации продукции организации сопровождается наделением дивизионов полномочиями по планированию, управлению финансами, учету и т.д. Дивизионы представляют собой, как правило, центры прибыли, т.е. подразделения организации, где создается новая стоимость, приносящая доход организации.

Достоинства дивизиональной структуры: создаются более благоприятные условия для развития организации; предоставляется большая автономия и самостоятельность в принятии решений менеджерам; осуществляется более тесная взаимосвязь с потребителем; улучшаются процессы координации внутри организации; структура становится более адаптивной к внешнему воздействию.

Недостатки дивизиональной структуры: рост ступеней иерархии; излишняя свобода отделений; дублирование работ для разных подразделений; потеря возможности контроля; сложные информационные проблемы, слабые связи с головной организацией.

Матричная организация в известной степени позволяет устранить недостатки традиционных иерархических схем, но дает хороший эффект в большей степени в организациях с высоким уровнем корпоративной культуры и при наличии достаточного числа высокопрофессиональных кадров. В матричной организационной структуре используются как функциональные, так и дивизиональные структуры, обеспечивая сбалансированность между функциональными руководителями и руководителями, ориентированными на выполнение одной конкретной проблемы (например, проекта). Матричные структуры характеризуют взаимоотношения между уровнями иерархической структуры и могут быть описаны в виде древовидной иерархической структуры связей, двумерной матрицы со слабыми и сильными связями и многомерной матрицы.

Матричные структуры отличаются большей универсальностью и гибкостью, чем линейно-функциональные. Суть построения матричных структур заключается в оперативном изменении структуры для решения конкретной задачи, например выполнения проекта или реализации программы. В этом случае назначается руководитель временной структуры (руководитель проекта, руководитель программы), который подчиняется непосредственно руководителю организации, а в его подчинение на время выполнения проекта (программы или крупного мероприятия) исправляются специалисты функциональных отделов и других подразделений организации, которые необходимы руководите-то проекта для решения поставленной перед ним задачи.

Достоинства матричных структур: экономится время на изменение организационной структуры, например, в период борьбы с конкурентами за рынки сбыта и в процессе создания новых продуктов; обеспечивается удачное сочетание управления по целям (ответственность за конечный результат выполнения проекта) с ответственностью по вертикали линейных и функциональных руководителей; возможны быстрое реагирование и адаптация к изменяющимся условиям, снижение расходов на проектные работы и более эффективное текущее управление, вовлечение руководителей и специалистов в сферу активной творческой деятельности; существуют условия для гибкого и оперативного манипулирования ресурсами при выполнении одновременно нескольких проектов или программ в одной организации; усиливается личная ответственность руководителя за проект или программу; возможно применение эффективных методов управления.

Недостатки матричных структур: двойное подчинение ответственных исполнителей программных и проектных мероприятий, гак как власть не является постоянно заданной; возникновение тенденции к анархии, борьба за власть, развитие «групповщины»; крах в период общеэкономического кризиса; разрыв между верхними и нижними уровнями в организации, отсутствие контроля по уровням иерархии; трудности в принятии решений.

Проектная структура управления представляет собой временную организацию, создаваемую для решения конкретной задачи. Часто подобная структура формируется в рамках какого-нибудь функционального подразделения. Ее члены — высококвалифицированные специалисты в различных областях, объединенные общей задачей. При этом деятельность организации рассматривается как совокупность выполняемых проектов. Для реализации каждого проекта выделяют ресурсы, которыми распоряжается руководитель проекта. После завершения проекта структура ликвидируется, сотрудники переходят в новый проект или увольняются.

Сетевые структуры — организации, взаимодействие которых основано на договорных отношениях и механизмах рыночного регулирования. К сетевым организациям чаще всего относятся крупные производственные организации, географически рассредоточенные и технологически объединенные в общую производственную систему.

Сетевая организационная структура – поток команд со стороны руководства заменяется потоком заказов, координацией связей с другими организациями. Большое значение приобрела в последнее время, т. к. обладает высоким инновационным потенциалом. Суть сетевых структур заключается в объединении в систему организаций, занимающихся производством монопродукции или моноуслуг, поэтому связи между организациями (информационные, материальные и пр.) основаны на принципах функционирования сети. Таким образом, достигается разграничение деятельности и связей бизнес-единиц, выдерживаются оптимальные пропорции между автономией и контролем.

Сетевые структуры отличаются тем, что в них:

могут использоваться коллективные активы нескольких организаций, расположенных в разных точках цепочки;

доминируют рыночные, а не чисто административные механизмы взаимодействия, основанные на стремлении поддерживать собственное место в единой сети;

активное поведение членов цепочки ориентировано на общий результат, что не только улучшает конечные показатели, но и способствует выполнению контрактных обязательств;

интеграция в сеть сопровождается кооперацией и взаимным владением акциями для членов сети (производителей, поставщиков, торговых и финансовых организаций).

Системы управления, построенные по линейному, линейно-штабному, линейно-функциональному принципам, как системы, имеющие тенденцию к централизованному принятию решений, жесткому контролю за их исполнением, предусматривают строгую дисциплину и упорядоченность в вопросах исполнительства. Для программно-целевых форм управления, для матричных организационных структур характерно преобладание горизонтальных потоков информации, имеющих главным образом проблемно-ориентированный характер.

Иерархические формы организации (линейные, линейно-функциональные, линейно-штабные структуры) отвечают установившимся технологическим процессам и стабильным внешним условиям, а новые формы (матричные структуры) предусматривают быструю реакцию на изменения, работу в условиях резких изменений обстоятельств и испытывают необходимость в высококвалифицированном персонале.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: