Страны Западной Европы и США в первые послевоенные десятилетия. Падение мировой колониальной системы.




Соединенные Штаты Америки закончили Вторую мировую войну, будучи бесспорным лидером западного мира. Еще до войны они располагали огромнейшей экономической мощью и являлись самым богатым государством. Однако именно Вторая мировая война способствовала усилению могущества США, привела к их господству в послевоенном мире.

За годы войны национальный доход США удвоился, более чем вдвое возросло промышленное производство. В стране был создан хорошо отлаженный производственный механизм, опирающийся на емкий внутренний и международный рынок. Поставки сырья, продовольствия и военного снаряжения союзникам, финансируемые государством, стимулировали обновление основного капитала. Сумма военных подрядов составила 175 млрд. долларов, а чистая прибыль американских монополий – 70 млрд. долларов. Усилился процесс концентрации производства: количество крупных предприятий с числом рабочих свыше 10 тыс. увеличилось в 7 раз.

Война ускорила процесс интенсификации сельского хозяйства: механизация и химизация производства стимулировались огромным спросом на американское продовольствие, что позволило фермерам резко увеличить свои доходы.

Военные действия и разрушения не коснулись территории США, и ресурсы с населением почти в 150 млн. человек в несколько раз превосходили ресурсы других западных государств. В результате после войны США давали 60 % промышленной продукции западного мира. На их долю приходилось 50 % мировой добычи угля, 64 % - нефти, 53 % - выплавки стали, 17 % - производства зерна, 63 % - кукурузы. Соединенные Штаты сосредоточили в своих руках 2/3 золотого запаса и 1/3 экспорта западного мира.

Экономическое превосходство США базировалось на их финансовой мощи. На Бреттонвудской конференции1944 г., учредившей систему золотодолларового стандарта, за долларом была закреплена роль мировой конвертируемой валюты, его золотое содержание определилось в 35 долларов за 1 унцию золота. Доллар стал расчетной и резервной денежной единицей, наравне с золотом он являлся гарантом стоимости банкнот. Одновременно были созданыМеждународный валютный фонд(МВФ) иМеждународный банк реконструкции и развития(МБРР), которые в значительной степени зависели от США, предоставивших им первоначальный капитал.

С окончанием войны перед страной встала проблема реконструкции, т.е. перевода экономики с военных на мирные рельсы. Она предполагала проведение военной демобилизации и демонтаж системы чрезвычайного военного контроля и регулирования. Реконверсия проходила под контролем государства. В ноябре 1945 г. президент Г. Трумэн подписал закон, сокращавший налоги на 6 млрд. долларов. Была ускорена продажа государственный военных заводов и запасов продовольствия частному бизнесу. С помощью правительства крупные корпорации в относительно короткий срок перевели военные предприятия на производство мирной продукции. Увеличился спрос на новейшее оборудование, которое постепенно заменяло изношенное или устаревшее за годы кризиса и войны. Мелким и средним предпринимателям удалось воспользоваться ситуацией реконверсии и включиться в те сферы, где ранее им было трудно конкурировать с крупным бизнесом. Аналогичной была ситуация в сельском хозяйстве, где в 1945-1947 гг. сохранялась благоприятная рыночная конъюнктура.

Наступление мирного времени повлекло за собой свертывание органов чрезвычайного регулирования. Однако это не означало уменьшения воздействия государства на экономику, которое приняло другие формы. В 1946 г. был принят закон о занятости, который официально провозглашал ответственность государства за состояние экономики страны. Оно должно было обеспечить «максимальные занятость, производство и покупательную способность». В соответствии с законом при президенте США создавался Совет экономических консультантов(СЭК), обязанный следить за хозяйственным пульсом страны и представлять ежегодный доклад президенту. Глава государства должен был в свою очередь направлять ежегодные экономические послания вместе с документами СЭК Конгрессу США. В докладах следовало анализировать состояние экономики и давать рекомендации как государственным органам, так и частным предпринимателям. Конгресс учреждал Объединенный экономический комитет по изучению послания президента и составлению необходимых законодательных предложений.

Одной из проблем реконверсии стала быстро растущая инфляция. Она была вызвана ростом цен, который последовал после отмены в конце 1946 г. государственного контроля над ценами и заработной платой. Пресечение инфляции президент назвал первостепенной задачей в экономическом послании Конгрессу в январе 1948 г.

В этом же году экономика США, исчерпав стимулирующее воздействие военной и послевоенной конъюнктуры, вступила в стадию экономического спада. В 1949 г. промышленное производство сократилось на 6 %. Безработица увеличилась с 2 млн. человек в 1948 г. до 3,4 млн. в 1949 г., что составило 5,5 % рабочей силы. Стремясь не допустить кризиса, республиканская администрация Г. Трумэна предложила программу реформ, получивших название «справедливый курс». Она предусматривала:

повышение минимума заработной платы;

строительство дешевого жилья для семей с низкими доходами;

оказание помощи фермерам;

финансовую поддержку штатам на цели образования;

введение системы медицинского страхования и др.

Выполнение программы было направлено на расширение платежеспособного спроса, который рассматривался неокейнсианцами как один из «стабилизаторов» американской экономики. Некоторые меры были проведены в жизнь. Так, минимум заработной платы увеличился с 40 до 75 центов в час, возрос объем страховых пособий, система пенсионного обеспечения дополнительно охватила 10 млн. человек, был принят закон о строительстве 800 тыс. квартир для низкодоходных семей в течение шести лет.

Смягчению послевоенной рецессии способствовали осуществление «плана Маршала»и война в Корее. «План Маршалла», или программа возрождения Европы, был предложен государственным секретарем США Дж. Маршаллом в его выступлении в Гарвардском университете в июне 1947 г. Он предусматривал оказание помощи европейским государствам при условии использования ее для роста производства и финансовой стабилизации, сотрудничества с другими странами в снижении торговых барьеров, поставки в США дефицитных материалов, сохранения и поощрения частных американских инвестиций и предоставления ежегодных отчетов Конгрессу США. В «плане Маршалла» согласились участвовать 16 европейских стран, в том числе Великобритания, Франция, Италия, Западная Германия и др. В течение 4-х лет действия «плана Маршалла» Конгресс США выделил 13 млрд. долларов, 2/3 из которых было истрачено на закупки американских товаров. Благодаря «плану Маршалла» США избавились от излишков продукции, не находившей сбыта внутри страны, а также смогли увеличить инвестиции в экономику европейских стран.

Стимулирующее воздействие на американскую экономику оказала война в Корее, начавшаяся в январе 1950 г. Закон о военном производстве, принятый в сентябре этого же года, расширял вмешательство федерального правительства в экономику и социальные отношения. Он давал президенту право устанавливать очередность решения производственных проблем, распределять ресурсы, строить новые заводы, предоставлять налоговые льготы частному капиталу в целях поощрения военного производства, вводить контроль над ценами, заработной платой. В декабре 1950 г. В стране было введено чрезвычайное положение и уже в течение первого года войны в Корее численность вооруженных сил США увеличилась более чем в 2 раза, производство военных самолетов – в 5 раз, танков, бронетранспортеров и других видов вооружения – в 4,5 раза и т.д. расходы на производство атомного и разработку термоядерного оружия в 1952-1953 гг. составили 5 млрд. долларов, что более чем в 3 раза превышало затраты предыдущих лет.

За время войны в Корее в промышленность США было инвестировано до 30 млрд. долларов, т.е. больше, чем за всю Вторую мировую войну. Ускорилась амортизация новых промышленных предприятий и оборудования. В полную собственность монополий перешло в 2,5 раза больше предприятий, чем в первые послевоенные годы, хотя новые заводы строились в расчете на смешанное военное и гражданское производство в основном на государственные средства. В связи с войной в Корее объем промышленности в 1953 г. увеличился по сравнению с 1948 г. на 37 %, расширилась занятость, повысились заработки за счет увеличения основных ставок и сверхурочных работ.

Несмотря на благоприятную экономическую конъюнктуру, война в Корее, принесшая США 54 тыс. погибших и 103 тыс. раненых, была непопулярна в стране. Она предопределила поражение демократов на выборах 1952 г. Президентом страны стал герой Второй мировой войны генерал Д. Эйзенхауэр, с которым широкие массы связывали надежды на прекращение корейской авантюры. В июле 1953 г. Война в Корее была прекращена.

Республиканская администрация придерживалась курса на умеренное государственное вмешательство в экономику, опираясь на монетаристскую политику. Весной 1953 г. Были отменены все меры экономического контроля, введенные трумэновской администрацией. Для преодоления экономического спада 1953-1954 гг. правительство прибегло к финансовым рычагам регулирования: был понижен обязательный уровень резервов в банках ФРС с целью поощрения выхода денежных средств на рынок; была сокращена с 3 до 1,75 % учетная ставка для облегчения доступа к кредиту; правительство выбросило на рынок часть валютных запасов для активизации бизнеса. В целях стимулирования инвестиций были сокращены налоги на корпорации и личные доходы. Еще более мобильно эти рычаги применялись в период третьей послевоенной рецессии 1957-1958 гг.

Вместе с тем для правительства Эйзенхауэра было очевидно, что для поддержания расширенного воспроизводства и сохранения мира в стране необходимы мероприятия в социальной сфере. Была принята программа широкомасштабного дорожного и жилищного строительства, в соответствии с которой к 1960 г. было проложено 7,5 тыс. миль шоссейных дорог. В 1955 г. был принят закон о строительстве 45 тыс. квартир и домов для малоимущих семей. Однако осуществление социальных программ в эти годы не вышло за рамки крайне необходимого.

Соединенные Штаты Америки закончили Вторую мировую войну, будучи бесспорным лидером западного мира. Еще до войны они располагали огромнейшей экономической мощью и являлись самым богатым государством. Однако именно Вторая мировая война способствовала усилению могущества США, привела к их господству в послевоенном мире.

За годы войны национальный доход США удвоился, более чем вдвое возросло промышленное производство. В стране был создан хорошо отлаженный производственный механизм, опирающийся на емкий внутренний и международный рынок. Поставки сырья, продовольствия и военного снаряжения союзникам, финансируемые государством, стимулировали обновление основного капитала. Сумма военных подрядов составила 175 млрд. долларов, а чистая прибыль американских монополий – 70 млрд. долларов. Усилился процесс концентрации производства: количество крупных предприятий с числом рабочих свыше 10 тыс. увеличилось в 7 раз.

Война ускорила процесс интенсификации сельского хозяйства: механизация и химизация производства стимулировались огромным спросом на американское продовольствие, что позволило фермерам резко увеличить свои доходы.

Военные действия и разрушения не коснулись территории США, и ресурсы с населением почти в 150 млн. человек в несколько раз превосходили ресурсы других западных государств. В результате после войны США давали 60 % промышленной продукции западного мира. На их долю приходилось 50 % мировой добычи угля, 64 % - нефти, 53 % - выплавки стали, 17 % - производства зерна, 63 % - кукурузы. Соединенные Штаты сосредоточили в своих руках 2/3 золотого запаса и 1/3 экспорта западного мира.

Экономическое превосходство США базировалось на их финансовой мощи. На Бреттонвудской конференции1944 г., учредившей систему золотодолларового стандарта, за долларом была закреплена роль мировой конвертируемой валюты, его золотое содержание определилось в 35 долларов за 1 унцию золота. Доллар стал расчетной и резервной денежной единицей, наравне с золотом он являлся гарантом стоимости банкнот. Одновременно были созданыМеждународный валютный фонд(МВФ) иМеждународный банк реконструкции и развития(МБРР), которые в значительной степени зависели от США, предоставивших им первоначальный капитал.

С окончанием войны перед страной встала проблема реконструкции, т.е. перевода экономики с военных на мирные рельсы. Она предполагала проведение военной демобилизации и демонтаж системы чрезвычайного военного контроля и регулирования. Реконверсия проходила под контролем государства. В ноябре 1945 г. президент Г. Трумэн подписал закон, сокращавший налоги на 6 млрд. долларов. Была ускорена продажа государственный военных заводов и запасов продовольствия частному бизнесу. С помощью правительства крупные корпорации в относительно короткий срок перевели военные предприятия на производство мирной продукции. Увеличился спрос на новейшее оборудование, которое постепенно заменяло изношенное или устаревшее за годы кризиса и войны. Мелким и средним предпринимателям удалось воспользоваться ситуацией реконверсии и включиться в те сферы, где ранее им было трудно конкурировать с крупным бизнесом. Аналогичной была ситуация в сельском хозяйстве, где в 1945-1947 гг. сохранялась благоприятная рыночная конъюнктура.

Наступление мирного времени повлекло за собой свертывание органов чрезвычайного регулирования. Однако это не означало уменьшения воздействия государства на экономику, которое приняло другие формы. В 1946 г. был принят закон о занятости, который официально провозглашал ответственность государства за состояние экономики страны. Оно должно было обеспечить «максимальные занятость, производство и покупательную способность». В соответствии с законом при президенте США создавался Совет экономических консультантов(СЭК), обязанный следить за хозяйственным пульсом страны и представлять ежегодный доклад президенту. Глава государства должен был в свою очередь направлять ежегодные экономические послания вместе с документами СЭК Конгрессу США. В докладах следовало анализировать состояние экономики и давать рекомендации как государственным органам, так и частным предпринимателям. Конгресс учреждал Объединенный экономический комитет по изучению послания президента и составлению необходимых законодательных предложений.

Одной из проблем реконверсии стала быстро растущая инфляция. Она была вызвана ростом цен, который последовал после отмены в конце 1946 г. государственного контроля над ценами и заработной платой. Пресечение инфляции президент назвал первостепенной задачей в экономическом послании Конгрессу в январе 1948 г.

В этом же году экономика США, исчерпав стимулирующее воздействие военной и послевоенной конъюнктуры, вступила в стадию экономического спада. В 1949 г. промышленное производство сократилось на 6 %. Безработица увеличилась с 2 млн. человек в 1948 г. до 3,4 млн. в 1949 г., что составило 5,5 % рабочей силы. Стремясь не допустить кризиса, республиканская администрация Г. Трумэна предложила программу реформ, получивших название «справедливый курс». Она предусматривала:

повышение минимума заработной платы;

строительство дешевого жилья для семей с низкими доходами;

оказание помощи фермерам;

финансовую поддержку штатам на цели образования;

введение системы медицинского страхования и др.

Выполнение программы было направлено на расширение платежеспособного спроса, который рассматривался неокейнсианцами как один из «стабилизаторов» американской экономики. Некоторые меры были проведены в жизнь. Так, минимум заработной платы увеличился с 40 до 75 центов в час, возрос объем страховых пособий, система пенсионного обеспечения дополнительно охватила 10 млн. человек, был принят закон о строительстве 800 тыс. квартир для низкодоходных семей в течение шести лет.

Смягчению послевоенной рецессии способствовали осуществление «плана Маршала»и война в Корее. «План Маршалла», или программа возрождения Европы, был предложен государственным секретарем США Дж. Маршаллом в его выступлении в Гарвардском университете в июне 1947 г. Он предусматривал оказание помощи европейским государствам при условии использования ее для роста производства и финансовой стабилизации, сотрудничества с другими странами в снижении торговых барьеров, поставки в США дефицитных материалов, сохранения и поощрения частных американских инвестиций и предоставления ежегодных отчетов Конгрессу США. В «плане Маршалла» согласились участвовать 16 европейских стран, в том числе Великобритания, Франция, Италия, Западная Германия и др. В течение 4-х лет действия «плана Маршалла» Конгресс США выделил 13 млрд. долларов, 2/3 из которых было истрачено на закупки американских товаров. Благодаря «плану Маршалла» США избавились от излишков продукции, не находившей сбыта внутри страны, а также смогли увеличить инвестиции в экономику европейских стран.

Стимулирующее воздействие на американскую экономику оказала война в Корее, начавшаяся в январе 1950 г. Закон о военном производстве, принятый в сентябре этого же года, расширял вмешательство федерального правительства в экономику и социальные отношения. Он давал президенту право устанавливать очередность решения производственных проблем, распределять ресурсы, строить новые заводы, предоставлять налоговые льготы частному капиталу в целях поощрения военного производства, вводить контроль над ценами, заработной платой. В декабре 1950 г. В стране было введено чрезвычайное положение и уже в течение первого года войны в Корее численность вооруженных сил США увеличилась более чем в 2 раза, производство военных самолетов – в 5 раз, танков, бронетранспортеров и других видов вооружения – в 4,5 раза и т.д. расходы на производство атомного и разработку термоядерного оружия в 1952-1953 гг. составили 5 млрд. долларов, что более чем в 3 раза превышало затраты предыдущих лет.

За время войны в Корее в промышленность США было инвестировано до 30 млрд. долларов, т.е. больше, чем за всю Вторую мировую войну. Ускорилась амортизация новых промышленных предприятий и оборудования. В полную собственность монополий перешло в 2,5 раза больше предприятий, чем в первые послевоенные годы, хотя новые заводы строились в расчете на смешанное военное и гражданское производство в основном на государственные средства. В связи с войной в Корее объем промышленности в 1953 г. увеличился по сравнению с 1948 г. на 37 %, расширилась занятость, повысились заработки за счет увеличения основных ставок и сверхурочных работ.

Несмотря на благоприятную экономическую конъюнктуру, война в Корее, принесшая США 54 тыс. погибших и 103 тыс. раненых, была непопулярна в стране. Она предопределила поражение демократов на выборах 1952 г. Президентом страны стал герой Второй мировой войны генерал Д. Эйзенхауэр, с которым широкие массы связывали надежды на прекращение корейской авантюры. В июле 1953 г. Война в Корее была прекращена.

Республиканская администрация придерживалась курса на умеренное государственное вмешательство в экономику, опираясь на монетаристскую политику. Весной 1953 г. Были отменены все меры экономического контроля, введенные трумэновской администрацией. Для преодоления экономического спада 1953-1954 гг. правительство прибегло к финансовым рычагам регулирования: был понижен обязательный уровень резервов в банках ФРС с целью поощрения выхода денежных средств на рынок; была сокращена с 3 до 1,75 % учетная ставка для облегчения доступа к кредиту; правительство выбросило на рынок часть валютных запасов для активизации бизнеса. В целях стимулирования инвестиций были сокращены налоги на корпорации и личные доходы. Еще более мобильно эти рычаги применялись в период третьей послевоенной рецессии 1957-1958 гг.

Вместе с тем для правительства Эйзенхауэра было очевидно, что для поддержания расширенного воспроизводства и сохранения мира в стране необходимы мероприятия в социальной сфере. Была принята программа широкомасштабного дорожного и жилищного строительства, в соответствии с которой к 1960 г. было проложено 7,5 тыс. миль шоссейных дорог. В 1955 г. был принят закон о строительстве 45 тыс. квартир и домов для малоимущих семей. Однако осуществление социальных программ в эти годы не вышло за рамки крайне необходимого.

Соединенные Штаты Америки закончили Вторую мировую войну, будучи бесспорным лидером западного мира. Еще до войны они располагали огромнейшей экономической мощью и являлись самым богатым государством. Однако именно Вторая мировая война способствовала усилению могущества США, привела к их господству в послевоенном мире.

За годы войны национальный доход США удвоился, более чем вдвое возросло промышленное производство. В стране был создан хорошо отлаженный производственный механизм, опирающийся на емкий внутренний и международный рынок. Поставки сырья, продовольствия и военного снаряжения союзникам, финансируемые государством, стимулировали обновление основного капитала. Сумма военных подрядов составила 175 млрд. долларов, а чистая прибыль американских монополий – 70 млрд. долларов. Усилился процесс концентрации производства: количество крупных предприятий с числом рабочих свыше 10 тыс. увеличилось в 7 раз.

Война ускорила процесс интенсификации сельского хозяйства: механизация и химизация производства стимулировались огромным спросом на американское продовольствие, что позволило фермерам резко увеличить свои доходы.

Военные действия и разрушения не коснулись территории США, и ресурсы с населением почти в 150 млн. человек в несколько раз превосходили ресурсы других западных государств. В результате после войны США давали 60 % промышленной продукции западного мира. На их долю приходилось 50 % мировой добычи угля, 64 % - нефти, 53 % - выплавки стали, 17 % - производства зерна, 63 % - кукурузы. Соединенные Штаты сосредоточили в своих руках 2/3 золотого запаса и 1/3 экспорта западного мира.

Экономическое превосходство США базировалось на их финансовой мощи. На Бреттонвудской конференции1944 г., учредившей систему золотодолларового стандарта, за долларом была закреплена роль мировой конвертируемой валюты, его золотое содержание определилось в 35 долларов за 1 унцию золота. Доллар стал расчетной и резервной денежной единицей, наравне с золотом он являлся гарантом стоимости банкнот. Одновременно были созданыМеждународный валютный фонд(МВФ) иМеждународный банк реконструкции и развития(МБРР), которые в значительной степени зависели от США, предоставивших им первоначальный капитал.

С окончанием войны перед страной встала проблема реконструкции, т.е. перевода экономики с военных на мирные рельсы. Она предполагала проведение военной демобилизации и демонтаж системы чрезвычайного военного контроля и регулирования. Реконверсия проходила под контролем государства. В ноябре 1945 г. президент Г. Трумэн подписал закон, сокращавший налоги на 6 млрд. долларов. Была ускорена продажа государственный военных заводов и запасов продовольствия частному бизнесу. С помощью правительства крупные корпорации в относительно короткий срок перевели военные предприятия на производство мирной продукции. Увеличился спрос на новейшее оборудование, которое постепенно заменяло изношенное или устаревшее за годы кризиса и войны. Мелким и средним предпринимателям удалось воспользоваться ситуацией реконверсии и включиться в те сферы, где ранее им было трудно конкурировать с крупным бизнесом. Аналогичной была ситуация в сельском хозяйстве, где в 1945-1947 гг. сохранялась благоприятная рыночная конъюнктура.

Наступление мирного времени повлекло за собой свертывание органов чрезвычайного регулирования. Однако это не означало уменьшения воздействия государства на экономику, которое приняло другие формы. В 1946 г. был принят закон о занятости, который официально провозглашал ответственность государства за состояние экономики страны. Оно должно было обеспечить «максимальные занятость, производство и покупательную способность». В соответствии с законом при президенте США создавался Совет экономических консультантов(СЭК), обязанный следить за хозяйственным пульсом страны и представлять ежегодный доклад президенту. Глава государства должен был в свою очередь направлять ежегодные экономические послания вместе с документами СЭК Конгрессу США. В докладах следовало анализировать состояние экономики и давать рекомендации как государственным органам, так и частным предпринимателям. Конгресс учреждал Объединенный экономический комитет по изучению послания президента и составлению необходимых законодательных предложений.

Одной из проблем реконверсии стала быстро растущая инфляция. Она была вызвана ростом цен, который последовал после отмены в конце 1946 г. государственного контроля над ценами и заработной платой. Пресечение инфляции президент назвал первостепенной задачей в экономическом послании Конгрессу в январе 1948 г.

В этом же году экономика США, исчерпав стимулирующее воздействие военной и послевоенной конъюнктуры, вступила в стадию экономического спада. В 1949 г. промышленное производство сократилось на 6 %. Безработица увеличилась с 2 млн. человек в 1948 г. до 3,4 млн. в 1949 г., что составило 5,5 % рабочей силы. Стремясь не допустить кризиса, республиканская администрация Г. Трумэна предложила программу реформ, получивших название «справедливый курс». Она предусматривала:

повышение минимума заработной платы;

строительство дешевого жилья для семей с низкими доходами;

оказание помощи фермерам;

финансовую поддержку штатам на цели образования;

введение системы медицинского страхования и др.

Выполнение программы было направлено на расширение платежеспособного спроса, который рассматривался неокейнсианцами как один из «стабилизаторов» американской экономики. Некоторые меры были проведены в жизнь. Так, минимум заработной платы увеличился с 40 до 75 центов в час, возрос объем страховых пособий, система пенсионного обеспечения дополнительно охватила 10 млн. человек, был принят закон о строительстве 800 тыс. квартир для низкодоходных семей в течение шести лет.

Смягчению послевоенной рецессии способствовали осуществление «плана Маршала»и война в Корее. «План Маршалла», или программа возрождения Европы, был предложен государственным секретарем США Дж. Маршаллом в его выступлении в Гарвардском университете в июне 1947 г. Он предусматривал оказание помощи европейским государствам при условии использования ее для роста производства и финансовой стабилизации, сотрудничества с другими странами в снижении торговых барьеров, поставки в США дефицитных материалов, сохранения и поощрения частных американских инвестиций и предоставления ежегодных отчетов Конгрессу США. В «плане Маршалла» согласились участвовать 16 европейских стран, в том числе Великобритания, Франция, Италия, Западная Германия и др. В течение 4-х лет действия «плана Маршалла» Конгресс США выделил 13 млрд. долларов, 2/3 из которых было истрачено на закупки американских товаров. Благодаря «плану Маршалла» США избавились от излишков продукции, не находившей сбыта внутри страны, а также смогли увеличить инвестиции в экономику европейских стран.

Стимулирующее воздействие на американскую экономику оказала война в Корее, начавшаяся в январе 1950 г. Закон о военном производстве, принятый в сентябре этого же года, расширял вмешательство федерального правительства в экономику и социальные отношения. Он давал президенту право устанавливать очередность решения производственных проблем, распределять ресурсы, строить новые заводы, предоставлять налоговые льготы частному капиталу в целях поощрения военного производства, вводить контроль над ценами, заработной платой. В декабре 1950 г. В стране было введено чрезвычайное положение и уже в течение первого года войны в Корее численность вооруженных сил США увеличилась более чем в 2 раза, производство военных самолетов – в 5 раз, танков, бронетранспортеров и других видов вооружения – в 4,5 раза и т.д. расходы на производство атомного и разработку термоядерного оружия в 1952-1953 гг. составили 5 млрд. долларов, что более чем в 3 раза превышало затраты предыдущих лет.

За время войны в Корее в промышленность США было инвестировано до 30 млрд. долларов, т.е. больше, чем за всю Вторую мировую войну. Ускорилась амортизация новых промышленных предприятий и оборудования. В полную собственность монополий перешло в 2,5 раза больше предприятий, чем в первые послевоенные годы, хотя новые заводы строились в расчете на смешанное военное и гражданское производство в основном на государственные средства. В связи с войной в Корее объем промышленности в 1953 г. увеличился по сравнению с 1948 г. на 37 %, расширилась занятость, повысились заработки за счет увеличения основных ставок и сверхурочных работ.

Несмотря на благоприятную экономическую конъюнктуру, война в Корее, принесшая США 54 тыс. погибших и 103 тыс. раненых, была непопулярна в стране. Она предопределила поражение демократов на выборах 1952 г. Президентом страны стал герой Второй мировой войны генерал Д. Эйзенхауэр, с которым широкие массы связывали надежды на прекращение корейской авантюры. В июле 1953 г. Война в Корее была прекращена.

Республиканская администрация придерживалась курса на умеренное государственное вмешательство в экономику, опираясь на монетаристскую политику. Весной 1953 г. Были отменены все меры экономического контроля, введенные трумэновской администрацией. Для преодоления экономического спада 1953-1954 гг. правительство прибегло к финансовым рычагам регулирования: был понижен обязательный уровень резервов в банках ФРС с целью поощрения выхода денежных средств на рынок; была сокращена с 3 до 1,75 % учетная ставка для облегчения доступа к кредиту; правительство выбросило на рынок часть валютных запасов для активизации бизнеса. В целях стимулирования инвестиций были сокращены налоги на корпорации и личные доходы. Еще более мобильно эти рычаги применялись в период третьей послевоенной рецессии 1957-1958 гг.

Вместе с тем для правительства Эйзенхауэра было очевидно, что для поддержания расширенного воспроизводства и сохранения мира в стране необходимы мероприятия в социальной сфере. Была принята программа широкомасштабного дорожного и жилищного строительства, в соответствии с которой к 1960 г. было проложено 7,5 тыс. миль шоссейных дорог. В 1955 г. был принят закон о строительстве 45 тыс. квартир и домов для малоимущих семей. Однако осуществление социальных программ в эти годы не вышло за рамки крайне необходимого.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: