искусство древней Передней Азии)




ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

(Искусство древнего Египта и

искусство древней Передней Азии)

Программа

для студентов факультета

теории и истории искусств

Санкт-Петербург

 

 

Программа подготовлена

профессором кафедры зарубежного искусства

В.Б. Блэк

и утверждена на заседании кафедры

15 февраля 2008 г.

 

Зав. кафедрой зарубежного искусства

профессор В.И. Раздольская

 

 

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

 

 

Введение. История изучения. Определение понятия «Древний Восток» (наименование территорий условно лишь для древнего Египта и древней Передней Азии).[I] История изучения памятников древнего Востока западноевропейскими и русскими учеными. Значение изучения памятников древнего Востока.

Искусство древнего Египта. Конец 5 тыс. до н. э. – 4 в. до н. э.

Периодизация: додинастический период (время разложения родового и становление классового общества, конец 5–4 тыс. до н. э.; два этапа развития – I и II додинастические культуры); Раннее царство (I и II династии, начало 3 тыс. до н. э.); Древнее царство (III - VI династии, 28 –23 вв. до н. э.); 23–21 вв. до н. э. – первый период распада Египта на номы (VII–X династии); Среднее царство (XI–XII династии, 21–18 вв. до н. э.); 18–16 вв. до н. э. – второй период распада Египта (XIII–XVII династии); Новое царство (XVIII–XX династии, 16 – 11 вв. до н.э. Поздний период (XXI–XXXII династии, 11–4 вв. до н. э.). Географическое положение Египта – его относительная замкнутость. Роль Нила в развитии экономики и культуры страны. Чрезвычайное богатство Египта различными породами камня. Начало применения железа лишь со второй половины 2 тыс. до н. э., со времени Нового царства. Замедленное развитие древнеегипетского общества, а в результате – малая изменяемость религиозных представлений и канонизация художественных средств и образов. Культовое назначение подавляющего большинства памятников древнеегипетского искусства. Комплексность древнеегипетского искусства: архитектура – всегда ведущий вид искусства, характерными особенностями своих планов и конструкций во многом определяющий облик скульптуры и живописи.

 

 

Работы в 19-20 вв. по обнаружению и изучению памятников Египта. Экспедиция в Египте 1828-30 гг. Франсуа Шампольона (1790-1832). Шампольон как основоположник науки «египтологии» и первый историк искусства Древнего Египта. Работы по исследованию искусства древнего Египта в 19 и 20 вв. – Мариэтта и Г.Масперо (1846-1916). Мариэтт – инициатор создания в Египте управления раскопками и древностями, а также – Египетского музея в Каире. Открытие в конце 19 в. Ж. де Морганом памятников архаического Египта, т.е. периода Раннего царства (времени I и II династий), а также Флиндерсом Петри – царских гробниц додинастического времени в Абидосе и города Хетхетеп-Сенусерт (современный Кахун) и им же - в 20 в. обнаружение и раскопки в районе селения Амарна развалин города Ахетатона и гробниц в его окрестностях. Открытие в 1922 г. Г. Картером и Карнарвоном гробницы фараона Тутанхамона. Русская востоковедческая наука о Египте: научная деятельность в 19 и 20 вв. А.Н.Оленина, А.С.Норова, Т.Н.Грановского, А.С.Прахова, В.С.Голенищева (1856-1947), Б.А. Тураева (1868-1920). Создание Б.А.Тураевым школы египтологов: В.В.Струве, Н.Д.Флиттнер и др. Его научные труды, а также книги его учеников. Многочисленные и многолетние исследования в области истории искусства древнего Египта М.Э.Матье и В.В.Павлова. Работа советской экспедиции, возглавляемой Б.Б.Пиотровским в Нубии в 1960-х годах. Деятельность в 50-х гг. 20 в. арабских археологов, представителей местной египтологической школы Арабской Республики Египет – М.З.Гонейм, А.Фахри. Исследования в 60-70-х гг. 20 в. археологических экспедиций Польского института средиземноморской археологии Варшавского университета (находящегося в Каире) под руководством К.Михаловского. Научные труды К.Михаловского.

Додинастический период – время постепенного сложения форм древне-египетского искусства. I и II додинастические культуры. Конец 5 – 4 тыс. до н.э. Время I додинастической культуры – конец 5-4 тыс. до н.э. (период неолита) и II додинастической культуры – вторая половина 4 тыс. до н.э. (период энеолита). Образование в долине Нила нескольких десятков отдельных населенных областей – в греко-римское время, с 4 в. до н.э. их стали называть по-гречески «номами». Сведения о характере и уровне развития культуры и изобразительного искусства – на основе раскопок захоронений. Погребения времени II додинастической культуры – в плане уже прямоугольной формы. Наземные сооружения над могилами конца II додинастической культуры (конец 4 тыс. до н.э.). Культовые помещения в них с так называемой «ложной дверью». Орудия, украшения из меди, серебра, золота, метеорного железа, а также сосуды и орудия труда из камня и глины – уже в захоронениях I додинастической культуры. Небольшие (иногда 3 см. длины) статуэтки женщин и мужчин, животных – из глины, слоновой кости и различных пород камня времени II додинастической культуры. Полихромно расписанные глиняные сосуды I и II додинастической культуры. Настенная роспись из Иераконполя (древний Нехен), близкая к росписям на сосудах по сюжету и стилю. Плитки (палетки). Их назначения и формы. Рельефные композиции на поверхности части плит (так называемые охотничья плита, плита быков и плита коршунов). Плита фараона Нармера – итог художественного творчества додинастического периода и первый памятник, в котором ярко проявились черты египетского канона.

Искусство в эпоху раннего царства. I и II династии. Начало 3 тыс. до н.э., приблизительно с 3000 по 2800 гг. до н.э. Так называемое Раннее царство, именуемое также архаическим временем – период первого, очень непрочного объединения всех областей в одно примитивное рабовладельческое государство. Столица – город Мемфис (на севере страны). Сложение городов-центров общественной и экономической жизни, ремесла и торговли. Нехен – античный Иераконполь, Буто, Саис, Коптос. Косвенные свидетельства об облике сохранившихся архитектурных сооружений эпохи Раннего царства из дерева и сырцового кирпича: характерный дворцовый фасад в рельефе на стеле царя I династии Джета (около 3000 г. до н.э.) из Абидоса, саркофаг царя IV династии Микерина (Менкаура) в виде аналогичного по конструкции здании дворца. Некрополи царей и представителей крупнейшей знати в северной и южной частях страны – в Саккара, Абидосе и Нагаде. Начало сооружения при гробницах заупокойных храмов. Большая роль цвета в архитектуре – многоцветная раскраска наружных поверхностей гробниц. Строительство вторых, ложных гробниц царей I и II династий, так называемых кенотафов. Скульптура эпохи Раннего царства: статуи и статуэтки богов, царей, знатных лиц, слуг, пленных – почти все из тайников при храмах Нехена, Абидоса и Коптоса (из известняка, гранита, кварцита, дерева, кости, фаянса, меди, золота, например, статуя фараона конца II династии Хасехема, начало 8 тыс. до н.э.). В рельефах и росписях Раннего царства – закрепление канонизированных норм передачи некоторых сцен и отдельных фигур, имеющих ритуальный смысл: фараона, убивающего врага, собаки, перегрызающей горло антилопе, ловли птиц сетями, умершего перед столом с жертвенной пищей (например, на дисках из гробницы визира Хемака). Художественное ремесло Раннего царства. Его многогранность и специализация: изготовляли мебель, каменные сосуды, ювелирные украшения, фаянсовые статуэтки и изразцы. Строгая сдержанность форм, умение выявить естественную красоту материалов (мебель и каменные блюда из гробницы Хер-Нейт). Искусство Египта в эпоху Древнегоцарства. III-VI династии. 2800-2900 гг. до н.э. Древнее царство – примитивное рабовладельческое общество. Классы. Окончательное сложение всех основных форм египетской культуры. Главные города – Мемфис, Абидос, Ону – античный Гелиополь. Наивысший расцвет экономики, культуры в период IV-V династий. Дальнейшее развитие заупокойного культа, особенно в связи с культом обожествленного царя. Оформление представления о «двойнике» человека, отражении его тела, его «духа», так называемого «ка». Очень раннее, еще при первых династиях, возникновение заботы о сохранении тела при помощи его мумификации, а также замены его портретной статуей из «вечного» камня. Архитектура эпохи Древнего царства. III-VI династии. 2800-2900 гг. до н.э. Ведущее положение архитектуры. Глиняные и деревянные модели домов и гробниц, а также изображение фасадов дворцов на стелах и саркофагах. Пристройка к гробницам молелен или заупокойных храмов. Самые крупные гробницы из плит известняка (как и в конце Раннего царства) с большим количеством помещений – кладовых, коридоров, зал. Увеличение надземных частей царских захоронений не только по горизонтали, но и в вертикальном направлении. Архитектурный ансамбль так называемой «ступенчатой» пирамиды фараона Джосера в Саккара (III династия, около 2800 г. до н.э.). Его создатель – зодчий Имхотеп. План ансамбля, его главные части. Применение полуколонн, еще не являющихся несущими частями конструкции – так называемых папирусообразных, лотосообразных и протодорических, а также облицовка стен плитами алебастра и фаянсовыми плитками. Пирамиды первого фараона IV династии Снофру в Медуме и Дашуре – 28 в. до н.э. Ансамбли пирамид в Гизе трех последовательно правивших фараонов IV династии Хеопса (Хуфу). Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура) – все 27 в. до н.э. Зодчий Хемиун, автор пирамиды Хеопса. Планы этих заупокойных ансамблей, основные их части. Нижний заупокойный храм Хефрена. Так называемый Большой сфинкс возле этого храма. Погребения вельмож у подножья пирамид: современное арабское название «мастаба», что значит «скамья». Пирамиды V династии в Абусире (2700-2600 гг. до н.э.). План наиболее типичного для времени V династии ансамбля пирамиды фараона Сахура в Абусире. Оформление в его храмах так называемых перистильного (окруженного колоннадой) двора, гипостильного (многоколонного) зала и пальмовидной колонны. Ансамбль так называемого Солнечного храма Ниуссера (бога солнца Ра) в Абусире времени V династии (2600-2500 гг. до н.э.). Скульптура эпохиДревнего царства. III-VI династии. 2800-2300 гг. до н.э. Места установки статуй в связи с их назначением. Основные образно-стилистические черты скульптуры эпохи Древнего царства и всех последующих периодов: симметрия, равновесие масс, определенность небольшого числа статичных поз, «геометризм» конструкций. Наиболее выдающиеся произведения: статуи – фараона Джосера, царского родича жреца Сепы и его жены Несет, царевича Рахотепа и его жены Нофрет, фараона Хефрена и Микерина с богинями, фараона Шепсескафа, внука фараона Снофру-Хемиуна, бюст царевича Анххафа; статуи - жреца, царевича Каапера; правителя нома, представителя придворной знати, писца при особе фараона – Каи (так называемый «Луврский писец»); две статуи Ранофера, верховного жреца бога Ра; гипсовая статуя начальника ткацких мастерских дворца карлика Сенеба с женой и детьми; фараона Пепи I и его сына. Их образно-стилистическая характеристика, а также материал, из которого она сделаны, размер, где найдены, местонахождение в настоящее время. [II] Фигуры слуг и детей за домашними работами из масштаба знатных людей. Их стилистическая характеристика. Рельефы и росписи эпохи Древнего царства. III-VI династии. Художественное ремесло. 2800-2300 гг. до н.э. Назначение рельефов и росписей. Два вида рельефов. Два вида росписей. Их сюжеты. Определение изобразительных норм рельефов и росписей, их подчиненность архитектуре – ее формам, пропорциям, внутренним пространствам. Смысловое единство рельефов и росписей с иероглифическими (рисуночными) надписями. Развитие искусства рельефов (преимущественно) и росписей в период IV-V династий. Типичные примеры: рельефы времени III династии с фигурами зодчего Хесира; «Гуси на траве» - роспись из гробницы сына фараона Снофру, зодчего и жреца Нефермаата и его жены Итет в Медуме; парусное судно – роспись из гробницы Каеманха в Гизе; рельеф из верхнего пирамидного храма фараона Сахура в Абусире – охота в загоне; рельефы гробниц вельмож Ти, Аххотепа, Пехенука, Мерерука - все в Саккара. Выразительная декоративность в изделиях художественного ремесла: сосудах из камня и глины, мебели (например, носилки и кресло царицы Хетеп-Херес), ювелирных украшениях, предметов из разных металлов (например, золотая голова сокола из Иераконполя – VI династия). Характернейшие черты стиля египетского искусства Древнего царства, легшие в основу искусства Египта последующих периодов: комплексность, синтез различных видов искусств, монументальность. Распад Египта на области (номы) в конце Древнего царства, в конце VI династии, около 2300 г. до н.э. Так называемый «переходный» или первый период распада государства (VII-Х династии, 2300-2100 гг. до н.э.) Вторжение в Египет в это же время народов со стороны Сирии и Палестины.

Искусство Египта в эпоху Среднего царства. XI-XII династии. 21-18 вв. до н.э. Эпоха Среднего царства – время правления XI (21 в. до н.э.) и XII династии (20-18 вв. до н.э.) Победа южных номов во главе с правителями Фив – фараонами XI династии. Новое объединение Египта в единое государство. Его непрочность и энергичное сопротивление центральной царской власти – номархов Среднего Египта в течении всей первой половины Среднего царства – XI и начало XII династий, 21-20 вв. до н.э. Перенос первым фараоном XII династии Аменемхетом I столицы в Фаюм (древний Иттауи – «Захват обеих земель»), в то время как Фивы – политический и религиозный центр страны. Грабительские войны фараонов Среднего царства в Нубии, Палестине и Сирии. Решительное укрепление царской власти в 19-18 вв. до н.э., особенно при фараонах XII династии Сенусерте III и Аменемхете III. Окончательное завоевание Нубии. Архитектура эпохи Среднего царства. XI-XII династии. 21-18 вв до н.э. Выработка в строительной практике первой половины Среднего царства нового типа заупокойного храма: ансамбль заупокойного храма фараона ХI династии Ментухотепа I в долине Дейр -эль-Бахри. Основные части всей архитектурной композиции. План фасада, конструкция самого храма. Новые архитектурно-стилистические особенности этого ансамбля. Обелиск, сохранившийся от храма фараона Сенусерта I в городе Ону (античном Гелиополе). Пирамидные комплексы периода Среднего царства – на территории от Дашура на севере до Фаюма в Среднем Египте. Непрочность их конструкций и строительных материалов. Например, ансамбль пирамиды фараона Сенусерта I в Диште. Грандиозный по размерам погребальный ансамбль Аменемхета III в Хаваре, в районе Фаюма – названный позднее греками «лабиринтом» (от тронного имени Аменемхета III – Нимаатра, по-гречески Лабир). Установка в храме и недалеко от него крупных статуй царя в связи с прижизненным его возвеличиванием. Город Кахун времени XII династии (Хетхетеп-Сенусерт), возникший при сооружении одной из пирамид: свидетельство о принципах планировки и других древнеегипетских городов – четкое членение кварталов по социальному и имущественному признаку. Скульптура эпохи Среднего царства. Сложность искусства этой эпохи. Хеб-седная статуя фараона Ментухотепа I (XI династии, 21 в. до н.э.) Изготовление с начала XII династии – 20 в. до н.э. большого числа царских статуй для прославления живых владык Египта. Закрепление со времени усиления XII династии – 19 в. до н.э. – типа царских портретов. Головы статуй фараона Сенусерта III. Головы статуй, статуи (в том числе статуя в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже) и сфинксы из Таниса – фараона Аменемхета III. Появление статуй, воплощающих облик юного фараона – статуя Аменемхета III из Хавары. Живая передача характерных поз и движений в мелкой пластике – статуэтки негра, гиппопотамов, даже в изображениях богов – статуэтка богини Исиды с сыном – богом Гором. Скульптура местных центров: фигуры носильщиц даров из Сиута; скульптурные группы лучников-нубийцев и воинов - египтян с копьями и щитами из гробницы Месехти – в Сиуте – все XII династии, 20-19 вв. до н.э. Рельефы и росписи эпохи Среднего царства. Официальные канонизированные рельефы и росписи из фиванских мастерских. Их стилистическое своеобразие. Стела Хунена (Москва, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина), рельефы саркофагов цариц Кавит и Ашаит, «Танцовщицы», «Пахота» - части росписи гробницы Антефокера и Фивах. Ансамбли погребальных помещений номархов Антилопьего нома – район современного Бени-Гасана. Фасады-портики. Настенные росписи. Их сюжеты. Росписи в гробницах номархов Тхутихотепа и Себи; рельефы в гробнице номарха Уххотепа – «Сбор папируса», «Тощий пастух» - около современного Меира; росписи в гробнице номарха Антилопьего нома Хнумхотепа II с фигурами кошки среди зарослей папируса и удода на ветке акации. Художественное ремесло эпохи Среднего царства. Украшения из гробниц царевен дома фараона Аменемхета III в Дашуре. Сосуды из камня и фаянса ярких и глубоких синих и бирюзовых оттенков. Фаянсовые статуэтки гиппопотамов.

Искусство Египта в первую половину эпохи Нового царства. XVIII династия. 16-15 вв. до н.э. Значительное ослабление Египта в конце Среднего царства. Нашествие около 1700 г. до н.э. из Передней Азии племен, известных под названием «гиксосы». Захват ими Нижнего Египта (Дельты), устройство ими там своей столицы – города Авариса и господство над правителями Верхнего Египта. Борьба за изгнание гиксосов и новое объединение страны (началось около 1600 г. до н.э.) во главе с правителями Фив (Секененра, Яхмес I), представителями XVII династии. Яхмес I – основоположник XVIII династии (16 - первая половина 14 вв. до н.э.). Соединение культа фиванского бога Амона (для его возвеличивания) с древним культом солнечного бога Ра: новое имя главного бога столицы и всего государства Амон-Ра. Расцвет всех видов искусства. Прославление с их помощью могущества фараонов, их государства и международного значения. Архитектура XVIII династии. Широкое строительство во всех главных городах – в связи с обогащением страны. Архитектура по-прежнему ведущий вид искусства. Устройство всех царских захоронений, начиная с фараона Тутмоса I, в виде замаскированных тайников в долине, называемой арабами Бибан-эль-Молук («Долина или врата царей»). Ансамбль храма царицы Хатшепсут в долине Дейр-эль-Бахри, начало 15 в. до н.э. Зодчий Сенмут. План ансамбля. Его части. Фасад верхнего храма – его композиционное построение. Синтез архитектурных форм и скульптуры. Рельефы на стенах. Характерные части подавляющего большинства остальных храмов Египта первой и второй половины Нового царства. Изобилие рельефов на стенах, колоннах и пилонах, а также статуй фараонов и богов перед фасадами, например, так называемые «Колоссы Мемнона» - две статуи фараона Аменхотепа III, и внутри храмов – между колоннами. Обелиск и аллеи сфинксов и овнов (бараноголовых сфинксов). Общий крепостной облик этих храмов, замкнутых со всех сторон стенами. Наиболее значительные в общегосударственном и художественном смысле храмы указанного типа: два храма в Фивах, так назваемые Карнак (древний Ипет-Рес) и Луксор (древний Ипет-Сут). Карнак официальное святилише всей страны, посвященное культу трех главных богов Фив – Амона, Мут-Сохмет и Хонсу. План Карнака. Строительство его при многих династиях: зодчий Инени – при фараоне Тутмосе I; зодчий Сенмут – при царице Хатшепсут и зодчие Аменхотеп, сын Хапу и Аменхотеп при фараоне Аменхотепе III; зодчие Майя и его сын Хатиаи – при Харемхебе, Рамсесе I, Сети I, Рамсесе II. Грандиозность масштаба Карнака, великолепие и художественное совершенство скульптурного убранства. План храма в Луксоре, посвященному богу Амону-Ра. Сооружение его, в основном, единовременно при фараоне Аменхотепе III – зодчие Аменхотеп, Гори и Сути. Достройка при фараоне XIX династии Рамсесе II – зодчий Бекенхонсу. Четкость плана, исключительная гармоничность пропорций и объемов Луксорского храма. Огромное влияние его архитектуры на все последующие храмовые сооружения Нового царства.

Скульптура XVIII династии, 16-15 вв. до н.э. Ведущее место фиванской школы. Статуи жреца Аменхотепа и его жены Раннаи (Москва, музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина). Проявление новых образно-пластических черт официального стиля в портретной скульптуре времени царицы Хатшепсут (статуи фараона Тутмоса III и статуи из храма Хатшепсут). Скульптура середины XVIII династии – со времени фараона Тутмоса IV, 15 в. до н.э. Два сфинкса фараона Аменхотепа III в Санкт-Петербурге на набережной Невы и статуй вельмож и их жен, деревянная статуэтка молодого человека – Санкт-Петербург, Эрмитаж; фигуры танцовщиц и служанок (например, ложечка для притираний в виде плывущей девушки с лотосом в руках – Москва, музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина). Развитие типа сидящей статуи, окутанной одеждой (например фигура зодчего Сенмута с дочерью царицы Хатшепсут).

Рельефы и настенные росписи 15 в до н.э. в фиванском искусстве XVIII династии. Огромное количество сохранившихся рельефов и росписей. Темы и характер построения композиций. Росписи в гробницах вельмож Рехмира, Менны, Кенамона, Нахта - в фиванском некрополе. Росписи и рельефы в гробнице визира Рамеса, также в некрополе Фив.

Художественное ремесло XVIII династии. 16-15 вв. до н.э. Необычайное многообразие растительных и животных мотивов во всех видах художественного ремесла (например, кресло из гробницы Юи и Туи); сосуды из фаянса, золота, камня; стеклянные статуэтки и их головы, отлитые в формах.

Искусство середины Нового царства, времени правления фараона Аменхотепа IV (Эхнатона), так называемое Амарнское. Конец XVIII династии. Первая половина 14 в. до н.э. Искусство первых пяти лет правления Аменхотепа IV. Чрезвычайное обогащение и усиление в течение всей XVIII династии, а особенно к концу правления фараона Аменхотепа III высшей знати и жрецов главного фиванского бога Амона. Вступление на престол его сына Аменхотепа IV (1370-1352 гг. до н.э.). Для подрыва идеологической власти жрецов: 1) объявление всех богов ложными, а единственным истинным богом – Атона, солнечный диск; 2) объявление царя – сыном Атона и единственным, кто познал истинную веру. Так как объект поклонения само солнце – отказ от любых его персонификаций, т.е. изображений в виде фигур человека или животного, а также – отказ от старых храмов. Изображение Атона только в виде парящего в небе диска с уреем, священный змеей, на шее которой висит анх – иероглиф, знак жизни. На концах солнечных лучей человеческие кисти, в которых часто тоже зажат анх. Подготовленность введения единого религиозно-философского учения Атона всем развитием культуры XVIII династии (аналогичное изображение Атона уже во времена фараона Аменхотепа II).

Строительство и скульптура первых пяти лет правления Аменхотепа IV в Фивах. Храм Ра-Горахте еще в Карнаке, к востоку от святилища Амона-Ра. Зал этого храма. Резко своеобразные черты всех (немногих) сохранившихся скульптур и рельефов уже первых лет правления Аменхотепа IV в Фивах: части колоссальных статуй Аменхотепа IV из храма Ра-Горахте в Карнаке: рельеф домашнего алтаря с изображением царской семьи, которую осеняет Атон. Отъезд на шестом году правления – его, со всеми близкими и двором, в совершенно заново построенный на среднем течении Нила город Ахетатон («Небосклон Атона», район современного селения Амерна). Изменение имени царя Аменхотеп IV на Эхнатон («Благой для Атона») и царицы Нефертити на Нефер-Нефру-Атон («Прекрасная красотой Атона»).

Архитектура Ахетатона. Первая половина 14 в. до н.э. Существование города всего в течении четверти века. Четкая планировка центральной части с главным дворцом, дворцовым святилищем, главным храмом Атона, обширными усадьбами вельмож. Градация кварталов по социальному признаку. Главный храм Атона – Пер-Атон-эм-Ахетатон («Дом Атона в Ахетатоне»); пилоны, павильон с колоннами, открытые дворы с жертвенниками. Малый храм Ахетатона – Хет-Атон-эм-Ахетатон («Дворец Атона в Ахетатоне»). Идентичность его планировки первому храму. Новые черты в храмовой архитектуре. Дворцы Ахетатона. Загородный, так называемый Северный дворец. Загородный южный дворец Мару-Атон. Симметричность их четко распланированных частей. Применение, как и в храмах, традиционных пилонов, «египетского» карниза. Настенные росписи, отражающее различное назначение помещений. Главный дворец Ахетатона: парадная и интимные его части, разделенные официальной дорогой; «Широкий зал Атона» с многочисленными статуями царя; необычайное разнообразие форм и росписей колонн; роспись полов в помещениях для отдыха фараона и его семьи; декорирование стен также полихромными изразцами.

Скульптура Ахетатона. Первая половина 14 в. до н.э. Большая роль скульптуры в оформлении дворцов, храмов, гробниц. Обнаружение в Ахетатоне трех скульптурных мастерских: главного скульптора Тутмоса и двух скульпторов, имена которых неизвестны. Самые яркие образцы круглой пластики: бюсты Эхнатона и Нефертити; незаконченный портрет Нефертити из песчаника; статуэтка Нефертити в немолодом возрасте; портретная голова царевны Меритатон. Исполнение памятников Ахетатона художниками, перевезенными из придворных мастерских Фив. Голова статуэтки царицы Тии, матери Эхнатона, вероятное произведение одного из скульпторов Ахетатона.

Рельефы и росписи Ахетатона. Первая половина 14 в. до н.э. В рельефах первых пяти лет жизни Эхнатона в новой столице (пограничные стелы Ахетатона: стела с изображением семьи Эхнатона; «Выезд Эхнатона и Нефертити» - рельеф из гробницы Панехси). Появление большого числа бытовых сюжетов и деталей, не встречавшихся ранее: главным образом сцены из интимной жизни царской семьи, «воспевание» любви и согласия в ней (например, «Обед царской семьи» и «Мастерская скульптора Юти» - рельефы из гробницы Хеви; «Звери и птицы приветствуют солнце» и «Оплакивание умершей царевны» - рельефы из царской гробницы; «Эхнатон и Нефертити» - раскрашенный рельеф на фрагменте домашнего алтаря). Большое число традиционных «садовых» сюжетов в росписях дворцов – нильские заросли, летающие среди растений птицы (например, роспись пола из царского дворца). Кратковременность так называемого Амарнского перода: времени правления самого Аменхотепа IV – Эхнатона неполных двадцать лет.

Искусство времени преемников Аменхотепа IV – Эхнатона (Сменхкара, Тутанхамон, Эйе, Харемхеб). Конец XVIII династии. Вторая четверть и середина 14 в. до н.э. Борьба знати и жречества при втором приемнике Аменхотепа IV – Эхнатона – Тутанхамоне. Восстановление Фив в правах столицы при Тутанхамоне и возвращение его туда вместе с двором. Реставрация по всему Египту храмов старых богов и их культов. Особенное усиление этого процесса при Харемхебе, четвертом преемнике Аменхотепа IV - Эхнатона: окончательное уничтожение города Ахетатона и размах строительства в Фивах, в Карнакском храме Амона. Чрезвычайная скудость сведений о правлении первых трех приемников Аменхотепа IV-Эхнатона – Сменхкара, Тутанхамона и Эйе. Малое число памятников архитектуры и скульптуры в связи с краткостью периодов их правления. Присвоение некоторых памятников одного фараона другим. Главный зодчий при Тутанхамоне, Эйе и Харемхебе – Майя. Строительство в Луксоре при Тутанхамоне стен по сторонам большой процессионой колоннады. Сооружение в Карнаке при Харемхебе частей гигантского гипостильного зала – зодчий Майя. Стилистические черты фиванской скульптуры послеамарнского времени - сочетание элементов искусства Ахетатона и наследия искусства всей XVIII династии. Статуя Сменхкара; статуя зодчего Майя и его жены Мерит из их гробницы в Саккара; статуя конюшего Теи; колоссы Тутанхамона из его заупокойного храма. Скульптурные лица трех саркофагов и золотая маска с лица мумии Тутанхамона; деревянная статуя Тутанхамона; деревянные позолоченные статуэтки царицы Меритатон или Анхесенамон в образе богинь – все из гробницы Тутанхамона в фиванском некрополе. Группа градоначальника Фив Аменемхеба с женой и матерью (Санкт-Петербург, Эрмитаж). В фиванских официальных рельефах – традиции живописно-плавной мягкой трактовки силуэтов и форм (например, Эйе в образе бога Нила – рельеф на троне статуи Эйе). Особенно сильное проявление этих традиций в рельефах и росписях для фиванских гробниц царей и знатных лиц (например, стела Сетару –Санкт-Петербург, Эрмитаж; сцены охот и сражений – роспись ларца, «Тутанхамон и Анхесенамон» - рельеф на ларце из слоновой кости; композиция «Тутанхамон и Анхесенамон» - на спинке парадного кресла Тутанхамона – все из гробницы Тутанхамона в фиванском некрополе). Мемфисские рельефы. «Харемхеб перед богами» - верхняя часть его стелы (Санкт-Петербург. Эрмитаж); «Награждение Харемхеба», «Воин и пленники»; «Всадник», «Плененные негры» - все из гробницы Харемхеба в Мемфисе; «Плакальщики» - из гробницы в Мемфисе (Москва, Музей изобразительных искусств им А.С.Пушкина). Большая декоративность изделий художественного ремесла – предметов дворцового быта времени преемников Аменхотепа IV – Эхнатона (кубок и светильник в виде лотоса и украшения – кольца, браслеты, нагрудные подвески – все из гробницы Тутанхамона в фиванском некрополе; ваза Харемхеба (Санкт-Петербург, Эрмитаж)).

Искусство Египта второй половины Нового царства. XIX-XX династии. Вторая половина 14-начало II вв. до н.э. Начало второй половины эпохи Нового царства – правление преемника фараона Харемхеба – фараона Рамсеса I, а затем его сына Сети I. Новые завоевания при Сети I земель в Палестине и Сирии, борьба с хеттами, а также закрепление Египта в Нубии. Продолжение напряженной, но скрытой борьбы с потомственной знатью и жрецами сына Сети I – фараона Рамсеса II, который правил шестьдесят семь лет. Фивы – официальная столица, но на деле перемещение ее в город Танис (в Дельте), родной город Рамсеса II. Переименованный в Пер-Рамсес («Дом Рамсеса»). Ухудшение положения страны во второй половине 13-начале II вв. до н.э. в результате длительных войн. Приближение к границам Египта (в 12 до н.э.) так называемых «народов моря». Распад государства в конце правления ослабевшей XIX династии. Очень кратковременный подъем Египта при XX династии. Захват центральной власти верховным жрецом бога Амона. Сохранение главенства Фив в архитектуре иизобразительномискусстве начала XIX династии. Направленность всех образно-изобразительных средств на возвеличивание царской власти и придание блеска постройкам столицы: грандиозность масштабов сооружений и пышность оформления. Размах работ в храме Амона в Карнаке: продолжение и окончание строительства гипостильного зала – начали при Харемхебе, строили при Рамсесе I, Сети I, закончили при Рамсесе II. Зодчие Майя, Иупа и его сын Хатиаи. Пристройка к храму Амона в Луксоре при фараоне Рамсесе II пилона и большого дворца с колонным портиком и гигантскими статуями этого царя – зодчий Бакенхонсу. Типичный храм эпохи Нового царства (общая планировка которого относится ко времени Аменхотепа III – зодчий Аменхотеп, сын Хапу) – храм бога луны Хонсу, сына бога Амона и богини Мут, построенный в ансамбле Карнака при фараоне Рамсесе III. Зодчие Серамон и Рамсенахт. Заупокойный ансамбль фараона Рамсеса II, так называемый Рамессеум, на западном берегу Нила, напротив Фив. Зодчий Пенра. Заупокойный ансамбль фараона Рамсеса III в Мединет-Абу на западном берегу Нила. Два пещерных храма (большой и малый) в Абу-Симбеле, в Нубии, посвященные культу фараона Рамсеса II и его жены царицы Нефертари. Воспевание в рельефном убранстве побед Рамсеса II в Азии и Нубии. Гробницы фараонов и фиванских вельмож в Долине царей: наиболее характерные – фараонов Сети I, Рамсесов II и III. Гробницы работников фиванского некрополя в Дейр-эль-Медине.

Лучшие образцы круглой скульптуры второй половины Нового царства: голова мужчины в парике – Будапешт. Музей изобразительных искусств; статуэтка писца Хапи из Карнака. В царских статуях этого времени возвеличивание образа фараона: четыре колоссальных статуи Рамсеса II на фасаде его большого храма в Абу-Симбеле; колоссы Рамсеса II в храмах Амона в Карнаке и Луксоре и его же «осирические» статуи в Рамессеуме. В официальных рельефах храмов и дворцов второй половины Нового царства – выделение и восхваление образа фараона, как покорителя других народов, главы сильнейшего государства и победоносного охотника. Примеры: Сети I поднимается на колесницу – рельеф из храма Амона в Карнаке; Сети I и его сын на охоте – рельеф их храма Сети I в Абидосе; Рамсес III охотится на диких быков – рельеф на пилоне храма в Мединет-Абу. Присутствие даже в наиболее консервативно трактованных храмовых рельефах стилистических черт искусства XVIII династии (например, Сети I с фигурой богини справедливости Маат перед богом Осирисом и с дарами перед богом Птахом – рельефы из храма Сети I в Абидосе; пленный ливийский царь – рельеф из храма Рамсеса III в Мединет-Абу). Росписи царских гробниц (например, Нефертари, жена Рамсеса II – части росписи в ее гробнице в фиванском некрополе). В росписях некоторых гробниц знатных лиц фиванского некрополя: ловля рыб и птиц – на стене гробницы жреца Хатиаи; полевые работы – на стене гробницы Сеннедхема; поливка сада и рыбаки – из гробницы скульптора Ипуи; молитва под пальмой из гробницы Амоннахта; богиня дерева сикоморы и жрец Усерхет с семьей – из гробницы Усерхета. Росписи в гробницах работников фиванского некрополя, рассказывающие о занятиях погребенных. Яркое проявление свободы и артистичной беглости рисунка в «черновых» набросках на обломках известняка: профиль фараона; девушка, плывущая в тростниках, лютнистка, а также на папирусах – например, квартет зверей.

Искусство Позднего периода. XXI-XXXII династий. II-4 вв. до н.э.

Продолжение борьбы знати между собой. Нападение на страну извне. Утрата Египтом власти в Нубии и Сирии. Распад древнеегипетского государства с начала II в. до конца первой половины 10 в. до н.э. на две части: правление на севере (в Дельте) номархов города Таниса, образовавших XXI династию, так называемую танисскую, а на юге (со столицей в Фивах) – жрецов бога Амона. С середины 10 в. до н.э. до конца 8 в. до н.э. новое объединение страны XXII-XXXIV ливийскими династиями (столица – город Бубастис). С конца 8 в. по первую четверть 7 в. до н.э. (включительно) – XXV нубийская (эфиопская) династия (столица - Фивы). В 671 году – покорение Египта Ассирией (царь Ассархаддон). Борьба против ассирийцев правителей западной Дельты и объединение Египта под властью их XXVI, так называемой саисской династии – 663-525 гг. до н.э. (столица в городе Саисе). Завоевание Египта в 525 г. до н.э. персидской державой Ахеменидов. Борьба за освобождение от этого ига в течение 5 в. до н.э. Завоевание Египта в 332 году до н.э. греко-македонскими войсками. Сохранение, однако, страной относительной независимости даже под правлением македонской династии Птолемеев (4-I вв. до н.э.). Малое количество монументальных построек из-за сложной, нелегкой обстановки в стране. Сооружение гробниц традиционных форм: в Фивах – скальных, в Мемфисе – в виде мастаба. Использование старых гробниц, а также части камней старых зданий – для новых захоронений. Возведение при ливийском фараоне Шешонке I двора «хеб-седа» и первого гигантского пилона в храме Амона в Карнаке – зодчий Харемсаф. Строительство при нубийском фараоне Тахарке – посреди двора Шешонка I – монументальной колоннады, от которой сохранилась только одна папирусообразная колонна. Гробницы фараонов-нубийцев в виде небольших пирамид из обожженного кирпича в столице Нубии – Напате. Возведение в эллинистическое время в 4-I вв. до н.э.монументальных зданий: например, храм богини Хатор в Дендера, храм богини Исиды на острове Филе, храм бога Гора в Эдфу. Отсутствие условий для дальнейшего развития изобразительного искусства. Кратковременные периоды оживления художественной жизни: при нубийской (эфиопской) XXV династии и при саисской XXVI династии. В скульптуре из фиванских мастерских II-9 вв. до н.э.: пышность, нарядность произведений из драгоценных металлов (например, золотая маска фараона Шешонка I из Таниса). В 7-5 вв. до н.э. мастерская передача основных портретных и этнических черт: статуя эфиопской царицы; голова статуи градоночальника Фив в правлени



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: