Сенат в Московском Кремле.




Любопытные факты

Несмотря на все свои заслуги, Бове не имел звания академика архитектуры. В 1816 году он попросил Академию художеств задать ему программу на звание академика. Академия утвердила его в звании архитектора и задала спроектировать здание театра на 3 тысячи человек. Программа эта так и не была выполнена.

Список сооружений

Храм Святителя Николая в Котельниках

Храм иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость»

  • 1814—1815 — Торговые ряды напротив Кремля (на месте ГУМа, не сохранились)
  • 1820—1822 — Кремлёвский (Александровский) сад с гротом
  • 1824—1825 — Манеж
  • 1818—1824 — Театральная площадь
  • 1821—1824 — Большой театр
  • 1827—1834 — Триумфальные ворота у Тверской заставы (ныне у парка Победы)
  • 1828—1833 — Градская больница (ныне Городская больница № 1 им. Н. И. Пирогова). Москва, Ленинский проспект, 8 корпус 1
  • Дом во владении жены в Петровском переулке (бывшем Богословском), ныне № 9
  • Дом Н. С. Гагарина (позднее Книжная палата) на Новинском бульваре, разрушенный во время Великой Отечественной войны
  • 1822—1824 — Храм Святителя Николая в Котельниках. Москва, 1-й Котельнический пер., 8-10
  • 1822 — Церковь Михаила Архангела в имении жены в Архангельском. Село Архангельское Рузского района Московской области
  • 1825—1828 — Покровская церковь. Село Пехра-Покровское Балашихинского района Московской области (авторство приписывается по сходству с аналогичными постройками, документального подтверждения не сохранилось)
  • 1825—1828 — Перестройка здания Новоекатерининской странноприимной больницы, постройка церкви Екатерины Великомученицы (ныне городская больница № 24, угол Петровки и Страстного бульвара, № 15/29).
  • 1825—1831 — Реконструкция Знаменской церкви села Холмы в загородном имении жены.
  • 1820-е годы — Торговые ряды на Таганке (не сохранились)
  • 1830 — Церковь Большое Вознесение у Никитских Ворот (доработка проекта Ф. М. Шестакова 1829 года, достроен после смерти Бове А. Г. Григорьевым)
  • 1832 — Перестройка Церкви Всех Скорбящих Радости. Москва, Большая Ордынка, 20
  • 1833 — Церковь Троицы Живоначальной в Даниловском монастыре
  • 1830—1839 — Собор Успения Пресвятой Богородицы в городе Егорьевске.

 

Работы

Исакиевский собор(хо-хо я там была))))))

1828—1834. Александровская колонна

 

Основная статья: Александровская колонна(и ее я тоже видела000)

 

Идея строительства Александровской колонны исходила от автора контуров Дворцовой площади и здания Государственного штаба Карла Росси. Огюст Монферран разработал проект[3] в рамках предложенных ограничений, но он не был принят императором. Архитектор пытался апеллировать, посвятив Николаю I своё сочинение «Plans et details du monument consacrè à la mémoire de l’Empereur Alexandre».

Проект отстоять не удалось, и был разработан другой вариант. С ним не возникло трудностей, и новый проект был высочайше утверждён в 1829 году и построен к 1834 году. Над украшением пьедестала работал большой авторский коллектив: эскизные рисунки выполнил О. Монферран, по ним на картоне художники Дж. Б. Скотти, В. Соловьев, Тверской, Ф. Брюлло, Марков писали барельефы в натуральную величину. Скульпторы П. В. Свинцов и И. Леппе лепили барельефы для отливки. Модели двуглавых орлов изготовил скульптор И. Леппе, модели базы, гирлянд и других украшений — лепщик-орнаменталист Е. Балин.

 

Барельефы на пьедестале колонны в аллегорической форме прославляют победу русского оружия и символизируют отвагу российской армии; отливка была выполнена на заводе Ч. Берда. Монолит розового гранита был изготовлен под руководством мастеров С. В. Колодкина и В. А. Яковлев по методу С. К. Суханова в Пютерлакской каменоломне под Выборгом в 1830—1832 годах. С большими сложностями он был перевезён в 1832 году на специально сконструированной для этой цели барже в Санкт-Петербург и установлен инженером А. А. Бетанкуром. Памятник венчает фигура ангела работы Бориса Орловского.

 

Позже (в 1876 году) архитектором К. К. Рахау были добавлены декоративные фонари у колонны

Собор - памятник архитектуры петровского барокко. Он представляет собой вытянутое прямоугольное здание "зального" типа характерное для западноевропейской архитектуры. Стены его оформлены пилястрами и головками херувимов на наличниках окон. Внутреннее пространство собора разделено на три нефа мощными пилонами, обработанными пилястрами коринфского ордера. По стилю своей архитектуры собор ближе протестантским церквям центральной Европы.

Доминантой собора является многоярусная колокольня на западном фасаде, увенчанная высоким золоченым шпилем с флюгером в виде летящего ангела с крестом. Ярусы её соединены завитками - волютами, которые создают плавный переход от основного здания собора к высокой башне. Постройка шпиля собора произведена голландцем Германом фон Болес под наблюдением Доменико Трезини. Установленный в 1723 году шпиль был обит медными вызолоченными листами. На позолоту шпиля потрачено более 8 килограмм червонного золота. Работы по устройству деревянного шпиля были закончены к концу 1724 года, и тогда же на колокольне были установлены куранты, купленные Петром I. Высота собора 122,5 метра, высота шпиля – 40 метров, высота фигуры ангела 3,2 метра, а размах его крыльев 3,8 метра. Петропавловский собор - самое высокое здание Санкт-Петербурга, если не считать вышку телецентра.

 

Церковь архангела гавриила

Ме́ншикова ба́шня, Це́рковь Арха́нгела Гаврии́ла на Чи́стых пруда́х в Москве — православный храм в честь Архангела Гавриила; памятник барокко в Басманном районе (Архангельский переулок, 15а).

 

Церковь была первоначально построена в 1707 году по заказу Александра Меншикова. Авторами проекта в современных изданиях называют Ивана Зарудного, предполагают участие Доменико Трезини, группы итальянских и швейцарских мастеров из кантонов Тичино и Фрибур и российских каменотёсов из Костромы и Ярославля.

 

Самое раннее из сохранившихся зданий петровского барокко в Москве, Меншикова башня была существенно изменена в 1770-х. Церковь функционировала только летом, зимой службы проводились неподалёку, в церкви Феодора Стратилата, построенной в 1782—1806 гг. Церковь Святого Феодора Стратилата также имела колокола. Несмотря на свою высоту, Меншикова башня колоколов не имела.

22 Постройки

  • Колокольня Троице-Сергиевой лавры
  • Красные ворота (не сохр.)
  • Кельи Никитского монастыря в Москве (сохранился один корпус)
  • Храм Никиты Мученика на Старой Басманной
  • Кузнецкий мост
  • (?) Дворец Апраксиных-Трубецких (Апраксинский дворец, дом-комод), 1766—1768
  • Приписываемые постройки
  • храм Одигитрии Смоленской в Троице-Сергиевой лавре
  • основной (пятиглавый) объём храма Климента на Пятницкой в Москве
    • Никольский собор (Крапивна)[1]
  • неосуществлённые постройки
  • триумфальная башня у Воскресенских ворот Китай-города
  • Дом Инвалидов с собором южнее Симонова монастыря в Москве

 

дворец шувалова в питере

Крупнейшей постройкой Чевакинского в Петербурге является Никольский морской собор (1753—1762) с отдельно стоящей ярусной колокольней (1756—1758). Им же перестроено здание Кунсткамеры. Чевакинским также созданы дома-особняки: Шереметевых на Фонтанке (Фонтанный дом, 1750—1755, совместно с Ф. С. Аргуновым и дом И. И. Шувалова на углу Малой Садовой (дом 1) и Итальянской (дом 25) (1749—1756, перестроен в XIX веке).

C 1755 по 1758 год Чевакинский был архитектором Академии Наук. В эти годы у него учились В. И. Баженов и И. Е. Старов.

Им построена церковь в посёлке Елизаветино. Находится церковь на территории усадьбы Трубецких. Усадьба отреставрирована и захвачена сыном Матвиенко[источник не указан 359 дней]. Церковь почти полностью разрушена.

Миллионная ул., 5/1 (Мраморный дворец)

Антонио Ринальди родился в 1709 году в Италии, вероятно в Неаполе, в семье дворянина. Учился Антонио у Луиджи Ванвителли, который брал к себе учеников только из близлежащих мест. Учёба проходила в Неаполе, вместе с другими учениками Ванвителли Ринальди участвовал в строительстве порученных учителю объектов. За время работы в Италии Ринальди приобрёл достаточную известность.

В 1751 году архитектор был приглашёл на службу в Россию. Антонио Ринальди был отправлен к К. Г. Разумовскому, контракт был подписан на семь лет. В Малороссии Ринальди работал много и плодотворно. Начал Ринальди с постройки резиденции для правителя Украины в Батурине. Составленный Ринальди проект полной перестройки резиденции осуществлён не был.

В 1754 году Антонио Ринальди становится архитектором "малого двора", то есть входит в ближайшее окружение будущего императора Петра III. По предложению наследника престола архитектор начинает свою работу в Ораниенбауме. Там он строит дворец Петра III, Оперный дом, ансамбль Собственной дачи с Китайским дворцом и Катальной горкой. Работая в Ораниенбауме, Ринальди уже называл себя архитектором великой княгини, таким образом завоёвывая доверие будущей Екатерины II.

Невский пр., 32-34 (костёл святой Екатерины)

В 1768 году Ринальди начинает строить Мраморный дворец. Заканчивает его он к 1785 году. Одновременно с Мраморным дворцом архитектор строил дворец в Гатчине.

После взошествия на престол Екатерины II Антонио Ринальди стал ведущим архитектором Санкт-Петербурга. В 1770-е годы архитектор работал в основном в Царском Селе. Здесь он создал Китайский театр и Китайский павильон. Кроме этих строений Антонио Ринальди спроектировал Чесменскую и Морейскую ростральные колонны, Кагульский обелиск и Крымскую колонну.

В 1766 году под руководством архитектора начинается перестройка Князь-Владимирского собора. В 1772 году по проекту Ринальди рядом было завершено строительство Тучкова буяна.

В 1768 году по желанию Екатерины II архитектор начинает строить новое здание Исаакиевского собора. Эта его работа не сохранилась, впоследствии собор был перестроен. Возможно именно авторству Ринальди принадлежат дом Мятлевых на Исаакиевской площади, дом Волконских на берегу Мойки (наб. р. Мойки, 12). По проекту Антонио Ринальди был построен Большой театр, на месте которого позже возвели здание Консерватории.

Тучков буян

В 1763-1783 годах на Невском проспекте был построен костёл Святой Екатерины, Антонио Ринальди работал над этим храмом вместе с Ж. Б. Валлен-Деламотом.

Антонио Ринальди разработал проект комплексного оформления дорог, ведущих из Санкт-Петербурга в Царское Село и Петергоф. Согласно этому плану вдоль дорог были установлены мраморные верстовые стобы, некоторые из которых сохранились до наших дней.

На всех зданиях спроектированных Антонио Ринальди можно увидеть его фирменный автограф - скрещённые пальмовая и лавровая ветви. Примечательной особенностью в его работе является использование редко применяемых в оформлении зданий материалов. Так при строительстве Мраморного дворца он использовал русский мрамор добываемый в карьерах близ Ладожского и Онежского озёр. При постройке дворца в Гатчине был применён пудожский известняк, что придало строению оригинальный запоминающийся облик.

Антонио Ринальди работал в России более 30 лет. Его активную деятельность прервал несчастный случай - архитектор упал со строительных лесов возводимого им здания Большого театра. В 1784 году он вернулся в Италию, поселился в Риме. Архитектору была назначена пожизненная пенсия, которую ему регулярно выплачивали через русское посольство. Антонио Ринальди умер 10 февраля 1794 года в Риме

 

Императорские усадьбы.
Городские и загородные дворцы

Первая крупная работа М.В.Казакова была связана с восстановлением Твери после пожара 1763 г. — он участвовал в составлении плана города, проектировал и строил Путевой дворец для Екатерины II (1763—1767) — главное здание города. Возводить его пришлось в крайней спешке, поскольку зимой 1767 г. императрица собиралась проехать через Тверь в Москву на открытие Комиссии по новому Уложению и воспользоваться им во время небольшой остановки.

В 1768 г. произошло событие, определившее дальнейшую творческую судьбу Казакова, — он начал работать с Баженовым в Экспедиции строения Кремлёвского дворца (в чине заархитектора, т.е. помощника архитектора) над сооружением «наиславнейшего в свете здания» — Большого Кремлёвского дворца по проекту последнего. Эта работа помогла глубоко понять и освоить Матвею Казакову принципы применения в архитектуре классических форм, что оказало влияние на всю его дальнейшую деятельность. Очень высоко оценивал деятельность Казакова сам Баженов, представивший его к производству в секунд-майоры уже в конце того же 1768 г.: «В рассуждении того, что он (М.Ф.Казаков. — Авт.) по знанию его в архитектуре столько приобрёл, что не токмо в начале строения, но впредь к большим делам способен, а сверх того и в случае болезни его, Баженова, самую его должность по нём отправлять может!»1. Эту должность Казакову, действительно, пришлось «отправлять», но несколько позже, при строительстве в Царицыне, что не могло не ухудшить отношения между коллегами. А пока они стали соавторами проекта оформления Ходынского поля для празднования Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией, заключённого генералом князем Н.В.Репниным в 1775 г.

Дворец в Царицыне (центральная часть).

Сенат в Московском Кремле.

Московский университет. Фрагмент главного фасада. Начало строительства в 1782 г. Чертёж из альбома М.Казакова

Ещё в 1782 г. Казаков начал строительство Московского университета. Образ этой кузницы «просвещённого разума» давался ему трудно, продумывались варианты: один, другой, третий... Здание возводилось более десяти лет, по частям — в три этапа. Одновременно Казаков совершенствовал его архитектурный облик: отказывался от усложнённых элементов, от обилия скульптуры, добивался простоты и величественности. В результате завершённое здание, органично вошедшее в ансамбль центра Москвы, своей архитектурой напоминало крупную городскую усадьбу.

Нико́льский морской собо́р (официальное название Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления) — крупный православный храм в стиле елизаветинского барокко, расположенный в Санкт-Петербурге на Никольской площади.

Храм относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви. Настоятель — протоиерей Богдан Сойко.

Прилегающая территория была застроена одноэтажными казармами. В них жили служители Военно-морского ведомства. Об этом говорят названия Канонерской улицы и Канонерского переулка («канонир» или «канонер» — значит «пушкарь»). До нашего времени сохранились каменные постройки Никольского рынка, возведенные в 1788—1789 годах. Выбор места стороительства собора кроме наличия свободного участка в южной части Полкового двора, определялся и близостью водных путей — Фонтанки, Екатерининского (ныне Грибоедова) и Крюкова каналов[1].

Никольский морской собор был построен в период с 1753 по 1762 год (архитектор С. И. Чевакинский) на морском полковом дворе на месте деревянного храма, вмещает около пяти тысяч человек одновременно. Отдельно стоящая четырёхъярусная, завершенная высоким шпилем колокольня возведена в 1755—1758 годах. Крестообразное в плане здание Никольского морского собора украшено коринфскими колоннами, собранными в пучки, лепными наличниками, широким антаблементом и увенчано золочёным пятиглавием. Богатую пластику фасада дополняют балконы с узорными коваными решётками.

Нижняя трёхпридельная Никольская церковь освящена во имя святого Николая Чудотворца, который традиционно считается покровителем плавающих и путешествующих, верхняя однопрестольная церковь — во имя Богоявления Господня. В них сохранились резные иконостасы XVIII века, исполненные И. Ф. Канаевым и С. Никулиным. Образа написали братья Колокольниковы: Федот в верхней, Мина в нижней церкви.

При освящении собор наименован морским, в нём отмечались победы российского флота. Главная святыня собора — греческая икона святителя Николая Чудотворца XVII века с частицей его мощей — находится в нижнем храме.

В саду перед храмом, в 1908 году был воздвигнут Цусимский обелиск в память о погибших при Цусиме, созданный по проекту морского офицера князя Путятина.

Никольский морской собор, фотолитография 1890-х годов

При соборе с 1870 года действовало благотворительное общество со школой, больницей, приютом и женской богадельней. После Октябрской революции 1917 года Никольский морской собор не закрывался и в 1941—1999 годах был кафедральным.

В 2000 году в нижнем ярусе колокольни освящена часовня.

19 апреля 2008 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров) совершил чин освящения верхнего храма, Богоявленской церкви. В храм также были возвращены святыни — старинные, византийской традиции, иконы живописцев Колокольниковых и ковчег с частицами мощей святых многих веков, начиная с первых христианских мучеников[2].

В верхнем храме установлены мемориальные доски экипажам АПЛ «Комсомолец» и других затонувших советских субмарин. В дни памяти совершаются панихиды по членам экипажей. С 2000 года в соборе совершается поминовение моряков АПЛ «Курск».

Собор повлиял на топонимику города и дал свое имя площади, переулку, рынку и Старо- и Ново-Никольскому мостам, а также прежнему названию улицы Глинки.

27Адмиралтейство Санкт-Петербурга

 

 

Фото Адмиралтейства   Адмиралтейство в Санкт-Петербурге – один из известных и красивейших памятников Северной столицы. Строительство было начато в 1704 году по чертежам Петра I на острове между Невой и Мойкой (остров был назван Адмиралтейским). Адмиралтейство задумывалось как главная судостроительная верфь России на Балтийском море и было центром постройки кораблей. Помещения Адмиралтейства были корабельными мастерскими. Верфь была построена буквой «П», главный фасад имел длину 425 метров, боковые стены – 213 м. Адмиралтейство выполняло и оборонительную функцию: это была крепость, огражденная земляным валом с 5-ью земляными бастионами и глубоким рвом. Вокруг периметра с 2-х сторон вырыты 2 канала. Для обзора противника вокруг здания был вырублен лес. Так появляется Адмиралтейский луг. Первый корабль с Адмиралтейской верфи был спущен на воду 29 апреля 1706 года. Во время царствования Петра I со стапелей Адмиралтейства сошло 262 военных корабля. Строительство кораблей продолжалось до 1844 года. В 1711 году в центре главного фасада построена башня со шпилем с корабликом. Под корабликом находился позолоченный шар, внутри которого – золотая кубышка с образцами монет, отчеканенных В Петербурге. Сейчас Кораблик, Медный всадник и разведенный Дворцовый мост на фоне Петропавловской крепости являются символами Санкт-Петербурга. Здание Адмиралтейства и территория вокруг него неоднократно перестраивались. Так в 1732-1738 гг. под руководством архитектора И.К.Коробова построено каменное здание Адмиралтейства. Кораблик-флюгер поднят на шпиль на 72-метровую высоту. Вначале 19 века перестройка здания велась под руководством знаменитого архитектора А.Д. Захарова. Комплекс был полностью перестроен. Здание стало трехэтажным, украшенное 56 статуями, 11 барельефами и 350 лепными украшениями. Идея архитектора состояла в прославлении могущества Русского флота, укреплении образа России как морской державы. У подножия башни по сторонам арки на гранитных постаментах стоят морские нимфы, несущие земную и небесную сферы. На фронтонах боковых портиков изображена греческая богиня правосудия Фемида, награждающая воинов и ремесленников. Над аркой центральной башни — две парящие Славы со склоненными знаменами. Над ними - барельеф «Заведение флота в России», на углах первого яруса, на парапете башни, - фигуры древних героев – Александр Македонский, Пирр, Аякс и Ахиллес. Над колоннадой — 28 скульптурных аллегорий: огня, воды, земли, воздуха, четырёх времен года, четырёх стран света, музы астрономии — Урании и покровительницы корабельщиков-египетской богини Изиды и другие. Наверху центральной башни - позолоченный купол с часами и восьмигранным фонариком с маленьким куполом, переходящим в шпиль высотой 23 метра. Реконструкция также проводилась в 1928, 1977, 1997-1998 гг. Здание Адмиралтейства занимали военно-морские и учебные учреждения, Морское министерство, Военно-морской штаб, училище корабельной архитектуры. Сейчас в здании Адмиралтейства располагается Военно-морской инженерный институт им.Ф.Э.Дзержинского Во время Отечественной войны шпиль или купола были зачехлены, но здание Адмиралтейства все равно пострадало от обстрелов и бомб. Ленинградцы восстановили комплекс. С Адмиралтейства, являющегося памятником раннего классицизма, началось зарождение флота в России, развитие судостроения и морского могущества России.
 

Фонтан у Адмиралтейства

 

Скульптуры у главного входа в Адмиралтейство

 

Якоря у Адмиралтейства

 

Адмиралтейство. Шпиль

все фото

 

Проект 1818 года

В 1818 году Монферран, следуя указанию Александра I, составил проект, который предусматривал сохранение алтарной части и подкупольных пилонов. Разборке подлежали колокольня, алтарные выступы и западная стена ринальдиевского собора, а южная и северная стены сохранялись. Собор увеличивался в длину, а его ширина оставалась прежней и здание в плане приобрело прямоугольную форму. Высота сводов тоже не изменялась. С северной и южной сторон предполагалось возвести колонные портики. Собор должны были венчать один большой купол и четыре малых по углам.

Собор на оригинальной почтовой марке, 1986

Внутри Монферран предполагал сделать облицовку стен мрамором, а своды купола украсить росписью, скульптурой и позолотой. 20 февраля 1818 года проект был утверждён Александром I. Руководство над строительством возлагалась на специальную комиссию. Её председателем был член Государственного совета граф Н. Н. Головин, членами — министр внутренних дел О. П. Козодавлев, министр духовных дел и народного просвещения князь А. Н. Голицын, инженер А. Бетанкур. В комиссии также работали архитекторы А. П. Брюллов, Р. Вейгельт, В. А. Глинка, Н. Е. Ефимов, Д. В. Шебуев, А. И. Штакеншнейдер, К. А. Молдавский и многие другие. После этого старый собор обнесли забором и принялись за его разборку.

26 июня 1819 года состоялась торжественная закладка нового собора. Прямо на сваи был положен первый гранитный камень с прикреплённой к нему бронзовой позолоченой доской с датой закладки собора.

В 1820 году Монферран выпустил великолепный альбом с гравюрами, изображающими планы и фасады будущего собора.

С резкой критикой проекта вступил архитектор А. Модюи, бывший одним из членов «Комитета по делам строений и гидравлических работ». В октябре 1820 года он в Академию Художеств представил записку с замечаниями к проекту Монферрана. Суть замечаний Модюи сводилась к трём основным пунктам: сомнения в прочности фундамента, опасность неравномерной осадки здания и неправильное проектирование купола, размер которого превышал допустимые пределы и мог обвалиться при опоре на разные по времени постройки пилоны. Строительство собора было приостановлено и создан специальный комитет по рассмотрению замечаний Модюи[19]. В объяснениях комитету Монферран подчёркивал свою зависимость от условий императора: «Поскольку из нескольких проектов, которыя я имел честь представить, предпочтение было отдано тому, который уже осуществляется, то… следует обсуждать этот вопрос не со мной; мне надлежит скрупулёзно сохранить то, что приказано сохранить…». А в письме Ш. Персье Монферран уже откровенно признаётся: «Легко видеть, что, подчиняясь приказу императора, я не мог удовлетворительно решить купол». Таким образом проект 1818 года был признан неудачным не только членами комитета, но и самим автором. Комитет установил «невозможным произвести перестройку Исаакиевского собора по известным до сего времени проектам архитектора Монферрана».

Узнав о выводах, Александр I приказал комитету заняться исправлением проекта, соблюдая при этом условие «сохранения, если так можно, существующих стен, а более того старых и новых фундаментов». Также предписывалось сохранить основные черты проекта Монферрана — пять глав и колокольные портики. Решение внутреннего пространства собора, главного купола, освещённости здания предоставлялось на усмотрение комитета. Монферрану разрешалось участвовать в работе на общих основаниях. В этом новом конкурсе помимо самого Монферрана участвовали архитекторы В. П. Стасов, А. И. Мельников, А. А. Михайлов-старший и другие.

[править] Проект 1825 года

Монферран учёл советы и замечания крупнейших русских архитекторов, инженеров, скульпторов и художников. По его новому проекту собор оформлялся четырьмя колонными портиками (в проекте 1818 года их было лишь два — южный и северный). Центральная часть собора подчёркивалась подкупольным квадратом, образованным четырьмя новыми опорными пилонами, поставленными шире остальных. Благодаря этому главный купол чётко вписывался в квадрат пилонов и исключалось его провисание. По углам основного объёма устанавливались четыре колокольни, как бы врезанные в стены. Теперь они располагались ближе к центральному куполу, чем в предыдущем проекте. Этим ещё более усиливалось квадратное построение собора[20].

3 апреля 1825 года был утверждён новый проект Монферрана[21]. Именно в таком виде и был построен современный Исаакиевский собор.

[править] Строительство собора

 

 

аботы по сооружению фундамента начались ещё в 1818 году, по первому проекту Монферрана. Он поставил перед собой сложную задачу соединить старый и новый фундаменты. В этом принимал деятельное участие талантливый инженер А. Бетанкур. Находясь в Нижнем Новгороде, он пишет Монферрану: «В последние дни пребывания моего в Петербурге я так был занят, что не имел возможности поговорить с вами о способах кладки фундаментов Исаакиевской церкви… Будьте добры осведомлять меня через каждые две недели о состоянии, в коем находятся работы по строительству церкви, не премину и я вам отвечать, указывая на все полезное для прочности сооружения…», и несколько позже: «Сударь, я получил ваши три письма по поводу работ по строительству Исаакиевской церкви и был рад узнать, что фундаменты этого здания были сделаны тем способом, какой я вам указал в предыдущем письме…»

Под фундамент Исаакиевского собора вырывались глубокие траншеи, из которых выкачивалась вода. Затем в грунт вертикально вбивали просмоленные сосновые сваи диаметром 26—28 сантиметров и длиной 6.5 метра. Расстояние между сваями в точности соответствовало их диаметру. Сваи забивались в землю тяжёлыми чугунными бабами с помощью во́ротов, приводимыми в движение лошадьми. По каждой свае делали десять ударов. Если после этого свая не входила в землю, то её с разрешения смотрителя обрезали. После этого все траншеи были соединенны между собой и залиты водой. Когда вода замёрзла, сваи были спилены под один уровень, рассчитанный от поверхности льда[22]. Всего под фундамент было забито 10 762 сваи.

При устройстве фундамента Исаакиевского собора Монферран применил сплошную кладку, так как считал, что «для фундаментов крупных зданий сплошная кладка предпочтительнее любого другого вида его выполнения, особенно… если здание строится на плоском и болотистом грунте…» Это также позволило лучшим способом связать старый ринальдиевский фундамент с новым и в значительной мере гарантировало здание от опасных последствий осадки.

В общей сложности сооружение фундамента заняло около пяти лет. В этой работе было задействовано 125 тысяч каменщиков, плотников, кузнецов и рабочих других профессий.

Вырубка гранитных монолитов для колонн собора велась в каменоломне Пютерлакс недалеко от Выборга. Эти земли принадлежали помещице фон Экспарре. Преимуществом именно этого места для каменоломни было большой запас гранита, близость Финского залива с глубоким фарватером и почтового тракта. Вот что отметил в своём дневнике Монферран, впервые посетив каменоломню: «Удивление, которое мы испытывали, когда увидели… гранитные скалы, было, конечно, велико, но оно сменилось прямо восхищением, когда позже мы любовались в первом карьере семью необработанными ещё колоннами…»

Работами на каменоломне руководил подрядчик С. К. Суханов, который также участвовал в работах по созданию Ростральных колонн и Казанского собора. В Пютерлаксе он применил следующий метод выломки монолитов. На отвесной гранитной скале отмечали контур заготовки, затем по этой линии сверлили отверстия, в которые затем вставляли железные клинья. Сильные рабочие по условному знаку одновременно били по клиньям тяжёлыми кувалдами. Операция повторялась несколько раз до тех пор, пока не появится трещина. В неё закладывали железные рычаги с кольцами, в которых были закреплены канаты. За каждый канат брались по сорок человек и, оттягивая их в стороны, отодвигали заготовку. В образовавшийся промежуток закладывались берёзовые распорки, удерживавшие монолиты в таком состоянии. Далее рабочие пробивали отверстия в заготовке и запускали в них крючья с канатами прикреплёнными к стоящим рядом во́ротам, с помощью которых монолит окончательно отделялся от скалы и скатывался на заранее приготовленный деревянный помост.

Часто посещая ломки, Монферран отмечал: «Добывание гранитов, труд сего рода во всех иных местах не весьма обыкновенный, встречают в России очень часто и весьма хорошо разумеют… работы, возбуждающие наше удивление к произведениям древности, здесь не что иное суть, как ежедневное дело, которому никто не удивляется».

Транспортировка из каменоломни осуществлявлась на плоскодонных судах, специально для этого изготовленных на заводе Чарльза Берда. Монолиты колонн скатывали на морской берег, где их грузили на баржи. Каждое судно буксировалось двумя пароходами до пристани в Петербурге. Там монолиты выгружали и перевозили по специальному рельсовому пути на строительную площадку для их окончательной обработки. Применение этого рельсового пути на строительной площадке стало первым в России.

Следующим этапом строительства было возведение портиков до постройки стен собора. Такое решение архитектора, противоречащее правилам архитектуры, обуславливалось сложностью установки гранитных колонн.

Для подъёма колонн были построены специальные леса, состоящие из трёх высоких пролётов, образованных четырьмя рядами вертикальных стоек, перекрытых балками. В стороне были установлены 16 чугунных во́ротов-кабестанов, на каждом из которых работало по восемь человек. Колонну обшивали войлоком и циновками, обвязывали корабельными канатами и вкатывали в один из пролётов лесов, а концы канатов через систему блоков закрепляли на кабестанах. Рабочие, вращая во́роты, приводили монолит в вертикальное положение. Установка одной 17-метровой колонны весом 114 тонн занимала около 45 минут. Монферран в своих записях отмечал, «что деревянная конструкция лесов… столь совершенна, что при всех сорока восьми установках колонн ни разу не было слышно даже простого скрипа».

Первая колонна была установлена 20 марта 1828 года в присутствии царской семьи, иностранных гостей, многих архитекторов, специально приехавших для этого торжества, и простых горожан, заполнивших собой площадь и крыши окрестных домов. Под основание колонны была заложена платиновая медаль с изображением Александра I.

Сооружение портиков завершилось к осени 1830 года, когда жители Петербурга уже могли видеть четыре 12-тиколонных портика и алтарную часть старой ринальдиевской церкви.

Затем началась постройка опорных пилонов и стен собора. Тут применялась кладка из кирпичей, скреплённых известковым раствором. Для бо́льшей прочности применяли гранитные прокладки и металлические связи различного профиля. Толщина стен составляла от 2.5 до 5 метров. Толщина наружной мраморной облицовки составляла 50—60 см, внутренней — 15—20 см. Она выполнялась одновременно с кирпичной кладкой, с помощью железных крючьев (пиронов), вставленных в специально высверленные для этого отверстия. Для устройства кровли были изготовлены стропила из кованого железа. Внутри южной и северной стен устроили вентиляционные галереи. Для естественного освещения собора над галереями аттика сделали световые галереи.

В 1836 году возведение стен и пилонов было завершено и началось сооружение перекрытий. Построенные кирпичные своды имеют толщину от 1.1 до 1.25 метра и опираются на шесть пилонов. Помимо конструктивных кирпичных сводов были ещё сделаны декоративные, представлявшие собой железный каркас, покрытый металлической сеткой и облицованный искусственным мрамором. Между декоративными и конструктивными сводами оставлено пространство высотой в 30 см. Такое двойное перекрытие сводов является характерной особенностью собора, не встречавшейся ранее в других церковных сооружениях России и Западной Европы.

В 1837 году, когда было завершено основание купола, была начата установка 24 верхних колонн. Колонны подымались наверх по наклонному настилу на специальных тележках при помощи оригинальных механизмов. Для поворота колонн использовались приспособления из двух чугунных кругов, в борозду нижнего из которых вставлялись шары.

Следующим этапом строительства собора было сооружение купола. Монферран стремился сделать его максимально лёгким без потери прочности. Для этого он предложил сделать его не кирпичным, а полностью металлическим. Расчёты купола выполнил инженер П. К. Ломновский. Отливка металлоконструкций купола проводилась на заводе Чарльза Берда. При этом было использовано 490 тонн железа, 990 тонн чугуна, 49 тонн меди и 30 тонн бронзы. Купол Исаакиевского собора стал третьим куполом в мире, выполненным с применением металлических конструкций и оболочек (после башни Невьянского завода на Урале, построенной в 1725 году, и купола Майнцского собора — в 1828).

Конструктивно купол состоит из трёх взаимосвязанных частей, образованных чугунными рёбрами: нижней сферической, средней — конической и наружной — параболическ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: