Бенедикт Спиноза (1632-1677), Голландия.




Тема № 4. Психологические учения

ХУ11 века

План:

1. Общая характеристика эпохи.

2. Учение Рене Декарта (1596-1650).

3. Томас Гоббс (1588-1679).

4. Бенедикт Спиноза (1632-1677).

5. Г.Лейбниц (1646-1716).

6. Джон Локк (1632-1704).

Литература:

Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1997. С. 76-92.

Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1976. С. 111-135.

Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1966. С. 123-162.

Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М., 1999. С. 88-118.

Ляткер Я.А. Декарт. – М., 1975.

 

 

Общая характеристика эпохи.

Базовой идеей культуры ХУ11 века был дух механицизма.

Механицизм – учение, основывающееся на утверждении, что все естественные процессы определены на механическом уровне и могут быть объяснены на основе законов физики и химии.

Метафора часов довольно точно выражает собой дух механицизма. Значение часов в ХУ11 столетии можно сравнить с появлением компьютеров в ХХ веке. Часы были самым доступным, привычным, точным и предсказуемым механизмом. Со временем ученые и философы стали воспринимать их как модель мира в целом. Многие ученые (в т.ч. Р.Декарт) утверждали, что гармония и порядок во Вселенной могут быть поняты по аналогии с часовым устройством: четкая работа часов – это нечто приданное механизму часовщиком, упорядоченность мира – это нечто сообщенное миру Богом.

Метафора мира как часов привела к развитию идеи детерминизма.

Детерминизм – учение, утверждающее, что все события в мире предопределены событиями в прошлом.

Как можно предсказать последовательность работы часового механизма, также можно предвидеть события во Вселенной.

Устройство различных машин можно понять, разобрав их на составляющие части. Также и устройство Вселенной можно постичь путем анализа её составляющих (молекул, атомов). Это обстоятельство ведёт к идее редукционизма.

Редукционизм – учение, объясняющее явления одного уровня, более высокого, в терминах явлений более низкого уровня.

Рассмотрение Вселенной как машины приводит к мысли о том, что и животные и даже человек – это ещё один тип машины. Представление о механической природе человека получило широкое распространение.

В ХУ11 веке появляется новая методологическая установка.

Эмпиризм – принцип, ориентированный на познание посредством наблюдения и эксперимента.

Таким образом, в ХУ11 веке берут начало те длительные процессы, которым обязана своим существованием современная наука.

 

Рене Декарт (1596-1650), Франция

Родился во Франции 31 марта 1596 года. Унаследовал от отца небольшое состяние, которое позволило ему посвятить свою жизнь наукам и путешествиям.

Создал первое психологическое учение, основанное на достижениях в механике. Рассматривал живой организм как механически работающую систему, автомат.

Основной труд Декарта «Страсти души». В нём разработан пароект «машины тела». Его функции – восприятие, память, внутренние стремления осуществляются по механическим законам. До Декарта все эти функции считались результатом действия души. Понятие душа Декартом не исключается, но получает новое значение – независимой субстанции. Основное её назначение – иметь знание о собственных состояниях, проявлениях, т.е. то, что сейчас мы называем сознанием. Декарт отождествлял психику и сознание. С этим связано изменение предмета психологии.

Самым значительным вкладом Декарта в становление современной науки является его попытка решить проблему соотношения души и тела (психофизическую проблему).

Тело и душа – это две самостоятельные субстанции. Материя, телесная субстанция характеризуется прежде всего протяженностью (она занимает некоторое место в пространстве) и подчиняется законам механики. Душа не имеет протяженности и не привязана к какой-либо физической субстанции, её единственная функция – мышление. Такое решение психофизической проблемы в философии носит название – дуализм.

Несмотря на различия души и тела, между ними возможно взаимодействие: душа влияет на тело, а тело влияет на душу. Место их взаимодействия – эпифиз (место встречи души и тела).

Рассматривая природу тела, Декарт приходит к выводу, что движения тела могут происходить без участия воли и сознания, под влиянием внешних воздействий (стимулов). Этот вывод – основание теории рефлекторной деятельности, поэтому Декарта часто называют её автором.

Открытие Декартом рефлекторной природы поведения сравнивают по значимости с открытием Гарвеем механизма кровообращения (1628).

Декарт исходил из того, что взаимодействие организмов с окружающими телами опосредовано нервной машиной нервной машиной, состоящей из мозга как центра и нервных «трубок», расходящихся радиусами от него. Отсутствие сколько-нибудь достоверных данных о природе нервного процесса вынудило Декарта представить его по образцу процесса кровообращения.

Предполагалось, что наиболее легкие и подвижные частицы крови отфильтровываясь от остальных, поднимаются согласно общим правилам механики к мозгу. Потоки этих частиц – «животные духи».

Согласно Декартовой схеме, внешние предметы действуют на периферическое окончание расположенных внутри нервных «трубок» нервных нитей, которые, натягиваясь, открывают клапаны отверстий, ведущих из мозга в нервы, по каналам которых «животные духи» устремляются в соответствующие мышцы, которые в результате «надуваются».

Понятие «рефлекс» у Декарта отсутствует. Рефлекс означает отражение. Под ним Декарт понимал отражение «животных духов» от мозга к мышцам по типу отражения светового луча.

Механистическая интерпретация действий человеческого тела. Всё происходит как на приёме у врача-невропатолога, когда он ударяет резиновым молоточком по подколенной впадине. Для ответного дейстаия нет необходимости ни в мышлении, ни в сознании.

В учении Декарта сохранено различие животных и человека. Животное – это машина, поэтому всецело относится к физическому миру. У него нет бессмертной души, отсутствуют мышление и свободная воля. Поведение животных можно полностью объяснить с механической точки зрения.

Учение Декарта об идеях оказало влияние на развитие современной психологии.

Приобретенные идеи – идеи, которые происходят из опыта, под воздействием объектов внешнего мира (звука колоколов, вида дерева).

Врождённые идеи – идеи, источником которых является ум, сознание само по себе, независимо от чувственного опыта и внешних стимулов (идея Бога, идея Я, идея совершенства).

 

Значение учения Декарта:

1. Поставил психофизическую проблему.

2. Ввёл понятие рефлекса.

3. Распространил механистическую форму детерминизма на понимание работы живых систем и психических процессов.

4. Выделил сознание в качестве новой области исследования.

Попытки опровергнуть дуализм Декарта предпринимали многие мыслители ХУ11 века.

 

Бенедикт Спиноза (1632-1677), Голландия.

Предложил новое решение психофизической проблемы. Разделение Декартом всего сущего на две субстанции – ложно. Существует единая вечная субстанция – природа. Она имеет бесконечное множество атрибутов (свойств), из которых ограниченному человеческому разуму открыты только два: протяженность и мышление.

Спиноза утверждает, что человек – целостное, единое, и телесное, и духовное существо, а не место встречи телесной и духовной субстанции (Декарт).

Монистическое решение психофизической проблемы (монизм) – мышление и протяженность (душа и тело) – атрибуты единой природы, ни один не является определяющим, они не воздействуют друг на друга, а соответствуют друг другу.

В природе существуют разные формы мышления, человеческое мышление – одна из них. Совершенство мышления соотносится с большей или меньшей способностью тела к действиям. Чем больше тело способно к движению, тем больше способностей к мышлению, тем существо более разумно.

«Этика» – главный труд, учение о человеке как целостном существе. Основная задача – объяснить великое разнообразие чувств (аффектов), как побудительных сил человеческого поведения.

Аффекты – естественные проявления природы. Рассмотренные с точки зрения атрибута протяженности, аффекты – это состояния тела, с точки зрения атрибута мышления – ложные, внушенные окружающими вещами идеи.

Спиноза выделил три главные аффекта, которые правят людьми: влечение, радость и печаль. Из них можно вывести все многообразие чувств. При этом радость увеличивает способность тела к действию, печаль – уменьшает.

Подробно рассматривал вопросы происхождения аффектов, их природы, классификацию, проблему борьбы с аффектами, свободы человека.

Аффект – вариант рабства. Человек, подверженный аффектам, не владеет сам собой. Аффекты вводят человека в заблуждение и ставят в зависимость от мира вещей. Освобождаться от аффектов нужно силой разума.

 

Учения Декарта и Спинозы по содержанию рационалистические, т.е. в их основе представление о том, что истинное знание может быть почерпнуто только из самого ума, а не из опыта. Эту философскую традицию продолжает

 

Г.Лейбниц (1646- 1716), Германия

- Предложил своеобразное решение психофизической проблемы. Отношение души и тела – это «предустановленная гармония». Они независимы друг от друга, подчинены своим собственным законам. Но, между ними существует предопределённая свыше гармония, которая определяет их соответствие: душа и тело подобны паре часов, которые всегда показывают одно и тоже время, т.к. запущены с величайшей точностью. Такой подход к решению психофизической проблемы в философии носит название – психофизический параллелизм.

- Сознание имеет врождённые элементы. Сознание – это не чистая доска (как у Стоиков). Сознание – это глыба мрамора, прожилки которой являются врождёнными, определяют будущий контур скульптуры. Врождённые элементы – это предрасположенность, склонности к чему-либо и т.д.

- Впервые сформулировал понятие о бессознательной психике (Декарт отождествлял психику и сознание). В природе всё подчиняется законам непрерывности, которые распространяются на душевную жизнь. В ней наряду с ясно осознаваемыми восприятиями существуют и бесчисленные малозаметные восприятия (закон избирательности восприятия). Они не осознаются, т.к. недостаточно сильны.

Лейбниц: убеждение в том, что в душе имеются лишь такие восприятия, которые она осознаёт, является источником величайшего заблуждения. Существуют малозаметные восприятия, которые недостаточно выделяются, чтобы их можно было осознать или вспомнить. Мы мыслим одновременно о множестве вещей, но обращаем внимание на наиболее выделяющиеся мысли.

Психику нельзя отождествлять с сознанием.

- Поставил вопрос об активности сознания. Активность сознания проявляется в апперцепции. Процесс познания складывается:

1 – перцепция (воздействие предметов извне);

2 – апперцепция (собственная активность сознания, даёт человеку знания о том. Что такое «Я»). В дальнейшем понятие апперцепции использовалось в психологии.

В противовес рационалистической философии и психологии в ХУ11 веке развивается эмпирическое направление.

 

 

Томас Гоббс (1588-1679), Англия

Выступил против дуализма Декарта. Утверждал, что существует только одна материальная субстанция – материя. Мир состоит из материальных тел, которые движутся по законам механики. Явления психики тоже подчиняются этим законам. Человек – это природное тело, в нём признаётся, прежде всего, движение – это реальность. Сознание – это нереальность, феномен, возникающий параллельно движению (параллелизм в понимании отношения психического и физического).

«Причиной ощущений является внешнее тело, которое давит на соответствующий каждому ощущению орган непосредственно (вкус, осязание) или опосредованно (зрение, слух, обоняние). Это давление, продолженное внутрь посредством нервов до мозга и сердца, вызывает здесь сопротивление или обратное давление. Т.к. это усилие направлено вовне, то оно нам кажется чем-то находящимся снаружи. И это кажущееся или этот призрак люди называют ощущением» (грубо-механистическое представление о работе мозга).

Всю психику Гоббс сводил к наличию образа. Например, течение образов к прошлому даёт понимание причины, к будущему – пониманию следствия. Образы связаны между собой посредством механизма ассоциации (термин введён позже).

Внешнее воздействие на организм -> ощущение -> сумма ощущений -> представление (складываются по закону инерции) -> цепи мыслей, которые следуют друг за другом в том же порядке, как и исходные ощущения. Последнее соответствует ассоцианизму – одно явление следует за другим, сумма низших = высшему. Гоббс признаёт ассоциации по смежности, когда одно явление следует за другим. Считает, что это единственный закон, которому подчиняются все психические явления.

Проблема способностей

Т.Гоббс считал, что люди не имеют врождённых преимуществ друг перед другом. Физические различия несущественны, всё, чо отличает одного человека от другого, складывается прижищненно:

1 – в житейской практике, стихийно («природный ум»);

2 – в систематическом обучении («благоприобретённый ум»).

Если бы в условиях жизни не было различий, все приобрели бы одинаковый ум. Единственный компонент – активность, инициативность ума или пассивность ума. По этим качествам люди различаются => различные способности.

Значение учения Т.Гоббса:

- первым сформулировал идеи об эмпирическом познании;

- заложил основы эмпирических представлений в психологии, разум, мыщление – продукт ассоциаций, опыта (в отличие от рационализма).

 

Джон Локк (1632-1704), Англия.

Основная работа – «Опыт о человеческом разуме» (1690).

В центре внимания – вопросы теории познания. В противоположность Декарту, отрицает существование врождённых идей. От рождения человек не обладает никакими знаниями, всё приходи с опытом. Некоторые идеи, например, идея Бога, могут показаться взрослому человеку врождёнными. Но это происходит потому, что мы усвоили эту идею в раннем детстве и просто не помним себя без неё. Т.о., по Локку, все знания исходят только из опыта.

По Локку, существуют два вида опыта:

- внешний или ощущения. Его объекты – внешний мир, вещи; орган – органы чувств; продукт – идеи (идея желтого, горячего). Идеи – это отдельные ощущения;

- внутренний или рефлексия. Его объекты – ранее приобретённые идеи; орган – способности ума (восприятие, мышление и т.д.); продукт – идеи такого рода, которые мы не могли бы получить от внешних вещей. Рефлексия даёт знания не только о внешнем мире, но и о нас самих, возникает на основе ощущений. «Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувстве».

Итак, элементы знаний – идеи, которые бывают простыми и сложными.

Простые идеи – элементарные идеи, возникающие на основе чувственного опыта или опыта рефлексии.

Сложные идеи – идеи производного характера, которые состоят из ряда простых идей. Такие идеи поддаются анализу и могут быть разложены на ряд более простых компонентов.

Рассматривая механизм образования сложных идей, Локк разрабатывает теорию ассоциаций. В 1671 году вводит термин ассоциация.

Теория ассоциаций – концепция, согласно которой сложные идеи образуются путём соединения или ассоциации простых идей.

По Локку, ассоциация – это один из механизмов образования сложных идей (др. - сопоставление, сравнение, обобщение), т.е. не распрстраняется на всю психическую жизнь, имеет ограниченное значение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: