История образовательных систем в контексте мировой истории и философии образования
(экзамен)
Выполненные задания представить в электронном виде.
1.Изучите предложенные философско-педагогические источники, сравните характеристики моделей образования в истории педагогики и заполните таблицу. Сравнение моделей образования можно осуществить по пяти параметрам: цель, принципы, критерии, содержание, средства и методы.
Сравнительные характеристики моделей образования.
Модель образования | цель | принципы | критерии эффективности образования | содержание образовательных программ | средства и методы |
теоцентрическая | |||||
социоцентрическая | |||||
натурцентрическая | |||||
антропоцентрическая |
2.Прокомментируйте высказывание известного педагога.
1.Составьте историко-биографическую справку об авторе высказывания (особенности культурно-исторической эпохи, основные идеи, главные произведения). Используйте для поиска информации учебные пособия по истории образования и педагогики, словари, электронные ресурсы.
2. Выскажите свою собственную позицию (согласие или несогласие) с мнением автора и обоснуйте его. Представьте Ваши размышления в жанре аргументированного эссе.(1-2 стр. формата А4).
Полезно знать!
Эссе – это прозаичное сочинение небольшого объёма и свободной композиции, трактующее ту или иную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с ним связанные.
Отличительные характеристики эссе (Л.Г.Автономова):
· особый, оригинальный способ представления текста (обобщение или детализация, метафоризация и субъективизация содержательного плана), что оправдано осведомлённостью автора и его личной ориентированностью в вопросах темы высказывания;
· повышенная авторская модельность текста; «открытость» автора, свобода в оценках и комментариях;
· использование прецедентных текстов, что обеспечивает высказыванию метасмысловой контекст;
· свободная, «текучая» форма записи, допускающая соединение различных жанровых вариантов (письма к самому себе, обращения к читателю и приглашения к соразмышлению, психологического этюда или критического разбора и т.д.) в рамках личного высказывания;
· устность, разговорность письменного текста, что обеспечивает особую непринуждённость, естественность тона рассуждения, не претендующего на определённую трактовку предмета высказывания.
Во введении студент формулирует свою позицию по проблеме. Каждый абзац начинается с довода в защиту своей позиции, который подкрепляется необходимыми доказательствами. В заключении автор делает вывод на основании приведённых доводов и доказательств.
Полезно использовать пятишаговую модель работы над эссе для выстраивания своей аргументированной позиции.
Шаг 1 - инвентаризация- работа по собиранию информации и идей в защиту своей точки зрения.
Шаг 2 – черновик- работа по формулированию весомых доводов и доказательств.
Шаг 3 – правка- работа над уточнением доводов, оценкой соответствия доводов тезису и доказательств доводам, организации мыслей, их адекватности и последовательности.
Шаг 4- редактирование- придание произведению окончательной формы, работа над шлифовкой формулировок и исправлением ошибок.
Шаг5- публикация- организованное в любой форме представление продукта аудитории.
1. «Воспитание и природа - подобны. Воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создаёт ему вторую природу» (Демокрит).
2. «Истинное образование стремится к природосообразному развитию» (А.Ф.В.Дистерверг).
3. «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением» (Ф.А.В.Дистерверг).
4. «Не бывает воспитания повсеместно пригодного для всего человеческого рода; более того, не бывает общества, где бы различные педагогические системы ни функционировали параллельно» (Э.Дюркгейм).
5. «Чувствами детей представляются действительные, реальные предметы; их наблюдают и рассматривают; а что наблюдалось и рассматривалось - о том и рассуждают» (Ф.А.В.Дистерверг).
6. «Истинная сущность воспитательной работы заключается вовсе не в ваших разговорах с ребёнком, не в прямом воздействии на ребёнка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребёнка. Воспитательная работа есть, прежде всего, работа организатора. (А.С.Макаренко).
7. «Ты, отчий дом, являешься основой всякого истинного естественного воспитания человека. Отчий дом, ты школа нравов и государства» (И.Г.Песталоцци).
8. «Под именем нравственности мы разумеем не только внешние приличия, но всю внутреннюю основу побуждений» (Я.А.Коменский).
9. «Обучение без нравственного образования есть средство без цели, а нравственное образование без обучения есть цель, лишённая средств» (И.Ф.Гербарт).
10. «Убеждённые в том, что нравственность не есть необходимое последствие учёности и умственного развития, мы ещё убеждены и в том, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями»(К.Д.Ушинский).
11. «Основной педагогический принцип действия с необходимостью заключается в себе принцип общественного действия, трудового объединения. И, в самом деле, воспитание путём коллектива и для коллектива мы встречаем во все времена: у египтян, у спартанцев, в замках средневековья, в филантропинах эпохи Просвещения» (В.А.Лай).
12. «Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми. У ребёнка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего безрассуднее, чем пытаться подменить у них это умение нашим» (Ж-Ж Руссо).
13. «Всё чаще у нас прямые цели обучения приносят в жертву так называемому развитию, т.е. заботятся не столько о том, чтобы учащийся знал дело, сколько о том, чтобы схватил его конечные результаты» (Н.И.Пирогов).
14. «Педагогика не наука, а искусство - самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство оно кроме знаний требует способности и наклонности, и как искусство оно стремится идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека» (К.Д.Ушинский).
15. «Если школа ставит целью давать только знания, она даёт мизерно мало. Вот почему она должна давать ещё кое-что - это желание и умение самостоятельно добывать знания на протяжении всей своей жизни» (П.П. Блонский).
16. «Мы хорошо знаем, что от природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни умеют работать лучше, другие хуже, одни способны только к самому простому труду, другие -к труду сложному и, следовательно, более ценному. Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нем в течение его жизни и в особенности в молодости» (А.С.Макаренко).
17. «Больше приносит пользы рассмотрение одного и того же предмета с десяти различных сторон, чем обучение десяти различным предметам с одной стороны. Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении всего, что знаешь» (Ф.А.В. Дистерверг).
18. «Учитель только в той мере воспитывает и образовывает, в какой он сам воспитан и образован, и только до тех пор он может воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием и образованием» (К.Д.Ушинский)
19. «Педагогическое творчество-это способность помочь человеку познать свой собственный мир, прежде всего, свой ум, помочь ему напрячь интеллектуальные силы, научить его понимать и созидать красоту своим трудом, своими усилиями» (В.А.Сухомлинский).
20. «История педагогических учений слишком ещё понимается большинством педагогов-практиков как собрание устарелых и опровергнутых жизнью воззрений. Показать, что современные взгляды являются только углублением и дальнейшим развитием этих «устарелых» воззрений, продолжающих жить в них в своём очищенном жизнью и мыслью виде, с что, напротив, многие из современных кичащихся своею новизною взглядов представляют собой простой перепев действительно устарелых теорий - представлялось мне слишком уже заманчивой и поучительной задачей». (С.И.Гессен)
21. «Даже самые частные и конкретные вопросы педагогики возводятся в последних своих основах к чисто философским проблемам» (С.И.Гессен).
22. «При входе в педагогику следует начертать: кто не философ, да не войдёт сюда». (А. Фуйе)
23. «По нашим понятиям, педагогика есть не что иное как конкретная философия» (П. Наторп).
3.Познакомьтесь с содержанием кейсов по проблеме «Психолого-педагогическое обоснование современных образовательных стандартов общего образования», выберите один из них и ответьте на поставленные вопросы (письменно).
4. Сформулируйте основные идеи, рассмотрите историю формирования методологических подходов в педагогике и образовании: деятельностного, антропологического, аксиологического, компетентностного, технологического.
Проанализируйте ФГОС среднего образования второго поколений с точки зрения основных методологических подходов педагогики. Выделите систему категорий, принципы практической деятельности в педагогическом процессе, совокупность технологий, адекватных указанным подходам.
5.Подготовиться к тесту по теме «История педагогики и образования»
(23 ноября)