Для учащихся 9 класса
Руководитель Зачесова Ирина Ивановна
учитель русского языка и литературы
Вторник 15.15 – 16.00
Пояснительная записка
Новая форма экзамена (ГИА) является инструментом, позволяющим решать важнейшие проблемы, связанные с особой ролью экзамена в 9 классе в системе школьного образования. Во-первых, это проблема оценки качества основных, базовых знаний и умений, приобретённых учениками в курсе обучения русскому языку в основной школе. Во-вторых, это вопрос оценки уровня готовности выпускников 9 классов к дальнейшему обучению в старшей школе (то есть вопрос осуществления связи между основной и старшей школой) и к дальнейшему образованию – как в области русского языка, так и в других областях. В-третьих, это проблема содержания государственной (итоговой) аттестации по русскому языку.
Концептуальные подходы к формированию контрольных измерительных материалов определялись в соответствии с государственными образовательными стандартами по русскому языку.
Содержание экзаменационной работы определяется следующими нормативными документами:
- Обязательный минимум содержания основного общего образования по русскому языку (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236);
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
Кроме того, при разработке экзаменационного материала учитывалось содержание Примерной программы основного общего образования.
Государственный экзамен в 9 классе требует от учащихся умения работать с текстом с позиций определения темы, идеи и проблемы. Общая направленность экзамена заключается в проверке следующих умений и навыков:
· писать изложения разных видов
· читать текст и анализировать его содержание
· выполнять тестовые задания, проверяющие знания и умения в разных областях школьного курса русского языка.
Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без ущерба для смысла.
В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы (например, определение микротом).
Не предусмотрено программой основной школы и формирование умения абзацного членения текста, определения главной и второстепенной информации.
Основной целью данного курса является подготовка учащихся к новой форме сдачи экзамена (ГИА) и преодоление трудностей в изучении русского языка.
Задачи:
· систематизация ЗУН, проверяемых в ходе проведения экзамена по новой технологии;
· совершенствование умения излагать учебный текст;
· совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему.
Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность. Это позволит школьникам лучше подготовиться к экзаменам.
Информационный материал сочетается с такими формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов.
На занятиях используются:
v Лекции учителя с различными видами заданий;
v Составление обобщающих таблиц и схем;
v Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
v Самостоятельный отбор материала;
v Работа в группах;
v Проведение деловых игр и практикумов;
v Работа с пакетами КИМов;
v Он-лайн тестирование;
v Написание изложений и сочинений.
В результате изучения курса учащиеся должны:
-систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;
-уметь писать сочинения-доказательства на заданные темы;
-уметь писать изложения разных видов (полные и сжатые).
ЗНАТЬ:
нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические).
Применяя полученные знания, учащиеся должны УМЕТЬ:
-соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях;
-находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида (тестах, сочинениях).
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
-дать понятие о нормах языка;
-рассмотреть основные типы лексических, грамматических ошибок;
-познакомить с орфоэпическими правилами и составить списки слов, в которых ударение или строго фиксированное, или вариантное;
-познакомить с тестовыми заданиями и сочинениями, которые доказывают необходимость обращения к теме курса.
В ходе подготовки к итоговой аттестации рекомендуется продумать систему упражнений, нацеленных на предварительную проверку и последующую корректировку следующих умений учащихся:
v умение понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
v умение понимать основную мысль прослушанного текста;
v умение понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме;
v умение подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
v умение интерпретировать информацию звучащего текста;
v умение точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
v умение понимать главную мысль прочитанного текста;
v умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;
v умение понимать основную мысль, объединяющую прочитанный и прослушанный тексты;
v умение комментировать отношение авторов к поставленной в прослушанном и прочитанном тексте проблеме;
v умение интерпретировать информацию прочитанного текста;
v умение определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного текста;
v умение определять средства связи предложений в тексте;
v умение проводить звукобуквенный анализ слова;
v умение определять лексическое значение слова и фразеологического оборота;
v умение проводить морфемно - словообразовательный анализ слова;
v умение определять основные способы образования слов;
v умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;
v умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;
v умение находить грамматическую основу предложения и определять языковые средства её выражения;
v умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
v умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;
v умение выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта;
v умение последовательно излагать собственные мысли;
v умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
v умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
v умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.