Третий этап. Определение периодов анализа.




Периоды анализа: неделя, месяц, квартал, полугодие, год.

Признаком, на основе которого конкретную позицию ассортимента относят к группе X, Y или Z, является коэффициент вариации спроса (v) по этой позиции. Он рассчитывается по формуле:

где v - коэффициент вариации;

xi - i-ое значение спроса по оцениваемой позиции;

x - среднеквартальное значение спроса по оцениваемой позиции;

n - число кварталов, за которые произведена оценка.

Результатом XYZ-анализа является группировка ресурсов по трем категориям:

Категория X - группы товаров, характеризуются стабильной величиной потребления и высокими возможностями прогнозирования.

Категория Y - группы товаров, характеризуются известными сезонными колебаниями и средними возможностями их прогнозирования.

Категория Z - группы товаров с нерегулярным потреблением, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогнозирования невысокая [11].

Совмещённый ABC-XZY анализ.

Однако, для того чтобы сделать какие либо осознанные и стоящие выводы о вашем ассортименте (ТОПовые товары, сопутствующие, неликвидные), ABC-анализа крайне мало. Одного XYZ-анализа тоже недостаточно. А вот совмещённый ABC-XYZ анализ даст нам неплохие результаты и пищу для размышлений [13].

Как часто следует проводить XYZ-анализ: XYZ-анализ в предприятии рекомендуется проводить не реже, чем раз в квартал, причем можно придерживать не строго календарного квартала, а например проводить сезонные аналитические срезы.

Область применения XYZ-анализа.

Для оптимизации ассортимента:

а) уменьшение доли товаров CZ;

б) увеличение доли товаров AX;

в) группа товаров с рангом X может иметь некоторый запас, в то же время закупки по группе товаров с рангом Z должны проходить с максимальной осторожностью (для магазинов работа по таким товарам может идти по индивидуальному заказу).

Для оценки рентабельности товарных групп:

Понятно, что группа товаров с индексом X имеет высокую оборачиваемость, и товары данной группы входят в так называемые ТОПы (лидеры) продаж. Как правило, для таких товаров дистрибуторы стараются поставить привлекательные (специальные) цены, дать дополнительные скидки, но эти группы при оценке показывают высокие издержки обращения в виду высокой интенсивности оборота. Такая ситуация может существенно сказаться общей рентабельности групп. Менеджеры компаний - дистрибуторов принимая решение по снижению цены в TOTAL на весь прайс-листы должны учитывать этот факт и более детально рассматривать программы скидок на категории товаров с индексом X.

Для оценки логистики:

Группа товаров AX, AY - это товары с высокой скоростью оборота, производя расчеты потребности по ним необходимо учитывать скорость доставки, чтобы исключить ситуацию с отсутствием в магазине этих товаров. Компании - дистрибьюторы, как правило, вводят дополнительный временной фактор для данных групп.

Матрица БКГ (BCG - Boston Consulting Group) является одним из наиболее известных методов анализа портфеля продуктов компании. С помощью этого метода можно анализировать продукты компании, направления деятельности компании, хозяйственные единицы, проекты и т.п. Для простоты будем говорить о продуктах [5].

Метод заключается в оценке доли каждого продукта на рынке и оценке степени роста соответствующего рынка (отрасли). Оценка доли на рынке является результатом анализа продаж всех участников отрасли и определении доли в этих продажах, приходящихся на компанию. Доля выражается в процентах к объему рынка. Оценка роста рынка является результатом анализа временных рядов, показывающих в ретроспективе продажи данного вида продукта. Темпы роста выражаются в процентах к предыдущему периоду.

Далее рисуем оси координат. Горизонтальная ось соответствует доле рынка, занимаемой продуктами. Крайняя левая точка соответствует 100%, крайняя правая - 0%. При движении слева направо доля рынка, таким образом, убывает. Вертикальная ось соответствует темпам роста рынка. Крайняя верхняя точка соответствует максимальному темпу роста, крайняя нижняя - минимальному. Крайняя нижняя точка может иметь и отрицательное значение - это означает, что имеется продукт, рынок которого сокращается. При движении сверху вниз темп роста, таким образом, убывает. В осях координат доля на рынке / рост рынка каждый продукт фиксируется как окружность, центр которой имеет координаты, соответствующие полученным оценкам доли и роста рынка, а радиус пропорционален доле продукта в объеме продаж компании.

Далее весь диапазон долей продуктов на рынках разбивается на две части: высокая доля и низкая доля. Диапазон темпов роста также разбивается на две части: высокие темпы и низкие темпы. Определение границ квадрантов матрицы БКГ в каждом конкретном случае происходит исходя из целей анализа. Однако наблюдается общая тенденция разделения матрицы на примерно равные по величине квадранты. Однако не всегда есть возможность построить классическую матрицу БКГ. Это связано, как правило, с труднодоступностью информации, и, как результат, отсутствие необходимых данных. В таких случаях прибегают к адаптированной матрице БКГ, которая строится на основании внутренней информации по предприятию. Такая матрица даёт не меньший результат, а в некоторых случаях, в зависимости от целей анализа, является более эффективной. Однако и классическая и адаптированная матрицы БКГ имеют общий вид и принцип построения, а также общую схему разделения на квадранты. Общий вид матрицы БКГ представлен на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 - Пример матрицы БКГ

Роль продукта определяется его местом в матрице. Всего возникает четыре квадранта, и соответственно четыре типа продуктов:

«Звезда » - продукт, который имеет значительную долю в растущем рынке. Компания, имеющая такие продукты, особенно если они имеют значительные доли в продажах компании (то есть радиусы кругов, изображающих эти продукты, велики), затрачивают значительные средства на поддержание этих продуктов [5].

«Дойная корова » - продукт, имеющий значительную долю на малорастущем или сокращающемся рынке. Потребность в расходах на поддержания и сбыт такого продукта низка, а за счет высокой доли, занимаемой на рынке, такой продукт приносит доход. Такой продукт обычно является донором средств для развития новых продуктов [5].

«Вопросительный знак » («Трудный ребенок», «Дикая кошка», «Темная лошадка») - это продукт с низкой долей на быстрорастущем рынке. Рынок (то есть потребность) в таком продукте растет, но для увеличения его выпуска и захвата значительной доли рынка, требуются значительные средства. Эти средства могут быть получены за счет «дойных коров». Однако может быть принято и решение о снятии такого продукта.

«Собака » («Хромая утка») - продукт с низкой долей на стабильном или уменьшающемся рынке. Как правило, такие продукты требуют непропорционально больших объемов ресурсов [5].

Преимущества:

Матрица BCG позволяет наглядно, на одном листе бумаги увидеть структуру портфеля продуктов и определить источники финансовых ресурсов (то есть, какие продукты являются донорами, а какие акцепторами финансовых ресурсов), а также принимать решения о снятии и развитии тех или иных продуктов.

Недостатки:

Матрица BCG достаточно условна по следующей причине. Естественно задать вопрос - в каком месте провести разделительную линию между «Высокой» и «Низкой» долями рынка, а также другой вопрос - какие темпы роста считать «Высокими», а какие «Низкими»? Понятно, что от ответов на эти вопросы зависят положения границ квадрантов матрицы и, следовательно, отнесение продуктов к тем или иным классам. Метод не дает ответа на эти вопросы, оставляя их на совесть экспертов. Это и означает, что полученные оценки являются в значительной степени субъективными [7].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: