Лексические средства (материал распечатан на каждого ученика)




Средства связи .
Лексические. Примеры
Словаоднойтематической группы .   l Зима в этих краях бывает суровой и долгой. Морозы достигают 60 градусов. Снег лежит до июня. И еще в апреле случаются метели.     l Карамазовых в русской жизни много, но все-таки не они направляют курс корабля. Матросы важны, но еще важнее для капитана и парусника румпель и звезда, на которую ориентируют идеал.  
Лексический повтор Лексический повтор — это повтор слова или употребление однокоренного слова для достижения точности и связности текста, позволяет сохранить единство темы. l В различных стилях и жанрах лексический повтор употребляется по-разному: так, для научных и официально-деловых текстов повтор слова – основное средство связности. l Повтор также используется достаточно часто в таком типе текста, как описание.   l Жил на краю деревни старый Бобыль. Была у Бобыля своя хата и собака. l Мы долго обсуждали прочитанную книгу. В этой книге было то, чего мы ждали. И наши ожидания оказались не напрасными.  
Синонимы и синонимические замены Синонимическая замена — это замена слова в одном предложении синонимом или синонимичным выражением в другом. Обычно используется там, где необходима красочность речи, ее образность: в публицистическом стиле, в стиле художественной литературы       1)На снимке Брестскаякрепость.Вернее, только ее малая – центральная – часть. Мысленно надо продолжить и замкнуть кольцом двухэтажный кирпичный пояс казарм. Разрушенная церковь-клуб стоит в центре почти двухкилометрового кольца цитадели. 2)Художники, выписанные из Антиохии, изобразили на стенах охоту Артемиды. Богиня метала стрелы, и короткая розовая туника небесной охотницы развевалась на ветру. 3)Особое значение для развития русского литературного языка имело творчество А. С. Пушкина. Великому русскому поэту удалось в своих произведениях органично соединить высокие старославянизмы, иноязычные заимствования и элементы живой разговорной речи.  
Антонимы (в том числе контекстуальные)     1)Один был высокого роста, другой — роста низкого. 2) Недруг поддакивает. Друг спорит.. 3)Ореол исключительности тойили иной профессии, деление труда по таким принципам, как «почётно- непочётно », «интересно- неинтересно », как раз и поощряет мысль о недоступности творчества для всех и для каждого. 4)Но это вполне устраивает сторонников нивелирования личности, которые выделяют безликуютолпу бездарных людей и противопоставляют ей людей талантливых. 5)Тот же самый орёл, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет. 6)."Так и хочется сказать, что шум составляет «привилегию» человека в мире, ибо всё, что природа даёт нашему слуху, — это таинственный и многозначительный звук, а не назойливый и пустой шум“ (В предложениях 5-6 использованы контекстные антонимы: в 5 ¾ «куропаткой»,а в 6 ¾ "многозначительный" и "пустой".  
Слова и словосочетания со значением логических связей предложений и резюмирующие слова типа вот почему, поэтому, из этого следует, подведем итог, в заключение и другие   Морская вода содержит много соли. Вот почему она не пригодна для приготовления пищи  
Родовидовые слова, т.е.слова, связанные отношением род — вид: родкак более широкое понятие, видкак более узкое.   В этом лесу много милых сердцу русских деревьев. Но прежде всего замечаешь стволы любимых берез  

Морфологические.

Средства связи  
Морфологические Примеры
Единство видовременных форм– это употребление глаголов одного вида и одного времени подчеркивает временную точность текста. Так, в описании, как правило, используются глаголы несовершенного вида, а в повествовании — совершенного.   1). Ночь наступила. Стало темно. На небе загорелись звезды 2).Тяжелораненый Сергей Муравьев-Апостол, собравшись с сипами, стоит прямо. Он подходит к печке и дотрагивается до нее закоченевшими руками. 3). Самолеты налетели так внезапно, что никто не успел броситься в щели. И все попадали тут же на землю.
Местоименная замена, т.е. замена существительного или другой части речи местоимением, – широко распространенное средство связи:и спользование личных (в 3-м л.), указательных и некоторых других местоимений вместо слов из предшествующих предложений.   1). Язык не передается человеку по наследству. Он развивается лишь в процессе общения. 2).А годы шли да шли; быстро и неслышно, как подснежные воды, протекала молодость Елены, в бездействии внешнем, во внутренней борьбе и тревоге. Подруг у нее не было: изо всех девиц, посещавших дом Страховых, она не сошлась ни с одной.  
Использование союзов, частиц, вводных слов, выступающих средствами связи в начале предложений или внутри предложений, они могут быть и средствами связи всего текста. Например: Вводные слова итак, следовательно и другие обычно связывают последнюю часть текста со всей предыдущий частью.   1).Он сказал, что после признаний на суде он так поступить не может. Ведь обращение о помиловании требует признания вины. А он за собой вины не признает и покаянных слов писать не может. 2).За окном шумит дождь. Зато в доме тепло и уютно.  
Наречия со значением времени и пространства позволяют уточнить временную и пространственную характеристику текста и по смыслу могут относиться сразу к нескольким самостоятельным предложениям.         1).Слева виднелись горы. Узкой полосой блестела река. Зеленели небольшие рощи. Везде здесь было тихо и спокойно. 2). Сегодня кольцо во многих местах разорвано. До сорок первого года оно было сплошным, с тремя воротами.  
Использование степеней сравнения прилагательных и наречий   Место было прекрасное. Лучше и придумать было нельзя. Мы оказались над облаками. Выше уже ничего не было.

Синтаксические

Синтаксические средства связи  
Синтаксический параллелизм – это несколько предложений,имеющих одинаковое строение с точки зрения порядка членов предложения   Надо быть современным. Надо быть безжалостным к прошлому.  
Парцелляция ¾это расчленение одного предложения на самостоятельные высказывания, которые образуют новое сверхфразовое единство Парцеллированная конструкция состоит из двух частей: основного высказывания, которое выступает как самостоятельное предложение, и парцеллята, уточняющего, дополняющего или развивающего основное высказывание.   В современном русском языкепарцелляции часто подвергаются и сложноподчинённые предложения.       1.Он нервничал и ждал. Её и Фомина. 2.Отличную позицию он выбрал. Глубокую, с обзором от леса до озера. 3. Больной поправился. Совсем, абсолютно. 4. В его сердце опять толкнулась непрошенная боль. Жалость. Любовь, слегка забытая. 5. Мы должны быть вместе. Помогать друг другу, заботиться   Катенька часто заходила к Григорию в госпиталь. И потому что это было по пути в гимназию. И потому что её тянуло туда…    
Предложения-скрепы 1)Перейдём к следующей части высказывания. 2) Об этом говорилось выше. 3) Как уже было отмечено... и т.п.  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: