Сущность третьиюньской политической системы. Реформы П.А Столыпина.




В результате государственного переворота 3 июня 1907 г. в России установилась т.н. "третьиюньская" политическая система ("третьиюньская монархия"). Обнародованный 3 июня 1907 г. новый избирательный закон значительно ограничивал представительство в Государственной думе для основной массы населения России (рабочих, крестьян и жителей национальных окраин). При этом основная ставка была сделана на резкое увеличение депутатских мест для помещиков и крупной буржуазии, рассматриваемых как надежная социальная опора самодержавия. Эти категории населения получили в Думе 2/3 мест. Наиболее значительной оказалась фракция октябристов и хотя она не составляла большинства, но от нее зависел исход голосования: если октябристы голосовали вместе с другими правыми фракциями, то в Думе создавалось правооктябристское большинство, если вместе с кадетами и примыкавшими к ним, то – октябристско-кадетское. Эти два блока в Думе позволяли правительству проводить политику лавирования: при необходимости проведения реформ оно могло рассчитывать на поддержку октябристско-кадетского большинства, а принятие консервативных законов обеспечивалось голосами правооктябристского большинства. III ГД вошла в историю, как "октябристский маятник".

III ГД дума была самой "угодной" для самодержавия и просуществовала весь отведенный ей по закону пятилетний срок, проведя 621 заседание. За это время она обсудила и приняла 2432 законодательных акта, подавляющее большинство которых представляли собой второстепенного характера законы о сметах различных ведомств и учреждений, тарифных и таможенных пошлинах, жалование разного рода чиновникам и т. п. (такие мелкие законы метко называли "законодательной вермишелью"). Вместе с тем III Дума занималась и рядом важных вопросов, поставленных в ходе революции 1905 – 1907 гг. рабочим, национальным, аграрным.

Политику "третьиюньской монархии" традиционно принято расценивать как реакционную, однако это было и время преобразований. Самодержавие не могло не учитывать уроков революции, поэтому для его политического курса 1907 – 1914 гг. было характерно сочетание реакционных мер с проведением реформ, лавирование между реакционными дворянскими кругами и либеральной буржуазией. Проводником такого курса стал председатель Совета министров (с 1906 по 1911 гг.) Петр Аркадьевич Столыпин (1862–1911). Он происходил из старинной и состоятельной дворянской семьи, владевшей крупными поместьями в разных губерниях страны, получил блестящее образование. По отзывам современников, П.А.Столыпин обладал твердым, властным характером, был беспощаден в достижении поставленной им цели, но мог пойти и на компромисс. Эти качества П.А.Столыпина были оценены в верхах и обеспечили ему продвижение по государственной службе: от губернатора Саратовской области до министра внутренних дел и главы правительства.

За проводимую им политику наведения в стране порядка жесткими мерами террористические левые организации приговорили П.А.Столыпина к смертной казни. На него было совершено 11 покушений, среди которых особый резонанс получил взрыв на столыпинской даче на Аптекарском острове в Петербурге 12 августа 1906 г. От взрыва погибли 27 и были ранены 32 чел. В ответ на этот акт террористов последовал указ от 19 августа 1906 г. о введении военно-полевых судов в губерниях, объявленных на чрезвычайном положении. В течение последующих 6 месяцев по заключениям этих судов было вынесено 1102 смертных приговора террориста (686 их них были казнены). Расстрелы и виселицы ("столыпинские галстуки") применялись и после подавления революции.

Убежденный монархист, последовательный сторонник и активный защитник "твердой власти", П.А.Столыпин выступал за проведение социальных и политических реформ, направленных на "модернизацию" России, развитие ее экономики и культуры, что в конечном счете позволило бы ей занять достойное место среди наиболее развитых держав мира. 16 ноября 1907 г. он выступил в Государственной думе со своей политической декларацией, изложив программу расширения и переустройства местного самоуправления, развития просвещения, обеспечения неприкосновенности личности. Он ставил проведение этой программы в жизнь в зависимость от принятия Думой его аграрной реформы. Провести успешные преобразования может лишь "твердая власть" при наличии стабильной обстановки в стране. При этом он допускал, что в случае крайней необходимости можно ввести диктатуру. Обращаясь к депутатам левых фракций Думы, П.А.Столыпин заявил: "Вам, господа, нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия". Для проведения в жизнь своей программы реформ он стремился отвести не только социальную опасность изнутри, но и избежать военной извне. Вынося на обсуждение Думы и Государственного совета правительственные программы укрепления обороноспособности страны, он постоянно подчеркивал необходимость избегать втягивания России в какой-либо военный конфликт.

С именем П.А.Столыпина связано проведение реформы крестьянского надельного землевладения. Целесообразность этой реформы была вызвана остротой аграрного вопроса, занимавшего важнейшее место в социально-экономической и общественно-политической жизни России. П.А.Столыпин полагал, что простой передел всей земли между крестьянами, как они того желали, проблемы не решит. По его мнению, главной причиной тяжелого положения крестьянства было не столько малоземелье, сколько преобладание общинного, уравнительного землепользования. В одной из речей он критиковал этот способ землепользования, указывая на отсутствие стимулов к более производительному труду, к использованию знаний и умений наиболее способных хозяев. П.А.Столыпин надеялся, что став полным собственником земли, крестьянин будет трудиться с большим усердием, тщательнее заботиться о земле, повышать урожайность, сможет прокормить себя и иметь возможность продавать излишки и без особого расширения своих земельных владений. Образцом для него служили фермеры и хуторяне Прибалтики и Восточной Пруссии. Кроме того, П.А.Столыпин считал, что с помощью мелкой земельной собственности можно сохранить крестьянство как сословие, избавить его от угрозы обеднения и пролетаризации. Аграрная реформа должна была повлечь за собой усиленный рост промышленности, подкрепленный развитием внутреннего рынка.

Разрушению крестьянской общины способствовал указ от 9 ноября 1906 г. и другие акты, предусматривающие роспуск общины решением простого большинства, а не 2/3 его членов, как было ранее. Власти всячески способствовали дроблению и обособлению крестьянских хозяйств в виде отрубов и хуторов. Другой мерой столыпинской аграрной реформы было переселение избыточного крестьянского населения, в основном бедняков, на малоосвоенные земли за Уралом (на востоке страны).

Результаты преобразований в аграрной сфере оказались противоречивыми. Хотел того П.А.Столыпин или нет, но распространение частной собственности на землю среди крестьян и разрушение общины способствовало развитию аграрного капитализма (хотя и с большими трудностями) и тем самым обрекало основную массу крестьянства на потерю привычного, патриархального, образа жизни и пролетаризацию. Не случайно проведение столыпинской реформы, выделение зажиточных крестьян на отруба и хутора встретило активное сопротивление большинства общинников.

 

Результаты аграрной политики П.А.Столыпина
Создание новых форм землевладения и землепользования Переселение крестьян
Положительные результаты Отрицательные результаты Положительные результаты Отрицательные результаты
Начало создания фермерских хозяйств (к 1915 г. – 10 % всех крестьянских хозяйств). Рост производительности сельскохозяйственного труда (к 1915 г. валовый сбор зерна вырос в 1,7 ра-за), совершенствование агротехники (использование машин, удобрений). Рост экспорта хлеба. Община не была разрушена. Из нее вышло 25 % крестьянских хозяйств, в основном зажиточные и беднейшие, возросло имущественное расслоение крестьян, ускорилась пролетаризация деревни. Крестьянство в целом отрицательно относилось к частным собственникам (поджоги, потравы). К противоречию между крестьянством в целом и помещиками добавилось противоречие между зажиточными и беднейшими крестьянами. За Урал переселилось более 3 млн крестьян. Освоено 30 млн десятин целинных земель. Развивались кооперативные формы хозяйствования. Проблема малоземелья не была решена. От 0,5 до 1 млн крестьян вернулись назад. В местах переселения возникали конфликты с местным населением.

 

Несмотря на все недочеты, незавершенность, столыпинская аграрная реформа имела прогрессивное значение. Она заменила отжившие хозяйственные структуры более рациональными, открывавшими возможности для роста производительных сил в земледелии. Произошло расширение посевных площадей, выросла урожайность, поднялось производство хлеба на душу населения, увеличился вывоз хлебы за границу. Оживление сельского хозяйства способствовало бурному росту промышленного производства. По его темпам Россия вышла на первое место в мире – 8,8 % в среднем в год. Прирост продукции тяжелой промышленности составил за 13 лет (1901 – 1913) с поправкой на рост цен 74%.

Политическая и личная судьба П.А.Столыпина трагична. Против него повели ожесточенную борьбу как левые революционные группировки, так и правые силы. К последним в конце концов примкнул и Николай II. Они видели в Столыпине нарушителя "вековых устоев", узурпировавшего государственную власть в стране. Посягательства на свою политическую монополию дворянство Столыпину не простило. В сентябре 1911 г. он был убит в Киеве одним из двойных агентов, которыми полиция наводнила революционные организации.

Не удалось столыпинской политикой предотвратить и новый подъем революционного движения, начавшийся с Ленских событий 4 апреля 1912., когда войска расстреляли бастующих (270 человек было убито), требовавших улучшения условий труда. Особый размах революционные выступления приняли непосредственно перед началом первой мировой войны. В мае – июле 1914 г. забастовка охватила Баку, Москву, Харьков, Киев, Ростов и многие другие города России. В Петербурге остановились почти все фабрики и заводы, закрылись магазины, прекратилось трамвайное движение. В ответ на нападения полиции рабочие стали сооружать баррикады. Мощный революционный подъем в стране разрастался с неудержимой силой. Он был лишь временно прерван начавшейся войной.

Таким образом, закончилась неудачей еще одна попытка части правящих кругов во главе с П.А.Столыпиным вывести страну из кризиса при помощи реформ сверху. Еще раньше были отвергнуты предложения либералов о постепенном реформировании самодержавной России в конституционную монархию на путях исторического компромисса между обществом и официальной властью. Неуступчивость одних (царского самодержавия), политический экстремизм других (левых партий и организаций), слабость третьих (либералов) неизбежно вели страну к новым революционным потрясениям.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: