Теория подражания — Габриель Тард




Проанализировав все предшествующие достижения в изучении социума и дополнив их своими наблюдениями французский исследователь Г. Тард разработал собственную оригинальную концепцию.

Своей концепции Тард дал название интерментальной психологии. Исследователь рассматривал социологию как социальную психологию, которая изучает самые разнообразные общественные процессы и явления. Такую социологию он считал возможной потому, что она основывалась на передаче сознанием одного человека сознанию другого определенной необходимой информации. Именно такой передачей Тард объяснял течение мнений, возникновение массовых импульсов, традиций, национальных обычаев и других процессов, структур, явлений, сил. Под социальными процессами Тард понимал в первую очередь межличностные, интериндивидуальные отношения и процессы.

Ученый полагал, что предмет социологии и ее возможности как науки, достаточно глубоко можно изучить только в тесной связи с конкретными психологическими явлениями, например, верованиями и желаниями. В «Социальной логике» изложена его мысль о том, что в социологии нет ни одной отрасли, которая не представлялась бы двойственно, в случае, когда отрасль эта рассматривается с позиции верования или желания. Понимание социологии как интериндивидуальной и интерментальной психологии убирало из поля зрения исследователя макросоциальную структуру, которая являлась основой для формирования межличностных взаимодействий.

Основными типами процессов, происходящих в социуме, Тард считал:

· Повторение (следование примеру, имитирование);

· Противопоставление;

· Приспосабливание.

А основными законами, соответственно:

· Подражание;

· Оппозицию;

· Адаптацию.

Среди этих основных процессов и законов ведущую роль Тард отводил закону подражания. Этот закон ученый считал своего рода гипнотизацией. Теорией подражания он объяснял все виды межличностных и коллективных взаимодействий, а наиболее характерным типом социального подражания считал повторение низшими слоями действий высших слоев.

Принцип подражания, по мнению ученого, объяснял в целом принцип жизни во всех ее проявлениях – и индивидуальной, и коллективной. Поэтому Тард характеризовал этот принцип как некое имеющее постоянный характер всемирное общественное явление: результатом подражания являются рост и экономическое развитие государств, появление языка, религии и прочие явления и процессы в социальном мире.

Социальное познание – это, в основе своей, знакомство с самим принципом подражания. Причины, которые оно имеет, можно поделить на:

· внутренние, объясняемые логически;

· внешние, которые с помощью логики объяснить нельзя.

Среди внешних социальных причин он отводил особое место религиозным, политическим, эстетическим, экономическим, лингвистическим и некоторым другим влияниям.

Ученый-социолог утверждал, что имеющие наибольшее значение действия в личной и общественной жизни совершаются вследствие подражания чьему-либо примеру. Все многообразие социальных взаимодействий, таким образом, укладывалось в схему действий по типу «учитель-ученик».

Позже социологи-последователи теории Тарда пришли к выводу, что в обществе находят реализацию три основных вида подражания:

· подражание друг другу;

· подражание образцам;

· подражание идеалу.

Ученый рассматривал подражание в сочетании с влиянием людей друг на друга. Таким образом, теория подражания выходила за рамки изучения действий отдельно взятого человека и обращалась к изучению процесса межличностного взаимодействия. Социум является итогом взаимодействия индивидуальных сознаний людей. Люди передают друг другу верования, убеждения, желания, намерения и каждый человек в этой передаче усваивает определенную информацию.

Как и Г. Лебон, Тард уделял большое внимание особенностям группового поведения. В исследованиях он тоже обращался к характеристике толпы, но рассматривал ее в сравнении с публикой. Публику он понимал как духовную и интеллектуальную общность, где индивидуумы имеют личное пространство и возможность самовыражения. В отличие от публики, психологическое единство толпы основой своей имеет в первую очередь физический контакт, в толпе личность нивелируется. Становление публики ученый поделил на периоды, назвав публику продуктом времени. Факторы, способствующие появлению публики конца XIX в., Тард видел в возникновении и деятельности салонов и клубов XVIII в., однако настоящую историю ее развития он связывал с появлением газет, доступных массам людей.

По мнению Тарда, общество города сформировалось из первоначальной толпы, тогда как в условиях деревни общество зародилось на основе семейной ячейки.
Толпа понималась Тардом как форма организации жизни социума на стадии относительно развитой городской культуры. Чертам, характерным для представителей толпы, ученый уделял особое внимание. Ими были: эгоизм, вера, страсть, наличие цели, «коллективное самолюбие», лишенная рациональности односторонняя подражательность.

Тард классифицировал виды толп по критерию отношения этой толпы к возможностям собственной деятельности. Таким образом он поделил толпы на:

· внимающие;

· выжидающие;

· заявляющие о себе;

· действующие.

Исследования социолога коснулись и учения о методах эмпирического исследования в социологии. Статистический и археологический методы социологии Тард выделял в качестве основных.

Археологический метод основывался на анализе исторических документов, статистический использовался для изучения процессов подражания. Для работы и большей наглядности Тард составлял кривые распределения подражательных действий и потоков.

Использование статистического метода в криминалистике позволило ему осуществить такие исследования проблем преступности, за которые он получил высокие оценки со стороны своих современников.

Данные, полученные в результате этих исследований, позволили Тарду утверждать, что человек преступником не рождается, а становиться им в силу следования законам подражания и приспособления. После этого закон подражания стали использовать в криминалистике и криминологии.

Так в западной социологии Тард стал одним из родоначальников криминалистического направления. В этом плане его идеи простирались не только на социологию, но и на криминалистику.

Источником социального прогресса Тард считал изобретения и нововведения, к какой бы сфере они ни относились – к техническим новшествам или политическим идеям. Изобретения и новшества являлись для ученого предметом психологического и социального изучения. Изобретение и подражание имели тесную связь, потому что дальнейшая адаптация и внедрение нововведений могли происходить только в результате действий повторения.

Тард полагал, что изобретение порождает как верование, так и желание. Он считал изобретение первопричиной богатства, рассматривая его как результат творческой деятельности отдельного индивида. Ученый подчеркивал, что лишь благодаря подражанию общество прогрессирует в виде развития искусства, экономики, политики, религии и многого другого.

Французский исследователь был среди первых обративших внимание на возрастание значимости коммуникативных средств: телефона, телеграфа и газет, которым он отводил особую роль. Социолог называл прессу важным фактором объединения и социального контроля. Не менее значимой функцией прессы Тард считал просветительство. Он указывал на то, что возникновение и быстрое распространение газет положительно сказалось на формировании публики и значительно повысило уровень самосознания каждого человека. По мнению ученого, пресса играла значительную роль в появлении и дальнейшем развитии различных политических партий, религиозных объединений, способствовала построению основ общественного мнения.

Позже все эти и другие идеи выдающегося французского ученого получили развитие в исследованиях общественного мнения, средств массовой коммуникации, теориях и идеях «массового общества».

Тарда по праву считают одним из создателей социальной психологии. Значение его деятельности для последующего развития социологии неоспоримо. Его работы внесли вклад в исследование проблем политики, экономической деятельности, логики, моды, преступности, толпы, публики и других социальных явлений, проводившихся в XX в..

Что же касается его главного «детища» – теории подражания, то она не оказала заметного влияния на последующее течение социологической мысли. Более того, некоторые основные ее положения подверглись жесткой критике. Так, В. Вундт в своих воззрениях по поводу этой теории указывал на размытость и неопределенность подражания. Опровергал теорию и Э. Дюркгейм, полагая, что нельзя любые действия повторения характеризовать только лишь с позиций подражания. При этом речь велась о некоторой вульгаризации и излишнем упрощении процесса подражания, что иногда возникало под влиянием этой теории.

Современные исследователи считают недочетом теории подражания то, что в ней акт поведения выводится из осознанного мотива, в то время как усвоение нового образца действий начинается как раз чаще с внешних, поверхностных признаков, а сознание лишь после этого подстраивается под уже сложившийся стереотип действий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: